Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Латентные предпосылки экстремистского поведения масс




В.К.Минников, В.Г.Ципцюк (Иваново)

Волна «бархатных» революций, стихийные акции протеста, связанные с изменением законодательства, массовидные формы протестного поведения заставляют говорить о пробуждении активного гражданского сознания у достаточно широких слоев населения. Отсюда возникает необходимость анализа пределов социальной активности: останется ли она в правовом русле или при определенных условиях перерастет в активное асоциальное или экстремистское поведение.

Целью нашего исследования являлась предварительная разведка потенциальных предпосылок агрессивных действий массового характера, связанного с политическими воззрениями индивидов – потенциальных участников действий агрессивного (экстремистского) характера.

Подобные исследования фрагментарно представлены в рамках различных социологических, политологических, философских и психологических подходов. Однако до настоящего времени не выработано междисциплинарной модели массовидного политического поведения с учетом социологических, психологических и социально-психологических детерминант.

Представляемые результаты являются фрагментом реализации данного подхода.

На этом этапе исследования использовалась аддиктивная проективная методика незаконченных предложений, позволяющая получить информацию о латентной склонности к агрессивному и экстремистскому поведению, о подверженности психическому заражению от случайной толпы, влиянии экстремальных условий жизнедеятельности на политическую активность. При этом учитывалась ориентация на политическую форму правления в стране, на референтных исторических деятелей и на их личностные качества, значимые в политической жизни. Выборку респондентов составили жители областных центров Центрального федерального округа РФ (города Иваново, Владимир, Кострома, Ярославль, Нижний Новгород). Объем выборки – 330 человек.

Результаты показали, что потенциальная склонность к экстремистскому поведению в той или иной мере имеется у 92% испытуемых, из них - у 94% мужчин и у 90% женщин. Наиболее активный возрастной слой данного поведения составляют зрелые люди от 36 до 60 лет.

Для молодого поколения (17-22 года) потенциальная готовность участия в массовидных формах асоциального поведения детерминирована ситуативными факторами социальной реальности, затрагивающими семейную, бытовую и экономическую сферы жизнедеятельности (r=0,41; P<0,01). В то время как поколение доперестроичного периода скорее всего проявит присущие ей агрессивные тенденции под влиянием толпы. Люди пожилого и старческого возраста мало склонны к экстремистским формам политического поведения, более толерантны к экстремальным условиям жизни (r=-0,36; P<0,01).

Корреляционный анализ показывает, что потенциальная политическая активность представлена в виде некоего синдрома, где готовность действовать при возникновении экстремальных условий под влиянием окружающих и демонстрировать агрессивное асоциальное поведение являются взаимосвязанным комплексом, характеризующим потенциальное политическое поведение, имеющее эмоциональную основу. В этом смысле можно согласиться с Г. Лебоном, отмечавшем, что в массе стираются индивиуальные различия отдельных людей и исчезает их своеобразие.

Анализ политических ориентаций респондентов на формы государственного правления показал выраженную дифференциацию по возрастным и половым признакам.

Молодежь в большей степени ориентирована на тоталитарный режим, в то время как зрелое поколение (36-60 лет) - на демократический, а люди пожилого возраста – на авторитарный. Женщины ориентированы на демократические и либеральные формы правления, а мужчины – на авторитарные и тоталитарные.

Политические взгляды определяют и потенциальную склонность к экстремистскому политическому поведению. Так, ориентация на тоталитарные формы правления обуславливает готовность действовать таким образом при возникновении экстремальных условий и вовлечении в действия толпы. Доминирующая предпосылка для действия индивида с демократической ориентацией – это стремление поступать так же, как действует большинство и проявлять при этом свои потенциальные агрессивные склонности. Ориентация на авторитарную форму правления более выражена у людей старшего поколения (более 60 лет), но она не связана с наличием латентных форм экстремистского поведения, видимо здесь проявляется укоренившийся в сознании страх перед государственной властью.

На наш взгляд, наибольшую тревогу вызывает ориентация молодежи на тоталитарные формы правления как средство преодоления негативных экстремальных условий жизни, а также склонность к проявлению агрессии и готовность быть вовлеченным в экстремистское поведение под влиянием толпы у зрелого поколения, ориентированного на демократические формы правления.

Представляется, что выявленные особенности уходят корнями в историческое прошлое. Это было выявлено при анализе наиболее референтных политических деятелей и их личностных качеств. По частоте предпочтений можно составить список таких деятелей и список их качеств:

Петр I (41%);

Сталин (20%);

Брежнев (15%);

Столыпин (11%);

Путин (5%);

Андропов (4%).

Среди качеств личности политика, выделенных респондентами, наиболее представленными оказались следующие:

волевые качества;

патриотические убеждения;

интеллектуальные способности;

социальная направленность политики, осуществляемой субъектом.

Таким образом, в массовом сознании существует тенденция ориентироваться при разрешении кризисных ситуаций в стране на сильную тоталитарную власть, способную решать социальные проблемы волевыми методами. Это напоминает миф о «хорошем» царе, способном навести порядок в стране простыми жесткими методами. Причем, наиболее отчетливо это проявляется у молодого поколения.

