Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование психических процессов




Юношей призывного возраста

С.В. Стешенко, С.А. Чернышев (Хабаровск)

В нашей работе предпринята попытка выявить и отследить психологические особенности юношей студентов и призывников, их жизненную позицию по отношению к службе в армии, а также ее влияние на выбор жизненного пути и рисунок поведения.

В современной отечественной психологии описаны следующие критерии эмоциональной зрелости личности:

- Чувствительность, открытость эмоциональному опыту.

- Осознанность.

- Адекватность проявления и выражения чувств (соответствие внешней ситуации, внутреннему состоянию).

- Психологическое благополучие (уверенность в себе, удовлетворенность жизнью, отсутствие психосоматических симптомов).

- Зрелые способы переработки эмоций (сублимация, юмор, творчество).

- Произвольность (умение управлять собственными эмоциональными переживаниями и собственным поведением).

Использование в нашем исследовании метода социологического опроса об отношении к службе в армии показало, что поступление в вуз является зачастую следствием нежелания служить. Поэтому для разрешения вопросов военной экспертизы необходимы быстрые, мобильные методики, позволяющие получить достоверную информацию об особенностях личности испытуемого. В связи с этим предположение о том, что диагностика рисуночным тестом <Дерево> является достоверной, выявляя особенности личности юношей, и возможность подтверждения его опросниками МИНИ-МУЛЬТ, Шмишека-Леонгарда <Акцентуация характера> и 16-ти факторным опросником Кеттелла, комплексная валидность которых не подвергается сомнению, нуждается в доказательстве при помощи статистической обработки полученных данных. Общая сумма методик помогла выявить особенности личности юношей призывного возраста, влияющие на выбор жизненного пути. Среди особенностей личности выявились следующие черты: неадекватная самооценка, низкая адаптация, во многих случаях ярко выражены эстетические наклонности, гипертимные, экзальтированные, возбудимые, эмотивные, дистимичные и педантичные черты личности. Также выявлены такие особенности личности, как склонность к истерии, психопатии, паранойяльности, гипомании.

Наше исследование относится к разряду выборочных, проведено на независимой, однородной выборке. В качестве положений, вынесенных на проверку при помощи статистической обработки, взяты процентные выражения следующих личностных характеристик, свойственных лицам с нарушенной личностной безопасностью:

- эмоциональная незрелость;

- тревожность;

- уровень самооценки;

- склонность к нарушению поведения.

Эти критерии стало возможным выделить на основе теоретического анализа проблемы, а также в результате обработки эмпирических данных.

Так как в нашем исследовании приняли участие две группы испытуемых, мы сочли необходимым с помощью критерия хи-квадрат провести оценку однородности этих выборок и проверить, таким образом, предположение об отсутствии различий между ними.

Одним из наиболее показательных критериев личностной безопасности юношей мы сочли <эмоциональную незрелость> юношей и уровень их тревожности. Поэтому статистической обработке нами подвергнуты результаты именно по этим показателям.

Для того, чтобы доказать предположение о достоверности рисуночного теста <Дерево> в качестве метода экспресс-диагностики качеств личности, мы провели корреляционный анализ. Обработке подверглись основные критерии, выделенные для описания феномена психологической безопасности личности во всех использованных методах исследования. Кроме того, мы попытались доказать возможность статистически значимого взаимодействия между типом выявленной акцентуации характера и особенностями прорисовки дерева, в том числе проявившимися уже в названии рисунка. Для удобства обработки, результаты исследования были проранжированы и отражены в соответствующей таблице.

Количественная обработка результатов исследования позволяет

сделать следующие выводы:

1. По показателю <эмоциональная незрелость> различия между состоянием юноши-призывника и юноши-студента статистически не значимы. Следовательно, данная черта присуща всем юношам призывного возраста;

2. По критерию <тревожность> различия статистически значимы, что является показателем проявления более сильного чувства личностной опасности у юношей-призывников, чем у юношей-студентов.

