Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полотнюк М.В., Слепкова В.И. (Минск)




Семья как устойчивая социальная общность людей является необходимым элементом социальной структуры человеческого общества, выполняя чрезвычайно важную задачу воспроизводства населения. Одним из основных понятий семейной психологии являетсяструктура семьи. Это понятие было впервые разработано С. Минухиным в рамках структурной теории семьи. Определяя понятие структуры, С. Минухин пишет: «Семья – это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющие функционирование ее членов, очерчивающих диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи необходима для выполнения главных задач семьи – поддерживать индивидуальность, в то же время, создавая ощущение принадлежности к целому».

Представители различных школ семейной психотерапии считают, что эмоциональная сплоченность и иерархия являются основными измерениями при описании отношений в семье. Термин эмоциональная сплоченность определяется как эмоциональная связь или привязанность между членами семьи. В отношении семейных систем данный термин применяется для описания степени осознания семьи как единого целого всеми членами семьи. Термин «иерархия» используется для обозначения власти, доминирования в семье. Термин «граница» используется при описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи. Гибкость в семейных системах – способность адаптировать сплоченность и иерархию к изменяющимся ситуативным требованиям.

Нужно отметить, что все живые системы имеют определённые структурные, динамические и исторические (генетические) характеристики. Структуру системы можно определить как статическую характеристику, а динамические характеристики обычно связанны с отношениями и взаимодействиями. Причём между структурными и динамическими параметрами системы существует тесная связь. Структура может меняться при изменении взаимодействия, и, наоборот, при изменении структуры может меняться взаимодействие.

Закономерно возникающие события в семье (возникновение супружеской пары, рождение детей, их уход из семьи и т.п.) естественным образом влекут за собой изменения в структуре семейного взаимодействия, меняют функции семьи, их содержание и иерархию. На каждой стадии семья встречается с определенными задачами развития от эффективности решения которых зависит успешность прохождения ею последующих этапов. Для каждой стадии жизненного цикла семьи характерны типичные проблемы и своя динамика изменений. Переходя от одного этапа к другому, семья становится более высокоорганизованной и сложной системой. Как и в жизни человека, в семье периоды стабильного развития чередуются с кризисными периодами, связанными с переходом от одной фазы жизненного цикла к другой. Именно в эти моменты семейная система наименее стабильна. В переходные периоды семья сталкивается с необходимостью существенных изменений во взаимодействии между ее членами, в организации семейной жизни.

И.В. Добряков подчеркивает, что семья, ожидающая ребенка, становится уязвимой, нестабильно функционирующей. Нередко ожидание ребенка становится психической травмой для членов семьи. Появление ребенка меняет состав семейных подсистем, перестраивает отношения родственников. Рождение ребенка влечет за собой сложную реорганизацию супружеской системы. Следовательно, изменения в семье, ожидающей ребенка, влияют на психическое состояние беременной женщины. В тоже время изменения, происходящие в организме женщины, психике во многом определяют психологическую обстановку в семье, характере взаимоотношений ее членов.

Целью данного исследования было изучить структуру семейных отношений в период первой беременности женщины.

В исследовании принимали участие 100 женщин. Экспериментальную группу составили беременные женщины в возрасте от 19 до 27 лет, которые состоят в браке от 4 месяцев до 4,5 лет. У всех испытуемых срок первой беременности от 11 до 34 недель. Контрольная группа испытуемых – женщины в возрасте от 20 до 27 лет, которые состоят в браке от 9 месяцев до 5 лет. Все испытуемые не имеют детей.

В ходе изучения предъявленной проблематики были выбраны следующие методики измерения эмпирических переменных:тест отношений беременной И.В. Добрякова и тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстискис).

Тест отношений беременной И.В. Добрякова содержит три блока утверждений, отражающих:

А. Отношение женщины к себе как к беременной;

Б. Отношения женщины в формирующейся системе «мать-дитя»;

В. Отношения беременной женщины к отношениям к ней окружающих.

В каждом блоке есть 3 раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими 5 различных типов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Испытуемым предлагалось выбрать один из них, наиболее соответствующий их состоянию.

Блок А (отношение женщины к себе беременной) представлен следующими разделами:

1. Отношение к беременности;

2. Отношение к образу жизни во время беременности;

3. Отношение во время беременности к предстоящим родам.

Блок Б (отношение женщины в формирующейся в течение 9 месяцев беременности системе «мать-дитя») представлен следующими разделами:

1. Отношение к себе, как к матери;

2. Отношение к своему ребёнку;

3. Отношение к вскармливанию ребёнка грудью.

Блок В (отношение беременной женщины к отношениям к ней окружающих) представлен следующими разделами:

1. Отношение ко мне беременной мужа;

2. Отношение ко мне беременной родственников и близких;

3. Отношение ко мне беременной посторонних людей.

Для использования данной методики в исследовании женщин, не имеющих опыта материнства, мы изменили предложенный тест. Испытуемым предлагалось выбрать одно из суждений, наиболее соответствующие их отношению к беременности женщины.

Подсчет первичных данных по предложенной методике показывает преобладание того или иного типа психологического компонента гестационной доминанты: оптимального, гипогнозического, эйфорического, тревожного либо депрессивного.

