Объемы выпуска, объемы спроса и удельная стоимость поставок
В табл. 14.1 представлены заданные экономические показатели. Магазины обозначены так — Ml, М2 и т. д. Заводы обозначены — Ф1, Ф2 и т. д. Фиктивный завод обозначен Ф5. Удельная стоимость поставки из некоторого завода в некоторый магазин равна элементу таблицы, расположенному на пересечении соответствующих строки и столбца, Так, стоимость перевозки одной тонны хлеба из завода Ф2 в магазин М4 равна трем денежным единицам. Поскольку не имеет смысла говорить о поставках товара из фиктивного завода, последняя строка таблицы заполнена нулями. План поставок — матрица, каждый элемент которой равен объему поставки из соответствующего завода в соответствующий магазин. Она обладает следующими свойствами: а) в каждой строке сумма элементов матрицы равна объему производства соответствующего завода (из реального завода весь хлеб вывозится, в случае фиктивного завода рыночный дефицит хлеба распределяется между магазинами); б) в каждом столбце сумма элементов матрицы равна объему спроса соответствующего магазина (если нет недопоставки товара, спрос удовлетворяется полностью; в случае недопоставки спрос распадается на неудовлетворенный спрос и величину недопоставки, которую показывает последний элемент столбца); в) число ненулевых элементов матрицы меньше суммарного числа участников рынка (включая фиктивных), т. е. в данном случае, оно не больше девяти (это требование связано с алгоритмом решения транспортной задачи, который в игре не используется, но это условие делает задачу игроков более сложной и интересной).
Планирование поставок основано на следующем правиле: если принято решение поставить товар от некоторого производителя в некоторый магазин, то объем поставки должен быть максимально возможным. Пример. Предположим, нужно осуществить поставку из первого завода в первый магазин. Найдем меньшее из двух чисел: объема производства (50) и объема спроса (55). Это 50, и это и есть искомая величина поставки. Поскольку весь хлеб из первого завода вывезен, заполним остальные клетки первой строки нулями. Предположим, затем решено осуществить поставку из второго завода в первый магазин. Теперь спрос первого магазина равен 5. Найдем меньшее число из 80 и 5. Это 5 — вторая искомая величина поставки. Поскольку спрос первого магазина удовлетворен полностью, заполним остальные клетки первого столбца нулями. Действуя так, получим план поставок, удовлетворяющий необходимым требованиям. Он представлен в табл. 14.2. Таблица 14.2 План поставок: первый вариант
Из этого плана поставок, в частности, следует, что: а) хлеб из первого завода во второй магазин не поставляется; б) недопоставка во второй магазин равна 20; в) стоимость поставки из первого завода в первый магазин равна 3 х х 50 = 150; г) общая стоимость поставок из второго завода равна 5x0 + 5x5 + + 70 х х1 = 95 (первый магазин расположен на территории второго завода, поэтому стоимость соответствующей поставки равна нулю).
Правила игры 1. Студенты являются членами правления акционерного общества «Буханка», которые собрались для утверждения плана поставок хлеба.
