Использование круговой диаграммы
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЧУВСТВА ВИНЫ ИЛИ СТЫДА
1) Вспомните негативное событие или негативную ситуацию из вашей жизни, за возникновение которой вы чувствуете собственную ответственность (и потому испытываете вину или стыд). 2) Составьте список людей и обстоятельств, которые, по вашему мнению, способствовали возникновению этой ситуации. Поставьте себя вниз этого списка. 3) Разделите представленный ниже круг на секторы, распредели их между людьми и обстоятельствами из вашего списка. Двигайтесь по списку сверку вниз. Отводите большие секторы людям и обстоятельствам, которые, с вашей точим зрения, несут большую ответственность за анализируемую ситуацию. 4) По завершении распределения обратите внимание на то, какая часть от ветственности лежит на вас лично, а какая - на других людях и обстоятельствах.
Резюме 207
Письменное задание 12.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВОЙ ДИАГРАММЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЧУВСТВА ВИНЫ ИЛИ СТЫДА 1. Негативное событие или негативная ситуация, вызвавшие чувство вины или стыда:
2. Люди и обстоятельства, способствовавшие, возникновению этой ситуации:
3. 4. Несете ли вы полную ответственность? Как эта диаграмма влияет на ваше чувство вины или стыда? Можете ли вы что-то сделать, чтобы загладить стою вину, если вы несете наибольшую ответственность за произошедшее?..
Источник: Mind Over Mood by D. Greenberger & C. A. Padesky. © 1995, The Guilford Press. __________________________________________________________________
208 Глава 12. Понимание гнева, вины и стыда.
Самопрощение. Быть хорошим человеком не означает никогда не делать ничего дурного. Человеку свойственно ошибаться. Если после тщательной оценки вы пришли к выводу, что сделали что-то не так, самопрощение поможет вам смягчить чувство вины или стыда.
Никто не идеален. Все мы когда-то нарушаем собственные принципы. Мы испытываем вину и стыд, если считаем, что наша ошибка говорит о том, что мы плохие люди. Однако нарушение принципов не обязательно означает, что мы плохи. Возможно, наши действия были связаны с конкретной ситуацией или с конкретным периодом нашей жизни. Самопрощение изменяет интерпретацию значения совершенной ошибки. Оно может измениться с «Я совершил эту ошибку, поскольку я ужасный человек» на «Я совершил эту ошибку в ужасный период моей жизни, когда мне было все равно, правильно ли я поступаю» или с «Я подвергся насилию, потому что заслужил это» на «Я подвергся насилию, поскольку мои родители были алкоголиками и плохо себя контролировали». Самопрощение также предполагает признание собственного несовершенства и ошибок, принятие самого себя со всеми своими недостатками, осознание того, что жизнь - это не череда ошибок. Самопрощение включает в себя осознание своих положительных и отрицательных качеств, сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков. Возмещение ущерба. Если вы причинили коку-то вред, необходимо загладить свою вину перед этим человеком. Предложив возместить нанесенный ущерб, вы сделаете важный шаг на пути к восстановлению отношений и возвращению личного спокойствия. Возмещение ущерба предполагает осознание собственной ошибки, достаточное мужество, чтобы предстать перед человеком, которого вы обидели, попросить у него прощения и выяснить, как вы можете загладить свою вину.
Резюме
• Гнев сопровождается мышечным напряжением, учащенный сердцебиением, повышением кровяного давления, готовностью защищаться или нападать.
• Когнитивный компонент гнева включает представление о том, что с вами обходятся несправедливо, либо что другие люди причиняют вам вред или несправедливы к вам.
• Сила гнева может варьировать от легкого раздражения до ярости.
Резюме 209
• Методы эффективного контролирования гнева включают в себя когнитивное реструктурирование, подготовку к событиям, способным спровоцировать гнев, воображение, распознавание первых признаков гнева, тайм-ауты, тренинг уверенного поведения и супружескую психотерапию.
• Мы испытывает чувство вины, когда считаем, что сделали что-то не так.
• Чувство вины обычно сопровождают мысли, содержащие слова «должен», «следует».
• Чувство стыда связано с представлением о том, что мы совершили что-то дурное, что это необходимо хранить в секрете и что совершенное характеризует нас как людей недостойных.
• Чувство вины и стыда можно уменьшить или ликвидировать, оценив серьезность содеянного и личную ответственность за произошедшее, нарушив молчание, простив самого себя и возместив причиненный ущерб. Эпилог
Однажды к мудрому китайскому рыбаку, ловившему рыбу на причале, подошла женщина, которая уже несколько дней ничего не ела. Взглянув на корзинку с рыбой, которую он наловил, женщина попросила дать ей чуть-чуть, чтобы утолить свой голод. Немного подумав, рыбак ответил: «Я не дам тебе рыбы, но если ты возьмешь прут и сядешь рядом со мной, я научу тебя, как ее ловить. Тогда ты не только поешь сегодня, но и сможешь всю оставшуюся жизнь добывать себе пищу». Женщина последовала совету рыбака, научилась ловить рыбу и никогда больше не голодала. Эта метафора подразумевает, что «Управление настроением» способно помочь вами сегодня, и в будущем. Точно так же как голодная женщина из притчи, вы освоили навыки, которые, если вы будете тренироваться в их использовании, будут помотать вам всю оставшуюся жизнь. Изучая эту книгу, вы следили за ходом психотерапии и успехами Бена, Линды, Мариссы я Вика. В эпилоге рассказано, что произошло с ними впоследствии.
Бен: Старше и лучше Бен победил депрессию, проанализировав свои мысли из «Дневника мыслей», а также опробовав на практике новые способы взаимодействия со своими детьми и внуками. К концу психотерапии он чувствовал себя намного лучше, снова начал играть в гольф с друзьями, мастерить что-то в своем гараже, заниматься другими делами вместе с женой Сильвией. Кроме того. Бен и Сильвия обсудили, как они справятся с горем, когда другой умрет. Хотя Бен надеялся, что они проживут с Сильвией равное количество времени, он обрел некоторую уверенность в том, то сможет наслаждаться жизнью, даже если Сильвия уйдет первой.
Бен: Старше и лучше 211
Резкое улучшение настроение приятно удивило и самого Бена. По окончании последнего сеанса психотерапии он вскочил с кресла и крепко пожал руку своему психотерапевту. «Спасибо, доктор. Вы мне очень помогли. Я не верил, что психотерапия поможет». Улыбнувшись, психотерапевт ответил Бену: «Вам тоже следует отдать должное. Вы приложили большие усилия, чтобы улучшить свое самочувствие». Проходя курс психотерапии. Бен проявил большое усердие. Он почти ежедневно предпринимал что-нибудь в попытке улучшить свое настроение. В одни дни он анализировал свои чувства и мысли; в другие - включался в позитивную деятельность или проводил эксперименты с новыми формами поведения. Даже при такой старательности успехи Бена изменялись от недели к неделе. На рис. Э.1 изображен график изменения силы депрессии за период прохождения курса психотерапии.
Недели психотерапии Рис. Э.1. Еженедельные показатели депрессии Бена
212 Эпилог.
Обратите внимание на то, что в течение первых четырех недель Бен, вероятно, не ощущал никакого улучшения, поскольку показатели депрессии практически не изменялись. Однако со временем депрессия Бена отступила, особенно после того как на шестой неделе Бен начал использовать «Дневник мыслей». Хотя показатели депрессии Бена иногда повышались или фиксировались на одной точке, в результате его самочувствие улучшилось.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|