Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русские национально – культурные




ТРАДИЦИИ ОКАЗАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Лапина Л.В. (Кострома)

В настоящее время в психологической науке и практике ведётся поиск простых и эффективных способов, методов и технологий оказания психологической помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Задача психологов заключается в том, чтобы методы психологической помощи стали культуросообразными и легко применимыми в отношении россиян, а обращение к профессиональной помощи психолога стало распространенным явлением. Помимо психологов активным агентом помощи выступает Русская Православная Церковь, которая обозначает обращение к религии, к Богу как традиционный, а соответственно и единственно надёжный способ разрешения проблем, претендуя на монополию в духовной жизни человека.

С целью изучения русских национально – культурных традиций оказания психологической помощи в апреле 2004 года нами было проведено психологическое исследование. Участниками эксперимента стали жители города Мантурово костромской области в возрасте от 11 до 70 лет, в количестве 80 человек. Испытуемые были разбиты на 4 возрастные группы:

1. Дети до14 лет; 2. Молодёжь от 15 до 30 лет; 3. Взрослые от 31 до 50 лет;

4. Пожилые люди от 51 до 70 лет. В каждой возрастной группе было по 20 участников (10 мужчин и 10 женщин). Исследованием был охвачен весь половозрастной состав населения.

Испытуемые указали следующие основные русские народные традиции оказания психологической помощи:

- традиция морально – психологической поддержки: помощь советом, добрым словом утешением, умением выслушать, поддержать силой духа, традиция молча присутствовать и сопровождать человека в момент его страданий – 33 % испытуемых;

- традиция бескорыстной, взаимной помощи: традиция братской и дружеской помощи, взаимная помощь – «ты – мне, я – тебе» - 29 % испытуемых;

- традиция хлебосольства, гостеприимства, милосердия – 11, 5 % испытуемых;

- отвлечься от беды, переключиться на другие виды деятельности, уйти в творчество – что-либо создать – 6, 5 % испытуемых;

- алкогольная традиция – «выпить с горя», «похмелиться» - 6, 5 % испытуемых;

- традиция обращения к народной медицине – 5 % испытуемых;

- традиция снятия психологического напряжения, путём эмоционального отреагирования: посочувствовать, разделить горе, «вместе поплакать» - 2, 5 % испытуемых;

- традиция религиозной помощи: обратиться к Богу, сходить в церковь – 2 % испытуемых;

- традиция интеллектуального поиска выхода из проблем: поискать причину проблемы, поразмышлять, как избавиться от бед – 1, 5 % испытуемых.

Таким образом, исследование показало, что среди русских людей независимо от пола и возраста выявлены устойчивые традиции морально – психологической поддержки, бескорыстной и взаимной помощи. Россияне хорошо осведомлены о русских традициях оказания психологической помощи и стремятся поддерживать их. Женщины лучше осведомлены о традициях оказания психологической помощи и поддержки, они склонны к осмыслению жизненного опыта, к поиску причин существующей проблематики. Мужчины предлагают виды психологической помощи, которые позволяют снять острое эмоциональное состояние, выступающее лишь следствием возникшей проблемы. В обыденной жизни россиян практически не бытует традиция обращения за психологической помощью к Богу, церкви, религии.

Так же в исследование было включено изучение традиций оказания психологической помощи человеку в трудной жизненной ситуации методом контент – анализа русских народных пословиц и поговорок. Всего было проанализировано 127 пословиц, из них: 89 пословиц, содержащих нерелигиозные, бытовые установки и 38 пословиц, содержащих религиозные установки оказания психологической помощи человеку.

Контент – анализ русских пословиц и поговорок показал, что традиция помощи на Руси существовала ещё до принятия христианства.

Смыслы религиозных пословиц, а так же способы помощи, предложенные в них, часто противопоставляются смыслам и способам помощи, предлагаемых в бытовых пословицах. Пословичные выражения, содержащие религиозные установки помощи, призывают человека к отстранению от социальной реальности, к уединению и бездействию при встрече с жизненными испытаниями. Они направлены на подавление и сдерживание собственной инициативы при решении проблем, на смирение, терпение и богобоязнь, нерефлексивную веру.

В бытовых пословицах отражены способы эмоциональной саморегуляции в трудной жизненной ситуации, способы обращения за помощью к другим и самостоятельного поиска выхода из проблем, интеллектуального осмысления жизни. Нерелигиозные пословицы выступают как стимул к борьбе с трудностями, человек рассматривается как плодотворный деятель и хозяин жизни. Эти половицы повышают субъектность и жизнеспособность человека, усиливают положительный контекст жизни, внушают оптимизм и повышают значимость собственных суждений при разрешении проблем.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что для психологической науки, бытующие среди населения и в пословицах нерелигиозные традиции психологической помощи являются наиболее адекватным ориентиром при разработке новых, культуросообразных методов оказания психологической помощи населению.

