Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ю.П. Поваренков, Ю.Л. Сорокина (Ярославль)




Актуальность исследования совладающего поведения в период адаптации к вузу обусловливается тем, что проблемы преодоления нормативных кризисов профессионального становления личности не исследованы. В настоящей работе представлены результаты исследования преодоления кризиса адаптации студентов педагогического вуза (конец 1 курса – 2 курс обучения). Мы исходили из того, что ведущим способом преодоления данного кризиса является сочетание различных стилей и стратегий совладающего (копинг) пове-дения, обеспечивающее успешную адаптацию студентов к обучению в вузе.

Под совладающим (копинг) поведением мы понимаем процесс индивидуального взаимодействия человека с трудной жизненной ситуацией, требования которой превышают ресурсы личности, путем осознанных когнитивных, поведенческих и эмоциональных усилий, направленных на изменение, разрешение критической ситуации либо позволяющих привыкнуть, терпеть ее воздействие либо уклониться от требований, которые она предъявляет. Структура совладающего (копинг) поведения включает стили совладения, связанные с личностными особенностями и стратегии копинг-поведения, связанные с особенностями проблемных ситуаций.

Стиль совладающего поведения – это тенденция человека действовать определенным и последовательным образом в специфических ситуациях (выбирая определенные паттерны социального поведения). Исследователи выделяют три основных стиля совладающего (копинг) поведения: проблемно-ориентированный копинг, эмоционально-ориентированный копинг и копинг, ориентированный на избегание. Копинг-стратегии рассматриваются как способ управления стрессом и как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу.

Учитывая все выше сказанное, целью исследования является изучение стилей и стратегий совладающего (копинг) поведения студентов младших курсов, используемых для преодоления кризиса адаптации.

Исследование проведено на выборке студентов 1-3 курсов педагогического университета (специальности – «психология» и «история, психология»). Общий объем испытуемых составил 172 человека, из них 143 девушки и 29 юношей.

В ходе работы были использованы следующие методики: «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (CISS, Н. Эндлер, Д. Паркер, адаптация Т.Л. Крюковой, 2001); копинг-тест «Опросник о способах копинга» (WCQ, Р.Лазарус, С.Фолькман, адаптация Л.И. Вассермана); «Методика диагностики социально-психологической адаптации» (К.Роджерс, Р.Даймонд, адаптация Д..Я. Райгородского,1998). Для обработки полученных данных применялись непараметрические методы математической статистики: критерий Манна – Уитни (U) и коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs).

В ходе проведения исследования были получены следующие результаты.

Определен уровень выраженности отдельных стилей совладающего (копинг) поведения у студентов младших курсов: совладающее (копинг) поведение студентов характеризуется высоким уровнем выраженности стиля, ориентированного на избегание (55,23% испытуемых) и социальное отвлечение (54,65%), средним уровнем выраженности проблемно-ориентированного (68,02%) и эмоционально-ориентированого (52,91%) стилей. Это свидетельствует о том, что совладающее поведение студентов включает сочетание разных стилей. Студенты в процессе преодоления трудных жизненных ситуаций чаще используют избегающие стратегии и реже проблемно-ориентированные и эмоционально-ориентированные: они предпочитают не включаться в решение проблемы, а заниматься отвлекающими делами: ходить по магазинам, ничего не покупая, спать больше обычного, баловать себя едой, смотреть кинофильмы, ходить в гости к друзьям, разговаривать по телефону. Но, несмотря на это, студенты также преодолевают стрессовые ситуации и непосредственно, решая возникшую проблему, и эмоционально переживая свою неэффективность в ее преодолении. Фокусированный на проблеме стиль совладания используется чаще всего в тех случаях, когда ситуация оценивается как допускающая изменения, а совладание, сфокусированный на эмоциях стиль используется чаще всего в тех случаях, когда оценка показывает, что усилия по изменению стрессовой ситуации неэффективны.

