Анализ «еженедельника занятий»
Теперь, когда у вас есть «графики» настроения и деятельности за одну неделю, проанализируйте свой «Еженедельник занятий» и попытайтесь найти какие-то закономерности. В письменном задании 10.5 приведен ряд вопросов, ответы на которые помогут вам извлечь полезную информацию из вашего еженедельника. Письменное задание 10.5 АНАЛИЗ «ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЗАНЯТИЙ» 1. Изменялось ли мое настроение в течение недели? Как? Какие можно заметить закономерности? 2. Влияла ли моя деятельность на настроение? Как? 3. Какие занятия улучшали мое настроение? Почему? Помогут ли мне эти занятия в дальнейшем? Чем еще я могу заниматься, чтобы улучшить свое самочувствие? 4. Какие занятия ухудшали мое настроение? Почему? Следует ли мне этим заниматься? 5. Были ли определенные периоды в течение дня (например, утро) или недели (например, выходные), когда я чувствовал себя хуже? 6. Чем я могу занять себя в эти периоды, чтобы почувствовать себя лучше? 7. Были ли такие периоды в течение дня или недели, когда я чувствовал себя лучше? 8. Если обратиться к вопросам 3 и 4, какие занятия я могу запланировать на предстоящую неделю, чтобы в эту неделю чувствовать себя лучше? Чтобы чувствовать себя лучше в течение нескольких месяцев?
Источник: Mind Over Mood by D. Greenberger & C. A. Padesky. © 1995, The Guilford Press. __________________________________________________________________
Ответы на вопросы из письменного задания 10.5 помогут установить деятельность, которую вам, вероятно, следует изменить, чтобы улучшить свое самочувствие. Вернитесь к «Еженедельнику занятий» Бена (см. рис. 10.1) и посмотрите, как он ответил на вопросы из письменного задания 10.5 (рис. 10.2).
170 Глава 10. Понимание депрессии.
Впишите в каждую ячейку: 1) занятие; 2) оценку силы депрессии (0-100%)
Лечение депрессии 171
Рис. 10.1. «Еженедельник» занятий Бена
172 Глава 10. Понимание депрессии.
1. Изменялось ли мое настроение в течение недели? Как? Какие можно заметить закономерности? Да, моё настроения изменялось. Если мне становится тоскливо, то это длится часами. Однако бывают и более удачные дни.
2. Влияла ли моя деятельность на настроение? Как? Да, в дни, заполненные деятельностью, я обычно чувствую себя получше. 3. Какие занятия улучшали мое настроение? Почему? Помогут ли мне эти замятия в дальнейшем? Чем еще я могу заниматься, чтобы улучшить свое самочувствие? Любые дела с Сильвией - она оптимистичный человек. Починка двери - а почувствовал себя полезным – Да, время с внуками. Игра в гольф. Работа, в саду. 4. Какие замятия ухудшали мое настроение? Почему? Следует ли мне этим заниматься? Размышления, сидя в кресле. - плохие новости. Звонок от Боба в четверг - плохие новости. Да, следует - трудности необходимо преодолевать. 5. Были ли определенные периоды в течение дня (например, утро) или недели (например, выходные), когда я чувствовал себя хуже? Хуже чувствовал себя по утрам, пока не вставал. Хуже чувствовал себя в начале недели. 6. Чем я могу занять себя в эти периоды, чтобы почувствовать себя лучше? Думаю, что мне становится лучше, когда я приму душ, оденусь. Помогают прогулка, хотя когда а подавлен, мне не хочется гулять. В тоскливые дни можно куда-нибудь выбраться из дома. 7. Были ли такие периоды в течение дня или недели, когда я чувствовал себя лучше? Обычно к концу недели я чувствовал себя лучше. На этой неделе я чувствовал себя лучше в пятницу, субботу и воскресенье. 8. Если обратиться к вопросам 3 и 4, какие занятия я могу запланировать на предстоящую неделю, чтобы в эту неделю чувствовать себя лучше? Чтобы чувствовать себя лучше в течение нескольких месяцев?
