Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О.В. Лукьянова (Краснодар)




Изучением копинг-поведения человека в трудных жизненных ситуациях мы занимаемся уже не первый год. Психологическое предназначение копинг-поведения состоит в обеспечении максимальной адаптации человека к требованиям ситуации (В.И. Голованевская).

Способность человека защищаться от неприятных и травмирующих его переживаний, связанных с внешними или внутренними конфликтами, является особенностью психики человека.

Существуют различные способы преодоления жизненных сложностей (в психологии их называют «coping strategies», от английского «cope» - преодолевать). Психологическое преодоление – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями (Ф.Е. Василюк). В широком смысле слова «coping» включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации.

Копинг-поведение рассматривается как индивидуальный способ взаимодействия человека с трудной ситуацией. Копинг является переменной, зависящей от трех факторов – личности субъекта, реальной ситуации и условий социальной поддержки. Исходя из понимания копинга, как постоянно изменяющихся когнитивных и поведенческих попыток устранить напряжение, вызванное рассогласованием структуры взаимодействия «человек-ситуация», в литературе существует следующее определение: «совладающее поведение – это форма активности личности в качестве субъекта жизнедеятельности, отвечающая за устранение или уменьшение возникшего рассогласования в системе взаимодействия «человек – окружающий мир» (Е.А. Белан).

В обычных жизненных ситуациях реакции людей рутинны, осуществляются в основном автоматически, без особого старания и напряжения. Но в стрессовой ситуации нужно принимать неординарные решения, прилагать необычные усилия, чтобы совладать с угрозой, потерей или ущербом.

У зарубежных и отечественных авторов существуют различные классификации реагирования на трудные ситуации (К.А. Абульханова-Славская, Л.А. Анциферова, К. Муздыбаев). Известна классификация, где выделяют два основных вида копинг-стратегий:

1) проблемно-сфокусированные, т.е. ориентированные на собственно решение проблемы;

2) эмоционально-сфокусированные, т.е. направленные на оптимизацию эмоциональных переживаний в связи с трудной ситуацией.

3) избегание, т.е. копинг-стратегии, при помощи которых человек всячески стремится «вырвать» себя из сложностей. В своем исследовании мы придерживались именно этой классификации.

Наше исследование проходило в рекламно-издательском центре ООО «Информ Лайн», г. Краснодар, где выборку испытуемых составили женщины разного возраста - менеджеры по рекламе.

С целью определения доминирующего типа совладающего поведения у менеджеров нами был проведен опрос при помощи методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норманн, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой). Количество опрошенных составило 30 человек. Им предложено было сообщить, каким образом менеджеры обычно справляются с трудной ситуацией, возникшей в профессиональной деятельности. Во избегание разброса данных, сложная профессиональная ситуация была задана заранее.

Человек обычно использует все три типа совладания, и они при этом выстроены для каждого в свой иерархический ряд по принципу преобладающего типа копинг-поведения. В нашей выборке выделяется две группы людей, у которых ведущим типом совладания является проблемно-ориентированный (27 женщин) и эмоционально-ориентированный (3 женщины). Обнаружено, что люди до 25-ти лет более склонны ориентироваться на эмоцонально-ориентированный тип совладания, что подтверждается значимыми корреляционными связями по коэффициенту «φ» ассоциаций Пирсона. «φ»=0,8; Тф=7,08; tкр для Р≤0,05=2,05.

27 человек, составляющих первую группу, мы можем разделить еще на две подгруппы, у которых наблюдается комплексное сочетание типов совладающего поведения: 1)проблемно-ориентированный – избегание, (13женщин); 2)проблемно-ориентированный - эмоционально-ориентированный, (14 женщин). Исходя из полученных данных, мы можем предположить, что для женщин-менеджеров в трудной профессиональной ситуации приоритетным является именно решение проблемы, а не избегание ее; а вот сопровождающий тип копинг-поведения (в нашем случае это эмоционально-ориентированный и избегание) может быть связан с мотивационными и личностными характеристиками. В нашем исследовании также обнаружены данные, свидетельствующие о том, что с возрастом усиливается тенденция к использованию избегающего типа совладания. Достоверность данных подтверждена рангово-бисериальным коэффициентом корреляции. Rэмпrb=0,45; Тф=2,66; tкр=2,05 для Р≤0,05. Существуют определенные стратегии, при помощи которых человек наиболее успешно справляется с возникшей трудной ситуацией. Но нельзя сказать, что они равнозначны для всех людей. Мы ранжировали эти стратегии по принципу наиболее часто предпочитаемых в качестве совладающих для женщин-менеджеров нашей выборки. Показательно, что такие стратегии как, «стараюсь тщательно распределить свое время», «решаю, что теперь важнее всего делать», «стараюсь вникнуть в ситуацию», «сосредотачиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить» - являются преобладающими по количеству выборов. Очевидно, что эти стратегии ориентированы на ситуацию, ее решение, что позволяет говорить о том, что силы менеджера направлены именно на решение трудной профессиональной ситуации.

Наименее же предпочитаемыми стратегиями являются такие как, «стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации», «использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу это сделать». Как видно, эти стратегии ориентированы на удовлетворение «Я» человека, что позволяет предположить, что женщине-менеджеру свойственно в трудной ситуации ориентироваться не на свои личностные интересы, а на собственно ситуационные переменные.

Отметим, что из исследуемой выборки нами была выделена группа успешных менеджеров (8 человек). При этом критерием успешности работников выступало количество заключенных договоров с рекламодателями за 1 месяц. Показательно, что наиболее часто используемыми стратегиями совладания с трудностями у них стали такие как: «стараюсь тщательно распределить свое время», «решаю, что теперь важнее всего делать», «сосредотачиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить». Очевидно, что стратегии копинг-поведения у «рядовых» и успешных женщин-менеджеров совпадают, что еще раз подтверждает приоритетность для менеджера разрешения трудной профессиональной ситуации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...