Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ю.П. Поваренков (Ярославль)




Проблема интеллекта является в психологии одной из наиболее обсуждаемых. И причина столь пристального внимания психологов к данной проблеме, как свидетельствуют материалы многочисленных исследований, кроется в ее высокой практической и теоретической значимости. Действительно только высокоинтеллектуальные представители человечества обеспечивают развитие общества, а еще многие вопросы, касающиеся диагностики, формирования, сохранения интеллекта не решены на уровне психологической теории.

Можно выделить несколько ведущих направлений изучения интеллекта, представленных в психологической науке (Дружинин В.Н., 2001,стр.8-9): психогенетика и психофизиология интеллекта, общая и социальная психология интеллекта, психодиагностика и развитие интеллекта, интеллект и деятельность. В рамках настоящей работы мы обсудим вопросы развития интеллекта, его влияние на учебную и профессиональную деятельность, а также обратное влияние последних на содержание интеллекта.

Следует признать, что развитие интеллекта, в основном, исследуется на ранних стадиях онтогенеза, то есть в те периоды жизни человека, когда ведущими детерминантами его психического развития выступают общекультурные требования конкретного социума. По мнению Б.Г.Ананьева, принятие и реализация общекультурных требований определяет сущность первой фазы онтогенеза, на которую приходится первый пик развития психических функций человека. Но он выделяет и второй пик, который рассматривается как результат специализации и сенсибилизации психических функций в ходе профессионализации (Ананьев Б.Г., 1977, стр.201).

И в отечественной и зарубежной психологии особенности психического развития человека на второй фазе онтогенеза оказались наименее изученными. В полной мере сказанное относится и к интеллекту. Именно по этой причине нами была организована целая серия психодиагностический исследований развития интеллекта у студентов педагогического вуза разных специальностей.

С позиций психологической концепции профессионального становления человека, которой придерживаются авторы настоящего исследования, процесс профессионального развития студентов рассматривается как поэтапное решения комплекса учебно-профессиональных задач различного уровня сложности и приближенности к реальным условиям будущей профессиональной деятельности. Целевая функция данных задач определяется социально-профессиональными требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности педагога, а их исходную основу составляют реальные возможности и притязания личности по реализации данных требований.

Реализация отмеченных задач, в основе которых лежат реальные противоречия профессионального развития, осуществляется средствами различных форм профессиональной активности студента (познавательной, учебной, учебно-профессиональной), а ведущим результатом их решения является обретение индивидом профессионально важных (ПВК) и профессионально значимых (ПЗК) качеств личности. Познавательные способности, которые входят в структуру интеллекта, мы рассматриваем в качестве учебно- и профессионально важных качеств личности.

Для диагностики интеллекта мы использовали тест Амтхауэра, который был адаптирован и валидизирован в центре «Психодиагностика» при факультете психологии Ярославского государственного университета. Данный тест позволяет определить показатель общего развития интеллекта IQ, а также - оценить уровень развития 4-х основных факторов интеллекта: вербального, счетно-арифметического (символического), пространственного и мнемического. В психодиагностическом обследовании приняло участие около 600 студентов педагогического вуза, обучающихся по специальностям «математика», «физика», «история с дополнительной психологией», «английский язык».

В рамках настоящей работы мы постараемся ответить на следующие вопросы:

- развивается ли интеллект в процессе обучения в вузе?

- влияет ли на развитие интеллекта педагогическая специализация?

- каковы закономерности развития интеллекта в ходе обучения в вузе?

- какие факторы и компоненты интеллекта наиболее активно вовлекаются в процесс развития на разных факультетах? И ряд других.

Обратимся к анализу материалов, которые были получены в ходе эмпирического исследования.

1. Средний уровень развития общего интеллекта (IQ) у студентов всей обследованной выборки (представители четырех факультетов) составляет 106, 4 балла. Учитывая общий диапазон колебания IQ от 70 до 128 баллов, уровень развития интеллекта студентов находится значительно выше средне статистических показателей и составляет 83% от максимально возможных значений. Уровень развития общего интеллекта у студентов разных факультетов, в целом, значимо различается. Самый высокий показатель IQ зафиксирован у студентов-математиков, он равен 110, 3 балла. У студентов трех других факультетов показатели IQ значительно ниже и колеблются в диапазоне от 104 до 106 баллов.

2. Выявлено влияние учебной специализации студентов на степень выраженности отдельных умственных способностей, измеряемых 9-ю субтестами. Так, самый высокий уровень развития «осведомленности» отмечается на факультете иностранных языков. Умственные способности, связанные с «исключением лишнего» в наибольшей степени развиты у студентов-историков. Самый высокий уровень развития арифметических способностей и способностей к определению закономерностей с использованием цифрового материала обнаружен у студентов математического факультета. Физики демонстрируют самый высокий уровень развития способностей, связанных с работой «пространственного воображения».

3. Определены общие тенденции изменения IQ будущих педагогов в период обучения в вузе, они заключаются в следующем: с 1 по 3 курс наблюдается плавный рост показателей общего интеллекта, а затем – с 3 по 5 курс отмечается их снижение. Поскольку используемые показатели нормированы, то можно утверждать, что выявленные изменения статистически достоверны. В зависимости от специализации студентов, обозначенные выше общие тенденции, могут варьироваться в определенных пределах. Так, у математиков увеличение показателя IQ продолжается до 4 курса, у физиков - только до второго, а у историков и «иностранцев» изменение количественных показателей интеллекта полностью совпадает с общей тенденцией.