2. В правление АО входят: а) директора хлебозаводов. Согласно принятому порядку, каждый завод оплачивает поставки произведенного им хлеба, поэтому директор завода заинтересован в минимизации суммарной стоимости поставок со своего завода; б) начальники транспортных цехов при заводах. Выручка транспортного цеха зависит от суммарной стоимости поставок, поэтому его начальник заинтересован в максимизации суммарной стоимости поставок из своего завода; в) водители транспортного цеха, которые являются акционерами АО. Согласно принятому порядку, каждый водитель закреплен за определенным магазином, а его заработная плата зависит от объема поставки в этот магазин. Поэтому он заинтересован в максимизации этой поставки; г) директора магазинов. Каждый магазин специализируется на продаже «фирменного» хлеба, производимого на одном из заводов. Поэтому магазин заинтересован в максимизации поставки из этого завода (за счет сокращения поставок из других заводов). Кроме того, магазин заинтересован, чтобы не было недопоставки хлеба. 3. При обсуждении вопроса о поставках считаются заданными объемы выпуска заводов, объемы спроса магазинов и удельные стоимости поставок (см. табл. 14.1). 4. План поставок должен быть рассмотрен на заседании правления АО, если: а) его поддерживает группа членов правления численностью не менее пяти человек; б) он удовлетворяет трем необходимым требованиям; в) число членов правления, допустивших явные ошибки в расчетах, не превышает двух человек (см. раздел «Теория»). 5. Утверждается план поставок, который поддерживает наибольшее число членов правления. Если за два альтернативных проекта подано равное число голосов, утверждается проект, сторонники которого в сумме набрали большее количество баллов (см. ниже). 6. Каждый член правления голосует за план поставок, который больше отвечает его экономическим интересам. Воздерживаться от голосования нельзя. 7. Степень соответствия плана поставок экономическим интересам измеряется в баллах. Пятью баллами план поставок оценивает: а) директор хлебозавода — когда суммарная стоимость поставки из его завода минимальна; б) начальник транспортного цеха, — когда суммарная стоимость поставок из его завода максимальна;
в) водитель, — когда объем поставки в соответствующий магазин максимален; г) директор магазина, — когда отсутствует недопоставка, а поставка из желаемого завода максимальна. 8. При оценке более низких степеней достижения экономических целей рассматривают два значения целевого показателя: оптимальный и планируемый (отвечающий плану поставок). Большее из них делят на меньшее и называют это отношение коэффициентом соответствия плана поставки экономическим интересам. Чем больше этот показатель, тем меньшим числом баллов оценивается план поставок. План поставок оценивается пятью баллами, если коэффициент соответствия равен единице. 9. Степень соответствия плана поставок экономическим интересам равна: а) четырем баллам, когда коэффициент соответствия находится в пределах от 1 до 2, причем у магазина нет недопоставки; б) трем баллам, когда коэффициент соответствия находится в пределах от 2 до 3, причем у магазина нет недопоставки; в) двум баллам, если коэффициент соответствия находится в пределах от 3 до 4, причем у магазина нет недопоставки; г) одному баллу, если коэффициент соответствия больше 4, причем у магазина нет недопоставки; д) нулю, когда у магазина есть недопоставка. 10. У членов правления АО, выдвинувших утвержденный план поставок, баллы за игру совпадают с баллами, рассмотренными выше. Остальные игроки не смогли отстоять свои экономические интересы, они не получают баллов.
Подготовка игры 1. Подготовить таблицу с объемами спроса и значениями удельной стоимости поставок (см. табл. 14.1). 2. Подготовить карточки, в которых указаны: номер игрока, его должность и цели в игре: а) цель директора завода состоит в минимизации транспортных расходов, а цель начальника транспортного цеха — в их максимизации; б) цель директора Магазина 1 состоит в максимизации поставки из Завода 3 и предотвращении недопоставки (цели других директоров магазинов указаны в табл. 14.5); в) цель водителя А состоит в максимизации поставки из Завода 3 в Магазин 4 (цель другого водителя указана в табл. 14.4).
В табл. 14.3 представлена карточка игрока — директора магазина. Таблица 14.3 Игрок и его цели
Игроки, получившие другие должности, преследуют одну, а не две цели. Общее число карточек равно числу игроков. 3. Подготовить бланки заявок на рассмотрение плана поставок правлением АО (2-5 шт.). Заполненные бланки заявок двух противостоящих групп членов правления представлены в табл. 14.5.
Порядок проведения игры 1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Разобрать на доске пример составления плана поставок, при этом взять таблицу данных, отличающуюся от той, которая будет использована в игре. 2. Объяснить студентам цели и правила игры. 3. Раздать студентам карточки с указанными в них должностями и их целями (см. табл. 14.3). 4. Дать студентам 25-30 мин. на выполнение следующих действий: а) составления планов поставок (желательно, чтобы каждый студент составил свой план поставок, который больше отвечает его экономическим интересам); б) формирования групп из членов правления, поддерживающих тот или иной план поставок; в) расчета каждым членом группы оптимальных и планируемых значений целевых показателей, а также коэффициентов соответствия; г) оформления заявок на рассмотрение плана поставок правлением АО; д) регистрацию заявок (проверку преподавателем наличия трех необходимых свойств плана поставок). 5. Написать на доске зарегистрированные планы поставок. 6. При всех проверить правильность расчета студентами коэффициентов соответствия, взяв оптимальные значения целевых показателей из табл. 14.5. Не рассматривать заявки, в которых два члена правления допустили ошибки в расчетах. 7. Объявить, что утвержден зарегистрированный план поставок, выдвинутый самой многочисленной группой членов правления. 8. Объявить баллы, присужденные студентам победившей группы, подвести итоги игры.