3. Корреляционный анализ установил следующие связи между выделенными нами признаками: а) <Дерево> - <Акцентуации характера> Леонгарда:

- выбор <березы> свойственен для эмотивных личностей;

- плодово-ягодные деревья рисуют юноши, склонные к демонстративности;

- гипертимным юношам в большей степени свойственен выбор дуба и тополя в качестве рисунка дерева;

- циклотимики рисуют осины и плакучие ивы;

- возбудимые юноши отвергают в приоритетах рисования <березу>, предпочитая хвойные деревья;

- экзальтированные выбирают экзотические деревья либо затрудняются в назывании рисунка, присваивая ему название <просто дерево>;

б) <Дерево> - <Кеттелл>:

- значимыми являются корреляции между выбором сензитивными юношами <Березы>;

- выбор хвойных деревьев предполагает отвержение тревожности как личностного качества;

- существенным является также отвержение сензитивными юношами <Дуба> и <Тополя> для проекции своих личностных качеств;

в) <Дерево> - Мини-мульт:

- существенным является предпочтение лиц с ипохондрическим складом личности <Березы> для личностных проекций;

- прослеживается сильная связь между выбором плодово-ягодных деревьев с истероидностью;

- юноши с высокими показателями по шкале психопатия нарисовали экзотические деревья;

- склонные к гипоманическим реакциям юноши нарисовали хвойные деревья;

- существенной оказалась связь между рисованием дуба и паранойяльностью и шизоидностью.

 

Социально-психологические проблемы

Юношей призывного возраста

С.Ю. Стешенко (Хабаровск)

Настоящее исследование имеет целью изучение социальных аспектов психологических проблем юношей призывного возраста, поэтому обозначим рамки некоторых социальных воздействий на личность.

Во-первых, это семья и другие социальные институты (детский сад, школа, вузы, группы сверстников, неформальные образования), являющиеся проводниками детей в лабиринтах социализации, причем, особую важность приобретают особенности воспитания в семье, его стили, влияющие на формирование системы ценностей;

Во-вторых, это особенности культуры, ментальность, национальные особенности, особенности места рождения и расположения (город, деревня, отдалённость-приближенность к центру России и пр.);

В-третьих, это особенности государственного устройства, мировые процессы и проблемы.

Особое внимание в нашем исследовании мы обращаем на вторую группу факторов социального воздействия: средства массовой информации = СМИ (телевидение, радио, кинотеатры, театры, библиотеки и т.д.); особенности культуры (в нашем крае к таковым отнесем учет особенностей коренного населения Дальнего Востока), сюда же отнесем стили семейного воспитания в свете вышеперечисленного.

Говоря о перечисленных факторах социального воздействия, необходимо упомянуть об их агрессивности. Это первое, на что обращает внимание состояние современных информационных потоков из СМИ. Агрессивность проявляется во всех областях нашей жизнедеятельности.

Наиболее мощные потоки все же исходят от телевидения и радио. Это прослеживается в содержании телевизионных программ, качестве рекламы, воздействие которой тоже не проходит бесследно; настораживают речевые формы, допускаемые в настоящий момент в СМИ и т.д. Все это провоцирует страхи, стрессовые ситуации, генерирует панику, влияет на формирование множества мифов, в том числе о том, что актуально в юношеском возрасте - учеба в вузе или служба в армии.

В этой ситуации безопасность личности становится важным мобилизатором ресурсов психики в чрезвычайных обстоятельствах. Ощущение личностной безопасности влияет также на выработку определенных механизмов психологических защит, определяя особенности поведения. Наблюдения показывают, что в большей степени проявляются защиты по типу гиперкомпенсации, либо растерянности.

