Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е.В. Логинова (Екатеринбург), В.В. Козлов (Ярославль)




СОЦИАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

XXI СТОЛЕТИЯ

 
 


ТОМ 2

Ярославль, 2005

 

 

Печатается по решению

Президиума Международной Академии Психологических Наук

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ XXI СТОЛЕТИЯ. Т.2 / Под редакцией Козлова В.В. – Ярославль, 2005 - 336с.

 

Состав организационного комитета Симпозиума:

Председатель. Новиков В.В.,

Директор Козлов В.В.

Члены Оргкомитета Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Лаптев Л.Г., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.В., Обозов Н.Н., Поваренков Ю.П., Свенцицкий А.Л., Семенов В.Е., Урванцев Л.П., Урываев В.А., Шарапов Е.П., Фетискин Н.П., Фоминых В.П., Шевчук В.Ф.

Программный комитет - Карпов А.В., Кашапов М.М., Клюева Н.В., Козлов В.В., Мазилов В.А., Фетискин Н.П.

 

Ответственный редактор Козлов В.В.

 

 

Редколлегия:

Мазилов В.А., Новиков В.В., Урываев В.А.

 

Техническая редакция Демчук И.В.

 

 

ã МАПН, 2005 г.

ãКозлов В.В., 2005 г.

«Замкнутый круг»

Профессионального самоопределения

Е.В. Логинова (Екатеринбург), В.В. Козлов (Ярославль)

В отечественной и зарубежной психологии и педагогике ситуацию выбора профессии традиционно принято рассматривать в контексте психологии труда и профессионального обучения. Нам представляется, что такой подход не отражает всей полноты проблемы, так как профессиональное становление – это процесс, охватывающий длительный период становления личности.

Ведущей деятельностью у юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь, становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о будущей профессии.

Учащиеся 10–11-х классов отчетливо переживают кризис учебно- профессиональной ориентации. Он заключается в выборе способа получения дальнейшего образования или профессиональной подготовки. Следует подчеркнуть, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант продолжения учебы, ориентированной на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию. Завершая очередной этап своей жизни, человек должен избрать дальнейший путь, причем ответственность за выбор ложится на его собственные плечи.

По мнению И.С. Кона, лишь некоторым школьникам, в силу экстремальных семейных обстоятельств, приходится сталкиваться с ситуацией экзистенционального выбора; большинство же обычно оказываются не готовы как к самому выбору, так и к принятию ответственности за него. Тем более что делать выбор приходится не в условиях социальной, экономической реальности, а в рамках системы образования. Отсюда и типичные ошибки: выбор «за компанию», отождествление профессии со школьным предметом, перенос отношения к человеку (например, к учителю) на профессию, неумение определить пути получения профессии и др.

Эмпирические данные свидетельствуют, что выпускники школ плохо ориентируются в вопросах о состоянии рынка труда, не способны оценивать соответствие своих запросов возможностям их удовлетворения. Для многих молодых людей необходимость принимать серьезные усилия для овладения той или иной профессией и наличие жесткой конкуренции являются неожиданностью. Многие не осознают, что в течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию; что, может статься, не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием.

Переживание кризиса, рефлексия своих возможностей приводят к коррекции профессиональных намерений. Вносятся коррективы и в оформившуюся к этому возрасту Я-концепцию.

Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору способа получения профессиональной подготовки или профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Девушки и юноши попадают в сообщества людей с отклоняющимся поведением. Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта – переживания своей неполноценности, отторгнутости, ненужности.

Кризис ревизии и коррекции профессионального выбора на данной стадии не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт. Можно отметить вялотекущий характер этого кризиса. Но изменение социальной ситуации развития и перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную позволяют охарактеризовать его как самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности.

К возрастным особенностям выпускника можно отнести и актуализацию ценностно-смысловой сферы. Общество, разрушив многие идеалы и ценностные ориентиры, не заменило их на новые. В настоящий момент происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации. Вновь появившиеся профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. Поэтому неопределенность ценностных представлений о самой профессии создает дополнительные трудности и смещает ориентиры в выборе желаемого образа жизни с помощью профессии. Профессия здесь уже выступает как средство достижения этого образа жизни, а не как существенная часть процесса становления в профессии.

Подросток, задавая себе вопросы: «Кто я?», «Кем я хочу стать?», часто отождествляет ответ с конкретной профессией. Поэтому еще у школьника необходимо формировать внутреннюю готовность к осознанному самостоятельному построению, коррекции и реализации перспектив своего развития, поиску личностно значимых смыслов в определенной профессиональной деятельности.

В этой связи представляется целесообразным включение в программу профориентации модульных методик обучения. Старшеклассники в течение 2 или более лет должны приобретать первичные навыки нескольких специальностей, чтобы в дальнейшем иметь возможность определиться с профессиональным выбором. Это достигается путем встреч с представителями различных профессий, совместным обсуждением плюсов и минусов конкретных специальностей, наличия «подводных камней», профессиональных социальных ниш, истинной конъюнктуры рынка труда. Им должна предоставляться возможность попробовать свои силы в разных сферах деятельности через ролевые, деловые, организационно-деятельностные игры, путем пребывания в профессиональных лагерях летнего отдыха, волонтерство и составление личных портфолио по итогам работы. Выпускникам школ необходимо осознать, что обеспеченная, достойная жизнь и наличие интересной, любимой работы теснейшим образом взаимосвязаны. Как бы не была престижна и дорога в обучении избранная профессия, если человек не испытывает к ней искреннего личного интереса, со временем он начнет деградировать как специалист, так как у него не возникнет желания постоянно в ней совершенствоваться. Это в свою очередь неизбежно повлечет падение профессионализма, востребовательности и, как следствие, – уменьшение оплачиваемости. Любимое дело, даже не являясь самым «модным» и «дорогим», часто становится окупаемым, ибо любовь к своей профессии, сопровождаемая постоянным совершенствованием в ней превращает человека в истинного профессионала, которому общество готово достойно платить. В этом и заключается «замкнутый круг» профессионального самоопределения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...