Пример игры 1. Исходные данные: а) студентов — 15; б) заводов — 4; в) магазинов — 5; г) водителей-акционеров — 2; д) объемы выпуска и спроса, удельная стоимость поставок — в табл. 14.1. 2. План поставок, предложенный первой группой студентов, представлен в табл. 14.2, а второй группой — в табл. 14.4. Таблица 14.4 План поставок: второй вариант
3. Заявки, поданные обеими группами правления АО, представлены в сводной таблице (табл. 14.5). Транспортный цех в ней обозначен буквой «Т», другие сокращения введены выше. Таблица 14.5 Планы поставок, рассмотренные правлением АО
4. Из табл. 14.5 следует, что вторая группа более многочисленна, причем ни один ее член не допустил ошибки в расчетах. Поэтому утверждается второй вариант плана поставок. 5. Итоги игры: а) пять баллов получают начальник ТЗ и водитель В, у которых совпадают планируемые и оптимальные значения целевых показателей (коэффициенты соответствия равны единице); б) четыре балла получают игроки Т2 и М5, у которых коэффициент соответствия меньше двух; в) два балла получают игроки Ф1, Ф4 и М4, у которых коэффициент соответствия находится в пределах 3-4; г) один балл получает игрок М2, у которого коэффициент соответствия равен бесконечности; д) не получают баллов все игроки проигравшей (первой) группы членов правления АО.
15. Деловая игра «Выбор целевого сегмента» Цели игры 1. Усвоить понятия «сегмент рынка», «географическая сегментация», «целевой сегмент», «конкуренция на сегментированном рынке», «емкость целевого сегмента». 2. Ознакомиться с табличным способом представления и анализа географических сегментов рынка. 3. Приобрести элементарные навыки выбора лучшего сегмента рынка в условиях конкуренции.
Понятия Сегментация рынка — деление рынка товара на определенные группы потребителей. Географическая сегментация — деление рынка на группы потребителей по их местожительству. Целевой сегмент — сегмент рынка, выбранный фирмой. Конкуренция на сегментированном рынке — ситуация, когда целевые сегменты нескольких фирм пересекаются. Емкость целевого сегмента — суммарный спрос, предъявляемый потребителями данного сегмента на продукцию данной фирмы.
Теория При географической сегментации рынок изображают прямоугольником (квадратом), разбитым на множество мелких квадратов, которые мы назовем клетками. Каждой клетке отвечает определенная емкость (объем спроса). Сегмент рынка представляет собой одну или несколько клеток, составляющих неделимую компактную фигуру. В отсутствие конкуренции на сегментированном рынке емкость целевого сегмента равна сумме емкостей составляющих его клеток. При наличии конкуренции емкость целевого сегмента рассчитывается более сложным способом. Приведем конкретный пример анализа сегментированного рынка. Изобразим рынок хлеба в микрорайоне некоторого города в виде таблицы с семью строками и семью столбцами (табл. 15.1). Следовательно, потребители нашего рынка разбиты на 49 групп по месту проживания. Строки таблицы обозначены латинскими буквами, столбцы — цифрами. Если в клетке число не указано, в этом месте микрорайона жилого дома нет, а емкость клетки равна нулю. Если в клетке указано число, оно равно числу этажей дома, или емкости данной клетки. Выбор фирмой целевого сегмента рынка сводится к выбору определенной клетки таблицы — центра сегмента. В ней фирма размещает свой магазин (он может находиться как в доме, так и вне него). Центр сегмента вместе со всеми граничащими клетками (где проживают потенциальные покупатели) образует целевой сегмент, который принимает одну из следующих форм: а) квадрат со стороной 3. Магазин расположен внутри микрорайона; б) прямоугольник с двумя строками и тремя столбцами. Магазин расположен на северной или южной границе микрорайона; в) прямоугольник с тремя строками и двумя столбцами. Магазин расположен на западной или восточной границе микрорайона; г) квадрат со стороной 2. Магазин расположен в угловых домах микрорайона. Таблица 15.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|