Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация (виды) психологических ' экспертиз, назначение н проведение психологической Квалификационные требования психологу.




Виды: судебная психологическая экспертиза несовершеннолетних, потерпевших, свидетелей, подозреваемых, преступных групп и пр; единоличная, комиссионная, однородная, комплексная, основная, дополнительная, первичная, повторная. Конкретные виды СПЭ в уголовном процессе:

1)установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, полностью осознавать значение своих действий, и определение, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями;

2)установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально- психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

3)диагностика наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления физиологического аффекта и иных непатологических эмоциональных состояний, способных существенно влиять на сознание и деятельность человека;

4)установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасилованиях (в первую очередь несовершеннолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;

5)установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях психических состояний (растерянности, потери ориентировки и т.д.) и экспертную оценку их влияния на качество выполнения профессиональных функций в авиации, на железнодорожном и автомобильном транспорте, в работе операторов автоматизированных систем и т.п.;

6)диагностика индивидуально-психологических особенностей (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, импульсивности, подражательности, ригидности и т.п.), способных существенно влиять на поведение субъекта;

7)установление ведущих, упрочившихся мотивов поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;

судебных Подготовка, судебной экспертизы, к эксперту-

8)устомовление наличия или отсутствия у умершего в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству, и причин возникновения этого состояния.

| В гражданском судопроизводстве:! 1) установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать обоснованные решения; 2) выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению | действительности;

i 3) установление психологической совместимости детей с родителями, с усыновителями, с опекунами;

4)установление психологической совместимости супругов;

5)установление способностей свидетелей правильно воспринимать и анализировать имеющие значение для

! дела события и давать о них правильные показания.

| Подготовка:

| 1. Сбор материалов, необходимых для проведения

экспертизы - следователь (суд), добывает информацию о \ личности обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) и | ситуации, имеющей значение для всестороннего

изучения обстоятельств совершенного преступления. ' 2. Сбор информации о личности испытуемого - собираются сведения о том, как он рос, развивался, какие имеются неблагоприятные наследственные факторы, особенности его нервной системы, психики, какие наблюдались у него заболевания, психические отклонения.

3. В процессе расследования собираются сведения об индивидуально-психологических особенностях личности, проявляемых в разнообразных видах деятельности. Эти свойства личности определяются отношением субъекта к различным явлениям окружающей действительности. I 4. Сбор информации о ситуации, имеющей значение для ' всестороннего изучения особенностей личности! испытуемого. Так, при изучении конфликтной ситуации

выясняются внешние факторы, воздействовавшие на ■ субъекта (условия среды обитания; раздражители,

! связанные с социоусловиями).

! В постановлении следователя, определении суда о назначении психологической экспертизы излагаются обстоятельства дела, указываются те признаки в поведении лица, его характерологические особенности, которые являются элементами предмета юридической психологии, рассматриваются в качестве повода для назначения экспертизы

В распоряжение эксперта направляются: обвиняемый (потерпевший, свидетель) и материалы дела с постановлением о назначении экспертизы.

Квалификационные требования к эксперту:

гражданство РФ, высшее профессиональное образование. При поступлении в экспертную организацию лицо направляется на 4-месячные курсы с отрывом от производства, после чего сдает квалификационный экзамен.(это для гос. экспертов) 

57 Судебная псих экспертиза несовершеннолетих;;обвиняемых подозреваемых,.. одсудимым): теоретические вопросы

В России этот вид судебной экспертизы является наиболее ранним, его можно считать наиболее методологически разработанным. Стандартизированной методики проведения нет, тем не менее экспертиза вполне доступна для применения.

Сущность: определение способности несовершеннолетнего к реализации осознанного поведения в правозначимых ситуациях.

18 лет - достижение полной дееспособности => само законодательство пастулирует, что несовершеннолетний потенциально может быть не способным к реализации осознанно- волевого поведения и тем самым не понимать характер и значе: че совершаемых им действий i или руководить.:ч. Поэтому вопрос об

уголовной ответственности несовершен:юлетн:.:с в каждом отдельном случае решеятел очень тщательн -> и индивидуальна. Узким образом, потенциально потребность прев.-у;зния этой экспертизы г

стопроцентна. По закону каждому несовершеннолетнему обвиняемому она должна проводиться, ^практически - это невозможно и • не нужно.

Возраст провегг' чя: от 14 до 18 лет.

