Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объемы выпуска, объемы спроса и удельная стоимость поставок




Магазины М1 М2 МЗ М4 М5
Заводы          
Ф1            
Ф2            
ФЗ            
Ф4            
Ф5            

В табл. 14.1 представлены заданные экономические показатели. Ма­газины обозначены так — Ml, М2 и т. д. Заводы обозначены — Ф1, Ф2 и т. д. Фиктивный завод обозначен Ф5. Удельная стоимость поставки из некоторого завода в некоторый магазин равна элементу таблицы, расположенному на пересечении соответствующих строки и столбца, Так, стоимость перевозки одной тонны хлеба из завода Ф2 в магазин М4 равна трем денежным единицам. Поскольку не имеет смысла гово­рить о поставках товара из фиктивного завода, последняя строка таб­лицы заполнена нулями.

План поставок — матрица, каждый элемент которой равен объему поставки из соответствующего завода в соответствующий магазин. Она обладает следующими свойствами:

а) в каждой строке сумма элементов матрицы равна объему произ­водства соответствующего завода (из реального завода весь хлеб вывозится, в случае фиктивного завода рыночный дефицит хлеба распределяется между магазинами);

б) в каждом столбце сумма элементов матрицы равна объему спроса соответствующего магазина (если нет недопоставки товара, спрос удовлетворяется полностью; в случае недопоставки спрос распа­дается на неудовлетворенный спрос и величину недопоставки, которую показывает последний элемент столбца);

в) число ненулевых элементов матрицы меньше суммарного числа участников рынка (включая фиктивных), т. е. в данном случае, оно не больше девяти (это требование связано с алгоритмом ре­шения транспортной задачи, который в игре не используется, но это условие делает задачу игроков более сложной и интересной).

Планирование поставок основано на следующем правиле: если при­нято решение поставить товар от некоторого производителя в некото­рый магазин, то объем поставки должен быть максимально возмож­ным.

Пример. Предположим, нужно осуществить поставку из первого за­вода в первый магазин. Найдем меньшее из двух чисел: объема произ­водства (50) и объема спроса (55). Это 50, и это и есть искомая величина поставки. Поскольку весь хлеб из первого завода вывезен, заполним ос­тальные клетки первой строки нулями. Предположим, затем решено осуществить поставку из второго завода в первый магазин. Теперь спрос первого магазина равен 5. Найдем меньшее число из 80 и 5. Это 5 — вто­рая искомая величина поставки. Поскольку спрос первого магазина удовлетворен полностью, заполним остальные клетки первого столбца нулями. Действуя так, получим план поставок, удовлетворяющий необ­ходимым требованиям. Он представлен в табл. 14.2.

Таблица 14.2

План поставок: первый вариант

Магазины М1 М2 МЗ М4 М5
Заводы          
Ф1            
Ф2            
ФЗ            
Ф4            
Ф5            

 

Из этого плана поставок, в частности, следует, что:

а) хлеб из первого завода во второй магазин не поставляется;

б) недопоставка во второй магазин равна 20;

в) стоимость поставки из первого завода в первый магазин равна 3 х

х 50 = 150;

г) общая стоимость поставок из второго завода равна 5x0 + 5x5 + + 70 х х1 = 95 (первый магазин расположен на территории второго завода, поэтому стоимость соответствующей поставки равна нулю).

 

Правила игры

1. Студенты являются членами правления акционерного общества «Буханка», которые собрались для утверждения плана поставок хлеба.

2. В правление АО входят:

а) директора хлебозаводов. Согласно принятому порядку, каж­дый завод оплачивает поставки произведенного им хлеба, по­этому директор завода заинтересован в минимизации суммар­ной стоимости поставок со своего завода;

б) начальники транспортных цехов при заводах. Выручка транс­портного цеха зависит от суммарной стоимости поставок, по­этому его начальник заинтересован в максимизации суммар­ной стоимости поставок из своего завода;

в) водители транспортного цеха, которые являются акционерами АО. Согласно принятому порядку, каждый водитель закреплен за определенным магазином, а его заработная плата зависит от объема поставки в этот магазин. Поэтому он заинтересован в максимизации этой поставки;

г) директора магазинов. Каждый магазин специализируется на продаже «фирменного» хлеба, производимого на одном из за­водов. Поэтому магазин заинтересован в максимизации по­ставки из этого завода (за счет сокращения поставок из других заводов). Кроме того, магазин заинтересован, чтобы не было недопоставки хлеба.

3. При обсуждении вопроса о поставках считаются заданными объе­мы выпуска заводов, объемы спроса магазинов и удельные сто­имости поставок (см. табл. 14.1).

4. План поставок должен быть рассмотрен на заседании правления АО, если:

а) его поддерживает группа членов правления численностью не менее пяти человек;

б) он удовлетворяет трем необходимым требованиям;

в) число членов правления, допустивших явные ошибки в расче­тах, не превышает двух человек (см. раздел «Теория»).

