Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологическая сущность педагогической культуры




А.Ж. Майданова (Актобе)

 

В ряду важнейших задач, стоящих перед учебными заведениями МВД, стоит задача воспитания высокой педагогической культуры у будущих специалистов органов внутренних дел. Формирование педагогической культуры у курсантов и слушателей является одним из актуальных направлений педагогических исследований. Многими учебными заведениями, в том числе и в системе МВД, накоплен обширный опыт подготовки специалистов, однако, научно обоснованных педагогических рекомендаций по вопросам воспитания их педагогической культуры разработано явно недостаточно. Недостаточная теоретическая разработанность психолого-педагогических проблем ведет к тому, что в учебных заведениях МВД отсутствует целостный и системный подход к воспитанию педагогической культуры у курсантов и слушателей. За пределами внимания исследователей – педагогов остаются такие важные аспекты, как выделение и систематизация профессиональных педагогических качеств будущих сотрудников ОВД и создание на этой основе модели личности специалиста с высокой педагогической культурой.

Сложности и расхождения в изучении проблемы педагогической культуры связаны с тем, что рассматриваемое понятие как научное исследовано недостаточно. В словарях и педагогической энциклопедии определения не даются, существующие различные трактовки в основном эмпирического характера и оторваны от практики.

Проблемы педагогической культуры вошли в историю педагогики вместе с системами, концепциями ученых - мыслителей, ученых – педагогов: например, мысли Я.А. Коменского о высокой культуре, энциклопедическом образовании, совершенном владении искусством слова; взгляды Ж.Ж. Руссо, В.Г. Белинского, А.И Герцена о таланте, широте кругозора педагога, о его умении связывать знание с жизнью; идеи К.Д.Ушинского о творческом характере труда учителя; представления Н.Г. Чернышевского о необходимом для каждого воспитателя суровом анализе самого себя с тем, чтобы преодолеть в себе свойства, которые могут пагубно воздействовать на детей; требования Ы. Алтынсарина прививать «здравый взгляд на вещи» учащимся, «учиться у природы», не ограничиваться «книжными объяснениями, а опираться на опыт, образцы науки и искусства»; размышления Абая Кунанбаева об ученом человеке-воспитателе, который руководствуется принципами этического идеала «Адам бол» и выполняет важную культурную миссию – научить молодежь уму-разуму; положения Ш. Кудайбердиева о наставнике высокой культуры, вобравшего в себя разумное и доброе.

Педагогическая культура как научная категория начала разрабатываться сравнительно недавно. Наиболее значительными и интересными являются труды А.В. Барабанщикова, Н.М. Бавченко, В.К. Григорьева, Н.В. Кузьмина, С.С. Муцынова, В.А. Сухомлинского и др. Конец прошлого тысячелетия отмечен появлением ряда работ, авторы которых в той или иной форме затрагивают вопросы педагогической культуры людей различных специальностей и различной возрастной категории. Так, педагогическая культура пропагандиста выражается в психолого-педагогических и методических знаниях, в умении реализовать их в своей деятельности; педагогическая культура инженера-руководителя – в уровне психолого-педагогической подготовленности, предполагающей наличие определенного набора знаний, умений и личностных качеств; педагогическая культура офицера представлена как синтез психолого-педагогических убеждений и мастерства, общего развития и профессиональных качеств, педагогической этики и системы многогранных отношений. Появление таких работ, на наш взгляд, связано с тем, что педагогическая культура предполагает воздействие на другого человека с целью его изменения, то есть педагогическая культура объективно необходима специалисту, который по роду своей профессиональной деятельности непосредственно общается с людьми, оказывая на них определенное влияние.

Что же такое педагогическая культура? Следует остановиться на некоторых положениях в определении сущности изучаемого понятия, так как содержание любого понятия раскрывается через его определение, то есть с указания существенных признаков предмета, поэтому возникла необходимость обратиться к наиболее содержательным трактовкам педагогической культуры.

В науке сложилась стройная и перспективная теория педагогической культуры как социального феномена. Главное содержание педагогической культуры составляет систематизированное знание основ психолого-педагогических наук. Чтобы понять существо такого социального феномена, как педагогическая культура, необходимо сделать научный анализ ее составляющих.

Методологическим ключом для понимания сущности «культуры» являются исследования психолого-педагогических наук и фундаментальные положения философии.