Используя данную методику, мы ставили целью выявить актуальное состояние женщины во время беременности, которое отражает систему ее отношений к себе, будущему ребенку и значимым близким. Диагностируемое состояние и отношение беременной женщины соотносится с индивидуальным типом переживания беременности. В то время как выборы женщин из контрольной группы направлены на потенциальное состояние женщины во время беременности. Респонденты этой группы, проецируя свои ожидания и установки относительно материнства, также соотносятся с одним из стилей переживания беременности.

Важным моментом является то, что для женщин экспериментальной группы ожидание появления ребенка уже реальный факт, и каждая из этих женщин имеет возможность прочувствовать происходящие изменения. Таким образом, можно сказать, что опыт беременности – это первый опыт приспособления себя к нуждам ребенка, опыт интерпретации своих переживаний с точки зрения себя как матери.

Тест «Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным методикам. Для проведения обследования испытуемым выдают бланки: на каждом бланке нарисован круг диаметром 110 мм. Данный тест позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

Авторами предложены критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

Анализ полученных нами результатов позволяет говорить о том, что беременные женщины склонны воспринимать свое состояние преимущественно адекватно. Оптимальный тип отношения к беременности характеризуется энергичностью, чувством радости от ощущений и мыслей, связанных с ожиданием ребенка, возбужденностью, которая сочетается с чрезмерной любовью к будущему ребенку и потребностью в постоянном внимании, поддержке и заботе родных (особенно мужа и матери женщины) к себе. К этой группе женщин относятся 56% респонденток как экспериментальной, так и контрольной групп. Семейная структура женщин с данным типом отношения к беременности характеризуется разделенным типом семейной сплоченности, четкими внешними и внутренними границами семьи, равномерным между супругами распределением власти и включением в состав семьи будущего ребенка.

Для женщин, не имеющих детей, более характерно отношение к переживаниям беременности с большей выраженностью эйфории (33%), чем для беременных женщин (20%). Данное отношение к беременности женщины основывается на внешней, видимой, демонстрируемой стороне переживаний, на выраженной эмоциональности, инфантильности, беспечности и некритичности. В свою очередь данный тип отношения к беременности также определяет семейную структуру в сторону высокой степени эмоциональной близости и определённой зависимости членов семьи друг от друга с размытыми внутренними и внешними семейными границами, слиянием женщины с супругом.

Гипогнозический тип отношения к беременности характеризуется неравномерным распределением социальной активности и жизненных планов беременной женщины, стремлением к активности, успешности и признанию. Перечисленные характеристики в свою очередь находят отражение в структуру семьи с тенденцией к расширенному типу семьи, включающему дальних родственников, к перевернутой межпоколенной иерархии и к гибким внешним и проницаемым внутренним семейным границам. Данный тип отношения к беременности свойственен 11% беременным женщинам и 4 % женщинам, не имеющим детей.

Среди женщин с тревожным отношением к беременности 10% беременных женщин и 5% женщин, вошедших в контрольную группу. Для данного типа отношения характерно беспокойство, ожидания чего-то опасного, неуверенная позиция по отношению к себе - будущей матери. В семейной структуре можно выделить высокий уровень семейной сплоченности, расширенный типом семьи, включающий в свой состав родительскую систему (особенно со стороны женщины), доминирование в семейной иерархии мужчины.

Относительно депрессивного типа отношений к беременности можно сказать, что в выборке нашего исследования он является менее встречающимся (3% беременных женщин и 2% женщин, не имеющих детей). Данный тип отношения проявляется через тенденции к угнетенному состоянию женщины, мнительности, а также через различного рода соматические страхи. Структура семьи характеризуется разобщенной системой межличностного взаимодействия с низким уровнем сплоченности и эмоциональной близости внутри супружеской пары, неспособностью супругов оказать друг другу поддержку.

Конечно, насколько гармонично проходит динамику внутренних переживаний и состояний женщина в течение беременности, можно судить, только исследовав индивидуальную историю каждой женщины. На основе полученных нами эмпирических данных, мы можем говорить лишь об аккумуляции психологической работы, которую проживает женщина индивидуально, во взаимодействии со своим супругом, получая поддержку со стороны близких и обращаясь к своему ожидаемому ребенку. И эта психологическая работа находит отражение в первую очередь в семейной структуре, которая является наиболее чувствительной ко всем, даже мельчайшим изменениям внутри женщины.

Следовательно, в результате проведенного исследования мы можем говорить о том, что в период первой беременности женщины значимыми и определяющими являются социальные изменения в структуре семьи, реорганизация супружеской системы, готовность к новым ролям родителей. Все эти особенности находятся во взаимосвязи с эмоциональным переживанием своей беременности женщины, стилем ее проживания и типом отношения к своему состоянию. Супруги становятся ещё и родителями и должны выполнять соответствующие обязанности по отношению к ожидаемому ребенку, а так же по отношению друг к другу и самим себе.

 

Литература:

1. Хамитова И.Ю. Диагностика семьи. Инструкция по применению. // Журнал практической психологии и психоанализа, 2004, № 4

2. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики – М.: Независимая фирма «Класс», 2001

3. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия – СПб.: Речь, 2003

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...