Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекционные занятия (теоретический курс)




ИСТОРИЯ

У чебно-методические рекомендации для студентов по изучению

Дисциплины

 

 

 

Москва, 2019

 

Оглавление

1.  Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий ……………………………………………………………………………… 3

 

2. Учебно-методические рекомендации для обучающихся выполнению различных форм самостоятельной работы ………………………………………………..22

 

3. Учебно-методические рекомендации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами по освоению дисциплины ……………….. 46

 

 

УЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общие положения

Приступая к изучению дисциплины «История», студенту необходимо внимательно ознакомиться с учебной программой, тематическим планом, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность изучения разделов, тем курса, выполнения учебных заданий, выносимых на групповые занятия. В обязательном порядке завести рабочую тетрадь.

Следует помнить, что уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, семинарах, других занятиях в составе группы, изучения рекомендованной литературы, выполнения заданий в ходе самостоятельной работы, активного использования времени, отводимого на консультации.

Лекционные занятия (теоретический курс)

Одной из важнейших форм организации учебного процесса по дисциплине «История» являются лекции. В ходе лекционного курса преподаватель излагает наиболее сложные, имеющие концептуальный характер вопросы. При этом следует учитывать, что любая лекция хрестоматийно состоит из трех основных частей:

- во-первых, вводной части, в ходе которой преподаватель объявляет тему, план лекции, определяет цель и задачи данной лекции. Кроме того, дает краткую характеристику проблемы, представляет список литературы и источников по теме;

- во-вторых, изложения, где преподаватель представляет факты, понятийный аппарат темы, освещает события, демонстрирует аудио - и видео материалы по проблеме, анализирует различные точки зрения, приводит систему доказательств и аргументов в подтверждение своего мнения;

- в-третьих, выводов, где преподаватель подводит итоги рассматриваемой проблемы; определяет задания для поисковой работы над изучаемой темой, дает методические рекомендации по организации самостоятельной работы, отвечает на вопросы студентов.

Задача студента внимательно слушать лектора, одновременно записывать важные мысли, которые в последующем составят основу конспекта данной лекции. При этом рекомендуется придерживаться общих, существующих и уже утвердившихся в практике, правил и приемов конспектирования лекций.

1. Лекция записывается в специально отведенной для этого тетради, каждый лист которой должен иметь поля для дополнительных записей.

2. В начале лекции следует записать дату, тему, вопросы лекции, рекомендуемую литературу. Запись содержания лекции должна иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения выводов, определений, основных идей можно использовать цветные фломастеры. Рекомендуется по ходу чтения лекции на полях делать пометки о терминах, с которыми впервые сталкивается студент, вопросы, на которые следует обратить внимание при доработке конспекта, а также те вопросы, которые возникают у студента к преподавателю по материалам данной лекции.

3. В конспекте дословно записываются определения исторических категорий, названия исторических актов, год их принятия. В конспект следует заносить рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Записывая, обязательно вдумывайтесь в слова преподавателя, стремитесь понять содержание предлагаемого к изучению материала, уяснить главное, и это главное четко и понятно (своими словами) зафиксировать в своих конспектах.

4. В ходе конспектирования вполне допустимо делать сокращения наиболее распространенных терминов и понятий, но с соблюдением одного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. При этом следует помнить, что сокращения носят индивидуальный характер, а чрезмерное увлечение сокращениями может привести к тому, что со временем в них будет трудно разобраться.

5. В ходе лекции учитесь сосредоточить свое внимание только на ее содержании. Даже кратковременное отвлечение внимания приводит к потере мысли лектора и логики самой лекции.

6. Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

Рекомендуется следующий порядок доработки лекции:

– прочитайте свои записи и восстановите в памяти основное содержание лекции;

– исправьте неточности, расшифруйте обозначения и нестандартные сокращения;

– прочитайте материал по учебнику или другим дополнительным источникам, заполните пропущенные в конспекте места, внесите нужные дополнения;

– выделите в своих записях основные положения, если нужно, пронумеруйте, подчеркните. Проведите анализ конспекта лекции. Если вы убедитесь, что разобрались и усвоили основные идеи и положения лекции, считайте, что с поставленной задачей справились. Помните, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления способствует лучшему усвоению материала.

В ходе изучения дисциплины «История» будут прочитаны следующие типы лекций:

· Вводная лекция (лекция-установка)

· Лекция-беседа

· Лекция - визуализация

· Проблемная лекция

· Обзорная лекция для студентов заочной формы обучения.

Для того чтобы наиболее эффективно усвоить учебный лекционный материал студенту следует знать особенности методики проведения данных лекций.

 

Вводная лекция читается по теме 1.1. Это первая тема нашего курса, которая призвана ознакомить студентов с целью, назначением дисциплины «История», ее ролью и местом в системе других учебных дисциплин, изучаемых будущими специалистами в области судебной и прокурорской деятельности. Наряду с созданием целостного представления о дисциплине, данная лекция содержат рекомендации студентам по работе над курсом, характеристику исторических источников, монографической литературы, учебников и учебных пособий, знакомит с требованиями, которые будут предъявляться при сдаче дифференцированного зачета и другим видам занятий при изучении истории в университетской аудитории.

 

Проблемные лекции читаются по темам 5.1, 6.1 Темам, которые далеко неоднозначно трактуются в исторической литературе. Опираясь на определенные знания, которые были получены студентами в ходе школьного курса «Истории», преподаватель начинает проблемную лекцию с вопросов, с постановки проблемы, которую затем решает в ходе ее изложения. То есть, проблемная лекция строится таким образом, чтобы обусловить появление вопроса в сознании студента. В ходе лекции обязателен диалог преподавателя со студентами. В этой связи обучаемым следует заранее (накануне лекции), используя программу курса, ознакомиться с содержанием планируемой проблемной лекции и быть готовым к высказыванию своего мнения по обсуждаемой проблеме.

 

Лекции-визуализации читаются по темам 2.1, 4.1, 4.3, 5.5 и сводятся к развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных пособий (презентаций). Лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания визуальной информации. Студентам следует быть готовым принять участие в лекции, отвечая на вопросы преподавателя по ходу изложения ее содержания.

 

Лекции-беседы читаются по темам 3.1, 5.3. Эти лекции предполагают непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мыслительной деятельности присутствующих на лекции. Студентам следует учитывать, что в ходе проведения данного типа лекции они будут при помощи различных приемов привлекаться преподавателем к участию в беседе. Вопросы могут носить информационный или проблемный характер. Адресоваться они будут всей аудитории. Возможно и адресное обращение преподавателя с вопросом к тому или иному студенту для выяснения мнения по обсуждаемой проблеме. За работу на лекции преподаватель в конце занятия может выставить оценку.

Обзорные лекции читаются для студентов заочной формы обучения по Разделу 1, Разделам 3, 4 и Разделам 5, 6. Всего будет прочитано три лекции. Главная задача данных лекций, опираясь на уже имеющиеся знания студентов по данному предмету, сфокусировать их внимание на проблемы, которые составляют основу данного курса. Одновременно остановиться на исторических вопросах, которые на сегодняшний день неоднозначно трактуются в исторической литературе. Кроме того, одной из задач таких лекций – установка на самостоятельное изучение студентами данного курса, организацию самостоятельной работы студентов по изучению предмета.

Следует помнить, что лекции являются ключом к самостоятельной работе студента над программой курса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...