Г.С. Прыгин, С.В. Кудряшова (Набережные Челны)
Данная работа посвящена изучению связи индивидуально-типологических особенностей субъектной саморегуляции и социально-психологических свойств личности подростков, проявляющихся в поведении и межличностных отношениях. Вопрос о связи типологических особенностей субъектной саморегуляции деятельности и тех свойств личности, которые проявляются в межличностных отношениях и поведении, почти не изучался и остаётся открытым (И.М. Захарова, Н.С. Олейник, Г.С. Прыгин)[1,2,3,5]. Исследования в этом направлении необходимо продолжить, поскольку подобного рода исследования дают возможность оптимизировать процесс деятельности субъекта, повысить продуктивность групповой деятельности за счёт организации работы по подбору и расстановке участников учебной или других видов малых групп. Согласно обозначенной выше проблеме цель исследования состояла в том, чтобы изучить связь индивидуально-типологических особенностей субъектной саморегуляции деятельности и социально-психологических свойств личности подростков 15-17 лет, проявляющихся в межличностном общении и поведении. В связи с обозначенной целью, были поставлены задачи исследования: - проверить предположение о том, что подростки с автономным типом саморегуляции более доминантны, общительны, ответственны, обладают более высоким самоконтролем и гибкостью, чем подростки с зависимым типом саморегуляции; - проанализировать комплексы социально-психологических свойств личности подростков с различными типами саморегуляции. Объект исследования: подростки 15-17 лет с автономным, смешанным и зависимым типами саморегуляции деятельности. Предмет исследования: социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в межличностном общении и поведении. В исследовании принимали участие учащиеся 9-11-х классов. Объём выборки-149 человек. Испытуемых мужского пола 63 человека, женского–86.
Для проверки выдвинутого предположения о связи типа субъектной саморегуляции и социально-психологических свойств личности подростков были сформированы три типологические группы (Г.С. Прыгин)[4] - «автономных» (n=49), «зависимых» (n=50) и «смешанных» (n=50) субъектов, которые были продиагностированы с помощью Калифорнийского психологического опросника личности (CPI). Данные корреляционного анализа индивидуально-типологических особенностей субъектной саморегуляции со шкалами CPI позволяют сделать следующие выводы. 1. Предположение о существовании значимых связей между типологией субъектной саморегуляции деятельности и социально-психологическими свойствами личности подростков подтвердилось частично: подростки с автономным и смешанным типом саморегуляции более доминантны, общительны и ответственны. Однако они не обладают более высоким самоконтролем и гибкостью, чем субъекты с зависимым типом саморегуляции; 2. В ходе исследования были выявлены следующие комплексы социально-психологических свойств личности подростков с различными типами саморегуляции деятельности: - «автономные» подростки трудолюбивы, продуктивны, эффективны в деятельности и общении, обладают высокими интеллектуальными способностями, ценят интеллектуальную активность и достижения. Они ответственны, упорны, настойчивы в достижении цели, трудолюбивы, организованны, склонны к сотрудничеству, стремятся сделать карьеру. Им свойственны доминантность, потенциальная способность к лидерству, независимость в общении и деятельности, открытость, уверенность в себе, энергичность. На уровне тенденции «автономным» свойственны искренность, терпимость, наблюдательность, ответственность, способность легко и убедительно говорить, эгоцентричность;
- «зависимые» подростки характеризуются подверженностью чужим реакциям и мнениям, внушаемостью, склонностью уступать, отказываться, избегать. Они послушны, не уверенны в себе, стеснительны, молчаливы, нерешительны, самозащитны. Их поведение характеризуется пассивностью, обособленностью, осторожностью и скрытностью. «Зависимые» дистантны в отношениях с другими людьми, легко дезорганизуемы воздействием стресса, неловки в новых социальных ситуациях, сомневаются в личной и социальной перспективе. На уровне тенденции им свойственны недостатки самоуправления и самодисциплины, леность, консерватизм, добродушность, склонность к самоуничижению, чувству вины, самопорицанию, а также к преувеличению трудностей и преуменьшению благополучия. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение вопросов о гендерных и возрастных различиях в обладании указанными комплексами свойств, а также на углубленное изучение каждого из обозначенных социально-психологических свойств личности в связи с индивидуально-типологическими особенностями субъектной саморегуляции. Рассмотренные нами комплексы личностных свойств представляют интерес с точки зрения объяснения детерминации поведения подростков при выполнении ими деятельности или общении. Данные, полученные в исследовании, могут использоваться при формировании учебных и других видов групп для повышения эффективности их деятельности. Литература: 1. Захарова И.М. Уровень притязаний и оценивание результатов деятельности в типологических группах «автономных», «смешанных» и «зависимых» субъектов // Проблемы психологии управления в современных условиях: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции (г. Набережные Челны, 18-19 сентября 2003 г.) / под ред. С.П. Дырина и Г.С. Прыгина. – Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2003. – С.107-109. 2. Олейник Н.С. Личностные особенности индивидов с различным типом саморегуляции деятельности // Проблемы психологии управления в современных условиях: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции (г. Набережные Челны, 18-19 сентября 2003 г.) / под ред. С.П. Дырина, Г.С. Прыгина. - Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2003. – С.180-184.
