Залог будущих успехов общества
В.И. Маслова Жизнь убедительно доказала, что наивысших успехов в своем развитии достигают страны, где давно начали своевременно выявлять, развивать и реализовывать творческий потенциал своих граждан. Все, что нас окружает сегодня, все, чем мы пользуемся, созданы творчеством человека, так будет и впредь, поэтому актуальность формирования творческого потенциала у будущих специалистов не вызывает сомнений. Парадоксально, но факт, мы даже не умеем должным образом пользоваться творческим потенциалом - вспомним, сколько изобретений и рацпредложений было положено «под сукно» при социализме, говорить про нынешнее время и вовсе не стоит. И, если мы не хотим, как всегда, только наблюдать за хорошей жизнью других, то мы должны уже сегодня претворять в жизнь программу по выявлению наиболее одаренных детей, развивать их дарования. Неоспоримо, чем раньше мы выявим одаренных детей, научим их творчески мыслить, тем больших успехов в будущем вправе ждать от них. Сегодня, как и во многих странах, в России много начали уделять проблеме творческого мышления и его потенциала. Целью данного работы является изучение влияния на развитие творческого потенциала ребенка специально организованной формирующей программы. Формирующая программа содержит авторские творческие продукты-произведения живописи, литературы и специальные игры, которые написаны и разработаны с учетом: - исходного уровня развития способностей ребенка; - разнообразия и нерегламентированности творческой активности ребенка в мотивационном, эмоциональном, интеллектуальном и волевом аспектах; - направленности программы на целостную личность ребенка. Занятия с использованием данной формирующей программы проводились на базе МДОУ №133 г.Чебоксары для исследования её влияния на развитие творческого потенциала и уровня интеллекта. В данной работе приводятся результаты исследования одного из компонентов творческого потенциала - вербальной креативности.
Занятия по данной программе проводились в течение двух лет с 20 детьми, специально отобранными. Контрольные срезы проводились два раза в год, в начале и конце учебного года, для диагностики вербальной креативности использовалась методика В.Меде, К.Пиорковского «Три слова». В результате двухлетней работы средний коэффициент творческого вербального воображения после работы по формирующей программе в экспериментальной группе вырос с 3,9 до 4,32балла. В то же время средний коэффициент творческого вербального воображения контрольной группы изменился незначительно- с 2,97 до 3,08 балла. Данные свидетельствуют о большом позитивном влиянии всей программы на развитие творческого потенциала, которое выражается в существенном росте показателей вербальной креативности, качественно этот рост выражается в следующем: подавляющее большинство детей экспериментальной группы дают не просто логически правильное сочетание, но остроумную, оригинальную комбинацию. Таким образом, итоговые показатели работы свидетельствуют о высокой эффективности формирующей программы.
Литература. 1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. -М.,1981. 2. Вертгеймер М.Продуктивное мышление.- М.,1987. 3. Григорьева Г.Г.Игровые приемы в обучении дошкольников изобретательской деятельности. –М.,1995. 4. Маслова В.И. Культура духовности и живая этика: Пособие для воспитателей, родителей, учителей, психологов- всех, кто работает с одаренными детьми. Чебоксары, 1998. 5. Основные современные концепции творчества и одаренности./Под ред.Д.Б.Богоявленской. -М.,1998.
Современная игровая деятельность дошкольников как отражение ранней социализации детей
О.И. Медведева (Воронеж) Отечественные психологи рассматривают игру, как деятельность ребенка по ориентации в мире человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности. Игра социальна по своему происхождению, как в филогенезе человечества, так и в онтогенезе отдельного ребенка. Почти все авторы, описывавшие или исследовавшие ролевую игру, единодушно отмечают, что на ее сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Ребенок отражает в игре те действия, те отношения между людьми, которые наблюдает в жизни. Поскольку в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения так же разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи, в зависимости от социально – исторических, географических и конкретно – бытовых условий жизни, дети играют в различные по своим сюжетам игры. Таким образом, сюжет игры – это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывает, что при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе. Содержание игры – то, что воспро-изводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятель-ности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В настоящее время в связи с социально – экономическими ломками, происходящими в нашей стране, в силу занятости взрослого населения дети очень рано попадают в условия общественного воспитания, строящегося по принципу одновозрастных групп, в которых дети общаются со сверстниками, имеющими такой же игровой опыт. Многие дети старшего дошкольного возраста предпочитают играть в компьютерные игры, погружаясь в иллюзорный мир, но не способные сами придумать сюжет и распределить роли в игре со сверстниками. Они не умеют взаимодействовать с другими людьми, не учатся «примерять» к себе разные стратегии поведения и выбирать собственную стратегию и позицию. Это приводит к инфантилизации детей. Другие под совместной игрой понимают коллективную беготню на детской площадке, имитирующую стремительную смену событий в современных боевиках, или разыгрывание отдельных сценок из популярных телесериалов, телепередач, чаще всего демонстрирующих неприглядные стороны жизни взрослых на фоне утрированных и выхолощенных эмоциональных переживаний и чувств. Например, мы наблюдали одну девочку в возрасте пяти лет, которая постоянно разыгрывала со своими подругами различные сцены, содержанием, которых являлись выяснение отношений, склоки, любовные отношения. Когда мы поинтересовались, где она все это видит, оказалось, что ребенок просто ежедневно смотрит телепередачу «Дом 2». И таких примеров можно приводить бесконечное множество.