Известно, что важнейшим этапом вторичной социализации является возраст между 17 и 25 годами, когда, по словам К.Манхейма, формируется мировоззрение личности и ее представление о собственном предназначении и смысле жизни. Это период юности, в течение которого усваивается опыт поколения. События, пережитые и осмысленные в этом возрасте, становятся базовыми детерминантами ценностной доминанты (Mannheim, 1952). Поэтому выявленные тенденции приводят к мысли о необходимости целенаправленного формирования у молодежи истинных, сформированных на рациональной основе представлений о демократии и ее принципах.

 

СИТУАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

О.Ю. Минченкова (Москва)

 

Определение стратегии формирования и развития интеллектуального потенциала предприятия (ИПП) зависит от конкретной ситуации, в которой оно находится. В самом общем виде стратегия – это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. Например, стратегии поведения на рынке, разработанные для интеллектуального потенциала предприятия в целом, для маркетингового потенциала выступают в виде целевых установок.

В связи с этим предлагается формировать общую стратегию укрепления и развития интеллектуального потенциала предприятия посредством разработки комплекса локальных стратегий элементов, образующих интеллектуальный потенциал. Локальные стратегии элементов должны представлять собой сбалансированный комплекс, ориентированный на реализацию общей стратегии интеллектуального потенциала предприятия. Под локальной стратегией элементов, образующих интеллектуальный потенциал предприятия, понимается комплекс действий на перспективу в соответствии с установленными возможностями деятельности предприятия в определенной сфере. Локальные стратегии, в конечном счете, способствуют реализации общей стратегии укрепления и развития интеллектуального потенциала.

Локальные стратегии, развивающие и детализирующие общую стратегию развития интеллектуального потенциала предприятия, целесообразно объединить в единый комплекс. Принятие решений по стратегическим вопросам должно осуществляться во взаимодействии двух направлений – "снизу вверх" и "сверху вниз". Принятие стратегических решений таким методом формируется в процессе взаимодействия по вертикали предприятия. Локальные стратегии могут входит в противоречие друг с другом. Поэтому ради достижения общей стратегии укрепления и развития ИПП какая-то из локальных стратегий элемента интеллектуального потенциала может не получить максимально возможного развития.

Алгоритм процесса формирования стратегии укрепления и развития интеллектуального потенциала предприятия можно представить в виде цепочки взаимосвязанных действий:

1. Диагностика интеллектуального потенциала предприятия и его элементов;

2. Разработка предложений по формированию локальных стратегий элементов ИПП;

3. Построение ситуационного профиля укрепления и развития ИПП;

4. Формирование общей стратегии укрепления и развития ИПП;

5. Формирование локальных стратегий элементов ИПП;

6. Корректировка ситуационного профиля укрепления и развития ИПП.

Разработанные предложения по формированию локальных стратегий элементов интеллектуального потенциала предприятия являются базой для построения ситуационного профиля укрепления и развития ИПП. Ситуационный профиль укрепления и развития интеллектуального потенциала предприятия представляет собой своеобразную двухмерную модель, в которой приведены элемент ИПП и направления их изменений (наращивание, модификация, стабилизация, уменьшение потенциала). Ситуационный профиль представляет собой ломаную линию, с помощью которой можно определить поведение отдельных элементов интеллектуального профиля (локальные стратегии) в общей стратегии укрепления и развития интеллектуального потенциала предприятия. Сочетание различных направлений развития элементов интеллектуального потенциала, может быть представлено следующими альтернативными стратегиями:

· стратегия проникновения на новые рынки с освоенной продукцией;

· стратегия расширения освоенного рынка с освоенной продукцией;

· стратегия сохранения позиций на освоенном рынке;

· стратегия проникновения на новые рынки с новой продукцией;

· стратегия расширения освоенного рынка с новой продукцией;

· стратегия ухода с рынка.

Ситуационный профиль укрепления и развития интеллектуального потенциала предприятия является новым инструментом формирования общей стратегии управления конкурентоспособностью, который будет способствовать эффективному менеджменту организаций. Несмотря на достаточно сложные, трудоёмкие подготовительные расчеты, такой подход к формированию стратегии управления интеллектуальным потенциалом себя оправдывает. Формируется устойчивая методологическая база, обеспечивающая необходимую ориентацию всей команды управления на постоянный контроль и поддержание конкурентоспособности предприятия.

Как показали проведенные исследования, разработка стратегии развития интеллектуального потенциала и его элементов не может осуществляться на базе частных оценок, так как они не позволяют полностью охарактеризовать состояние объекта управления. Кроме того, разработка стратегии должна учитывать относительное положение дел предприятия по сравнению с конкурентами на мировом, национальном, отраслевом рынке, а также использование имеющихся возможностей конкретных элементов интеллектуального потенциала предприятия.

Это означает, что в основе выбора локальных стратегий отдельных элементов интеллектуального потенциала должна быть оценка, позволяющая анализировать не только фактическое состояние элементов потенциала предприятия, но их соответствие требованиям рынка. Такой подход к определению итоговой оценки предполагает агрегирование, т.е. суммирование основных характеристик отдельных элементов интеллектуального потенциала предприятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...