Стихотерапия как метод повышения культуры внутриличностной и групповой рефлексии
А.Н. Тремасов (Нижний Новгород) Стихотерапия – оригинальный метод, позволяющий посредством погружения в творческий процесс совершенствовать не только свои творческие способности, но и рефлексивную культуру в целом. Сам термин стихотерапия появился в 1995 году в авторской разработке рефлексивно-поэтического тренинга на базе Нижегородского коммерческого института. Суть стихотерапии заключается в решении целого ряда творческих задач, представляющих для испытуемых значительные интеллектуальные затруднения. Задачи решаются в определенной последовательности. На первом этапе ведущий предлагает участникам тренинга сочинить стихосюжет, используя пары заданных рифм, при условии проговаривания собственных размышлений вслух. Перед каждым респондентом ставится диктофон. Полученный результат принимается за начальный уровень рефлексивных и творческих способностей. Для обработки протоколов сочиненных стихосюжетов используются единицы рефлексивного действия (ерды) – термин введен автором в 1998 году, в этом же году защищена кандидатская диссертация по данному методу. На втором этапе испытуемые выполняют упражнение по написанию психологической фантазии, тоже в строго заданных рамках. Выполнение этого упражнения заставляет поверить каждого участника в собственные возможности, проверить свои силы. При обсуждении психологических фантазий активизируется процесс групповой рефлексии, при этом ведущий корректирует спонтанные суждения участников. В качестве дополнительного этапа может быть использован еще один авторский метод, названный фильмом-тренингом. Основной целью фильма-тренинга, термин введен в 1995 году А.Н. Тремасовым и В.П. Яшиным, является отыгрывание психологически сложных, критических ситуаций и выстраивание внутриличностных психологических защит от крайних, поведенческих реакций, даже суицидального характера. При работе над фильмами-тренингами так же широко используются элементы стихотерапии и рефлексивно-поэтического тренинга. Главным результатом проведенного исследования явилось значительное повышение творческих и рефлексивных способностей испытуемых, вырос их интерес к творчеству в целом, многие занялись литературной деятельностью. В дальнейшем, именно благодаря представленному методу, в Нижнем Новгороде родилось новое направление в поэзии – интуэризм и успешно развивается общественное движение – Холм Поэтов (Холм Поэтов – место у Северной башни Нижегородского кремля, где собираются поэты, литераторы, музыканты и художники, а также интеллигенция города). С 1999 года издается журнал «Холм Поэтов», опубликована серия поэтических сборников библиотеки этого журнала различных авторов, участвовавших в рефлексивно-поэтическим тренинге. В 2004 году вышла в свет книга Театр Поэтов (авторы А. Тремасов и Я. Кауров). Книга представляет собой своеобразный учебник по всемирной истории в поэтических спектаклях и одновременно является монографией. Спектакли Театра Поэтов, равно как и их радиоверсии, уже используются в различных школах Нижнего Новгорода при изучении истории, литературы и русского языка.
Таким образом, стихотерапия, на наш взгляд, вполне доказала свою эффективность в процессе повышения творческих и рефлексивных способностей личности.
Особенности взаимодействия внимания И сознания при прослушивании нетрадиционных стилей музыки А.Р. Тугушева Человек с раннего детства погружен в мир звуков окружающего мира. Среди этих звуков немало таких, которые созданы искусственно. Естественно предполагать, что их восприятие имеет свои особенности. Например, обратившись к психологии восприятия музыки, мы увидим, что оно зависит не только от индивидуальных свойств слушателя, но и от того, какого стиля музыка предлагается. Не стоит перечислять множество жанров музыкального творчества – оно весьма обширно, достаточно обратиться к классике, эстраде и музыке различных субкультур, как сразу станет видно, что у каждого стиля есть свои поклонники и свои противники. Почему это так? Проблема достаточно сложна, чтобы ее разрешить сходу. Отметим сразу, что свои роли при этом играют как личные вкусы и предпочтения, сформированные с детства, так и врожденные, а так же социальные особенности малых и больших групп людей участвующих в творчестве и восприятии музыки. При этом всегда присутствует деятельность сознания личности, направляющая ее внимание на сложный узор звуков музыки.
