Семинарские (практические) занятия
На занятия, которые проводятся в масштабе группы выносятся проблемы, имеющие важное значение в изучении дисциплины. Они проводятся в форме семинара, семинара-конференции, семинара-симпозиума, дискуссии. В ходе проведения данных занятий осуществляется контроль знаний студентов, привитие навыков публичного выступления, умения вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Самые общие, распространенные правила подготовки к семинару требуют от студента: · изучить рекомендованные исторические источники, проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах; · сделать краткие выписки, необходимые для участия в обсуждении проблем семинара; · продумать ответы по вопросам темы данного семинарского занятия (составить план выступления) при этом стремиться изучаемые исторические явления рассматривать в процессе их развития, в исторической динамике, выясняя их причинно-следственные связи. При оценке исторического факта учитывать время, место и условия его фиксации, т.е. соблюдать принцип историзма и т.д.; · быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие (подготовить аргументы, доказательства той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой для него); · при необходимости (в зависимости от плана семинарского занятия) следует подготовить информационное сообщение, доклад, библиографический обзор; · составить глоссарий (перечень исторических категорий представлен к каждому занятию, которое проводится в масштабе группы), выстроить хронологический ряд по каждой изученной теме, ознакомиться с историческими личностями, тем самым, персонифицируя каждый изученный этап истории.
Работа в ходе проведения семинара строится по принципу коллективного обсуждения поставленных на занятии вопросов. Порядок выступлений в ходе семинара выстраивается в зависимости от логики, содержания обсуждаемой темы. На занятии любой волен выступить и высказаться по вопросам семинара. Тем не менее, следует придерживаться определенных правил. Необходимо учиться выслушивать собеседников, даже если их точка зрения вам совсем не нравится, четко формулировать вопросы по существу рассматриваемой проблемы. Следует ясно, доходчиво излагать свою мысль, корректно отстаивать свою позицию по спорным вопросам. Для аргументации своего видения вопросов семинарского занятия студенты могут использовать технические средства обучения посредством представления заранее подготовленной презентации, кинофрагментов, фотодокументов и т.д. Для выстраивания таблиц, диаграмм, схем может использоваться классная доска. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи. Согласно плану проведения, того или иного семинарского занятия заслушивается информационное сообщение на заданную тему. Темы сообщений указаны в плане занятия. Время, отводимое на информационные сообщения, доклады оговаривается преподавателем накануне занятия в зависимости от объема выносимых на обсуждение вопросов. Для того чтобы наиболее эффективно использовать семинарские занятия для изучения дисциплины «История» на уровне высшего профессионального образования, каждый студент должен знать особенности каждой из форм, учитывать данную специфику при подготовке к занятиям в масштабе группы.
Cеминар-конференция. Такой семинар является одной из разновидностей семинара-обсуждения докладов. По каждому вопросу плана семинара преподавателем назначается группа обучающихся (3-4 человека) в качестве экспертов. Они всесторонне изучают проблему и выделяют докладчика для изложения тезисов по ней. После первого доклада участники семинара задают вопросы, на которые отвечают докладчик и другие члены экспертной группы. Вопросы и ответы составляют центральную часть семинара. Как известно, способность поставить вопрос предполагает подготовленность по соответствующей теме. И чем основательнее подготовка, тем глубже и более грамотно формулируются вопросы. На основе вопросов и ответов развертывается творческая дискуссия, итоги которой подводят сначала докладчик, а затем преподаватель. Аналогичным образом обсуждаются и другие вопросы плана семинарского занятия. В заключении подводятся итоги, оценивается работа экспертных групп, определяются задачи на самостоятельную работу.
В ходе проведения диспута проверяется способность обучающихся к поиску истины на основе полученных знаний и сформировавшихся убеждений, вырабатываются навыки ведения дискуссии по сложным проблемам. На обсуждение выносятся, как правило, несколько вопросов. В соответствии с ними могут создаваться «малые полемические группы» – по две на каждый вопрос. Одна из них раскрывает суть проблемы и предлагает ее решение, а другая выступает в качестве оппонента, выдвигает контраргументы и свое понимание путей выхода из создавшейся ситуации. Диспут требует основательной подготовки всех его участников, особенно ведущих полемических групп. В заключительном слове оцениваются результаты дискуссии, работа на семинаре полемических групп и их ведущих, а также каждого участника семинарского занятия в отдельности.
Симпозиум - более формализованное, регламентированное (по сравнению с вышеперечисленными) обсуждение заранее подготовленных сообщений, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории». Обсуждение, как правило, ведется через ведущего.
Мозговой штурм – это способ получения большого количества идей по конкретной теме. С этой целью все студенты учебной группы вовлекаются в работу, путем постановки проблемных вопросов, стимулирования их мыслительного процесса. Затем все прозвучавшие предложения сводятся вместе. Становится ясно, насколько широка проблема обсуждения и насколько правильно понимается аудиторией.
Практикум проводится по теме «Научные основы курса» и направлен на оказание помощи студентам в овладении общими историческими категориями и понятиями, навыками работы с историческими источниками, учебной литературой и периодическими изданиями, которые могут использоваться в ходе изучения курса. (Рекомендации по подготовке к практикуму и порядок его проведения определены в данных методических указаниях).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|