5. Утверждается план поставок, который поддерживает наиболь­шее число членов правления. Если за два альтернативных про­екта подано равное число голосов, утверждается проект, сто­ронники которого в сумме набрали большее количество баллов (см. ниже).

6. Каждый член правления голосует за план поставок, который больше отвечает его экономическим интересам. Воздерживаться от голосования нельзя.

7. Степень соответствия плана поставок экономическим интересам измеряется в баллах. Пятью баллами план поставок оценивает:

а) директор хлебозавода — когда суммарная стоимость поставки из его завода минимальна;

б) начальник транспортного цеха, — когда суммарная стоимость поставок из его завода максимальна;

в) водитель, — когда объем поставки в соответствующий магазин максимален;

г) директор магазина, — когда отсутствует недопоставка, а по­ставка из желаемого завода максимальна.

8. При оценке более низких степеней достижения экономических целей рассматривают два значения целевого показателя: опти­мальный и планируемый (отвечающий плану поставок). Боль­шее из них делят на меньшее и называют это отношение коэф­фициентом соответствия плана поставки экономическим интересам. Чем больше этот показатель, тем меньшим числом баллов оценивается план поставок. План поставок оценивает­ся пятью баллами, если коэффициент соответствия равен еди­нице.

9. Степень соответствия плана поставок экономическим интересам равна:

а) четырем баллам, когда коэффициент соответствия находится в пределах от 1 до 2, причем у магазина нет недопоставки;

б) трем баллам, когда коэффициент соответствия находится в пределах от 2 до 3, причем у магазина нет недопоставки;

в) двум баллам, если коэффициент соответствия находится в пре­делах от 3 до 4, причем у магазина нет недопоставки;

г) одному баллу, если коэффициент соответствия больше 4, при­чем у магазина нет недопоставки;

д) нулю, когда у магазина есть недопоставка.

10. У членов правления АО, выдвинувших утвержденный план по­ставок, баллы за игру совпадают с баллами, рассмотренными выше. Остальные игроки не смогли отстоять свои экономические интересы, они не получают баллов.

 

Подготовка игры

1. Подготовить таблицу с объемами спроса и значениями удельной стоимости поставок (см. табл. 14.1).

2. Подготовить карточки, в которых указаны: номер игрока, его долж­ность и цели в игре:

а) цель директора завода состоит в минимизации транспортных расходов, а цель начальника транспортного цеха — в их макси­мизации;

б) цель директора Магазина 1 состоит в максимизации поставки из Завода 3 и предотвращении недопоставки (цели других ди­ректоров магазинов указаны в табл. 14.5);

в) цель водителя А состоит в максимизации поставки из Завода 3 в Магазин 4 (цель другого водителя указана в табл. 14.4).

В табл. 14.3 представлена карточка игрока — директора магазина.

Таблица 14.3

Игрок и его цели

Игрок 9. Директор Магазина 1
Цели: 1) максимизация поставки из Завода 4; 2) поставка в полном объеме

 

Игроки, получившие другие должности, преследуют одну, а не две цели. Общее число карточек равно числу игроков. 3. Подготовить бланки заявок на рассмотрение плана поставок правлением АО (2-5 шт.). Заполненные бланки заявок двух про­тивостоящих групп членов правления представлены в табл. 14.5.

 

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Разобрать на доске пример составления плана поставок, при этом взять таблицу данных, отличающуюся от той, которая будет использована в игре.

2. Объяснить студентам цели и правила игры.

3. Раздать студентам карточки с указанными в них должностями и их целями (см. табл. 14.3).

4. Дать студентам 25-30 мин. на выполнение следующих действий:

а) составления планов поставок (желательно, чтобы каждый сту­дент составил свой план поставок, который больше отвечает его экономическим интересам);

б) формирования групп из членов правления, поддерживающих тот или иной план поставок;

в) расчета каждым членом группы оптимальных и планируемых значений целевых показателей, а также коэффициентов соот­ветствия;

г) оформления заявок на рассмотрение плана поставок правлени­ем АО;

д) регистрацию заявок (проверку преподавателем наличия трех необходимых свойств плана поставок).

5. Написать на доске зарегистрированные планы поставок.

6. При всех проверить правильность расчета студентами коэффи­циентов соответствия, взяв оптимальные значения целевых пока­зателей из табл. 14.5. Не рассматривать заявки, в которых два чле­на правления допустили ошибки в расчетах.

7. Объявить, что утвержден зарегистрированный план поставок, выдвинутый самой многочисленной группой членов правления.

8. Объявить баллы, присужденные студентам победившей группы, подвести итоги игры.

 

Пример игры

1. Исходные данные:

а) студентов — 15;

б) заводов — 4;

в) магазинов — 5;

г) водителей-акционеров — 2;

д) объемы выпуска и спроса, удельная стоимость поставок — в табл. 14.1.

2. План поставок, предложенный первой группой студентов, пред­ставлен в табл. 14.2, а второй группой — в табл. 14.4.

