Онтологический подход в изучении молодёжных объединений
И.В. Павлова (Ижевск) Вся мировая практика работы с молодёжью свидетельствует о том, что детско-молодёжные общественные объединения составляют важнейшее звено в системе социализации подрастающего поколения, поскольку в них происходит совмещение трёх основных направлений социализации личности: деятельности, общения и самосознания. Молодёжные объединения способствуют становлению идентичности и развитию социально-психологической компетентности личности. Сегодня на территории Российской Федерации сотни международных, общероссийских, межрегиональных, региональных и местных детских и молодёжных общественных объединений реализуют тысячи программ и проектов различной направленности. В чём заключается сущность детско-молодёжного общественного движения? Детское и молодёжное общественное движение представляет собой совокупность координированных действий детей и взрослых, направленных на реализацию какой-либо идеи (цели), связанной с изменением социальной действительности или своего статуса в обществе. Детское и молодёжное движение изучается сегодня в самых разных аспектах во многих научных центрах страны. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения влияния таких институтов социализации, как детские и молодёжные общественные объединения на формирование у молодых людей образа мира, образа жизненной ситуации, формирование определённого типа активности. Впервые детские и молодёжные общественные объединения изучаются в рамках онтологического подхода к исследованию социальной ситуации, обоснованного в работах Н.И. Леонова. Онтологический подход рассматривает соотнесение внешнего и внутреннего через их взаимодействие, определяя человека как активного, конструирующего социальную реальность.
«В онтологическом подходе детерминантой социального поведения выступает субъективная реальность, образ ситуации, который превращает объективные условия ситуаций, в которые может быть включён субъект (в качестве субъекта может выступать личность, малая или большая группа) в реальность». (Н.И. Леонов) Объект нашего исследования: образ ситуации участия в молодёжном общественном объединении. Предмет исследования: особенности образа ситуации участия в молодёжном общественном объединении в зависимости от специфики объединения. Гипотеза исследования: образы ситуации участия в молодёжном общественном объединении зависят от специфики объединения и отличаются структурированностью объектов образа, оценкой объектов и характерными категориями восприятия, что определяет специфику социальной активности участников этих объединений. Эмпирическое исследование проводилось в течение пяти лет: с 2000 по 2004 год. В качестве испытуемых были выбраны участники пяти молодёжных общественных объединений различной направленности: театрального, поискового, национального, религиозного и лидерского. Возраст участников – от 15 до 25 лет, общее количество – 211 человек. В соответствии с целью исследования на основе метода семантического дифференциала и ассоциативного эксперимента была разработана методика «Образ ситуации участия в молодёжном общественном объединении» (Н.И. Леонов, И.В. Павлова). «Образ ситуации участия в молодёжном общественном объединении – это организованная репрезентация данной ситуации в системе знаний субъекта, которая представлена в двух аспектах: структурном и динамическом. Структура образа ситуации участия в молодёжном общественном объединении, определяемая самим субъектом, включает следующие его презентирующие составляющие: самого себя, другого человека и концептуальность ситуации. Динамический аспектхарактеризуется такими феноменами, как целостность - незавершённость, взаимосвязанность - автономность, статичность - динамичность, типичность – индивидуальность».(Н.И. Леонов)
Был сделан кластерный и факторный анализ, а затем построено семантическое пространство, которое позволило описать особенности образа ситуации участия в молодёжном общественном объединении, характерные для участников различных объединений. Были выделены характерные для участников каждого объединения категории восприятия. На следующем этапе исследования мы изучали социально-психологические особенности участников молодёжных общественных объединений, а именно: 1) складывающийся профессиональный тип личности; 2) особенности самоотношения юношей и девушек; 3) их смысложизненные ориентации; 4) уровень субъективного контроля; 5) типы межличностных отношений. На заключительном этапе исследования предполагается выявить взаимосвязь образа ситуации участия в молодёжном общественном объединении с социально-психологическими особенностями участников объединений. Возможен выход на описание различных типов участников молодёжных общественных объединений.
Сновидение: теоретико-практические Аспекты работы с экзистенциалами C. Парфентьев (Ярославль) В рамках большинства психотерапевтических подходов на определенной стадии работы с клиентом терапевтом или самим клиентом инициируется анализ сновидений. Диагностическая и терапевтическая эффективность работы с материалом сновидений клиента подтверждается тем, что подавляющее большинство психотерапевтических школ обращаются к данному материалу. В то же время существует множество методологических сложностей, касающихся феноменологии сновидения, его концептуализации. Традиционно сновидение располагается теоретиками и практиками в сфере предсознательного и бессознательного. В соответствии с этим трактовка функций сновидения варьируется от идей о проработке дневного опыта, компенсации сознательных личностных установок (присущих психоанализу, аналитической психологии) до концепций трансперсональной реальности и надличностного опыта.
