Раздел 5. Россия и мир в ХХ веке
5.2. Учебная дискуссия: «Февраль и Октябрь 1917 года: проблема исторического Выбора» Порядок проведения. 1. Демонстрация фрагментов видеофильма о революционных событиях в России в 1917 году. 2. Обсуждение вопросов: А. Что такое Февраль 1917 года в исторических судьбах России: «глупое дело» и «государственное самоубийство русского народа» (П.Б. Струве) или «момент рождения русской нации, превращение объекта русской истории – народа в субъект …». (М.В. Вишняк)? Б. Что сулило России воплощение в жизнь идей Февральской революции? В. Каковы объективные и субъективные причины «срыва» Февраля 1917 года в Октябрь 1917 года? Г. Была ли альтернатива Октябрю? Д. Октябрь 1917 года: величайшее событие в истории России или социальная катастрофа? 3. Заслушивание сообщений. 4. Подведение итогов дискуссии.
Методические рекомендации по подготовке к дискуссии. 1. Доработать конспект лекций. Работа с учебной литературой по теме. Поиск ответов на вопросы дискуссии. В ходе подготовки к дискуссии обратите внимание на следующие проблемы: причины политического кризиса зимой 1917 года, падение монархии в России, расстановка политических сил в российском обществе после Февраля 1917 года, суть двоевластия, главные итоги февральской революции, внутриполитические кризисы Временного правительства в апреле-июне 1917 года, корниловский мятеж и его последствия, причины победы большевиков, судьба Учредительного собрания, альтернативы политической власти в России в 1917 году. Какие шаги предпринимали различные, сложившиеся в то время политические партии, к чему это приводило? Обратите внимание на резкое изменение психологии людей, системы нравственных и духовных ценностей, роль субъективного фактора. Разберитесь в проблеме влияния событий Октября на развитие российской и мировой цивилизаций.
Кроме того, следует в конспект выписать хронологию основных событий с февраля по ноябрь 1917 года.
2. Подготовить сообщения на тему: - библиографический обзор по теме; - «В.И. Ленин в 1917 году: современный взгляд»; - «А.Ф. Керенский во главе российской демократии в 1917 году».
3. Подготовить аргументы для ответа на следующие проблемные задачи: Л.Д. Троцкий отметил парадокс, сложившийся после Февральской революции (1917 г): «Власть в руках демократических социалистов … Она им вручена открыто массами. Между тем единственной заботой социалистов являлся вопрос: согласится ли ненавидимая массами буржуазия принять власть из их рук?... Как известно, основное свойство революции – это борьба за власть. Между тем наши социалисты озабочены не тем, чтобы отнять власть у так называемого классового врага, а наоборот, тем, чтобы вручить ему власть во чтобы то ни стало». Раскройте сущность этого парадокса. Большевики не были уверены в своей победе на выборах в Учредительное собрание. Однако официальные ленинцы все же шли в революцию под лозунгом ускорения созыва Учредительного собрания. Почему? Как могло произойти, что армия, которая по приказу самодержавия в 1905-1907 гг. практически без колебаний подавила первую революцию в России, в 1917 г. стала враждебной царю силой?
4.Составить таблицу «Февральская и Октябрьская революция: сравнительный анализ».
5. Записать в словари и знать значение следующих категорий: двоевластие, корниловский мятеж, «идея мировой революции», Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций, «белые», «красные», продотряды, продразверстка, «военный коммунизм».
