Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по темам занятий, проводимых в масштабах группы




Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.

1.2.  Практикум: « Научные основы курса»

Порядок проведения

1. Мозговой штурм: объект, предмет исторической науки, демонстрация на конкретных исторических примерах применения принципов историзма, объективности, альтернативности.

2. Информационное сообщение по вопросу «Классификация исторических источников». Работа в составе группы по результатам выступления: отражение разнообразия исторических источников в виде схемы.

3. Информационное сообщение о существующих взглядах на периодизацию мировой и отечественной истории.

4. Составление таблицы, отражающей особенности взглядов Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского на периодизацию истории российского государства.

5. Обзор и демонстрация учебной литературы и периодических изданий, которые могут использоваться в ходе изучения курса.

6. Подведение итогов занятия в форме состязания между двумя командами с выяснением вопросов: «что вы знаете о достижениях русской исторической школы», «какие вам известны направления современной исторической науки», «какие способы и формы получения, анализа сохранения исторической информации вам известны».

 

Методические рекомендации при подготовке к практикуму.

1. Используя рекомендованную учебную литературу, студенту следует доработать конспект лекций по пройденной теме и быть готовым ответить на вопросы:

- объект и предмет исторической науки;

- основные принципы исторической науки;

- методы исторического познания;

- классификация исторических источников;

- достижения и выдающиеся представители русской исторической науки;

- основные направления современной исторической науки.

 

2. Подготовить:

- информационное сообщение на тему: «Классификация исторических источников»;

- обзор основных отечественных периодических изданий, посвященных исторической тематике (в форме презентации);

- обзор учебной литературы по истории, имеющейся в библиотеке университета в печатной форме (с демонстрацией на занятии);

- обзор учебной литературы по истории, имеющейся в электронной библиотеке университета (в форме презентации);

- информационное сообщение: «Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский о периодизации истории российского государства»;

- составить в домашних условиях периодизацию истории российского государства.

 

3. Подготовить ответы на следующие проблемные задачи:

- «географическое положение и природа страны определяют ее историческую судьбу»; «географическое положение и природа оказывают значительное влияние на судьбу страны»? На Ваш взгляд, какое из двух положений наиболее приемлемо к характеристике истории России. Аргументируйте свою точку зрения.

- Россия – евразийская страна. Что это значит? Какое влияние это оказывало на ее историю?

 

4. Записать в словари и знать значение следующих категорий: альтернатива, цивилизация, плюрализм, концепция, доктрина, менталитет, принцип, метод, цивилизационный подход, функция, формация, формационный подход, исторический источник, всемирно-исторический процесс, историография, эволюция, этнос.

5. Иметь представление о следующих персоналиях: Н.А. Бердяев, Г.Ф. Миллер, Г.З. Байер, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, К. Маркс, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, М.П. Погодин, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, В.Н. Татищев, А. Тойнби.

 

Литература, рекомендуемая для подготовки к практикуму

Основная:

· Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 3-22.

Дополнительная литература:

· Голубева Е.В. Источниковедение: Практикум / Голубева Е.В. [Электронный ресурс, znanium.com]: Краснояр.: СФУ, 2016. 90 с.

  • Ивашко М.И. История (с древнейших времен до конца XVIII в.): Учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии). М.: РАП, 2014. 551 с.
  • Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания. Учебное пособие. СПб., 2007. [Электронный ресурс] ›data/648/531/1240/SP_txtb2.pdf

· Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс, znanium.com]: Учебное пособие. М., 2012. С. 15-22.

Электронные ресурсы

Раздел 2. Особенности становления государственности в мире и России

2.2. Семинар-конференция: «Особенности формирования и развития государственности на Руси (IX- XV вв.)»

Порядок проведения

1. Выступление на тему: «Библиографический обзор учебной литературы по теме семинарского занятия».