Мелкий ремонт в доме. Больше занятий - особенно приносящих радость, Встречи с внуками, прогулка с собакой Боба. Меньше времени сидя дома в одиночестве. Рис. 10.2. Что узнал; Бен из своего «Еженедельника занятий» Лечение депрессии 173
Как видите, Бену удалось много узнать из своего еженедельника. Проанализировав эмоциональные колебания, вы можете узнать очень многое о себе в зависимости от того, какое чувство оцениваете. Люди, испытывающие депрессию, часто отмечают, что повышение активности помогает им улучшить настроение. Почему, по вашему мнению, это так? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мы не знаем точно, почему у людей, испытывающих депрессию, но начавших вести более активный образ жизни, обычно улучшается настроение. Ниже приведены некоторые из возможных причин. • Некоторые виды деятельности, например, физические упражнения, • Как правило, в состоянии бездействия к нам вновь и вновь возвращаются негативные мысли. Деятельность помогает отвлечься от негативных мыслей. • Деятельность дает нам возможность достичь какого-то результата (например, прибраться в комнате или на рабочем столе), получить удовольствие (например, от беседы с человеком, который нам нравится) либо разрешить некую проблему (начать работать над какой-то задачей). Каждое из этих переживаний - достижение пели, удовольствие и разрешение проблемы - помотает на какое-то время почувствовать себя лучше. Деятельность, по-видимому, особенно важна при депрессии в том случае, если она предполагает получение удовольствия ели ощущение достижения цели (даже совсем незначительной). Поэтому улучшению настроения может помочь умение находить в обычных делах удовольствие или ощущение достижения цели. Вам полезно не только отслеживать влияние деятельности на ваше настроение, но попытаться понять, какие еще изменения в поведении могут улучшить ваше самочувствие. Бен вместе с психотерапевтом решили, что вне зависимости от самочувствия Бен должен каждое утро вставать, принимать душ и одеваться, а не лежать в постели. Бен также решил регулярно предпринимать утренние прогулки, а также попросить Сильвию помочь в выборе занятий в те дни, когда он будет чувствовать себя особенно подавленным.
174 Глава 10. Понимание депрессии. Резюме • Депрессия связана с изменением не только настроения, но и образа мыслей, поведения и функционирования организма.
• Опросник депрессии «Управление настроением» (письменное задание 10.1) можно использовать для оценки симптомов депрессии. Еженедельные показатели по этому опроснику можно фиксировать в письменном задании 10.2, с тем чтобы отслеживать изменения в силе депрессии по мере изучения этой книги.
• Изменение образа мыслей - основная задача когнитивной психотера-пии депрессии.
• Фармакотерапия также может оказаться полезной, особенно для людей, испытывающих тяжелые или продолжительные депрессии.
• Оценивание настроения во время тех или иных занятий с фиксированием оценок в еженедельнике может помочь выявить связи между поведением и депрессией (письменное задание 10.4).
• Анализ «Еженедельника занятий» поможет определить, какие изменения поведения улучшат вате самочувствие (письменное задание 10.5).
• Занятия, которые приносят удовольствие или ощущение достижения цели, помогут вам почувствовать себя лучше, если вы пребываете в подавленном настроении.
Глава 11 Понимание тревоги Тревога - это одна из наиболее неприятных эмоций, которые испытывает человек. Иногда ее называют страхом или нервозностью. Понятием «тревога» характеризуется широкий спектр нарушений, включая фобии (страх конкретных объектов или ситуаций, например, страх высоты, лифтов, насекомых, полетов в самолете), панические атаки (приступ тревоги, во время которого человеку кажется, что он сейчас умрет или сойдет с ума), посттравматическое стрессовое расстройство (повторяющиеся воспоминания травматических событий, сопровождаемые высоким уровнем негативных переживаний), обсессивно-ком-пульсивное расстройство (застревание на одной мысли или одном действии) и генерализованное тревожное расстройстве (постоянное беспокойство, постоянные симптомы тревоги). Слово «тревога» также употребляется для обозначения непродолжительных периодов нервозности или страха при столкновении с жизненными трудностями.