4. Студенты практически всех педагогических специальностей на первом курсе имеют примерно одинаковый уровень развития общего интеллекта. Несколько выбивается в этом плане факультет иностранных языков, у студентов которого IQ ниже, чем у студентов других специальностей на 3-4 балла. Тем не менее, общая тенденция такова: коэффициент вариации различий по IQ на первом курсе составляет 17%, а на четвертом данный показатель равен уже 57% (значимость различий по критерию Фишера не менее 0,001). Следовательно, на первом курсе студенты разных педагогических специальностей незначительно различаются между собой по уровню развития IQ, а на 4 курсе эти различия возрастают более чем в три раза.

5. При анализе изменения отдельных факторов интеллекта (вербальный, счетный, пространственный и анемический) прослеживается противоположная тенденция. Если на первом курсе различия в степени выраженности отдельных факторов интеллекта у студентов всех факультетов относительно высокие (33- 54%), то на третьем курсе они снижаются примерно в 2 раза (на 20-26%, в зависимости от факультета). Эти данные свидетельствуют о том, что примерно одинаковый уровень развития общего интеллекта у студентов разных факультетов достигается за счет различных его факторов.

Обозначим основные тенденции изменения интеллекта на разных этапах обучения в вузе:

- на начальных стадиях обучения показатели общего интеллекта увеличиваются, а затем, снижаются; в зависимости от факультета переход от роста к уменьшению может происходить на 2, 3 или 4 курсе;

- в целом, по уровню общего интеллекта и по степени выраженности отдельных факторов студенты разных факультетов значимо отличаются друг от друга;

- различия по уровню развития общего интеллекта у студентов первого курса более чем в три раза меньше, чем у студентов 4 курса;

- по мере обучения степень дифференциации различных факторов в структуре интеллекта (в рамках одной специальности) существенно снижается;

- 3-4 курс является той точкой, где происходит качественная смена большинства выявленных тенденций, т.е. переход от роста интеллекта к уменьшению, от увеличения дифференциации его факторов-компонентов к снижению и наоборот.

Как можно объяснить выявленные выше тенденции изменения интеллекта? Во-первых, для нас достаточно очевидно, что интеллект в процессе профессионального обучения развивается в полном соответствии с принципами оперативности, которые, в свою очередь, конкретизируются через требования учебной и учебно-профессиональной деятельности.

С другой стороны ясно, что переход от увеличения показателей IQ к их уменьшению не связан с возрастными факторами, т.е. с наступлением возрастного периода естественного снижения интеллекта. По литературным источникам первые признаки снижения интеллекта, в среднем, наблюдаются после 25 лет, а у людей, которые активно занимаются умственным трудом, интеллектуальный спад наступает еще позже.

Полученные нами эмпирические данные свидетельствуют, что, например, у конструкторов снижение уровня развития интеллекта (использовался тест Равена) наблюдается в предпенсионный период, у производственных менеджеров несколько раньше, а у представителей рабочих профессий – между 25 и 30 годами. Возраст студентов даже 5 курса в среднем равен 22 годам, и они относятся к категории специалистов, которые активно занимаются умственным трудом.

Мы связываем качественную перестройку основной тенденции изменения интеллекта (переход от увеличения к уменьшению показателей) с преобразованием ведущих механизмов его развития. Мы считаем, что в период роста показателей IQ ведущими механизмами развития интеллекта являются накопление-сокращение компонентов, рост-снижение их значений, а в период уменьшения – все большую роль начинают играть механизмы структурной перестройки.

И не случайно, что перестройка механизмов развития совпадает по времени с третьим курсом, когда завершается академический период обучения в вузе и начинается учебно-профессиональный, когда качественно изменяется детерминация развития интеллекта. С конца третьего курса интеллект из средства теоретического познания превращается в орудие организации учебно-профессиональной деятельности, в орудие решения не только академических, но и учебно-профессиональных задач.

И так, представленные выше данные убеждают нас в том, что в процессе профессионального обучения в педагогическом вузе происходит активное развитие интеллекта студентов. Внешними детерминантами данного процесса выступают учебно-академические и учебно-профессиональные требования. Смена внешних детерминант приводит и к смене ведущих механизмов развития интеллекта. Все меньший удельный вес в их составе отводится изменениями абсолютных показателей по типу «уменьшение-увеличение» и все в большую роль начинают играть структурные преобразования. Именно со сменой механизмов развития мы связываем, экспериментально зафиксированный переход от увеличения показателей IQ, к их снижению.

Наконец, полученные данные позволяют подтвердить положение Шадрикова В.Д. о соотношении общих и специальных способностей. В одной из своих работ он писал, что «феномен» «специальных» способностей как отличных от общих является фантомом. Человек от природы наделен общими способностями, и любая деятельность осваивается на их основе; в процессе деятельности они изменяются, перестраиваются в плане все более тонкого приспособления к конкретной деятельности и тем самым становятся «специальными» способностями. Таким образом, «специальные» способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности» (Шадриков В.Д., 1994, с.239).

Интеллект это общая способность и этой способностью обладают первокурсники. В ходе обучения в вузе общий интеллект активно изменяется, перестраивается в соответствии с требованиями осваиваемой специальности. И уже на 4-ом курсе мы отмечаем становление специальных способностей на базе общих, становление компонентов профессионального интеллекта на базе общего интеллекта. Как было отмечено выше, в этот период различия между уровнями развития интеллекта у студентов разных специальностей увеличивается втрое, а внутриструктурная дифференциация факторов интеллекта снижается вдвое.

Здесь же прослеживается один из механизмов развития специальных способностей: интеграция как средство становления новых образований и дифференциация, дезинтеграция, как предпосылка перехода к формированию другого новообразования на базе старого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...