Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолческие факторы, стимулиру:эщйз и управляющие криминальным поведением.




Отчуждение личности как психологическая предпосылка преступного поведения

Психолого-криминологические исследования свидетельствуют о том, что значительная часть преступников находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его нравственно-правовых ценностей. Они отчуждены и от общества в целом, и от малых групп (семья, -рудовой коллектив, друзья и т. д.) или существенно ослабили связи с ними, аспекты отчуждения личности, значимые для понимания социально-психологических причин преступного поведения:

1) Отчуждение затрудняет усвоение человеком социальных норм, регулирующих поведение.

2) Отчуждение личности может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде

3) Отчуждение человека, изоляция от социально- позитивной микросреды побуждает его к поиску микросреды, где он мог бы найти признание и поддержку. Такой микросредой являются группы антиобщественной направленности

4) Разрыв связей человека с нормальной микросредой приводит к нарушению социального контроля, несоблюдению установленных норм поведения.

5) оборачивается нравственным оскудением, отсутствием эмпатии, т. е. способности чувствовать, переживать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать ему, что содействует совершению особенно тяжких насильственных преступлений.

Тревожность - фактор управляющий криминальным поведением

Криминогенность тревожности состоит не только в том, что она включает в себя беспокойство, ощущение незащищенности, уязвимости, но и в том, что она определяет специфическое восприятие окружающей среды как чуждой и враждебной. Развиваются дезадаптивное поведение и соответствующее отношение к миру.

28. Агрессия.

Агрессия это (Басс) любое поведение, содержащее угрозы, наносящее ущерб другим. Агрессия это те или иные действия, намерения, обиды или оскорбления, а не просто последствия. Агрессия это попытка нанесения другим телесных иных физических повреждений. Большинство авторов склоняется ко второму определению.

определение агрессии как физического или вербального поведения, цель которого – злонамеренное причинение вреда кому-либо.

Источником враждебной агрессии является гнев, и её конечная цель – причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то мы имеем дело с инструментальной агрессией.

Изучая причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи основное внимание уделили следующим трем принципиальным идеям: 1) существует врожденная физиологическая потребность в агрессии; 2) агрессия является естественной реакцией на фрустрацию; 3) агрессивное поведение – результат научения.

Теории агрессии:

1) агрессия как инстинктивное поведение. подходы:

а) психоаналитический (Фрейд). Эрос- инстинкт жизни, энергии направленный на сохранение жизни. Поведение человека обусловлено эросом. Потом предположили, что есть тонатос – влечение к смерти, разрушению. Конфликт тонатоса и эроса происходит. Чтобы тонатос не держался внутри человека, надо чтобы он выводился наружу (от сюда и агрессия). Если не выводить, то человека это бы разрушило.

б) эволюционный подход (Лоренц). Агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Лоренц изучал животных и применял по аналогии к человеку. Он пришел к выводу, что в результате эволюции инстинкт борьбы за выживание усиливается. В результате агрессии уменьшается количество слабых, остаются сильные (есть охотничья теория: «Охотники» «Добыча»).

Недостатки: (Теория инстинктивной агрессии не может объяснить, почему разным людям и разным культурам агрессия свойственна в разной степени.)

2) фрустрация и агрессия (теория побуждения). Источник агрессии – позыв вызываемый внешними причинами, т.е. побуждение причинить вред другому исходит из вне. Фрустрация – создание помех для целенаправленного поведения (Доллард). Фрустрация прямо вызывает агрессию.

3) теория социального научения. Агрессия – социальное явление, форма поведения, усвоенная в процессе социального научения. Биологические детерминанты агрессии это инстинкт + наследственный фактор. Социальный детерминант агрессии: Фрустрация, вербальное и физическое нападение, характеристики жертвы, подстрекательство.

4.Генетические факторы. Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессивности.

5. Биохимические факторы. (алкоголь может спровоцировать насилие)

Агрессия может быть: 1) активной (прямая) 2) пассивный: прямая, непрямая Бывает открытая, скрытая.

Половые различия в проявлении агрессии обусловлены не просто биологическими, но и социальными факторами. Для мальчиков более характерна агрессия на ранних этапах развития и в открытой форме. Для девочек – в скрытой форме. Если считать что агрессия является врожденной, то приходиться делать вывод, что агрессия неизбежная часть нашей жизни. Если считать что агрессия является приобретенной, то ключевыми становятся принципы человеческого мышления и в таком случае допускается возможность изменить усвоенное поведение с целью улучшения человеческого рода. Второй подход имеет больше имперических подтверждений.

. Личность и агрессия. Проявление агрессии. Управление агрессией.

Факторами, провоцирующими лицо на агрессивные действия, являются аверсивные инциденты: болевые ощущения, чрезмерная жара, нападение или скученность.

Агрессия как реакция на боль. Влияет состояние фрустрации.

Изменение климатических условий может повлиять на поведение. Установлено, что и неприятные запахи, и табачный дым, и загрязнение воздуха могут вызвать агрессивное поведение. Однако наиболее изученным средовым раздражителем является жара.

Особенно сильным возбудителем агрессии является атакующее поведение другого человека.

Теснота – субъективное ощущение нехватки пространства – является источником стресса.

Человек утрачивает контроль над ситуацией

Эмоции, которые вызывает у нас физическое возбуждение, зависят от того, как мы интерпретируем и категоризируем его.

Оружие не только играет роль возбудителя агрессии, но и создает психологическую дистанцию между агрессором и жертвой. А как нам известно из опытов Милгрэма, удаленность жертвы «развязывает руки» жестокости. Ножом тоже можно убить, но наброситься на человека с ножом труднее, чем спустить курок, находясь на расстоянии от него.

УПРАВЛЕНИЕ АГРЕССИЕЙ:

Когнитивные модели:

1.наблюдение за моделями агрессивного поведения может иногда вызвать подобные действия со стороны наблюдателей. Точно так же демонстрация неагрессивной модели поведения способствовала значительному снижению уровня агрессии.
2.атрибуции - нашего восприятия причин, побуждающих людей поступать именно таким образом (мы постоянно пытаемся понять других людей, осознать мотивы и причины поведения).

3."смягчающие обстоятельства" могут снизить уровень возбуждения как реакции на провокацию.

4.извинения или оправдания со ссылкой на внешние обстоятельства, неподконтрольные извиняющемуся человеку, более эффективны для элиминации гнева, чем ссылка на обстоятельства, которые человек в состоянии контролировать.

Другие фактры:

1. Эмпатия: реакция на страдания других (своих жертв).

2.Юмор и смех.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...