Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально – культурной деятельности




Ориентация на педагогическую науку отражает одну из важнейших задач социально – культурной деятельности (и её технологиям): придаёт воспитательную и развивающую направленность. Поэтому многие теоретические знания, а также практические приёмы перенесены из педагогической деятельности в социально – культурную. «Действительно, любая из социально – культурных технологий формируется на стыке педагогике с дисциплинами культурологического цикла, но как совокупность педагогических по определению профессиональных умений и навыков она… базируется на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из технологий эти элементы выполняют функцию несущих конструкций».

[1, стр. 422 - 423]

Следовательно, педагогический (воспитательный) элемент необходим для реализации социально – культурных технологий (проектов или программ). Поскольку, без него деятельность принимает совершенно другое направление, к примеру, культурно – досуговое, в котором доминирует развлекательный элемент.

 

Термин «технология» заимствован из области технических дисциплин. И тем не менее его введение в терминологический аппарат культурно-досуговой деятельности представляется, на наш взгляд, целесообразным, поскольку он отражает совокупность оснований профессиональной, информационной, социально-педагогической и инициативной систем.

Многообразные виды, типы и формы культурно-досуговой деятельности,

которыми занимается человек, чтобы влиять на динамику своего развития, обладают определенными характеристиками отложившихся значений, отстоявшихся традиций, отобранных норм и образцов поведения на основе потребностей, мотивов, целей, условий и средств достижения результатов; действий и операций; предмета и продукта деятельности и являются составляющими механизма технологии.

Технология культурно-досуговой деятельности обеспечивает по своей линии «внутреннюю» жизнедеятельность учреждения культуры и в то же время является концентрирующим началом их внешних взаимосвязей с другими компонентами системы, в которую данные учреждения вписаны. Целостная система технологического процесса предполагает активное воздействие на свои компоненты, включая их в действие согласно поставленным целям, содержанию и структуре, добиваясь осязаемого результата. А. Левинсон считает, что «под технологией в данном случае следует понимать набор приемов труда культпросветработника, организацию этого труда, использование инструментов и приспособлений. Как и везде, здесь мы можем увидеть труд ручной, кустарный, индивидуальный, кооперативный, труд технически оснащенный и т.д.» И далее: «Технология в своих основах закладывалась в эпоху становления современной сети клубных учреждений, т.е. в эпоху культурной революции в нашей стране. Тогда же формулировались основные цели и задачи клубов. Постановка клубного дела отражала общую ситуацию с технологией в других отраслях материального

и духовного производства. В большинстве этих отраслей господствовал ручной, иногда кустарный труд». Как следует из данных рассуждений, А. Левинсон понимает технологию учреждений культуры как технологию производства Здесь многое верно, но параллели полностью, вероятно, проводить нельзя.

Технология культурно-досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов: организационная подсистема (ее компоненты - штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.); подсистема методической деятельности (состоит из следующих компонентов: сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т.д.); психологическая подсистема (формальная и неформальная структуры, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание и т.д.). Все три подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждения культуры. Как подсистема, часть более крупного целого (технология), учреждения культуры «вписаны» в систему культурно-досуговой деятельности региона.

В целостной системе технологии культурно-досуговои деятельности взаимодействия частей возникает новое качество, которое, в свою очередь, подчиняет себе эти части, преобразует их. Здесь налицо взаимодействие частей, в процессе которого причина и следствие постоянно меняются местами. Причина через серию прямых и опосредованных связей испытывает обратное влияние своего собственного следствия.

В целостной системе технологии культурно-досуговои деятельности действуют не механические, а сложные способы причинной зависимости

друг от друга. Целостная система технологии культурно-досуговои деятельности движется к определенной цели и характеризуется прежде всего целесообразностью. Цель выступает в системе технологии культурно-досуговои деятельности как ее важнейший системообразующий и синтезирующий компонент. Достижение цели требует средств, форм и методов, операций, действий, оптимальных в конкретных условиях. Следовательно, цель является стимулом всей системы технологии, а задачи служат целями организационного и методического видов деятельности.

Н.Ф. Тарасенко считает, что «общественная деятельность по преобразованию ею предметного мира воплощается в технологии, приобретает технологическую форму бытия. Технология - это та же человеческая деятельность, но опредмеченная и трансформированная посредством вещества природы в форму спонтанного взаимодействия природных процессов. Поэтому, функционируя по законам природы, она подчинена закономерностям общественной жизнедеятельности.

Технология - предметное единство природного и социального в сфере практики». Следовательно, рассмотрение технологических основ культурно-досуговой деятельности как технологического процесса, на наш взгляд, не только позволит специалистам изучить объективные закономерности ее функционирования, но и будет способствовать решению проблем ее совершенствования.

Структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, формы, методы, средства достижения цели, субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты. Результатом этого процесса является программа, ее содержание взаимоотношения между субъектом-объектом-объектом-субъектом, их личностный характер.

Э.С. Маркарян считает, что культура охватывает не всю деятельность, «а лишь ее "технологическую основу", то есть совокупность средств и механизмов, благодаря которым мотивируется, координируется, реализуется и обеспечивается человеческая деятельность». Анализ деятельности учреждений культуры показал, что самыми распространенными просчетами являются, с одной стороны, ее слабая организованность, с другой - методическая ограниченность этого процесса.

Нарушение технологии культурно-досуговой деятельности ведет к малорезультативности, а отрыв организаторской деятельности от методической ведет к примитивизму, схематизму, стереотипности культурно-досуговых программ. В технологическом процессе учреждений культуры организация и методика должны быть оптимально соотнесены. Нарушение оптимальности ведет к нарушению многообразных качественных

отношений в системе технологии культурно-досуговой деятельности, процессов внутренней динамики целого

Структура в технологии культурно-досуговои деятельности рассматривается

как внутреннее строение, как единство устойчивых взаимосвязей между компонентами и элементами, функционирующими на основе только им присущих закономерностей. Отсюда структура - важнейшая характеристика технологического процесса, обладающая неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей, осуществляющая постоянные изменения в технологии. Многообразие структурных вариантов в технологии культурно-досуговои деятельности, их взаимообусловленность и взаимодействие делают систему саморегулирующейся, творческой. Разнообразие структур в технологии культурно-досуговои деятельности предполагает не ограничение, а творческую инициативу субъектов и объектов. Внутреннее регулирование творческим процессом является условием сохранения целостности самой технологической системы, где художественный тип творчества представлен

очень широко.

В самом общем виде технологическая цепочка выглядит следующим образом:

целевая установка -» задача -> форма -> методы -» средства -» результат.

Эти компоненты находятся в так называемой линейной зависимости, когда каждый последующий компонент зависит от всех предыдущих.

Структуру совместной деятельности субъекта и объекта в технологическом

процессе можно представить так:

субъект -> деятельность -» объект -» совокупность действий (действенных актов) -» средства воздействия -> содержание -» восприятие -» отношение зрителей ->• самодеятельность, инициатива аудитории -> поступок.

Каждый из компонентов технологической цепочки может быть рассмотрен и по горизонтали, и по вертикали, т.е. в каждом из них можно выделить некоторое число элементов, взаимосвязанных и находящихся в отношениях скоординированности. Совместную деятельность субъекта и объекта можно представить так: действия субъекта -» предмет совместной

 

Технология как система управления социокультурными процессами. Субъекты и объекты управления в социокультурных технологиях. Содержание, формы, средства, методы в социокультурных технологиях.

 

ФОРМЫ: МАССОВЫЕ, ГРУППОВЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ Классическая классификация форм культурно-досуговои деятельности: массовые, групповые, индивидуальные.

Каждая форма культурно-досуговои деятельности содержит в себе четыре основных компонента: содержание; композицию, или гармоничное расположение элементов содержания; масштабы и характер аудитории и ее расположение в пространстве; набор средств рационального и эмоционального воздействия.

Массовые формы культурно-досуговои деятельности – самые дорогостоящие: театрализованные праздники, зрелища, представления, обряды, торжественные реквиемы, праздники улиц, фестивали, конкурсы, слеты, дни традиций, недели памяти, слайд-спектакли, гала-концерты, занятия в народных университетах. Каждая из этих форм в отдельности, тем более цикл, способны нести огромный смысловой и эмоциональный заряд.

Массовые формы многофункциональны, носят комплексный характер

с точки зрения технологического процесса. Они могут видоизменяться,

трансформироваться, обретать новое звучание, оттенки, определяемые происходящими переменами в общественной психологии, которая оказывает непосредственное влияние на их подготовку и проведение.

Владение организацией и методикой подготовки и проведения массовых культурно-досуговых программ расширяет диапазон творческих и организаторских способностей специалистов, позволяет определить в общих чертах уровень научной организации труда, проверить правильность технологического процесса самых трудоемких и масштабных акций.

Многофункциональный, комплексный характер технологического процесса является основой подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности.

Каждая массовая форма культурно-досуговой программы, содержит

в себе четыре основных компонента: а) содержание; б) композицию,

или гармоничное расположение элементов содержания;

в) характер аудитории и ее расположение в пространстве; г) характеристику

средств идейно-эмоционального и художественного воздействия.

