Н.Н. Мерхайдарова (Актобе)
В сложной совокупности явлений, происходящих в школьных коллективах, взаимоотношения занимают особое место, ибо от их характера во многом зависит успех выполнения всех поставленных педагогическим процессом задач. В школьном коллективе можно выделить две группы отношений. Во-первых, «поверхностные» отношения, находящиеся на виду в результате совместной деятельности педагогов и учеников. Обычно учителя в своей работе учитывают прежде всего их, и на их основе строят воспитательную работу с детьми. Во-вторых, неофициальные отношения, основанные на неписанных правилах, нормах, стандартах поведения. Данная группа отношений разнообразней первой и, как правило, несет в себе отпечаток культуры, морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Нежелательное поведение может приводить к взаимному непониманию и конфликтам. Итак, что же понимается под конфликтом? Существует целый ряд определений понятия конфликта. Педагогическая энциклопедия определяет конфликт (перевод с лат. conflictus - столкновение) как предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [1, 467]. Психологический словарь определяет конфликт «…как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, или межличных действий индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» [2, 153]. Различные авторы дают разнообразные определения и характеристики конфликтов. Анцупов А.Я. определяет конфликт, как наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями [3, 11]. Ратников В.П. дает такое определение конфликта: конфликт - есть качество взаимодействия между людьми, выражающееся в противоборстве сторон ради достижения цели [4, 49]. У Гришиной Н.В. конфликт выступает как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами) [5, 17]. Все определения близки по своей содержательной стороне. Конфликт – это трудноразрешимое противоречие, возникающее между противоборствующими сторонами в процессе социального взаимодействия и проявляющееся в форме острых эмоциональных переживаний и действий.
Конфликт всегда связан с наличием противоречия, столкновением несовместимых взглядов, интересов, потребностей, ценностей, мотивов. Но не все противоречия ведут к конфликтам. Сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, сколько в способе его разрешения. Межличностный конфликт можно определить как взаимное отрицательное восприятие людей, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, оценок или потребностей, и связанную с этим отрицательную реакцию на слова и поступки человека, рассматриваемого в качестве нежела-тельного партнера или соперника. Это фактически столкновение несовмес-тимых желаний, стремлений и установок партнеров по общению, когда удов-летворение стремлений одного из них грозит ущемлением интересов другого. В психолого-педагогической теории межличностного конфликта очень важно выяснение двух вопросов: что именно сталкивается в нем и каков характер этого столкновения.
В данном случае сталкиваются интересы и потребности, взгляды и оценки подростков. Возникающие противоречия приводят подростков к конфликтам тогда, когда они затрагивают их материальные или духовные потребности и интересы, их престиж, моральное достоинство, социальный статус группы или личности. Такие противоречия вызывают не только размышления, но и определенные эмоции, такие как обида, гнев, презрение, возмущение, негодование, страх и т.д. Эмоции подогревают подростка, толкают его на борьбу. Вот почему при определенных противоречиях возникает противоборство. Отсюда следует определить конфликт, как такое противоречие между подростками, которое характеризуется противоборством. Каждая из конфликтующих сторон считает себя правой и решительно вступает в борьбу за свои потребности и интересы. Наиболее часто встречающиеся противоречия во взаимодействии подростков, приводящие к конфликтам, возникают в связи с борьбой за лидерство, из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов, отсутствия взаимопонимания, из-за противопоставления личности ученика коллективу, в связи с общественной работой и др. В конфликтах подростки ведут себя неодинаково. Условно можно выделить два вида поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивное и защитное. При конструктивном поведении первоначально сформированная цель, которой подросток мог не достичь, и это послужило причиной конфликта, может оставаться неизменной, но меняться программа достижения. В подобном случае подросток начинает анализировать и находить причину конфликта или в своих индивидуально-психологических особен-ностях, или в действиях других. При конструктивном поведении отслежива-ются новые пути достижения цели. Тогда действия подростка будут направле-ны на устранение препятствий, мешающих достижению цели, или активируется поиск дополнительных средств получения желаемого результата. Повышенная активность личности является признаком конструктивного поведения. При защитном поведении у подростков наблюдаются наиболее типичные реакции: агрессия, уход от неприятной ситуации, регрессия или соскальзывание на более низкий уровень удовлетворения потребностей и др. Такие реакции возникают, когда подросток не видит путей для достижения поставленных целей. Усиливается негативное эмоциональное состояние, нагнетается излишнее психологическое напряжение.