Большинство людей, испытывающих тревогу, четко осознают ее физические симптомы, которые могут включать в себя дрожь, напряжение, потение ладоней, головокружение, затрудненное дыхание, учащенное сердцебиение, покраснение щек Тревога сходна с депрессией тем, что ее симптомы проявляются в четырех сферах описанных в главе 1. Развитию тревога могут способствовать некоторые важные события в нашей жизни. В качестве примеров подобных событий можно привести травму (например, физическое или сексуальное насилие; автомобильная катастрофа; война), болезнь или смерти, внушенные представления («Если встретишь змею, она тебя укусит», «Если испачкаешься - заболеешь»), наблюдения (газетная статья об авиакатастрофе, брошенная кем-то фраза «Сердце замерло») а также ситуации, которые кажутся труднопреодолимыми (публичное выступление, повышение по работе или прекращение трудовой деятельности, рождение ребенка). У Линды тревога возникла после смерти отца. Линда испытывала подавленность, ей было очень трудно справиться с возникшими проблемами. Линда начала думать о том, что произойдет еще одна катастрофа и она не сможет справиться с ней.
176 Глава 10. Понимание тревоги.
Все физические и поведенческие изменения, а также изменения в образе мыслей в ситуациях, когда мы испытываем тревогу, являются частью; тревожных реакции - борьбы, бегства или замирания, При столкновении с опасностью эти реакции могут принести пользу. Представьте, например, что вы оказались за городом. Поздно вечером вы решили прогуляться и забрели на неизвестную вам темную улочку. В двадцати шагах от себя вы замечаете высокого мужчину, который направляется к вам. Вы полагаете, что он видит вас, собирается напасть на вас и ограбить. Что вам делать? Один из вариантов - приготовиться к борьбе. Для этого необходимо, чтобы сердце стало биться чаще, участилось дыхание, напряглись мускулы. Выступивший пот помог бы охладить тела. Как видите, в данной ситуации все эти телесные реакции были бы полезны (однако совсем излишни при столкновении с начальником - социальной угрозой). Возможно, вам кажется, что драка - далеко не лучший выход. Возможно, вы предпочли бы бегство. Для быстрого бега точно так же необходимы учащенное сердцебиение, достаточное количество кислорода, мышечное напряжение и потоотделение. Таким образом, физические изменения, составляющие реакцию «борьбы», сходны с физическими изменениями, составляющими реакцию «бегства». Вы просто используете дополнительную энергию для бега, а не для борьбы. Если вам повезет, то, убежав, вы не станете объектом нападения. Третья реакция, которая может вам помочь, заключается в том, чтобы замереть, затаиться. Возможно, потенциальный обидчик вас
Понимание тревоги 177
не видит, и если вы затаитесь, он вас не заметит. В этом случае, чтобы замереть, вам необходимо будет напрячь все мышцы. Если вы напряжете грудь, то будет даже незаметно, как вы дышите. Физические изменения, позволяющие вам быть неподвижными, являются частью реакции «замирания». Эти три реакции - борьба, бегство и замирание - вполне оправданы при наличии реальной опасности. К сожалению, мы реагируем так же при просмотре фильмов об ограблениях или выступая перед публикой. Эта книга поможет вам освоить специальные приемы для ослабления тревоги при отсутствии опасности, когда опасность не так серьезна, как вы думаете, или когда излишняя тревога мешает преодолению ситуации. Как рассказывалось в главе 1, Линда испытывала тревогу и приступы паники по дороге в аэропорт, непосредственно в здании аэропорта и при посадке в самолет. У нее учащалось сердцебиение, выступал пот, изменялось дыхание, напрягались мышцы. Эти симптомы заставляли Линду думать о том, что ей грозит сердечный приступ. Чтобы получить более полное представление о собственной тревоге, выпишите типичные события или ситуации, в которых вы, как правило, испытываете тревогу: Я испытывают тревогу, когда Я также испытываю тревогу, когда_ Я также испытываю тревогу, когда Я также испытываю тревогу, когда
Упражнение _______________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|