2. Обсуждение вопросов:

А. Социально-политическое, экономическое и духовное развитие Древней Руси (IХ-ХII вв.);

Б. Эволюция древнерусской государственности в ХII-ХIII вв. Формирование различных моделей древнерусского общества и государства;

заслушивание сообщения на тему: «Андрей Боголюбский у истоков новой политической модели управления на Руси»;

В. Объединение русских земель в единое государство: характерные черты и особенности;

заслушивание сообщения на тему: «Иван Калита, Дмитрий Донской и способы выдвижения Москвы в центр объединительного процесса».

3. Решение исторических учебных задач по теме, терминологический диктант.

4. Подведение итогов занятия.

 

Методические рекомендации по подготовке к семинару-конференции.

1. Доработать конспект лекций.

В ходе подготовки к первому вопросу ознакомиться с содержанием рекомендованной литературы по теме семинара. Обратить внимание на:

- основные этапы формирования древнерусской государственности. Выделить их, привести аргументы для обоснования данной периодизации;

- особенности экономического, политического, социального и духовного развития; рассматривая духовное развитие, обратите внимание на причины смены язычества на христианство, выясните последствия влияния новой религии на все стороны жизни древнерусского общества;

- дискуссии по проблеме норманнского фактора в происхождении государственности на Руси. В чем заключается суть научной дискуссии по так называемой норманнской проблеме? Заполните таблицу и подготовьтесь к дискуссии по данной проблеме.

 

Линии сравнения Норманисты Антинорманисты
Представители теории  
Основные идеи  
Аргументы «за»  
Аргументы «против»  

- на сходство и различие феодализма Западной Европы и социально политического строя Древней Руси. Подготовить таблицу и быть готовым раскрыть ее содержание при обсуждении вопроса.

 

В ходе рассмотрения второго вопроса следует разобраться с:

- причинами, которые привели Древнерусское государство к состоянию раздробленности; являются ли они общими для Руси и стран Западной Европы?

- государственным устройством русских земель в домонгольский период: Юго-Западной Руси, Северо-Западной Руси, Северо-Восточной Руси. Оформите образовавшиеся в тот период российской истории политические модели в виде схемы.

 

В ходе подготовки к третьему вопросу следует обратить внимание на причины, которые подтолкнули русские земли к объединению, на последствия присутствия Золотой Орды для Руси (экономические, политические, духовные, международные). Этапы образование единого государства на Руси отразить в виде схемы и быть готовым ее представить у доски в ходе обсуждения данного вопроса.

 

2. Подготовить ответы на следующие проблемные задачи:

- норманнская теория, связывающая возникновение государства славян с влиянием пришельцев-варягов из Скандинавии, подвергается отрицанию. Тогда почему на заре зарождения государственности на Руси, согласно летописи, княжить в Новгород были призваны трое братьев-варягов – Рюрик, Синеус и Трувор?

- После смерти Мстислава Великого (1132) все княжества Руси вышли из повиновения Киеву. Казалось бы, такая раздробленность вредила и единству, и развитию. Однако историк Б.А. Рыбаков считает, что феодальная раздробленность - это не распад, не регресс, не движение вспять, а прогрессивная эволюция. Разве такое возможно?

- «Железный натиск с Запада и неожиданный ураган с Востока столкнулись на территории Русского государства, и оно лишилось самостоятельности. Почему эта богатая, прекрасная страна не оказала должного сопротивления соседям, не превосходившим ее ни в технике, ни в экономике, ни в культуре, особенно в сравнении с «ураганом с Востока»?

- «Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле в 1380 г. Но, тем не менее, эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации Золотой Орды. Дмитрию Донскому пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и платить дань монголо-татарам. В чем же тогда значение Куликовской битвы?

- В современных исследованиях (А. Юрганов, В. Кобрин, Д. Альшиц) высказывается мысль о том, что последствием объединения русских земель было установление не только крепостного права, но и деспотической власти московских государей, а также замедление по сравнению со странами Западной Европы темпов исторического развития. Согласны ли вы с этим утверждением? Какие особенности образования российского централизованного государства можете выделить?