До сих пор, наиболее спорным при работе со сновидениями остается вопрос о необходимости и целесообразности проведения анализа. Интеграция материала сновидений в процесс психотерапии начиналась именно посредством анализа. Большое количество исследований в последние десятилетия ставят аналитические методы под сомнение, основываясь на том, что анализ заключает сновидца в узкие рамки субъективности аналитика. Однако, являясь пространством взаимодействия клиента и терапевта, психотерапия не может уйти от анализа как такового. Богатый потенциал для работы со сновидениями предоставляет, на наш взгляд, экзистенциальная психотерапия. Имея глубокие корни в философии, экзистенциальная психотерапия основывается в работе на базовых смыслах человеческого бытия. По Хайдеггеру человеческое бытие может быть описано в экзистенциалах. Экзистенциал – это не понятие и не категория, а данность, без которой человеческое бытие не возможно как таковое [2, стр.42]. Ключевые экзистенциальные данности – бытие-к-смерти, свобода, ответственность, смысл/бессмысленность существования. Каждый экзистенциал является системообразующим, определяет картину мира и дает богатую палитру оттенков. Являясь в некотором роде абстрактными идеями, данные конструкты сложно доступны для выявления и осознавания. Их проявления иррациональны, их воздействия всепроникающи и определяют базовые способы реагирования, сценарии поведения, эмоционально-мотивационную и другие сферы деятельности человека. В связи с этим, более продуктивная работа с экзистенциалами возможна с использованием материала сновидений. Пространство сновидения – это сцена, на которой разыгрываются как ситуации прошедшего дня, прогнозируются будущие события и разрабатываются сценарии, прорабатываются конфликтные ситуации и происходит интеграция жизненных событий. Вместе с этим, в пространстве сновидения весьма ярко проявляются глубинные смыслы, основополагающие личностные идеи, на которых строится «Я» сновидца, прослеживаются индивидуальные закономерности, которые определяют и структурируют «дневную жизнь» сновидца.
В связи с этим одно из центральных значений имеет экзистенциал настроенности [5, с.46], объясняющий, почему наша открытость миру расширяется и сужается, и почему, время от времени, она высвечивает различные феномены. То, что осознает человек, то, на что он реагирует, зависит от его настроения в данный момент времени. Поскольку человеческая экзистенция изначально является открытостью и «ясным просветом понимания», она всегда тем или иным образом настроена. Причем настроенность не есть следствие каких-либо событий внешней или внутренней жизни человека, все наши настроения даны нам изначально как экзистенциальные возможности. Но для того, чтобы изначальная возможность бытия-радостной (радостным) могла осуществиться, отношения человека к миру должны быть свободными и достаточно открытыми. Настроенность человека не исчерпы-вается его диспозициями и установками, она тесно связана со всей аффективно-эмоциональной сферой жизнедеятельности человека и с телесностью. То, что мы называем эмоциями, чувствами, аффектами, состояниями - есть конкретные способы, в которых наша воспринимающая открытость может быть узкой, нарушенной и даже закрытой. Исходя из этого, выделяются определенные базовые аффективные состояния личности: любовь, радостная ясность, тревожность, печаль, гнев и ненависть, и ряд других. По большому счету, психотерапия ориентирована именно на гармонизацию эмоциональной сферы, повышению осознанности, расширению восприятия, гармонизации внутриличностных процессов и разрешению конфликтов. Являясь иррациональными, эти аффективные состояния ярче всего прослеживаются в сфере иррационального. В связи с этим, именно в пространстве сновидения мы можем наиболее близко и ясно увидеть, отследить, проработать и привнести в сознание необходимый для процесса материал. В рамках экзистенциальной психологии сон и бодрствование рассматриваются как гомологичные состояния, т.е. сновидение не рассматривается как отражение «дневной» жизни. Сновидение и бодрствование это разные модусы одной и той же человеческой экзистенции. Отличие сновидения заключается в более четкой артикуляции экзистенциальной структуры сновидца [1, с.81]. При работе со сновидениями сновидцу гораздо труднее обмануть и терапевта и себя самого. Таким образом, для экспликации базовой настроенности пациента легче использовать состояние сновидения, что, однако, вовсе не означает ненужность или не возможность определения базовой настроенности в состоянии бодрствования. Как нам известно, базовая настроенность в рамках экзистенциальной психологии определяется довольно развернутым «инструментарием», и ориентирована на определение структуры «бытия-в-мире» клиента. То же самое происходит при работе со сновидениями.