У одного и того же подростка можно найти признаки конструктивного и защитного поведения одновременно, но все же какой-то из них является преобладающим. При анализе межличностных отношений подростков необходимо учитывать основные факторы, определяющие причины и особенности протекания конфликтов. Во-первых, возрастные особенности. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцати - двенадцати до четырнадцати - пятнадцати лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше или позже. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально- этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения. Особенности поведения подростков проявляются в преобладании у них эмоциональной подвижности над способностью к торможению, чрезвычайно сильной тяге к разнообразной деятельности; в проявлении выраженного разделения отношений на деловые и межличностные. В подростковом возрасте заметно увеличивается количество сложных педагогических ситуаций, которые часто приобретают конфликтный характер. В этот противоречивый период взросления наблюдается активная реакция ребят на многие события окружающей жизни. В этом проявляется потребность быть участником, а не просто свидетелем происходящих событий, заявить о себе делом, поступком выразить свое отношение к происходящему, хотя ученики не всегда ясно представляют себе последствия своих поступков.
Для этого возраста характерна потребность в самовыражении, которая проявляется у подростка в повышенном интересе и уважении к себе, стремлении отстоять свое мнение, защититься от грубости в обращении с ним ответной грубостью, но отнюдь не молчаливым смирением. Одним из способов самовыражения является потребность уметь «что-то делать», а не только учиться, потребность «что-то значить» для других, быть кому–то нужным. Это первая серьезная попытка заявить о себе как о личности. Возникновение у подростка ощущения собственной взрослости и потребности в ее признании окружающими рождает совершенно новую проблему - проблему прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом. Характерная для подростка потребность в равноправном общении с взрослыми выражается в протесте против приказных форм разговора с ним. В ответ он, как правило, не выполняет требований взрослых, идет на открытый конфликт. Послушание ребенка сменяется самостоятельным активным действием, а как он действует, зависит от того, каков его прошлый опыт поведения и общения. В силу отмеченных закономерностей психического развития подростков характер взаимодействия с ними значительно усложняется. Следовательно, увеличение сложных педагогических ситуаций, доходящих до конфликтов, объясняется объективными причинами, а именно: обострением противоречий в кризисный период психического развития подростка. Во-вторых, личностные особенности индивида. Поведение подростков в конфликтной ситуации определяется психофизиологическими, психоло-гическими, этическими и поведенческими свойствами личности. Субъективными причинами возникновения конфликтной ситуации являются завышенная или заниженная самооценка возможностей, способ-ностей, умений и навыков, уровень самоконтроля личности, совокупность эмоциональных составляющих поведения человека, самосознания и самопонимания объективности восприятия окружающей реальности. К их числу принадлежат, в частности, поведенческие факторы, такие, как эгоистичность, грубость, лживость, стремление к превосходству, вызывающие различные формы межличностных конфликтов. К этой же группе субъективных источников возникновения межличностных конфликтов относятся существующие между взаимодействующими индивидами различия в представлениях о ценностях: о добре и зле, о справедливости или несправедливости, о должном, уместном или неуместном в поступках окружающих людей и т.п. Сюда же следует отнести различия взаимо-действующих личностей в жизненном опыте, в склонностях и привычках, в манере поведения, порождающих различные мотивации поступков и приво-дящие нередко к мотивационным межличностным конфликтам.
В-третьих, особенность макро - и микросреды окружающей подростка, прямо или косвенно способствующая нарастанию напряженности взаимо-отношений. Среди них наиболее значимыми являются: социально-психологическая атмосфера в семье, в образовательных учреждениях, социальная обстановка в обществе. Условия жизни и воспитания подростков в семье являются факторами, непосредственно влияющими на формирования их личности и поведения. Именно в семье закладываются основы морально-нравственных качеств ребенка, формируются оценочные суждения, закладывается характер. Дети из неблагополучных семей страдают неврозами, склонны к повышенной тревожности, конфликтности. Подростки из таких семей, как правило, имеют узкий круг межличностных отношений, отсутствие жизненных планов и интересов, затяжные и депрессивные конфликтные отношения как со сверстниками, так и с взрослыми. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Межличностный конфликт выступает как один из способов и проявлений социализации. В ходе конфликтов с окружающими ребенок усваивает социальный опыт. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов, направление энергии межличностных конфликтов на совершенствование процесса образования и воспитания школьников. Специфика конфликтов у подростков определяется и социально – экономической ситуацией общества. Взаимоотношения и конфликты подростков соответственно отражают все основные противоречия и проблемы, которыми насыщена сегодня жизнь.
Литература: 1. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.С.Панова. В 2-х Т. – Т.1 –М: «Большая Российская энциклопедия», 1993.-608с. 2. Краткий психологический словарь /под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М. Политиздат, 1985.- 431с. 3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М: Владос, 203.-208с. 4. Конфликтология: Учебник для вузов /В.П.Ратников, -М. Юнити- Дана, 2002,-512с. 5. Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 464с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|