 

3. Подготовить: Библиографический обзор учебной литературы по теме семинарского занятия; сообщения на темы: «Андрей Боголюбский у истоков новой политической модели управления на Руси». «Иван Калита, Дмитрий Донской и способы выдвижения Москвы в центр объединительного процесса».

4. Записать в словари и знать значение следующих категорий: протогосударство, неолитическая революция, бенефиций, вервь, вече, смерд, полюдья, уроки, погосты, закуп, рядовичи, изгои, феод, лен, вассал, вассалитет, сеньория, марка, варвары, феодальная раздробленность, парламент, Великая хартия вольностей, «коммунальные революции», Золотая Орда, ордынский выход, баскаки, яса Чингисхана, ярлык на княжение.

5. Иметь представление о следующих персоналиях: Меровинги, Каролинги, Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Мстислав Владимирович, Александр Невский, Иван Данилович (Калита), Дмитрий Иванович Донской, Сергий Радонежский, Миндовг, Василий I, Василий II, Иван III, Василий III; Темучин (Чингисхан), Батый, Тохтамыш.

 

Литература, рекомендуемая для подготовки к семинару

Основная:

· Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 34-41, 47-59.

· Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Поляк Г.Б., 3-е изд., перераб. и доп. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 228-240, 247-253.

Дополнительная литература:

  • Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков / Данилевский И.Н. 2-е изд., доп. и пер. М.: Аспект Пресс, 2001. 339 с.
  • Ивашко М.И. История (с древнейших времен до конца XVIII в.): Учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии). М.: РАП, 2014. 551 с.
  • История: Учебно-практическое пособие / М.И. Ивашко и др. М.: РГУП, 2017. 586 с.
  • Иловайский Д.И. Собиратели Руси / Иловайский Д.И. М.: АСТ: Астрель, 2003. 638 с.

· Крадин Н.Н. Империя Чингисхана в новых западных исследованиях // Вопросы истории. 2010. №5. С. 19-24.

  • Орлов А.С. Исторический словарь / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. 2-е изд. М.: Проспект, 2016. 591 с.
  • Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси / Романов Б.А. М.: Территория, 2002. 255 с.
  • Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций / Уткин А.И. М.: Гардарики, 2000. 572 с.
  • Филюшкин А.И. История России до конца XVII века в 2 ч. Часть 1: Учебник / Филюшкин А.И. Отв. ред. [Электрон. ресурс]. М.: Издательство Юрайт, 2017. 317 с.

Электронные ресурсы

1. Ивашко М.И. История России IX-XXI вв. Обучающая программа. М., 2012. СD.

Раздел 3. Россия в Х VI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации

3.2. Семинар - симпозиум: « Стремление к переменам в делах государственных, церковных и военных деятелей XVI, Х VII вв.»

Порядок проведения.

1. Выступления студентов с информационными сообщениями, презентациями.

2. Тестирование по пройдённому учебному материалу Раздела 2, решение проблемных задач.

3. Подведение итогов симпозиума.

 

Методические рекомендации по подготовке к семинару-симпозиуму.

1. Доработать конспект лекций. Работа с рекомендованной учебной литературой по теме.

2. Подготовить презентации-выступления по темам:

- «Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси»;

- «Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский как персонифицированное отражение различных путей развития страны»;

- «Первые Романовы и царистская идея»;

- «Ревнители благочестия»: Никон и Аввакум»;

- «Степан Разин и его дело»;

- «Федор Алексеевич и «время Софьи» в истории XVII в.».

 

3. Найти аргументы по следующим историческим проблемным задачам:

- В.О. Ключевский писал, что Россия в XVII в. «оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в.». не парадокс ли?