Никто не отрицает, что рост влияния телевидения на детей связан с тем, что оно наиболее полно и эффективно удовлетворяет потребности подрастающего поколения в приобщении к ценностным ориентациям взрослых. Ребенок идентифицирует себя с героем в воображаемой ситуации. Дети присваивают себе установки социального или асоциального поведения героев. Тревогу вызывает тот факт, что это происходит на фоне ослабления эмоциональной, и интеллектуальной идентификации с родителями, их «отторжения» по причине того, что взрослые не соответствуют идеальному, воображаемому образу, а находятся «рядом» с ребенком. Еще одна проблема, с которой мы зачастую сталкиваемся в современном обществе, это его моральная и воспитательная деградация. Очень часто современные, молодые родители забывают о том, как нужно вести себя при детях, что ребенку можно слышать и видеть, а что вовсе не обязательно. Конечно, не все взрослые обладают достаточным уровнем психологической и педагогической компетентности, но все знают, что ребенок, как губка, впитывает в себя то, что видит, но, к сожалению, часто забывают об этом. Все, что ребенок наблюдает в жизни взрослых, он переносит в отношения со сверстниками. Можно привести в качестве примера, игру двух девочек старшего дошкольного возраста. Сначала, их игра заключалась в воспроизведении застолья взрослых, с имитацией распития напитков, произнесения тостов, курением и пр. Затем их игровой интерес был направлен на имитацию любовных отношений взрослых. Через некоторое время их игра заключалась в изображении двух выпивших женщин, которые по дороге постоянно падают, валяются, качаются из стороны в сторону и т.д. Данные игровые действия характерны не только для детей из так называемых неблагополучных семей, но в таких играх с удовольствием принимают участие и дети из семей, где, казалось бы, все хорошо. Мы должны отметить, что дети получают удовольствие от таких игр. Практически все социально – ролевые игры современных детей несут на себе отпечаток полной внутренней жизни семьи, жизни в обществе со всеми недостатками, где от ребенка ничего не скрывается и не делается тайны. В связи с этим можно говорить, о том, что современные дети «лишаются детства», рано взрослеют и слишком рано становятся участниками общественно – социальных отношений взрослых. И на наш взгляд, это серьезная проблема, так, как дети в связи с возрастными особенностями не всегда могут понять, что является плохим, а что хорошим, у них вырабатывается стереотипное поведение при полной его неосознанности.
К сожалению, мы вынуждены отметить, что интерес к жизни взрослых, становится препятствием в развитие ребенка во всех отношениях. Дети предпочитают играть в свои взрослые игры, чем собирать яркий интересный конструктор, рассматривать картинки, лепить, рисовать, играть в развивающие игры и пр. Развитие ребенка не происходит поэтапно (когда он постепенно узнает что – то новое), оно становится «рваным», неоднородным, однобоким. Дети слишком рано узнают обо всех нюансах жизни взрослых, но при этом тормозится развитие познавательной и интеллектуальной деятельности, которые зачастую отстают от возрастных норм.
Литература: 1. В.С. Мухина «Детская психология»; Москва «Просвещение» 1985г; 2. «Развитие игровой деятельности дошкольников» - под ред. А.В. Калинченко, Ю.В Микляева, В.Н. Сидоренко; Москва «Айрис дидактика» 2004г.; 3. Д..Б. Эльконин «Психология игры»; Москва «Педагогика» 1978г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|