Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример: ресурсы и продукты




  Колбаса Ветчина Запасы
Говядина     67%
Свинина     33%
Цена      

Примечание. Предположим, что цена ветчины увеличилась до 120 руб./ кг. Поскольку 90Д1+2) меньше 120/3, теперь необходимо выпускать только ветчину, а закупать в качестве ресурса только свинину.

Предположим, что у фирмы нет собственных средств для закупки ресурсов и их закупают заинтересованные покупатели продукции фирмы. В этом случае продукт фирмы делится между покупателями пропорционально затраченным ими средствам.

Пример 2. Фирма производит колбасу. Универсам оплатил фирме закупку мяса на 120 тыс. руб., а ресторан — на сумму 40 тыс. руб. Уни­версам получит 75% (120/160) всего выпуска колбасы. Остальные 25% выпуска достанутся ресторану.

 

Правила игры

1. Каждый студент представляет фирму, которая может произво­дить два продукта из двух ресурсов.

2. Студенту заданы нормы затрат ресурсов и розничные цены про­дуктов. Первый ресурс не используется при производстве второ­го продукта, ресурсы закупаются по оптовым ценам. Оптовые цены всех ресурсов равны между собой (эта цена в игре не исполь­зуется).

3. Цель фирмы — максимизировать выручку, вычисленную в роз­ничных ценах.

4. Для получения максимальной выручки фирме необходимо опре­делить:

а) какой продукт производить;

б) в какой пропорции создавать запасы ресурсов;

в) какие фирмы будут поставлять ресурсы;

г) какие фирмы будут покупать произведенный продукт и опла­чивать закупку ресурсов;

д) в какой пропорции готовый продукт будет распределяться между покупателями.

5. Если по объективной причине (например, из-за ошибочных дей­ствий другой фирмы) фирма не найдет на рынке поставщика не­обходимого ресурса или ни одного покупателя своего продукта, она может обратиться за помощью к правительству. Она может указать его в качестве поставщика или покупателя, определив, по своему усмотрению объемы государственных поставок ресурсов и объем государственных закупок продукта.

6. Если фирма обратится к государству необоснованно, т. е. могла бы обойтись без его помощи, она разорится.

7. Вероятность выполнения правительством обязательств — 50%. Поэтому перед проверкой производственного отчета фирмы, об­ратившейся за помощью к правительству, преподаватель бросает монету и определяет, выполнило ли свои обязательства прави­тельство. Если оно свои обязательства не выполнило, то фирма разоряется.

8. Если студент правильно произвел расчеты и определил постав­щиков и покупателей (включая правительство), а правительство (если оно задействовано) выполнило свои обязательства, эта фирма получит максимальную выручку. В противном случае фирма разорится.

9. Покупатель продукта разорившейся фирмы получает ресурсы с опозданием. Мы считаем, что он теряет два дня (два балла).

10. Рассмотрим фирму, которая покупает продукты у фирмы — по­купателя продукта разорившейся фирмы. Такую фирму мы на­зываем вторичным покупателем по отношению к разорившейся фирме. У вторичного покупателя больше времени, чтобы найти поставщика, но все же он теряет один день (один балл).

11. Итак, баллы присуждаются по следующим правилам:

* пять баллов. Присуждаются фирме, которая получила макси­мальную выручку и при этом не является ни покупателем про­дукта разорившейся фирмы, ни ее вторичным покупателем;

* четыре балла. Присуждаются фирме, которая получила макси­мальную выручку, но является вторичным покупателем;

* три балла. Присуждаются фирме, которая получила макси­мальную выручку и является либо покупателем продукта разо­рившейся фирмы, либо вторичным покупателем продуктов двух разорившихся фирм;

* два балла. Присуждаются фирме, которая получила макси­мальную выручку, но потеряла три балла. Она является одно­временно покупателем продукта одной разорившейся фирмы и вторичным покупателем другой разорившейся фирмы;

* один балл. Присуждается фирме, которая получила максималь­ную выручку, но потеряла четыре балла. Она является одно­временно покупателем продуктов двух разорившихся фирм;

* ноль баллов. Присуждается разорившейся фирме.