Психологическим ~ удержанием экспертизы с,(является опредение степени адекватности '' - индивида к обществу, в котором он проживает. Степень соц. адаптируемости включает в себя не только уровень интеллектуального развития, но и развитие \механизмов эмоциональной регуляции

поведения.

Понятия умственн' о возраста сейчас нет, т.к. психологическое; развитие происходит не равномерно, а скачкообразно и по спирали.

58Судебная психологический экспертиза свидетелей и • потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

Решается сопрос о то;; могут ли они > прикципиально давать им;енно!те показания, которые они дают. Не решается вопрос истинности показаний или ложности.

Исследуются индивидуально- психичесю.ё особенности и когнитивные особенности(особенность внимания, памяти, мышления и пр.) В основе часто встречающихся искажений показаний свидетелей и потерпевших лежат особенности памяти. Э. Лофтус установила, что искаженные показания дают все потерпевшие и 2/3 свидетелей.(из-за стресса - стресс дезорганизует психическую деятельность, препятствует-лравильному восприятию).

'Искажения препятствуют:следств и розыску. Единственный Bыход^ проводить экспертизу всем, но это лишь приближение к истине, а не её точное уст 'новление и практически невыполнимо.

Лофтус: В память каждого человека ";статочно легко «вложить» любые: вспоминания - это обусловлено соц.- психологической атмосферой вокруг кри минального события. * 

Абстрактно поставленный вопрос лишает экспертов предметности, что недопустимо. Вопросы не должны выходить за пределы компетенции психологов, и, естественно, должны исключаться вопросы, требующие правовой оценки.

Вопросы, выносимые на разрешение эксперта, могут быть сформулированы, например, следующим образом.

1.Могла ли потерпевшая по уровню своего интеллектуального и личностного развития понимать характер и значение совершаемых с ней действий?

2.Могла ли потерпевшая понимать характер совершаемых с ней действий, учитывая особенности ее психического состояния? Данные вопросы имеют важное значение прежде всего с процессуальной точки зрения. Непонимание потерпевшей характера и значения совершаемых действий позволяет оценивать ее состояние как беспомощное, а следовательно, влияет на правовую оценку действий виновного. Если потерпевшая способна понимать характер и значение совершаемых с ней действий, то от этого в значительной степени зависит и ее способность оказывать активное сопротивление.

3.могла ли потерпевшая оказывать сопротивление в условиях конкретной обстановки? Данный вопрос выносится на разрешение эксперта в случаях, когда потерпевшей или свидетелем является малолетний ребенок. Это объясняется прежде всего тем, что информация до момента ее воспроизведения претерпевает значительные изменения. Одним людям свойственно вытеснение неприятных травмирующих впечатлений из сферы сознания, причем на неосознанном уровне, другим — рационализация материала, т.е. придание разумного объяснения тому, что произошло, третьим — склонность к фантазированию, т.е. тенденция дополнять при воспоминании действительные события образами своего воображения. Таким образом, способность правильно воспроизводить события требует не только диагностики свойств памяти, но и определения психологических особенностей личности, ее социальных установок, устойчивости к стрессу и т.д.

59 Судебная психологическая экспертиза в делах. о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

Основанием для проведения часто выступают:

1)пассивное поведение потерпевшей;

2)неадекватное отношение потерпевшей к случившемуся;

3)заявление потерпевшей о применении средств психологического давления.

При расследовании преступлений, связанных с изнасилованием, эксперту-психологу может быть поставлены вопросы, связанные с установлением беспомощного состояния потерпевшей (это квалифицированный признак данного состава преступления).

Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкоголическое опьянение и др.

Перед судебно-психологической экспертизой в таких случаях может быть поставлены 2 вопроса:

- находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности

- могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с нею действий.

Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Беспомощностьсостояние, исключающее возможность сопротивляться. Непонимание характера совершаемых действий – одно из проявлений беспомощности.

Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:

-хроническим психическим заболеванием

-отставание психического развития

-возрастными и личностными особенностями потерпевшей

Вопросы:

1) Имеются ли у ФИО индивидуально психологические особенности (не связанное с психическим заболеванием отставание в психическом развитии, характерологические особенности), которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?

2) Каково было психическое состояние ФИО в ситуации, составляющей содержание уголовного дела?

3) Учитывая индивидуально-психологические особенности ФИО и содержание исследуемой ситуации, была ли ФИО в состоянии понимать характер и значение совершавшихся с нею действий?

4) Учитывая индивидуально-психологические особенности ФИО и содержание исследуемой ситуации, была ли ФИО в состоянии оказывать сопротивление?