Выявлены достоверные различия по стилям и стратегиям совладающего поведения у студентов, имеющих высокий и низкий уровень адаптации. Студенты с высоким уровнем адаптации имеют достоверно более высокий уровень проблемно-ориентированного стиля (U=259,5, р=0,0030) и стиля «социальное отвлечение» (U=281, р=0,0079) и достоверно более низкий уровень эмоционально-ориентированного стиля совладания (U=65,5, р=0,0001), в сравнении со студентами с низким уровнем адаптации.

Студенты с высоким уровнем адаптации отличаются от студентов с низким уровнем адаптации по выраженности следующих копинг-стратегий: у высокоадаптированных студентов выше уровень по стратегии «планирование решения проблем» (U=299, р=0,0166); у низкоадаптированных студентов выше уровень выраженности стратегий «дистанцирование» (U=282,5, р=0,0085), «повышение ответственности» (U=156,5, р=0,0001), «бегство-избегание»(U=138,5, р=0,0002).

Эти результаты свидетельствуют о том, что адаптированные студенты чаще используют стратегии анализа и решения проблем, планирования и исполнения действий, контроля ситуации и саморегуляции состояний, привлекают свой опыт решения подобных проблем в прошлом, мобилизуются для преодоления трудностей, а так же стремятся контактировать с другими людьми для получения дополнительных ресурсов и эмоциональной поддержки в трудных ситуациях. Для низко адаптированных студентов характерно погружение в переживания чувства вины за нерешительность, неспособность справиться с ситуацией, сосредоточение на своих недостатках, слишком эмоциональное отношение к проблеме, так же они отстраняются, дистанцируются от трудных ситуаций, стремятся уменьшить их значимость, уходят от решения проблемы как мысленно, так и в реальном поведении, признают свою ответственность за возникновение той или иной проблемной ситуации.

В процессе преодоления кризиса адаптации студенты используют сочетание разных стилей совладающего (копинг) поведения, однако проблемно-ориентированные усилия студентов в сочетании с получением социальной поддержки повышают эффективность преодоления кризиса адаптации, а сильное эмоциональное переживание ситуации и стратегии ухода от решения возникших проблем снижают его эффективность.

Эта закономерность подтверждается установленными статистически достоверными связями уровня адаптации со стилями и стратегиями совладающего поведения (на уровне значимости р<0,01):

– уровень адаптации коррелирует с проблемно-ориентированным стилем совладания (rs= 0,35), эмоционально-ориентированным стилем совладания (rs= –0,60), социальным отвлечением (rs = 0,26);

– уровень адаптации коррелирует со стратегиями: «планирование решения проблем» (rs= 0,22), «дистанцирование» (rs= –0,22), «повышение ответственности» (rs= –0,38), «бегство-избегание» (rs= –0,51).

Отсутствие связи между адаптацией и стилем, ориентированным на избегание, свидетельствует о том, что его активное использование студентами не влияет на процесс преодоления кризиса адаптации, и очевидно связано с какими-то другими трудными ситуациями, возникающими в их жизни. Связь адаптации со стратегиями «избегание» и «дистанцирование» показывает, что использование данных стратегий связано с особенностями проблемных ситуаций, возникающих в процессе адаптации к вузу, а не с личностными особенностями студентов.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

Достоверно показано, что в основе преодоления кризиса адаптации к вузу лежит сочетание различных стилей и стратегий совладающего поведения, ведущее место среди которых занимает проблемно-ориентированный стиль. Это подтверждает целесообразность использования теории совладающего поведения для исследования кризисов профессионального становления.

Выявлены следующие особенности копинг-поведения студентов младших курсов: совладающее (копинг) поведение характеризуется высоким уровнем выраженности стиля, ориентированного на избегание и социальное отвлечение и средним уровнем выраженности проблемно-ориентированного и эмоционально-ориентированного стилей.

На эффективное преодоление кризиса и адаптацию студентов к обучению в вузе влияют проблемно-ориентированный стиль и социальное отвлечение. Неэффективным для преодоления кризиса адаптации является преобладание эмоционально-ориентированного стиля совладающего поведения.

На эффективное преодоление кризиса и адаптацию студентов к обучению в вузе влияет использование копинг-стратегии «планирование решения проблем». Неэффективными для преодоления кризиса адаптации являются копинг-стратегии «дистанцирование», «бегство-избегание» и «повышение ответственности».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...