Теоретические подходы к изучению страха смерти
Иванович М.И. (Иркутск)
Таинственность и неизбежность смерти всегда была некой загадкой для человека. Отношение общества к смерти на всём протяжении его развития имело неоднозначный характер и претерпело ряд трансформаций. От признания полного её отсутствия в цикле жизни человека как факта конечности бытия в языческих культурах, до понимания смерти как неизбежности существования в современном европейском обществе. Как научная проблема страх смерти и отношение к ней носит междисциплинарный характер и является предметом изучения философии, истории, психологии и танатологии. В этой статье мы предпримем попытку представить обзор психологической литературы по этой проблеме. Анализ научной литературы показал, что проблема страха смерти в психологии все еще остаётся мало изученной и в основном представлена в рамках психоаналитического и экзистенциального направлений. При этом очень редко в публикациях можно встретить терминологическое обоснование данного понятия. Мы встретили следующее определение страха смерти, данное в Новейшем психологическом словаре: «Страх смерти – один из основных страхов по З. Фрейду, понимается как процесс в ходе которого Я слишком широко расходует запас своего нарциссического либидо, как нечто, подобное кастрационному страху» [8, стр.636] Многие психологи придерживаются данного определения, другие рассматривают страх смерти как эмоцию или состояние на ряду с другими страхами, в зависимости от приверженности автора той или иной теории. З. Фрейд, вынужден был ввести понятие инстинкта смерти, однако данный инстинкт в его теории служит для объяснения аутодеструктивных проявлений человека, при этом, страх смерти является производным первичного страха утраты любимого объекта и невроз по прежнему остается обусловленным либидо. Непосредственно темы смерти Фрейд касается лишь в нескольких небольших статьях «Мы и смерть», «Три шкатулки», «Тотем и табу». Страх в целом Фрейд подразделяет на сигнальный и автоматический. Автоматический страх или первичный связан с опасением полного уничтожения, сигнальный страх является следствием ожидаемой инстинктивной напряженности, возникающей в эго [11,стр.14].
Ученики Фрейда не разделяли взглядов своего учителя относительно теории либидо и ее центральной роли в мотивации человека. О. Ранк в своей теории развивает идею о травме рождения, которая охватывает физиологический и психологический уровни и оказывает влияние на все последующее развитие человека. Тревога рождения является базовой по отношению к любого рода последующей тревоги. Н. Фоудор уделял особое внимание пренатальному периоду его роли в развитии личности. Он ввел понятие «организмическое сознание», при этом опираясь на результаты анализа сновидений пациентов и экспериментальные данные, утверждает, что страх смерти возникает при рождении человека. Травма рождения, несомненно имеет важный психологический смысл, подтверждением чему могут служить современные аппаратурные исследования, поведения плода в момент искусственного прерывания беременности которые показывают сопротивление ещё не родившегося ребёнка насильственному акту по отношению к нему. Дальнейшее развитие идея, связанная с травмой рождения получила в трансперсональной и интегративной психологии, где были созданы теоретические модели, объясняющие механизм возникновения страха смерти и его последующие возможные варианты развития, а также практические методы работы с травмой. Согласно теории С. Грофа [2; 3], ребёнок впервые сталкивается с опытом смерти в первой стадии рождения или во время прохождения второй базовой перенатальной матрицы, характеризующейся состоянием беспомощности, безысходности. Многие страхи являются следствием опыта прохождения вторй матрицы, например страхи пауков, животных, страх материнства и т.д. Вторая стадия рождения или третья базовая перенатальная матрица проходит под общим знаком борьбы смерти и возрождения с опытом третьей матрицы связаны страх высоты, агорафобия, танатофобия и другие страхи. Червёртая матрица тесно связана с третьей по смыслу и в символическом выражении представляет опыт смерти-возрождения и влечёт за собой чувство полного уничтожения.
Опыт, связанный с травмой рождения, вытесняется в бессознательное, где образует системы конденсированного опыта включающего переживания биографической области и надличностных состояний, которые объединены сильным эмоциональным зарядом сходного качества. [2,cтр.20] «Системы конденсированного опыта являются общими организующими принципами на всех уровнях психики» [2.стр.20]. Опыт, связанный с рождением находит своё отражение в последующем развитии человека, считает немецкий психотерапевт Ф. Риман «Страх индивидуален, является отражением личностных особенностей и появляется с рождением человека. Страх содержится в нашем существовании и является отражением нашей зависимости и нашего знания о неизбежности смерти» [9, стр.3]. В работе «Основные формы страха» он рассматривает влияние страха на формирование личности, где автор выделяет четыре основных формы страха, от которых зависят все другие страхи, определяемых четырьмя базальными тенденциями. - Страх перед самоотвержением, переживаемый как утрата «Я» и зависимость. - Страх перед самостановлением (стагнацией «Я») переживаемый как беззащитность и изоляция. - Страх перед изменением, переживаемый как изменчивость и неуверенность. - Страх перед необходимостью, переживаемый как окончательность и несвобода» [9, стр.8]. На основе этих страхов формируются четыре типа личностной структуры: - шизоидная, депрессивная, истерическая и навязчивая с характерной для неё акцентуацией. Ведущий психический радикал личности, входит в сложную систему представлений о себе, образуя неповторимый внутренний мир человека. Мы согласны с точкой зрения учёных, которые считают, что основными «Я» идентификациями для человека являются: «Я»-материальное, «Я»-социальное, «Я»-духовное. По мнению В.В. Козлова - «Ядро «Я»-духовного – это интимные, сакральные смыслы, которые касаются стержневых проблем бытия. Основные темы: одиночество, проблема смысла жизни, экзистенциальной грусти, тоски, смерти, служения» [4, стр.175]. Развивая данную идею можно сказать, что страхи связанные с угрозой статусу человека, входят в «Я»-социальное, страхи потери, утраты, биологические страхи, могут быть отнесены к «Я»-материальному, все три группы страхов могут быть осознаваемыми человеком.