Однако, в рамках данной статьи нас интересует настроенность сновидца, т.е. мы попробуем на примере анализа сновидения выявить базовую настроенность личности, ориентируясь на 3 основных вопроса: где - место сновидения, что - сюжет сновидения, как - состояние сновидца. Пример: Место: сновидец рассказывает о незнакомом городе и переносится в пространство «темного космоса» и «оторванности от земли» на маленькую планету, с которой соскальзывает. Путем вопросов «какие ощущение вызывает у вас это место?», мы выясняем, что для сновидца эти ощущения: страх действий, бездна, потусторонность. Сюжет: «…Долго путешествовал по незнакомому городу… Вокруг чернота, во сне мне показалось, что это космос. Я лежу лицом вниз, на животе на покатой поверхности. Оглядываюсь по сторонам, и мне становится невыносимо жутко: вокруг чернота космоса, вдали – светящиеся точки звезд. Когда я аккуратно посмотрел вниз, ощущение страха парализовало меня. Я лежал на маленькой «планете». Возможно, планета была слишком маленькой, возможно – я слишком большим. Я почувствовал, что соскальзываю – планета висела в вакууме, под ней ничего не было. В самой нижней точке этой планеты я заметил линию, уходящую далеко вниз, в большую планету (похожа не Землю). Присмотревшись, я понял, что эта линия – христианский крест огромной длины, далеко внизу выливающийся в купол церкви. Я понял, что слезть оттуда, где я был, практически невозможно, но все-таки попытался, и чудесным образом оказался на кресте и полез вниз. С огромным трудом, но с легкостью в душе, я слез со своей «планетки» на «Землю». Там какой-то пожилой мужик предложил поспорить, залезу ли я на большую модель старого космического корабля (по виду – станция «МИР»), которая стояла рядом с церковью. Я залез, мне стало страшно, но потом я привык. Человек внизу исчез. Потом я узнал, что в прошлом он был заслуженным космонавтом СССР». При работе с сюжетом сновидения, сновидец определяет основные состояния как очарованность, ощущение пропасти, страх потери основы/опоры, переживание «чуда», внутренняя легкость. Ощущение себя: в целом, путем прямых вопросов о самоощущении в сновидении, сновидец выделил состояние сжатости/тесноты/вакуума и уверенности/легкости/поиска. В ходе анализа данного сновидения мы получили спектр состояний: страх действий, бездна, потусторонность, очарованность, ощущение пропасти, страх потери опоры, переживание «чуда», внутренняя легкость, сжатость/теснота/вакуум и уверенность/легкость/поиск. В ряду этих состояний некоторые из них семантически близки друг к другу. Сновидец объединяет наиболее близкие состояния под главенством самого для них важного. В результате мы получаем перечень: потеря опоры, ощущение пропасти, сжатость, потусторонность. Таким образом, мы на примере одного сновидения выявили ряд глубинных базовых настроений сновидца, которые для сновидца имеют значимость как в конкретном жизненном моменте, так и в более протяженном во времени контексте. После этого мы можем обратиться к техникам визуализации, работе с ассоциациями, биографическому методу и т.д. Это дает возможность сновидцу прочувствовать эти состояния, осознать их. В процессе работы мы можем локализовать временные и ситуативные точки возникновения и появления данных базовых настроенностей. В дальнейшем, с перечисленными ощущениями/состояниями можно работать в различных форматах с целью развить открытость, гибкость внутреннего пространства клиента для внешней среды, повысить адаптивность, и скорректировать негативные аффекты эмоциональной сферы. Таким образом, работа с экзистенциалами дает богатый материал и широкий набор векторов развития терапевтического процесса, что позволяет клиенту быть глубоко вовлеченным в работу, а терапевту – исходить из психосемантического и смысложизненного пространства клиента, избегая объектной интерпретации сновидения.
Литература: 1. Бинсвангер Л. «Бытие-в-мире». М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1999 б. – 336 с. 2. Хайдеггер М. «Бытие и время». – М,.1993а. – 451 с. 3. Ялом И. «Экзистенциальная психотерапия». М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 576 с. 4. Лисовенко Б.С., Парфентьев С.А. - «К проблеме вербализации сновидений» // Вестник интегративной психологии, Вып. 3, 2005. – с. 134-136. 5. Летуновский В.В. – «Анализ базовых настроенностей сновидения» // Московский психотерапевтический журнал. №5, 2001. с. 45-52.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|