Говоря о внимании, трудно переоценить его роль в деятельности личности вообще и при восприятии музыки в частности. Этой проблеме посвящено множество работ [2-4]. Мы хотим обратиться к вопросу, определяющему особенности восприятия так называемой "тяжелой" музыки в контексте вышесказанного. Как это ни странно, мало кого привлекают исследования такой субкультуры, как музыка в стилях hard rock и heavy metal. Считается, что "тяжелая" музыка противопоставляет себя культуре вообще и носит негативный характер воздействия на человека. Общественное мнение склонно полагать, что такая музыка подчиняет себе сознание человека и пропагандирует протест против общепринятой культуры, если говорить в общих чертах. Часто можно услышать, что это и не музыка вовсе, а просто какофония звуков, ударов и выкриков, которую невозможно слушать. Тем не менее, у данного музыкального направления существует множество его ценителей – как тех, кто просто слушает, так и тех, кто играет. На первый взгляд это парадоксально – как может что-либо не имеющее эстетической ценности привлекать стольких последователей? Ответ таков, что все же, "тяжелая" музыка имеет культурное наследие и эстетическую и культурную ценность, а так же является частью человеческой культуры. Специфика данного музыкального стиля обуславливается историей его зарождения, когда в середине XX века наступил кризис общества, и люди искали новые культурные ценности. Появление рок музыки, а позднее и "металла", стало ответной реакцией молодежи на стрессы, которым подверглось общество в тот период времени. Психоделия хиппи и сексуальная революция были той же реакцией на окружающую обстановку, поэтому нельзя говорить, что "тяжелая" музыка не является частью культуры. Рассмотрение данного вопроса является само по себе отдельной большой работой.
В данной статье мы рассуждаем о том, что привлекает в "тяжелой" музыке сегодня, помимо текстового содержания, которое так же заслуживает отдельного внимания. Как уже упоминалось, существует мнение о том, что "тяжелая" музыка противопоставлена классической музыке и является какофонией несвязанных звуков. Любой ценитель такой музыки скажет, что это не так. Существует мелодия, развитие музыкальной темы, характерный ритмический рисунок. В. Вундт в своей статье "Сознание и внимание" [1] говорит о том, что наше сознание ритмично по своей природе, поскольку наш организм вообще устроен ритмично. Он проводил свои исследования с использованием метронома и на основе полученных результатов делал свои выводы. Если обратиться к музыке – стоит обратить внимание на ритм секцию – т.е. на ударные. В группе, которая играет "тяжелую" музыку, равно как и любую другую, ударные выполняют роль метронома, задавая определенный темп исполнения, не позволяя музыкантам расходиться в разные стороны, а так же создают определенный ритмический рисунок, характерный для того или иного направления музыки. Вундт в своей работе показал, что при простой работе метронома, нетренированному человеку очень трудно слышать отдельные удары маятника, а не складывать их в простой рисунок в 2/8. Непроизвольно, он начинает слушать либо восходящий, либо нисходящий ряд ударов. При этом, изменяя скорость колебания маятника метронома, при большей частоте колебаний можно услышать более сложные тактовые рисунки в размере 4/4 или 6/4. Ударник, же, создает уже готовый рисунок, четко слышимый, и который варьируется в соответствии с исполняемой мелодией. Поэтому часто, при первом прослушивании композиции, большее внимание уделяется именно ритм партии. Она притягивает к себе внимание, и невольно начинаешь следить за ее ходом. В слуховом восприятии ритма моментально воздействующие слуховые впечатления соединяются с предшествующими, отошедшими в область более смутного сознания и подготавливают наступление будущих, еще ожидающихся – говорит Вундт. Действительно, при прослушивании композиции можно поймать себя на том, что, следуя за ритм партией, пытаешься предугадать следующий удар и дальнейшее развитие музыкальной темы. Таким образом, композиция завладевает вниманием слушающего, и он начинает прислушиваться к прочим, составляющим ее, инструментам. В этом случае может показаться, что такую музыку должны слушать все без исключения, привлеченные ритмическим рисунком. Поэтому надо сделать одно уточнение. Вундт пишет, что ритмическая природа сознания требует определенных границ для количества градаций в ударении, а это количество, в свою очередь, обуславливает специфическую природу человеческого сознания. Отсюда следует, что у каждого человека границы восприятия индивидуальны и то, что подходит одному человеку – не годится для другого. Скорость исполнения "тяжелых" композиций весьма разнообразна, поэтому такую музыку не могут воспринимать абсолютно все. Большинство направлений стиля "тяжелой" музыки не являются какофонией кроме некоторых, которые преследуют это своей целью. То, что такую музыку тяжело воспринимать сразу, роднит ее с классической, где неподготовленный человек так же не может уследить за всеми нюансами мелодии. Поэтому, после того как человек заинтересован композицией, за счет ее ритмического рисунка, ему становится гораздо легче воспринимать ее целиком, различать отдельные партии инструментов и следить за ходом мелодии. В этом кроется одна из причин, почему у "тяжелой" музыки так много ценителей, а поскольку эта музыка весьма многогранна и давно превратилась в отдельную субкультуру, она заслуживает дальнейшего всестороннего изучения.
Литература. 1. Вундт В. Сознание и внимание / Общая психология. Тексты 1. Введение. М. 2000, с. 52-68. 2. Жижина М.В. Психолого-педагогические условия и факторы формирования исполнительского внимания музыканта. Саратов, 2002, с. 152. 3. Страхов В.И. Внимание в структуре личности. Саратов, 1969. 4. Страхов В.И. Психология внимания. Вып. 1. Саратов, 1992. 5. Титченер Э.Б. Внимание. // Хрестоматия по вниманию. М. 1978, с. 66-101.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|