Таблица 14.4

План поставок: второй вариант

 

Магазины М1 М2 МЗ М4 М5
Заводы          
Ф1            
Ф2            
ФЗ            
Ф4            
Ф5            

 

3. Заявки, поданные обеими группами правления АО, представле­ны в сводной таблице (табл. 14.5). Транспортный цех в ней обо­значен буквой «Т», другие сокращения введены выше.

Таблица 14.5

Планы поставок, рассмотренные правлением АО

Заявка 1 План поставок — в табл. 14.2
Должность Карточка Целевой показатель Планируемые значения Оптимальные значения Коэффициент
  Директор Ф2   Транспортные расходы     3,8
  Директор ФЗ   Транспортные расходы      
  Начальник Т1   Транспортные расходы     1,2
  Начальник Т4   Транспортные расходы     1,1
  Директор М1   Поставка из Ф4    
  Директор МЗ   Поставка из Ф1    
  Водитель А   Поставка из ФЗ в М1    
Заявка 2 План поставок — в табл. 14.4
  Директор Ф1   Транспортные расходы     3,5
  Директор Ф4   Транспортные расходы     3,1
  Начальник Т2   Транспортные расходы     1,6
  Начальник ТЗ   Транспортные расходы      
  Директор М2   Поставка из ФЗ    
  Директор М4   Поставка из Ф2      
  Директор М5   Поставка из Ф1     1,3
  Водитель В   Поставка из Ф4 в М2      
               

 

4. Из табл. 14.5 следует, что вторая группа более многочисленна, причем ни один ее член не допустил ошибки в расчетах. Поэтому утверждается второй вариант плана поставок.

5. Итоги игры:

а) пять баллов получают начальник ТЗ и водитель В, у которых совпадают планируемые и оптимальные значения целевых по­казателей (коэффициенты соответствия равны единице);

б) четыре балла получают игроки Т2 и М5, у которых коэффици­ент соответствия меньше двух;

в) два балла получают игроки Ф1, Ф4 и М4, у которых коэффи­циент соответствия находится в пределах 3-4;

г) один балл получает игрок М2, у которого коэффициент соот­ветствия равен бесконечности;

д) не получают баллов все игроки проигравшей (первой) группы членов правления АО.

 

 

15. Деловая игра «Выбор целевого сегмента»

Цели игры

1. Усвоить понятия «сегмент рынка», «географическая сегмента­ция», «целевой сегмент», «конкуренция на сегментированном рынке», «емкость целевого сегмента».

2. Ознакомиться с табличным способом представления и анализа географических сегментов рынка.

3. Приобрести элементарные навыки выбора лучшего сегмента рынка в условиях конкуренции.

 

Понятия

Сегментация рынка — деление рынка товара на определенные группы потребителей.

Географическая сегментация — деление рынка на группы потреби­телей по их местожительству.

Целевой сегмент — сегмент рынка, выбранный фирмой.

Конкуренция на сегментированном рынке — ситуация, когда целевые сегменты нескольких фирм пересекаются.

Емкость целевого сегмента — суммарный спрос, предъявляемый по­требителями данного сегмента на продукцию данной фирмы.

 

Теория

При географической сегментации рынок изображают прямоугольни­ком (квадратом), разбитым на множество мелких квадратов, которые мы назовем клетками. Каждой клетке отвечает определенная емкость (объем спроса). Сегмент рынка представляет собой одну или несколь­ко клеток, составляющих неделимую компактную фигуру. В отсут­ствие конкуренции на сегментированном рынке емкость целевого сегмента равна сумме емкостей составляющих его клеток. При наличии конкуренции емкость целевого сегмента рассчитывается более слож­ным способом.

Приведем конкретный пример анализа сегментированного рынка. Изобразим рынок хлеба в микрорайоне некоторого города в виде таб­лицы с семью строками и семью столбцами (табл. 15.1). Следователь­но, потребители нашего рынка разбиты на 49 групп по месту прожива­ния. Строки таблицы обозначены латинскими буквами, столбцы — цифрами. Если в клетке число не указано, в этом месте микрорайона жилого дома нет, а емкость клетки равна нулю. Если в клетке указано число, оно равно числу этажей дома, или емкости данной клетки.

Выбор фирмой целевого сегмента рынка сводится к выбору опреде­ленной клетки таблицы — центра сегмента. В ней фирма размещает свой магазин (он может находиться как в доме, так и вне него). Центр сегмента вместе со всеми граничащими клетками (где проживают по­тенциальные покупатели) образует целевой сегмент, который прини­мает одну из следующих форм:

а) квадрат со стороной 3. Магазин расположен внутри микрорайо­на;

б) прямоугольник с двумя строками и тремя столбцами. Магазин расположен на северной или южной границе микрорайона;

в) прямоугольник с тремя строками и двумя столбцами. Магазин расположен на западной или восточной границе микрорайона;

г) квадрат со стороной 2. Магазин расположен в угловых домах мик­рорайона.

Таблица 15.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...