Понятие «культура» относится к числу наиболее употребляемых в философской и психолого-педагогической литературе. Оно используется для обозначения самых разных классов, предметов, явлений. В частности, в обиходном /оценочном/ смысле оно употребляется как положительная или отрицательная оценка поведения того или иного индивида, а в повседневной жизни зачастую сводится к обычной воспитанности или формальному многознанию.

В научной литературе все имеющиеся в мировой науке подходы к культуре разделяются на три группы: 1) антропологические, 2) социологические, 3) философские. При антропологическом подходе культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа. Социологический подход трактует её как совокупность духовных ценностей, культура рассматривается как компонент общественной жизни. При философском подходе культура рассматривается как явление, выделяемое чисто аналитически, не связанное с общественным развитием.

В узком смысле под культурой понимают только высшие достижения человека в определенном виде деятельности. В широком же смысле культурой называют всё то, что создано целенаправленной и физической деятельностью людей.

В литературе по теории культуры существуют различные подходы к её определению. Наиболее удачное определение понятию «культура» дал Ю.П. Ожегов. Он пишет: «Культура – способ и результаты творческой деятельности людей по усвоению и развитию социальных ценностей, в котором появляются и благодаря которым обеспечивается прогресс общества и личности». Иными словами, культура рассматривается не как специфический вид деятельности, наряду, скажем с юридической, педагогической и т.п., а как качественная характеристика любого из них. «Культура не выступает одним из срезов общественной жизни, отдельной сферой жизни людей. Она присуща всем без исключения сферам общественной жизни как их качественная характеристика».

Поскольку субъектами культуры являются не только общество, классы, социальные группы, но и человек, есть необходимость сформулировать определение понятия «культура личности».

Культура личности – это высокая степень развития ее сущностных сил, способов их реализации в творческой деятельности по созданию, потреблению материальных и духовных ценностей. Культура личности характеризуется наличием сущностных сил и степенью их развития. Что же такое «сущностные силы человека»? К. Маркс в работе «К критике гегелевской философии права» пишет, что «сущность» особой личности «составляет не её борода, не её кровь,… а её социальное качество…». Сущностные силы человека могут проявляться только в его деятельности, и, прежде всего в труде. Человек преобразует мир только через труд и опредмечивает свои силы и способности. Следовательно, категория «деятельность» неотделима от категории «культура», ибо «она программируется и осуществляется через механизм культуры – результаты и средства обобщения и закрепления социального опыта». Отсюда следует, что понятие «способ деятельности» должно быть принято в качестве базовой категории феномена культуры.

Философы – исследователи в едином понятии культуры выделяют две её стороны – материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности, её результаты, всё то, что создает условия материальной жизни общества и физического существования человека. Определяемая уровнем развития производительных сил, экономическим строем общества, она служит базой становления и развития духовной культуры.

Под духовной культурой понимается определенная способом материального производства совокупность духовных ценностей /идей и достижений общества в области идеологии, науки, образования, искусства/, а также социально значимая особым способом организованная творческая деятельность людей, направленная на производство, распределение и разумное потребление этих ценностей. В духовной культуре выделяют несколько сфер, в том числе: политическую, мировоззренческую, нравственную, эстетическую, педагогическую, науку, образование и просвещение, культуру труда и другие.

Рассмотрим одну из важнейших сфер культуры – педагогическую культуру.

В.А. Сухомлинский, рассматривая педагогическую культуру, отмечает, что «педагог должен участвовать в воспитательной работе, развивать и углублять в своих коллективах педагогическую этику, утверждать гуманное начало в воспитании, претворять в конкретные нормы и правила идеи уважения к человеку, быть чутким, внимательным, развивать чувство привязанности к детям. …Воспитание чувств учителя, воспитателя является самой сущностью высокой педагогической культуры». Педагогическая культура характеризуется В.А.Сухомлинским как важный стимул развития коллективной мысли и коллективного творчества, причем, он не отождествляет педагогическую культуру с педагогическим мастерством, и, предъявляя к ней своеобразные, но высокие требования, ориентирует педагога, прежде всего на самосовершенствование.

В работах таких авторов как В.В. Гаврилюк, И.Ф. Исаев, Л Тюрнпуу сущность педагогической культуры заключена в знании современной теории и умении использовать её в учебно-воспитательном процессе. Этому, считают они, способствуют высокие личностные качества, методическая культура, владение ораторским искусством, постоянный поиск.