6. Иметь представление о следующих персоналиях: Вильгельм II, Н.С. Чхеидзе, М.И. Терещенко; Л.Г. Корнилов, М.В. Алексеев, Я.М. Свердлов, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Р.Э. Тельман, М.В. Фрунзе, В.К. Блюхер, П.Е. Дыбенко, В.И. Чапаев, Г.И., С.М. Буденный, А.И. Деникин, П.Н. Врангель, А.В. Колчак, Н.Н. Юденич, Е.К. Миллер, Ю. Пилсудский. Литература, рекомендуемая для подготовки к дискуссии Основная: · Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 265-273. · Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Поляк Г.Б., 3-е изд., пер. и доп. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 741-758. Дополнительная литература: · Выскочков Л.В. Николай I в миниатюре // Вопросы истории. 2017. № 1. С. 113-125. · История: Учебно-практическое пособие / М.И. Ивашко и др. М.: РГУП, 2017. 586 с. · Медушевский А.Н. Понять Русскую революцию: идеология, институты · и формы социальной мобилизации в ХХ веке // Общественные науки и современность. 2017. № 4. С. 98-114. · Назаретян А.П. Большевистская революция в российской и мировой истории // Общественные науки и современность. 2017. № 4. С. 114 -130. · Пантин И.К. Революция и насилие (в защиту исторического подхода к оценке Октябрьской революции// Общественные науки и современность. 2017. № 1. С. 140- 156. · Сахаров А. Н. «Растоптанный Февраль» (воспоминания) // Вопросы истории. 2017. № 4. С. 92-105. · Ходяков М.В. Новейшая история России в 2 ч. Часть 1. 1914-1941: Учебник / Ходяков М.В. Отв. ред. 8-е изд.; пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 270 с. · Шульгин В.В. Последний очевидец / Шульгин В.В. М.: Олма-Пресс, 2002. 588 с.
5.4. Семинар (поисковая работа): « Вторая мировая война: итоги и уроки (1939–1945 гг.)». Порядок проведения. 1. Библиографический обзор по теме. 2. Демонстрация фрагментов видеофильмов о Великой Отечественной войне. 3. Заслушивание информационных сообщений: «Великая Отечественная война в воспоминаниях военачальников», «Наша память о войне (по материалам семейных архивов и рассказов участников войны)», «Великая Отечественная война языком плаката». 4. Обсуждение вопросов: А. Итоги и уроки Второй мировой войны (итоги войны, основные уроки Второй мировой войны, решающая роль СССР в разгроме фашистской Германии, источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне).
5. Подведение итогов занятия.
Методические рекомендации по подготовке к семинару. 1. Доработать конспект лекций. Отработать рекомендованную учебную литературу по теме. Подготовиться к обсуждению вопросов семинара.
2. Подготовить доклады по темам: - «Великая Отечественная война в воспоминаниях военачальников»; - «Наша память о войне (по материалам семейных архивов и рассказов участников)»; - «Великая Отечественная война языком плаката».
3. Подготовить аргументы для ответа на следующие проблемные задачи: Вторая мировая война нанесла огромный ущерб Советскому Союзу. Зарубежные политики и экономисты рассчитывали, что понесенные потери надолго затормозят развитие нашей страны. «Промежуток в 25 лет, - заявил бывший гитлеровский генерал Штюльпнагель, - это такой срок, который потребуется России, чтобы восстановить разрушенное нами». А Советский Союз восстановил свой экономический потенциал за три года. Чем это объяснить? Не утихают споры о ленд-лизе в СССР в годы второй мировой войны: долг-де надо оплачивать. Почему, воюя против общего врага, страна, понесшая наибольшие потери, осталась должником перед теми, кто не торопился открыть второй фронт и понес минимальные потери? Разве не очевидно, что если бы не героическое сопротивление советского народа, то по-другому могла сложиться судьба тех же американцев и англичан, да и всего человечества?
4. Записать в словари и знать значение следующих категорий: политика «умиротворения агрессора», антикоминтерновский пакт, «пакт Молотова - Риббентропа», план «Барбаросса», «Мюнхенский сговор», «странная война», антигитлеровская коалиция, коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, партизанское движение, движение сопротивления. 5. Иметь представление о следующих персоналиях: И.В. Сталин, У. Черчилль, Ф. Рузвельт, А. Гитлер, Б. Муссолини, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, С.К. Тимошенко, Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, В.И. Чуйков.