 

Подготовка игры

1. Подготовить карточки с нормами затрат ресурсов и ценами про­дуктов (табл. 13.3). Примечания:

а) фирмы 1 и 2 — крестьянские хозяйства, производящие молоко и зерно. Они используют корм для животных и труд квалифи­цированных техников;

б) фирмы 3 и 4 — хлебопекарни, производящие хлеб и тесто. Они используют труд квалифицированных пекарей и зерно;

в) фирмы 5 и 6 — молокозаводы, производящие йогурт и масло из сахара и молока;

г) фирмы 7 и 8 — кондитерские предприятия, производящие тор­ты и бублики из йогурта и теста;

д) фирмы 9 и 10 — учебные заведения. Они поставляют фирмам на платной основе практикантов — техников и пекарей. Затра­ты на обучение сводятся к затратам на питание студентов (тор­ты и хлеб);

Таблица 13.3

Игра: ресурсы и продукты

 

1. «Заря» 2. «Восход»
Ресурсы Молоко Зерно Ресурсы Молоко Зерно
Корм Техник     Корм Техник    
Цена     Цена    
3. «Колосок» 4. «Каравай»
Ресурсы Хлеб Тесто Ресурсы Хлеб Тесто
Пекарь Зерно     Пекарь Зерно    
Цена     Цена    
5. «Коровка» 6. «Буренка»
Ресурсы Йогурт Масло Ресурсы Йогурт Масло
Сахар Молоко     Сахар Молоко    
Цена     Цена    
7. «Сластена» 8. «Гурман»
Ресурсы Торт Бублик Ресурсы Торт Бублик
Йогурт Тесто     Йогурт Тесто    
Цена     Цена    
9. Колледж 10. Лицей
Ресурсы Пекарь Техник Ресурсы Пекарь Техник
Торт Хлеб     Торт Хлеб    
Цена     Цена    
11. «Бартер» 12. «Импэкс»
Ресурсы Сахар Корм Ресурсы Сахар Корм
Масло Бублик     Масло Бублик    
Цена     Цена    

 

е) фирмы 11 и 12 — экспортно-импортные компании. Они обме­нивают отечественные масло и бублики на импортные сахар и корм.

2. Подготовить бланки производственного отчета фирмы (запол­ненный бланк — табл. 13.6).

3. Подготовить таблицу для проверки производственных отчетов фирм (табл. 13.4).

 

 

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Разобрать на доске примеры 1 и 2 из разде­ла «Теория».

Таблица 13.4

Поставщики и покупатели

Фирма Продукт Поставщики Покупатели
фирма объемы, % фирма объемы, %
  Молоко 10,11 20,80 5,6 44,56
2 Зерно     3,4 63,37
  Тесто     7,8 72,28
  Хлеб 2,9 60,40 9,10 37,63
  Йогурт 1,12 80,20    
  Масло        
  Бублик     11,12 56,44
  Торт 3,5 40,60    
  Пекарь 4,8 60,40    
  Техник     1,2 17,83
  Корм        
  Сахар 6,7 20,80    

 

2. Объяснить студентам цели и правила игры.

3. Если число студентов превышает 12, разбить их на 12 групп. Игра рассчитана ровно на 12 участников.

4. Раздать студентам бланки производственного отчета и карточки с исходными данными.

5. Дать студентам 20-25 мин для выбора продукта для производ­ства, поиска поставщиков и покупателей, расчета объемов поста­вок ресурсов и продаж продукта, оформления производственных отчетов.

6. Собрать производственные отчеты и карточки с исходными дан­ными.

7. Определить фирмы, у которых производимый продукт не совпа­дает с продуктом, указанным в табл. 13.4. Это грубая ошибка. Та­кие фирмы разоряются.

8. Определить покупателей продуктов разорившихся фирм из пре­дыдущего пункта и их вторичных покупателей. Отметить, сколь­ко баллов потеряла каждая такая фирма. Для фирм, обративших­ся за помощью к правительству, установить, выполнило ли оно свои обязательства.

9. Проверить отчеты фирм, о которых не говорилось в двух преды­дущих пунктах. Определить количество баллов, потерянных каж­дой такой фирмой.

10. Выставить баллы игрокам, подвести итоги игры.

 

Пример игры

1. Исходные данные:

* студентов — 12;

* продуктов (ресурсов) — 12;

* нормы затрат и цены — в табл. 13.3;

* вероятность выполнения обязательств правительством — 50%.

2. Информация сданных студентами производственных отчетов со­ответствует табл. 13.4 для всех фирм, за исключением трех. Не­стандартные отчеты представлены в табл. 13.5, в них правитель­ство обозначено буквами «ПР».

Таблица 13.5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...