60 Судебная психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта)

Высокая степень эмоциональных переживаний специфически воздействует на характер познавательных процессов и на структуру сознания субъекта. Это воздействие приводит к феномену сужения сознания, что, в свою очередь, делает деятельность субъекта односторонней, негибкой. Психологии известен ряд эмоциональных состояний, характеризующихся высоким эмоциональным напряжением. К ним относятся состояние физиологического аффекта (сильного душевного волнения), стресс (психическая напряженность) и фрустрация.

Пока сильное эмоц состояние будет рассматриваться как квалифицирующий признак в уголовном праве – назначение СПЭ юр.значимых эмоц состояний нецелесообразно. Когда как смягчающее обстоятельство – целесообразно. (Боков)

Вопросы:

1) находился ли подэкспертный в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта.

2) находился ли подэкспертный в момент совершения инкриминируемого ему деяния в ином юридически значимом эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация), которое могло существенно повлиять на способность реализации им осознанно волевого поведения? Если находился, то в каком именно.

3) учитывая психическое состояние подэкспертного. его индивидуально-психологические особенности, а так же конкретные обстоятельства дела, мог ли он точно соотносить свои оборонительные действия объективным требованиям ситуации.

4) какие индивидуально психологические особенности подэкспертного могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации.

Наиболее часто состояние стресса нарушается процесс выбора целей действий, последовательность в осуществлении сложных интеллектуальных и двигательных актов. Происходят ошибки в восприятии окружающей действительности, уменьшается объем внимания, нарушается оценка временных интервалов, появляются затруднения в понимании ситуации в целом. Завершением стрессовой ситуации может оказаться аффект, что, однако происходит не во всех случаях.

61Судебная психологическая экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

По делам о происшествиях, связанных с управлением техникой, особое внимание обращается н^степань сложности, необычности ситуации, различных объективных обстоятельств, затруднивших деятельность оператора.

Основным объектом данного вида СПЭ являются люди, которые в силу своей профессии или иных причин являются операторами различного профиля: водителями автомобилей, железнодорожных составов, летчиками, операторами энергетических установок и т. д., по вине или при участии которых произошли какие-либо происшествия (аварии, поломка техники и т. п.), а у следователя или суда возникают при этом сомнения в психофизиологических возможностях, которые j обеспечивают выполнение ими функций управления техникой.

По Коченову вопросы

1.Могла ли сложившаяся в полете ситуация вызвать изменение психических состояний членов экипажа.

2. Могло ли изменение психического состояния членов экипажа повлиять на качество выполнения им профессиональных функций в полете.

В роли экспертов по данному виду СПЭ выступают специалисты в области психологии труда и инженерной психологии.

В настоящее время СПЭ применяют при расследовании происшествий на всех видах транспорта: железнодорожном, авиационном, автомобильном, морском, хотя, безусловно, наиболее часто экспертов- психологов приглашают для участия в расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Перед экспертами-психологами прежде всего ставится вопрос о том, мог ли водитель (обвиняемый или потерпевший), исходя из его индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей, правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить |о6стоятельства ДТП в своих показаниях. Кроме того, могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением психофизиологических особенностей водителя, а также вопрос об оценке его действий (с психологических позиций) в нормальных условиях и в тех условиях, в которых произошло ДТП.

В отношении других участников автодорожного происшествия эксперт может установить (в случае наезда) вероятную скорость движения пешехода с учетом его физических возможностей, особенностей и конкре.ной обстановки наезда.

СПЭ потерпевших может выявить особенности их восприятия и формирования оценочных суждений.

62 Судебная психологическая экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого>, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению

Психологические особенности личности могут быть по-разному связаны с совершенным преступлением. Одни из них могут играть ведущую роль в выборе преступного способа удовлетворения потребностей или разрешения конфликта (эгоистическая, корыстная направленность личности, неуважение к человеческой личности и пр.). Другие психологические особенности чаще только способствуют совершению преступления при наличии внешней неблагоприятной ситуации (слабоволие, подчиняемосгь, легкомыслие и пр.). Наконец, многие психологические особенности обвиняемого остаются нейтральными по отношению к факту преступления).

Основание назначения СПЭ:

- потребность в установлении обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности,

- выяснение мотивов и механизма преступления, раскрытие его причин и условий,

- определение адекватного вида наказания с учетом индивидуального подхода

(в тех случаях, когда все это было затруднено).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...