3. Олейник Н.С. Особенности внутригруппового взаимодействия субъектов с различными типами саморегуляции деятельности: Автореф. канд. псих. наук: 19.00.05. / Самарский гос. пед. ун-т. - Набережные Челны: Изд-во Института управления. – 23 с. 4. Прыгин Г.С. Проявление «автономности» и «зависимости» в осознанной регуляции деятельности: Дис… канд. псих. наук:19.00.01.- М., 1984. – 172 с. 5. Прыгин Г.С. Пироговская М.П. Взаимосвязь типологии саморегуляции с адекватностью самооценок и уровнем развития рефлексии // Социальная психология: Теория и практика: Сб. статей / под. ред. проф. М.Г. Рогова и С.П. Дырина. - Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2002. – С. 165-178. О проявлениях девиантного поведения у военнослужащих срочной службы С.В. Радионова (Иркутск) Девиантное поведение у военнослужащих срочной службы (ВСС) включает следующие формы: делинквентное, аддиктивное, суицидальное поведение. В практике часто невозможно выделить какую-то одну конкретную форму девиации, так как они в основном взаимосвязаны между собой. Так наличие эмоциональной неустойчивости и суицидальных тенденций у военнослужащего провоцирует появление аддиктивного поведения (алкоголизации) и в итоге приводит к делинквентному поведению, например, неуставным взаимоотношениям (НУВ) или самовольному оставлению части (СОЧ). Армейское подразделение, являясь жестким авторитарным образованием, единственно возможным для специфических условий, в том числе военных, со строгой иерархией и субординацией взаимоотношений требует от ВСС определенного характеристик поведения. Это дисциплинированность, организованность, умение командовать и починяться, психофизическая выносливость и стрессоустойчивость, сработанность в команде и пр. И как каждая организационная структура, военное подразделение имеет формальную подструктуру - иерархию должностей и званий, и неформальную, в качестве которой, например, может рассматриваться система НУВ среди военнослужащих.
Исходя из целей и задач, стоящих перед воинскими организациями, можно сделать вывод о том, что их выполнение требует от ВСС формирования определенных профессиональных индивидуальных и групповых знаний, умений и навыков, которые вырабатываются непосредственно в период военной службы. Естественно, что подобная перестройка требует высокого уровня социально-психологической адаптивности к требованиям военного сообщества как каждого военнослужащего, так и в целом подразделения, в котором он находится. Степень годности к военной службе определяется в основном общим состоянием адаптационных ресурсов, функциональными способностями, прогнозом того, способен ли военнослужащий освоить воинскую специальность, влиться в воинский коллектив и преодолеть специфические для военной службы психофизические нагрузки. Всё это зависит от особенностей психосоциального функционирования индивида, его приспособляемости, контроля побуждений, стратегий преодоления стрессовых ситуаций, стиля поведения и межличностных отношений. И, если поведение военнослужащего не соответствует требованиям воинской службы, например, он не справляется с воинскими обязанностями, проявляет агрессивные или суицидальные тенденции, совершает воинские преступления, все это может рассматриваться в рамках нонконформизма как девиантное поведение. Что можно рассматривать как одну из возможных форм дезадаптивных реакций личности в условиях военной службы. В соответствии с требованиями действующего «Руководства по медицинскому обеспечению Советской Армии и Военно-Морского Флота» разработана система мероприятий по психогигиене и психопрофилактике в войсках. Она включает разделение военнослужащих на следующие группы психического здоровья: 1. здоровые; 2. практически здоровые (в наличии легкие признаки нарушения или слабости каких-либо сторон личности); 3. имеющие предпатологические состояния (это лица с неустойчивой психикой, они нуждаются в наблюдении врача части и психолога, психологической поддержке). К девиантному поведению склонны военнослужащие именно 2-й и 3-й групп психического здоровья. Мы считаем, что большинство воинских преступлений, совершается лицами, которые так и не смогли по тем или иным причинам адаптироваться к военной службе и всем ее составляющим, таким как пребывание вдали от родных, воинская субординация, общение