Так как служба в армии является для многих юношей не желательной, не привлекательной, то подверженность сформировавшимся мифам достаточно высока. Поэтому, обобщая опыт работы клинического психолога в условиях КСП (Краевого сборного пункта), можно выделить схожесть и желание сравнить с очень популярными ныне программами типа <Скрытая камера>, реалити-шоу. <Социальные науки и <Скрытая камера>, азартно кромсающие социальную реальность, а затем, наблюдающие - как это отразится на поведении людей - проявляют непочтительность к существующему общественному порядку, и тем самым вносят свой вклад в усиление аналитических, дезинтегративных тенденций современной жизни> (1, С. 318). Мы считаем, что сепарация от родителей, разлука со сверстниками и любимыми девушками не менее сильно кромсают социальную реальность юноши и дезинтегративные тенденции проявляются чаще всего в рассеянности и растерянности, гиперкомпенсаторных реакциях, которые усиливаются знанием о камерах внутреннего слежения и самими обстоятельствами осмотра медицинской комиссией. <Попытки сохранить адекватное <Я> оказываются бесплодными по самым разным причинам: В стабильном, повседневном опыте наша самопрезентация поддерживается за счет использования привычных стереотипных форм поведения; в экстраординарных обстоятельствах, предлагаемых в <Скрытой камере>, зрители видят людей, активно структурирующих свое <Я> в ситуации, которая, мягко говоря, не благоприятствует этому. <Скрытая камера> вновь и вновь убеждает нас в том, что люди с изрядной долей наивности и простодушия полагаются на привычные поведенческие клише, даже оказываясь в абсурдной ситуации> (1, С. 320). Приведем пример для иллюстрации вышеописанного: юноша проигнорировал требование о том, что заходить в кабинеты к докторам необходимо раздетым до трусов. Специалист (хирург) предлагает призывнику раздеться, указывая на стул. Юноша встает на стул и начинает раздеваться.

Именно в связи с высокой внушаемостью, <отягощение> течения начального периода адаптации к условиям армейской жизни связано со значительными отличиями её от привычной социальной среды. В большинстве случаев действие факторов внешней среды и физических, психических нагрузок на призывников после первых месяцев службы, которая нередко проходит в учебных подразделениях, принимает относительно постоянный характер. Однако социально-психологический статус, взаимоотношения с другими членами коллектива, обновляющегося 1-2 раза в год, заставляя юношей проявлять гибкость, профессиональные навыки меняются. Это объясняется особенностями тех этапов военной службы, которые проходит большинство молодых людей:

1-й - ознакомление с основными положениями военной жизни;

2-й - обучение военной специальности;

3-й - повседневное выполнение служебных обязанностей и совершенствование профессионального мастерства.

Данное мнение подтверждает и бытующая среди военнослужащих срочной службы неформальная классификация воинов: <дух>, <салага>, <карась>, <черпак>, <фазан>, <годок>, <дед>, <дембель> и т.п. Следовательно, на каждом новом этапе службы социально-психологическая адаптация в определенной мере начинается как бы заново, но на качественно более высоком уровне. Этот процесс военные психологи условно назвали адаптацией по спирали.

Нередко на адаптацию новобранцев к воинской службе негативно влияет неформальная воинская иерархия, служащая в некоторых случаях причиной неуставных взаимоотношений. Роль же так называемых землячеств – неформальных групп по региональному или национальному признаку - неоднозначна, так как в одних случаях способствует адаптации, в других - затрудняет её.

Таким образом, опыт семейного общения уступает место новому - уставным взаимоотношениям, дружеской помощи, заботе и вниманию к молодым воинам как важнейшее условие благоприятной адаптации юноши к армейской жизни, так как на этапе служения Отечеству именно они являются социальными институтами, влияющие на становление и качественные изменения личности. К неблагоприятным условиям относятся неформальная классификация воинов, бытующая среди военнослужащих срочной службы, особенности личности командиров, влияние социальных мифов об ужасах армейской жизни, которые, к сожалению, часто имеют реальную подоплеку.

 

Библиография.

1. Милдрем С. Эксперимент в социальной психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 336 с.

2. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. - М.: 1998. - 464 с.

3. Сочивко Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики личности человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.

4. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 672 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...