Литература, рекомендуемая для подготовки к семинару Основная: · Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 349-373. · Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Поляк Г.Б., 3-е изд., пер. и доп. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 601-620, 792-822. Дополнительная: · Великая Отечественная война: люди, события, государство / Рос. акад. правосудия. Воронеж. фил. Воронеж: Истоки, 2005. 229 с. · История: Учебно-практическое пособие / М.И. Ивашко и др. М.: РГУП, 2017. 586 с. · Семенникова Л.И. История России в 2 ч. Часть 2. ХХ - начало XXI века: Учебник / Семенникова Л.И. Отв. ред. 7-е изд.; испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 372 с. · Тавокин Е.П. Табатадзе И.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Государственная служба. 2010. № 4(66). С. 94-97. [Элект. ресурс, znanium.com]. · Ходяков М.В. Новейшая история России в 2 ч. Часть 2. 1941-2015: Учебник / Ходяков М.В. Отв. ред. 8-е изд.; пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 300 с.
5.6. Учебная дискуссия: «Итоги перестройки. Причины и последствия распада СССР». Порядок проведения. 1. Библиографический обзор по теме занятия. 2. Информационное сообщение на тему. 3. Обсуждение вопросов: А. В российском обществе было много разговоров о «шести годах, которые изменили страну, изменили мир, изменили нас». Какие аргументы вы могли бы привести «за» и «против» каждого из этих заявлений? Б. Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость Советского государства? В. В ряде учебников мы встречаем высказывания о том, «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как Вы понимаете это высказывание? Согласны ли Вы с таким мнением? Г. Считаете ли Вы, что распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в.? Аргументируйте свой ответ. Д. Как, на Ваш взгляд, дезинтеграционные процессы в СССР отразились на развитии событий в странах Восточной Европы. В чем схожесть и различие перемен, которые произошли в конце 80- начале 90-х гг. ХХ века в СССР и странах Восточной Европы? Ж. Был ли у руководства страны шанс сохранить СССР? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите конкретные аргументы. Точка зрения и аргументы Е.Т. Гайдара («пытаться сохранить СССР было можно, но сохранить – нельзя»). 4. Подведение итогов занятия.
Методические рекомендации по подготовке к учебной дискуссии. 1. Ознакомиться с содержанием материала, отражающего тематику дискуссии в нескольких учебниках по истории России, которые Вам доступны. Сопоставить оценки периода «перестройки», имеющиеся у них. Осуществить экономический, внешнеполитический, культурный анализ, произошедших в ходе «перестройки» событий. По итогам анализа составить краткий конспект.
2. Подготовить сообщения на тему: «Личность М.С. Горбачева в воспоминаниях современников», библиографический обзор по теме занятия.
3. Используя средства Интернет, ознакомиться с содержанием Закона СССР «О кооперации в СССР» (26.05. 1988), Закона СССР «О собственности в СССР» (26.03. 1990), Декларацией о государственном суверенитете РСФСР (12.06. 1990), Парижской хартией для новой Европы (21.11. 1990), Соглашением о Создании Содружества Независимых Государств (8.12. 1991).
4. Записать в словари и знать значение следующих категорий: «антиалкогольная кампания», кооперация, «государственная приемка», программа «500 дней», политический плюрализм, ГКЧП, сепаратизм, «новое политическое мышление», «бархатные революции», ново-огаревский процесс, «перестройка», кооперативное движение, децентрализация экономики. 5. Иметь представление о следующих персоналиях: М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, Д.Н. Сахаров, Н.И. Рыжков, А.Н. Яковлев, Э.А. Шеварднадзе, В. Гавел, А. Дубчек, Т. Живков, Я. Кадар, В. Ярузельский, Л. Валенса, Э. Хонеккер, Н. Чаушеску.
Литература, рекомендуемая для подготовки к дискуссии Основная: · Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 438-451. · Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Поляк Г.Б., 3-е изд., пер. и доп. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 837-844. Дополнительная: · Геллер М.Я. Российские заметки 1980-1990 / Геллер М.Я. М.: МИК, 2001. 735 с. · История России. Новейшее время 1945-1999 / ред. Безбородов А.Б. М.: АСТ: Олимп, 2000. 464 с. · История: Учебно-практическое пособие / М.И. Ивашко и др. М.: РГУП, 2017. 586 с. · Мунчаев Ш.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи. 2-e изд., пересмотр. М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 384 с. [Электронный ресурс, znanium.com]. · Шаповалова Л.Д. Государство и общественные объединения России в XX - начале XXI вв.: Учебное пособие / Л.Д. Шаповалова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 160 с. [Электронный ресурс, znanium.com].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|