- В отечественной историографии высказываются мнения о сословно-представительной природе Земского Собора (С.Г. Горяйнов, И.А. Исаев). Однако М.С. Шумилов считает, что, по всей видимости, Земские Соборы в Х VI в. не были ни народными, ни совещательными органами при царе. Они не вмешивались в государственное управление, не выполняли даже совещательных функций. Что вы знаете о деятельности Земских Соборов? Являлись ли они сословно-представительными органами?

- Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства ради убийства. Однако самая страшная существенная характеристика опричнины заключается в том, что Иван Грозный, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем держалась их уверенность?

 

4. Записать в словари и знать значение следующих категорий: Смута, церковный раскол, «крестоцеловальная запись», «тушинский вор», «бунташный век», «белые слободы», «черные слободы», местничество, соха, двор, «полки нового строя», крепостничество. Новое время, Великие географические открытия, Реформация, абсолютизм, опричнина, «заповедные лета», «урочные лета», Земский собор, Избранная рада, приказы, Юрьев день, пожилое, Стоглав, земщина, избранная тысяча, тарханные грамоты, кормления.

5. Иметь представление о следующих персоналиях: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий Шуйский, Михаил Романов, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич Романов, Софья Алексеевна Романова, В.В. Голицын, патриарх Никон, протопоп Аввакум, патриарх Гермоген, Алексей Михайлович Романов, патриарх Никон, Степан Разин, Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Христофор Колумб, Америго Веспучи, Бартоломео Диаш, Васко де Гама, Фернан Магеллан, М. Лютер, Иван IV, А.М. Курбский, Малюта Скуратов.

6. Подготовиться к текущему контролю в форме тестирования. С этой целью повторить пройденный материал по Разделу 2.

 

Литература, рекомендуемая для подготовки к семинару-симпозиуму

Основная:

· Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 64-68.

  • Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Поляк Г.Б., 3-е изд., перераб. и доп. [Элек. ресурс, znanium.com]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 259-271.

Дополнительная:

  • Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах. Россия от Рюрика до 1917 года / Бутромеев В.П. М.: Олма-Пресс, 2002. 335 с.

· Боханов А.Н. Царь Иоанн IV Грозный / Боханов А.Н. М.: Вече, 2008. 345 с.

· Ивашко М.И. История отечества в лицах (IX-XVII вв.) / Ивашко М.И. М.: Изд-е Авиац. технич. ун-та, 2001. 146 с.

  • Ляпин Д.А. Причины восстания в Москве в 1648 г.// Вопросы истории. 2015. № 1. С. 90-109.
  • Павлов В.М. Три века поиска истины. Русский раскол XVII века. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: Издательско-торгов. корпорация «Дашков и К», 2015. 146 с.
  • Скрынников Р. Борис Годунов / Скрынников Р. М.: АСТ, 2002. 413 с.

· Сахаров В. А. Царь Ивана Васильевич Грозный и Избранная рада: дискуссия о судьбах российской государственности // Вестник московского университета. Серия. Управление (государство и общество). 2014. № 4. С. 129-152.

Электронные ресурсы

1. Ивашко М.И. История России IX-XXI вв. Обучающая программа. М., 2012. СD.

Раздел 4. Россия и мир в XVIII- XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.

4.2. Семинар-конференция: «Цивилизационные преобразования в России в XVIII столетии и их влияние на развитие страны»

Порядок проведения.

1. Выступление с информационным сообщением на тему: «Современная отечественная историография о значении и последствиях для России реформ Петра Великого».

2. Обсуждение вопросов:

А. Основные реформы петровской эпохи и их влияние на цивилизационное развитие государства. По итогам обсуждения составление схемы «Преобразования в России в начале XVIII в., направленные на «европеизацию» страны».

Б. Тенденции социально-экономического развития России во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

 Презентация: «Исторический портрет Екатерины II».

По итогам обсуждения составление схемы: «Преобразования во второй половине XVIII в., направленные на раскрепощение России».

В. Изменения в международном положении Российской империи в XVIII в.

Г. Влияние отношений России с Западом и Востоком на цивилизационные особенности прогресса страны.