КАЧЕСТВА САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА

П.В. Лебедчук (Курск)

В понятии «субъект» акцентируется в первую очередь активное, авто-номное, целостное, деятельностное начало человека, реализуя которое, он осу-ществляет свои реальные отношения с действительностью (Абульханова К.А., Анцыферова Л.И., Божович Л.И., Климов Е.А., Конопкин О.А. и др.). Субъективное становление и бытиё человека сложно и многоаспектно, так как обеспечивается системой всей человеческой психики и реализуется в разнообразных формах (Рубинштейн С.Л., Брушлинский А.В., Конопкин О.А. и др.). Как отмечают Платонов К.К., Новиков В.В., Шамионов Р.М. и др., субъек-тивное благополучие достигается только в том случае, если человек находится в процессе постоянного поиска, утверждения себя и самореализации в социуме, самоактуализации и стремления реализовать свое предназначение («человеку что-то дано, а что-то задано»).

По мнению Конопкина О.А., субъектное развитие и субъектное бытие человека определяются в первую очередь формированием и развитием тех сто-рон и качественных особенностей глобального феномена саморегуляции, кото-рые детерминируют его стержневую, сущностную характеристику – общую способность к самостоятельному осознанному построению регуляции в новых видах и формах деятельности, способность к продуктивной творческой саморегуляции.

К качествам личности, отражающим ряд общих и конкретно-профе-ссиональных особенностей саморегуляции деятельности и имеющим отношение к творческому, инициативному осуществлению профессиональной деятельности, характеризующейся высоким уровнем самостоятельности, мы отнесли следующие:

· четкие профессиональные установки, понимание главных задач своей работы;

· осознанность основных мо­рально-нравственных установок и норм профессиональной деятельности;

· целеустремленность, умение добиться цели;

· инициативность, умение ставить свои цели, видеть проблемы и задачи, находить способы их решения;

· умение правильно действовать, быстро находить решения в меняющихся или новых условиях;

· умение анализировать, оценивать наличные условия при постановке целей, задач и выбора способа их решения (способа своих действий);

· оригинальность, нешаблонность мышления, суждений, решений;

· ответственность за результаты своей работы, умение критично анализировать и оценивать свою деятельность, поступки, ре­зультаты работы;

· чувство профессионального долга.

Задача максимального раскрытия в человеке его активных деятель-ностных начал, его индивидуально своеобразного творческого потенциала, т.е. раскрытия и развития именно субъектных качеств человека, в последнее время становится приоритетной. Огромный материал для поиска путей ее решения может дать анализ жизнеописаний мастеров своего дела, профессионалов с большой буквы, так как чем сложнее, шире, нестандартнее, разнообразнее обязанности и задачи, с которыми приходится сталкиваться человеку при выполнении его профессиональной деятельности, тем боле необходим высший уровень развития общей способности к саморегуляции.

Рассмотрим пути достижения высокого уровня саморегуляции на при-мере профессиональной деятельности Заслуженного деятеля науки РФ, доктора психологических наук, доктора экономических наук, профессора В.В.Новикова. Многие знающие его люди считают его человеком поразительной силы, мощи и одухотворенности, незаурядной личностью, талантом, безоглядно отдающим себя служению науке и Отечеству. Масштабность его профессиональных достижений определяется его разносторонностью и одновременно целеустремленностью при решении главных задач.

Такое ценное качество саморегуляции, как умение видеть проблемы и находить способы их решения, «характер путешественника-первопроходца», позволил В.В.Новикову стать создателем уникальных образовательных и научных школ, автором многочисленных научных трудов. Внушительный список научных работ, выполненных им и под его руководством, говорит о необычайной интенсивности и продуктивности его деятельности. Опыт В.В.Новикова в проведении репрезентативных и длительных социально- психологических экспериментов на большом числе предприятий вызывал «удивление и восхищение» (К.К.Платонов) у выдающихся деятелей отечественной психологии.

Ответственность за результаты своей работы, чувство профессионального долга заставляли В.В.Новикова настойчиво и последовательно отстаивать свои научные убеждения, преодолевая сопротивление общественно-политической системы и конкретных личностей.

Оригинальность, нешаблонность мышления В.В.Новикова проявляются на протяжении всей его профессиональной деятельности: в ярких публици-стических статьях и глубоких теоретических исследованиях, в блистательных лекторских выступлениях и серьезных управленческих решениях.

Анализ трудного самоопределения в профессии (до 1964 года), профессионального становления (1965-1969 годы), профессионального признания (1970-1987 годы) и профессионального совершенствования (с 1988 года) Виктора Васильевича Новикова позволяют говорить о ярком индивидуальном стиле саморегуляции произвольной активности, определившим значительность и глубину личности ученого, его высочайший профессионализм и нравственность. Профессиональное служение В.В.Новикова можно рассматривать в качестве примера развития качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с различными сферами действительности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...