Е.В. Бондаревская считает, что педагогическую культуру следует рассматривать как способ творческого освоения педагогической действительности, предлагая ряд положений, которые имеют концептуальный характер для формирования основ рассматриваемого понятия; а исследователи Манукова С.А., Кузнецова А.И., основываясь на этих положениях, изучили возможности учебного процесса в формировании основ педагогической культуры.

Анализируя те или иные определения, имеющиеся в работах ученых, можно отметить следующее: несмотря на видимые различия приведенных понятий, их объединяет нечто общее. Этим общим является то, что все они определяют педагогическую культуру как качественную сторону сознания и деятельности.

Системно-структурный подход к изучаемым явлениям требует предельной конкретизации определения педагогической культуры через указание в нём важнейших элементов её составляющих. В качестве основных элементов педагогической культуры выступают: психолого-педагогические знания и эрудиция; педагогическая направленность (система специфических, профессиональных отношений, взглядов, убеждений); педагогически направленное общение и поведение; умение продуктивно и творчески сочетать учебную и воспитательную деятельность; совокупность профессионально важных в педагогической деятельности личностных качеств воспитателя; постоянное стремление к самосовершенствованию (самообразование и самовоспитание) и другие.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что педагогическая культура личности – это обусловленное требованиями общества мера и оптимальный способ её педагогической деятельности на основе высокого уровня педагогической образованности и эрудиции, педагогической убежденности, активности и умелости.

Такое определение педагогической культуры представляется более или менее удачным, хотя и не является исчерпывающим. Ведь рассматриваемое понятие настолько многогранно, что полностью отразить его в одном определении практически невозможно.

Учитывая, что речь идет о педагогической культуре сотрудника органов внутренних дел, то необходимо указать, что она предполагает правовую и политическую окраску, соотносимую с правовой культурой личности. При подготовке специалистов правоохранительных органов педагогическая культура сливается с правовой культурой личности и, в конечном счёте, трансформируется в профессиональную культуру.

Как целостная система педагогическая культура отличается от других культурных явлений рядом специфических черт и особенностей.

Во-первых, являясь продуктом жизнедеятельности государственно-организованного общества, педагогическая культура, в отличие от нравственной, познавательной, эстетической и т.д. формируется под воздействием системы классовых отношений. Поэтому классово-служебная направленность является самым значимым социальным признаком всей педагогической культуры личности.

Во-вторых, педагогическая культура лежит в основе формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

В – третьих, в структуре качеств личности педагогическая культура относительно самостоятельна. Хотя она связана с уровнем образования, профессиональной квалификацией, нравственной и эстетической зрелостью и т.д., однако полной взаимообусловленности, прямой связи здесь нет. Поэтому у некоторых педагогов – воспитателей образованность и эрудиция нередко уживается с педагогическим бескультурьем, профессиональная подготовленность – с недостаточно ответственным отношением к труду.

Содержание и особенности педагогической культуры определяют её функции, то есть основное назначение, которое она должна играть в обществе или в структуре качеств личности.

Вопрос о функциях педагогической культуры считается наиболее слабо разработанным. Причем в научной литературе пока практически не встречается обоснование функций педагогической культуры. Попытки сформулировать и обосновать функции педагогической культура личности офицера были предприняты А.В.Барабанщиковым, В.К. Григорьевым, С.С.Муцыновым и др. Синтезируя их выводы можно выделить следующие функции: организационно-управленческую, нормативно-регулирующую, правоохранительную, коммуникативную, воспитательную, познавательную, преобразовательную, исторической преемственности, прогностическую. Все функции педагогической культуры взаимосвязаны, взаимообусловлены и в единстве своего материального и духовного содержания проявляются в деятельности различных педагогических субъектов.

Таким образом, педагогическая культура, как и всякая другая, не имеет пределов совершенствования. По мере развития общества её качественный уровень и практическое значение постоянно возрастают. Формирование педагогической культуры имеет огромное значение для развития и функционирования всей педагогической системы общества. Воздействуя на педагогическую деятельность личности, педагогическая культура, вместе с тем, влияет на деятельность государственных органов, учреждений и общественных организаций на самых различных уровнях – от предприятий и учреждений до высших органов власти и управления.

Отсюда следует, что задача по формированию педагогической культуры касается всех людей, на каком бы участке они не трудились. И в первую очередь это касается сотрудников ОВД, поскольку именно перед ними стоит задача по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений в обществе. А решить эту задачу способна только та личность, которая вооружена психолого-педагогическими знаниями и обладает высокой педагогической культурой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...