3. Подведение итогов занятия.

Методические рекомендации по подготовке к занятию.

1. Доработать конспект лекций. Изучить рекомендованную учебную литературу по проблеме.

2. Подготовить сообщение по теме: «Современная отечественная историография о значении и последствиях для России реформ Петра Великого», «Исторический портрет Екатерины II».

3. В ходе подготовки следует обратить внимание на причины, которые обусловили «петровские» реформы. Для систематизации знаний самих реформ и влияния на развитие Российского государства следует заполнить следующие таблицы:

«Реформы Петра Великого»:

Название реформы Время проведения Цель реформы Основные мероприятия по ее реализации
       

 

«Последствия реформ Петра Великого»:

Прогрессивные Негативные
   

 

В ходе подготовки по проблемам второй половины XVIII века, следует обратить внимание на понимание категории «Просвещение». Разобраться в сущности политики «просвещенного абсолютизма», кого из европейских монархов относили в разряд просвещенных и за какие деяния? Когда идеи просвещения стали распространяться в России и в связи с какими обстоятельствами? Какое значение имела политика «просвещенного абсолютизма для развития России? Отметьте шаги (в политической, экономической, социальной, культурной жизни), которые предпринимались в России, свидетельствовавшие о продвижении идей «просвещения» в российской действительности второй половины XVIII века.

При подготовке вопроса, характеризующего международное положение Российской империи в XVIII в., следует заполнить следующую таблицу:

 

 «Внешняя политика России в XVIII веке»:

Дата события Основные внешнеполитические события Участники событий Итоги внешнеполитического события
       

 

4. Подготовить ответы, аргументируя их историческими фактами, на следующие проблемные исторические задачи:

Главное в развитии любого государства – экономика. В то время, как все страны шли по пути освобождения крестьян и образования промышленного и торгового сословия по пути замены физического принуждения на экономическое, реформы Петра 1 пошли в противоположном направлении и закабалили все сословия. В чем же тогда прогрессивное значение социально-экономических реформ Петра I?

Давая оценку деятельности Петра 1, часто говорят: «Он много сделал для России!». Согласимся с этим. Но почему тогда в ходе этих «многодеяний» население Центральной России (а именно эту территорию в первую очередь затронули преобразования) сократилось в годы царствования Петра Великого на 25-40%?

Историк П.Н. Милюков, характеризуя время правления Петра I, указывал, что это была «реформа без реформатора». Чем мотивировал он свое замечание?

Со времен Ивана Грозного и включая царствование Николая II, т.е. X VI, XVII, XIX, XX вв., женщина лишь однажды правила Россией. Это была Софья Алексеевна, да и то лишь в качестве правительницы (1682-1689 гг.) В X VIII же веке женщины правили в России 67 лет: Екатерина I (1725-1727 гг.), Анна Иоанновна (1730-1740 гг.), Елизавета Петровна (1741-1761 гг.) Екатерина II (1762-1796 гг.) Как это объяснить? Чем это было вызвано?

5. Записать в словари и знать значение следующих категорий: протекционизм, меркантилизм, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, подушная подать, рекрутская система, Сенат, Синод, Верховный тайный совет, коллегии, губернии, Ассамблея, «Табель о рангах», «Указ о единонаследии», майорат, Верховный тайный совет, «кондиции», фаворитизм, бироновщина, Уложенная комиссия, «эпоха дворцовых переворотов», рассеянная мануфактура, секуляризация, «просвещенный абсолютизм».

6. Иметь представление о следующих персоналиях: Петр I, Екатерина I, А.Д. Меньшиков, П.И. Ягужинский, Карл XII, И., Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Потемкин, Б.Х. Миних, Э. Бирон, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Е.И. Пугачев, А.Н. Радищев, Локк, Ф. Аруэ (Вольтер), Ш.Л. д’Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Иосиф II, Фридрих II, Д. Вашингтон.