Смыслы «Я» - духовного рассматриваются в экзистенциальной психологии, как основные данности бытия. В общем виде мнение экзистенциалистов по отношению к смерти разделяется на две диаметрально противоположные точки зрения, согласно одной из которых, осознание человеком конечности бытия является фактором, фрустрирующим развитие и жизнь человека, согласно второй версии осознание и интеграция смерти может способствовать более аутентичному его существованию. Исходя из современных подходов к изучению проблемы страха смерти, можно признать обе точки зрения экзистенциального подхода правомерными, поскольку осознание смерти формирует у человека собственное представление о данном феномене, на основании которого выстраивается особое отношение к этой реальности. Канадский психолог П. Вонг [13, стр. 121-148]. в своих теоретических исследованиях выделяет пять возможных вариантов осознаваемого отношения к смерти (страх смерти, избегание смерти, нейтральное отношение к смерти, принятие смерти, понимание смерти как освобождение от проблем) образующих в сочетании индивидуальную картину отношения к смерти для конкретного человека, определяемую опытом жизни. В зависимости от сложившегося характера отношения к смерти, жизнь может приобрести особую ценность и смысл, либо стать иллюзией и кошмаром.
На основании проведенного анализа мы приходим к следующим выводам: Страх смерти и отношение к ней всё еще остаются малоизученными. В психологии впервые данная проблема была затронута в психоанализе З. Фрейдом, однако так и не получила своего дальнейшего развития. О. Ранк, Фоудор считали страх смерти проявляется в период рождения и отмечали влияние страха смерти на развитие личности и жизнь человека. Эта идея разрабатывалась в рамках трансперсонального и интегративного направления в психологии, где были рассмотрены особенности возникновения базовой тревоги и страха смерти в пренатальном периоде и сразу после рождения. В рамках экзистенцального направления является дискуссионным вопрос о влиянии на жизнь человека факта осознания им смерти, для его разрешения может стать перспективной теория П. Вонга. рассматривающая отношение человека к смерти как многоуровневую модель созданную на основе экзистенциального подхода. Опираясь на проведенный анализ литературы, мы попытались дать общее определение страха смерти. Страх смерти – это феномен, обусловленный природой человека, первоначально существует как инстинкт самосохранения, в процессе онтогенеза претерпевает ряд трансформаций, он актуализируется в перенатальном периоде и оказывает влияние на развитие человека, отражаясь на телесном, поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях, т.е. является базовым страхом. Особенности развития страха смерти обусловлены опытом рождения, жизни, социальной средой и культурными традициями. Наиболее остро страх смерти проявляется в период возрастных кризисов и критических жизненных ситуациях, при неблагоприятных условиях может приводить к отклонениям в развитии (невротизации личности, фобическим расстройствам) Основной целью страха смерти является реализация адаптивной функции и придание смысла жизни человека при интеграции в структуру личности способствует самоактуализации личности и более аутентичному её существованию.
Литература: 1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М.: КСП, 1996 с.37-39 2. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Институт трансперсональной психологии, 2001. 3. Гроф С. Надличностное видение. М.: Институт трансперсональной психологии, 2004. 4. Козлов В.В. Психотехнологии изменённых состояний сознания. 5. Краткий психологический словарь/ Под ред. Петровского А.В. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 6. Мэй Р. Смысл тревоги М.: Независимая фирма Класс, 2001 7. Мэй Р. Экзистенциальная психология.М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. 8. Новейший психологический словарь/ Под ред. В.Б. Шапаря. Ростов-на-Дону. Феникс, 2006. 9. Риман Ф. Основные формы страха.: М Алетейа 1998 10. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному М. Минск.: Харвест 2006 11. Эммануэль Р. Страх. М.: Проспект, 2002 12. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М. Класс, 2004. 13. Wong, P.T.P., Reker, G, & Gesser, G. (1994). Death Attitude Profile – Revised: A multidimensional measure of attitudes toward death. In R. Neimeyer (Ed.), Death anxiety handbook (pp. 121-148). New York: Taylor & Francis.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|