в мужском коллективе, самоконтроль и так далее. Это обусловлено в основном наличием у них психологических проблем на фоне предпатологических состояний и предболезненных расстройств (наследственная отягощенность психическими заболеваниями; искаженные типы семейного воспитания; социально-педагогическая запущенность; резидуальные явления перенесенных в прошлом черепно-мозговых травм; нейроинфекций; интоксикаций без психопатологической симптоматики на момент обследования; наличие в анамнезе признаков невропатии: энуреза, снохождений, сноговорений, детских страхов, нарушений сна; минимальные мозговые дисфункции (ММД) и синдром гиперактивности с нарушением внимания (СДВГ), а также невротические реакции, транзиторные нарушения поведения и другие расстройства адаптации). Их формирование может быть обусловлено наследственными предпосылками, неблагоприятными средовыми влияниями, резидуально-органическим поражением головного мозга или взаимодополнениями этих причин.
Тем не менее, после совершения преступления, при проведении военно-врачебной комиссии и судебно-психиатрической экспертизы, такие военнослужащие чаще всего признаются здоровыми с медицинской точки зрения. Мы считаем, что при этом необходимо учитывать и их психологическое состояние, которое оказывает существенное влияние на поведение в ситуации совершения инкриминируемых им деяний. Так как оценка влияния личности на поведение, изучение психической адаптации в соответствии с эмоциональным стрессом относится к компетенции психологической науки. И в некоторых странах, например в Италии, Японии, США, судебная психология и судебно-психологическая экспертиза традиционно ориентированы на клиническое направление, особенно при анализе аффективных деликтов, где стресс рассматривается как источник девиантного, противоправного поведения. Таким образом, изучение социально-психологических аспектов девиантного поведения в армии, может иметь значение в системе психопрофилактических мероприятий и предупреждении преступности. В армейских подразделениях организована и эффективно работает система выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью (НПН), как на допризывном этапе, так и в период несения военной службы, а также последующий учет и организация медицинского наблюдения за ними. Методика выявления ВСС с признаками НПН предполагает выделение 3-х групп. Первые две группы выявляются при врачебном осмотре и подлежат медицинскому наблюдению, а 3-я группа лиц, плохо справляющихся со своими служебными обязанностями, должна наблюдаться психологом. При этом особенно важным является формирование конструктивных, преобразующих копинг-стратегий у военнослужащих с высоким риском девиантного поведения. Совладающее поведение (копинг) в экстремальных ситуациях – это осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации. Копинг устраняет психологическую угрозу, является индивидуальным способом преодоления стресса и имеет 2 функции: - фокусирования на проблеме, - разрушения стрессовой связи личности и среды, которая создается в основном за счет специфики обязанностей военной службы (высокие психофизические нагрузки) и неуставных взаимоотношений среди военнослужащих. НУВ среди военнослужащих возникают в результате взаимодействия индивидуально-личностных и социально-психологических факторов и способствуют формированию напряженности в отношениях между различными категориями военнослужащих. В содержании и направленности этих взаимоотношений проявляются процессы личностной и групповой неудовлетворенности, искажающие нравственное поведение. Эти противоречия проявляются через конкретную деятельность и сознание людей, т.е. через индивидуально-личностную сферу поведения и определяются в психологической готовности строить свои взаимоотношения с сослуживцами определенным образом. Поведенческие девиации могут рассматриваться как неконструктивная вспомогательная копинг-стратегия, когда актуальными становятся приемы самосохранения, психологической защиты, т.е. импульсивное и агрессивное поведение, уход, отрицание. С нашей точки зрения формирование навыков эффективных копинг-стратегий у военнослужащих группы риска, является основным компонентом профилактики девиантного поведения, в том числе неуставных взаимоотношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|