Литература, рекомендуемая для подготовки к занятию

Основная:

· Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 93-102.

· Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Поляк Г.Б., 3-е изд., перераб. и доп. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 323-352.

Дополнительная:

· Анохина С.Л. Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: Уч. пос. ред. Я.А. Пляйса; Фин. Акад. при Прав. РФ. 2-e изд., перераб. и доп. М.: Вуз. учебник: ИНФРА-М, 2010. С. 19-63. [Электронный ресурс, znanium.com].

· Брикнер А.Г. История Петра Великого / Брикнер А.Г. М.: АСТ, 2002. 668 с.

· Ивашко М. И. История (с древнейших времен до конца XVIII века): Учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии) / Ивашко М.И. М.: РАП, 2014. 551 с.

· История: Учебно-практическое пособие / М.И. Ивашко и др. М.: РГУП, 2017. 586 с.

· Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Курс русской истории. Ч. 4. М., 1989. С. 5-183.

· Креленко Н. История культуры: от Возрождения до модерна: Учебное пособие [Электронный ресурс, znanium.com]. М., 2013. 320 с.

· Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа А.Б. Каменский. М.: РГГУ, 2001. С. 59-465.

· Павленко Н.И. Меншиков: полудержавный властелин / Павленко Н.И. М.: Проспект, 2017. 508 с.

· Колесников И.Н. Присоединение Крыма к Российской империи в XVIII в. // Вопросы истории. 2013. №10. С. 131-137.

· Нефедов С. А. Происхождение «регулярного государства» Петра Великого // Вопросы истории. 2014. №4. С. 45-50. Начало: 2013. №12. С. 53-65.

Электронные ресурсы

1. Ивашко М.И. История России IX-XXI вв. Обучающая программа. М., 2012. СD.

4.4. Ролевая игра: « Цивилизационный смысл реформаторства 1860-1870 - х гг.».

Порядок проведения.

1. Вступительное слово, установка на проведение ролевой игры, определение круга обсуждаемых проблем.

Обсуждаемые проблемы:

- Отмена крепостного права как системное изменение основ российского общества.

- Реформы по созданию условий для формирования гражданского общества.

- Реформаторское движение просвещения и перемены в духовной жизни общества

 

Участники ролевой игры:

 

1. Александр II, представители консервативного крыла решения аграрного вопроса (М.П. Позен, В. Назимов, М. Муравьев), либерального (А.М. Унковский) и революционного (А.И. Герцен, Н.А. Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов).

2. Земские гласные, члены управы, председатель уездной управы, ходатаи.

3. Сельский староста, крестьяне.

 

2. Методические рекомендации по подготовке ролевой игры

Учебная группа делится на три подгруппы. Каждой из них заранее раздаются задания на карточках по теме занятия, они готовят свой сюжет, который является составляющей общей темы занятия.

1-я подгруппа представляет сюжет предложений (проектов) по отмене крепостного права.

2-я подгруппа сюжет принятия земской реформы.

3-я подгруппа представляет сюжет принятия военной реформы.

Вариант сценарий представлен в ФОС «Ролевая игра»

Участнику ролевой игры важно ознакомиться с ролью в истории той личности, представителя социального слоя в качестве которого ему предстоит выступать в игре.

В ходе подготовки первого сюжета обратите внимание на причины социально-экономических преобразований. Что заставило верховную власть, либерально настроенное чиновничество, передовую часть российского общества после окончания Крымской войны вступить во временный союз? Разберитесь с механизмом подготовки реформы (проекты, которые предлагались различными политическими силами) по отмене крепостного права. Установите условия выхода крестьян из крепостной зависимости, институты, которые при этом создавались, последствия принятия данной реформы и отношение к ней разных социальных слоев.

При подготовке второго и третьего сюжетов следует разобраться с содержанием земской и военной реформами. Раскройте цель, структуру и задачи земских учреждений. Что принципиально нового было в военном строительстве? Выясните, почему традиционно считается, что среди всех реформ 60-70-х гг. наиболее демократичной была реформа судебных учреждений?

