Пример: ресурсы и продукты
Примечание. Предположим, что цена ветчины увеличилась до 120 руб./ кг. Поскольку 90Д1+2) меньше 120/3, теперь необходимо выпускать только ветчину, а закупать в качестве ресурса только свинину. Предположим, что у фирмы нет собственных средств для закупки ресурсов и их закупают заинтересованные покупатели продукции фирмы. В этом случае продукт фирмы делится между покупателями пропорционально затраченным ими средствам. Пример 2. Фирма производит колбасу. Универсам оплатил фирме закупку мяса на 120 тыс. руб., а ресторан — на сумму 40 тыс. руб. Универсам получит 75% (120/160) всего выпуска колбасы. Остальные 25% выпуска достанутся ресторану.
Правила игры 1. Каждый студент представляет фирму, которая может производить два продукта из двух ресурсов. 2. Студенту заданы нормы затрат ресурсов и розничные цены продуктов. Первый ресурс не используется при производстве второго продукта, ресурсы закупаются по оптовым ценам. Оптовые цены всех ресурсов равны между собой (эта цена в игре не используется). 3. Цель фирмы — максимизировать выручку, вычисленную в розничных ценах. 4. Для получения максимальной выручки фирме необходимо определить: а) какой продукт производить; б) в какой пропорции создавать запасы ресурсов; в) какие фирмы будут поставлять ресурсы; г) какие фирмы будут покупать произведенный продукт и оплачивать закупку ресурсов; д) в какой пропорции готовый продукт будет распределяться между покупателями. 5. Если по объективной причине (например, из-за ошибочных действий другой фирмы) фирма не найдет на рынке поставщика необходимого ресурса или ни одного покупателя своего продукта, она может обратиться за помощью к правительству. Она может указать его в качестве поставщика или покупателя, определив, по своему усмотрению объемы государственных поставок ресурсов и объем государственных закупок продукта.
6. Если фирма обратится к государству необоснованно, т. е. могла бы обойтись без его помощи, она разорится. 7. Вероятность выполнения правительством обязательств — 50%. Поэтому перед проверкой производственного отчета фирмы, обратившейся за помощью к правительству, преподаватель бросает монету и определяет, выполнило ли свои обязательства правительство. Если оно свои обязательства не выполнило, то фирма разоряется. 8. Если студент правильно произвел расчеты и определил поставщиков и покупателей (включая правительство), а правительство (если оно задействовано) выполнило свои обязательства, эта фирма получит максимальную выручку. В противном случае фирма разорится. 9. Покупатель продукта разорившейся фирмы получает ресурсы с опозданием. Мы считаем, что он теряет два дня (два балла). 10. Рассмотрим фирму, которая покупает продукты у фирмы — покупателя продукта разорившейся фирмы. Такую фирму мы называем вторичным покупателем по отношению к разорившейся фирме. У вторичного покупателя больше времени, чтобы найти поставщика, но все же он теряет один день (один балл). 11. Итак, баллы присуждаются по следующим правилам: * пять баллов. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку и при этом не является ни покупателем продукта разорившейся фирмы, ни ее вторичным покупателем; * четыре балла. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку, но является вторичным покупателем; * три балла. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку и является либо покупателем продукта разорившейся фирмы, либо вторичным покупателем продуктов двух разорившихся фирм;
* два балла. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку, но потеряла три балла. Она является одновременно покупателем продукта одной разорившейся фирмы и вторичным покупателем другой разорившейся фирмы; * один балл. Присуждается фирме, которая получила максимальную выручку, но потеряла четыре балла. Она является одновременно покупателем продуктов двух разорившихся фирм; * ноль баллов. Присуждается разорившейся фирме.
Подготовка игры 1. Подготовить карточки с нормами затрат ресурсов и ценами продуктов (табл. 13.3). Примечания: а) фирмы 1 и 2 — крестьянские хозяйства, производящие молоко и зерно. Они используют корм для животных и труд квалифицированных техников; б) фирмы 3 и 4 — хлебопекарни, производящие хлеб и тесто. Они используют труд квалифицированных пекарей и зерно; в) фирмы 5 и 6 — молокозаводы, производящие йогурт и масло из сахара и молока; г) фирмы 7 и 8 — кондитерские предприятия, производящие торты и бублики из йогурта и теста; д) фирмы 9 и 10 — учебные заведения. Они поставляют фирмам на платной основе практикантов — техников и пекарей. Затраты на обучение сводятся к затратам на питание студентов (торты и хлеб); Таблица 13.3 Игра: ресурсы и продукты
е) фирмы 11 и 12 — экспортно-импортные компании. Они обменивают отечественные масло и бублики на импортные сахар и корм. 2. Подготовить бланки производственного отчета фирмы (заполненный бланк — табл. 13.6). 3. Подготовить таблицу для проверки производственных отчетов фирм (табл. 13.4).
Порядок проведения игры 1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Разобрать на доске примеры 1 и 2 из раздела «Теория». Таблица 13.4 Поставщики и покупатели
2. Объяснить студентам цели и правила игры. 3. Если число студентов превышает 12, разбить их на 12 групп. Игра рассчитана ровно на 12 участников. 4. Раздать студентам бланки производственного отчета и карточки с исходными данными. 5. Дать студентам 20-25 мин для выбора продукта для производства, поиска поставщиков и покупателей, расчета объемов поставок ресурсов и продаж продукта, оформления производственных отчетов. 6. Собрать производственные отчеты и карточки с исходными данными. 7. Определить фирмы, у которых производимый продукт не совпадает с продуктом, указанным в табл. 13.4. Это грубая ошибка. Такие фирмы разоряются. 8. Определить покупателей продуктов разорившихся фирм из предыдущего пункта и их вторичных покупателей. Отметить, сколько баллов потеряла каждая такая фирма. Для фирм, обратившихся за помощью к правительству, установить, выполнило ли оно свои обязательства. 9. Проверить отчеты фирм, о которых не говорилось в двух предыдущих пунктах. Определить количество баллов, потерянных каждой такой фирмой.
10. Выставить баллы игрокам, подвести итоги игры.
Пример игры 1. Исходные данные: * студентов — 12; * продуктов (ресурсов) — 12; * нормы затрат и цены — в табл. 13.3; * вероятность выполнения обязательств правительством — 50%. 2. Информация сданных студентами производственных отчетов соответствует табл. 13.4 для всех фирм, за исключением трех. Нестандартные отчеты представлены в табл. 13.5, в них правительство обозначено буквами «ПР». Таблица 13.5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|