Кроме того, при подготовке к занятию разберитесь с изменениями, которые последовали на разных уровнях российского образования. В чем состояла прогрессивность принятых преобразований в области печати? Менялась ли Русская Православная Церковь под воздействием принятых решений? Установите причины непоследовательности в проведении реформ Александром II, их влияние на внешнюю политику России во второй половине XIX в. Были подобные преобразования в странах Запада или Востока в это же время. Если, да, то где? Что общего между этими процессами, что их рознит? Проведите сравнительный анализ.

 

3. Подготовить аргументы для ответа на следующие проблемные задачи:

В ХIХ в. в России появляется новый социальный слой – интеллигенция. Подумайте, почему интеллигенцию нельзя было назвать «сословием», как все остальные группы российского общества?

Исследователь Р. Пайпс назвал русскую буржуазию «классом, которого не было». Какие особенности становления слоя российских предпринимателей стали основанием для подобного утверждения?

Почему в России нелегальные партии (социал-демократы, социал-революционеры) сформировались раньше, чем легальные либеральные партии?

Известно, что реформы – дело хлопотное и неблагодарное. Почему же на их широкомасштабное проведение решились император и правящая элита? Согласны ли вы с точкой зрения, что это был вынужденный шаг, под угрозой крестьянского бунта? Подумайте, чем же эта серия реформ отличалась от предыдущих и последующих, что удостоилась наименования «эпохи Великих реформ»?

 

4. Заполнить таблицу: «Реформы 60-70- гг. XIX века»

Название реформы Время проведения Цель реформы Основные мероприятия по ее реализации
       

 

4. Записать в словари и знать значение следующих категорий: Негласный комитет, Непременный совет, обязанные крестьяне, «аракчеевщина», славянофилы, западники, теория «официальной народности», военные поселения, Священный союз, чартизм, тред-юнионы, марксизм, временнообязанные крестьяне, мировой посредник, Уставная грамота, земства, присяжный поверенный, присяжные заседатели, гласные, обязанные крестьяне, отрезки, выкупная операция, «союз трех императоров», народничество, «хождение в народ», экономизм, легальный марксизм, гражданская война Севера против Юга.

5. Иметь представление о следующих персоналиях: Александр I, Николай I, А.А. Аракчеев, Н.Н. Новосильцев, М.М. Сперанский, Александр II, Александр III, П.А. Валуев, С.С. Ланской, Д.А. Милютин, Я.И. Ростовцев, К.П. Победоносцев, М.Т. Лорис-Меликов, Отто фон Бисмарк, А. Линкольн, М. Мэйдзи, П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, С.С. Уваров, П.Д. Киселев, Наполеон Бонапарт, М.И. Кутузов, Ю.Ф. Самарин, А.И. Герцен, М.В. Буташевич-Петрашевский.

Литература, рекомендуемая для подготовки к семинару

Основная:

· Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 192-208.

· Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Поляк Г.Б., 3-е изд., пер. и доп. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 455-462.

Дополнительная:

  • Золотухин М. Ю. История международных отношений и внешней политики России в Новое время (XIX век): [Электронный ресурс, znanium.com]: Уч. пос. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 351 с.
  • Ивашко М. И. История (с древнейших времен до конца XVIII века): Учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии) / Ивашко М.И. М.: РАП, 2014. 551 с.
  • История: Учебно-практическое пособие / М.И. Ивашко и др. М.: РГУП, 2017. 586 с
  • Лященко Л.М. Александр II, или история трех одиночеств / Лященко Л.М. М.: Мол. гвардия, 2002. 357 с.
  • Троицкий Н.А. Россия в XIX веке / Троицкий Н.А. 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 2003. 431 с.

Электронные ресурсы

1. Ивашко М.И. История России IX-XXI вв. Обучающая программа. М., 2012. СD.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...