Прав А.В. Сасыхов, определивший признаки, которые характеризуют

массовые формы:

- содержание мероприятия, популярная или, напротив, «специальная» форма его раскрытия;

- способ организации материала, жанр мероприятия;

- запланированный способ общения приглашенных, желаемая мера их активности;

- организационно-материальные условия, имеющиеся помещения, аппаратура, численность и квалификация активистов и т.п.

Рассматривая технологию групповых форм культурно- досуговой деятельности, следует отметить, что она осуществляется по трем основным направлениям: проведение групповых программ силами коллектива учреждения культуры, силами любительских объединений и клубов по интересам, а также коллективов художественной самодеятельности. Это определяет формы, структуру и жанровые особенности групповых культурно-досуговых программ.

Технология групповых форм культурно-досуговых программ предполагает изучение закономерностей построения воспитательного процесса в клубных самодеятельных коллективах и их совместной деятельности в рамках учреждения культуры и за его границами. Поэтому понять сущность, специфику воспитательного процесса в учреждении культуры без анализа специфики технологии невозможно. Процесс этот сложный, многоплановый, противоречивый, который можно раскрыть, лишь подходя отдельно ко всем трем разновидностям технологий функционирования стабильных самодеятельных коллективов, коллективов любительских объединений и клубов по интересам и групповой аудитории нестабильной по составу Их синтез должен привести к созданию нового мышления, способного развивать

научное знание о групповых формах культурно-досуговой деятельности, способах достижения определенного практического результата.

Специфика групповых форм культурно-досуговой деятельности состоит в том, что она имеет такую структуру, которая, опосредуя общественные и личные интересы, создает оптимальный нравственный микроклимат, способствует формированию у участников коллектива благородных мотивов. Групповые формы наиболее эффективно позволяют обеспечивать общую направленность содержания жизнедеятельности участников коллектива художественной самодеятельности и любительских объединений и инициативных групп, циклов и отдельных программ в объединенный воспитательный процесс

Сочетание целенаправленного управления коллективом художественной

самодеятельности, любительским объединением с коллективным самоуправлением является важным педагогическим условием функционирования технологии культурно-досуговой деятельности.

Технология групповых форм культурно-досуговой деятельности

предполагает:

- развитие самодеятельных начал в подготовке и проведении занятий в коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях, клубах по интересам;

- обеспечение связи деятельности коллектива художественной самодеятельности, любительского объединения, инициативного объединения

с деятельностью учреждений культуры района, города, региона;

- определение конкретного участия широкого числа активистов в подготовке и проведении культурно-досуговых программ;

- глубокий и систематический анализ проделанной учебно-воспитательной работы и опросы непостоянных посетителей культурно-досуговых программ позволяет обеспечить наиболее благоприятныеусловия для межличностного общения.

Главное, что отличает групповую методику от массовой, - создание особой, непринужденной дружеской атмосферы, которая сближает людей, создает им оптимистическое настроение. Природа групповых форм культурно-досуговой деятельности позволяет включить всех собравшихся в личностные контакты. Сердцевину процесса составляет целевая установка на включение участников во все виды деятельности - познавательную, преобразовательную, коммуникативную, ценностно-ориентационную, творческую – и на основе реализации этой установки формировать мотивы, интересы, потребности межличностного общения, духовного взаимообогащения участников. Поддержание и регулирование связей между массовыми, групповыми и индивидуальными формами становятся условием для создания новых структур технологии культурно-досуговой деятельности.

 

Методика индивидуальных форм культурно-досуговой деятельности предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на каждого человека с целью раскрытия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и интересов. Отсюда культурно- досуговое воздействие на сознание людей предполагает обязательный учет социальных и национальных особенностей, психологических и эмоциональных черт, возрастных и демографических данных, образовательных и профессиональных качеств человека. Надо всегда помнить, что каждый человек - это целый мир, многообразный по духовным запросам, уникальный, неповторимый по своим индивидуальным особенностям.

Методика индивидуального воздействия на сознание человека приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на индивидуальный подход. Начальный этап организации индивидуальной

работы состоит в том, чтобы глубже узнать человека и, учитывая личные особенности, оказывать на него положительное влияние. Только душевный, доверительный разговор, подкрепленный стремлением оказать практическую помощь, позволяет вызвать доверие и откровенность, выяснить причинные связи поступков и заблуждений, а следовательно, создать возможности и условия для дальнейшей работы по совершенствованию личности.

Методика индивидуальной культурно-досуговой деятельности очень многообразна по содержанию и формам. Она направлена на работу с «трудными» подростками, неблагополучными семьями, с людьми, нуждающимися в моральной и материальной поддержке, с людьми, потерявшими своих близких, и т.д. Организация и методика индивидуальной культурно-досуговой деятельности во многом определяется тем, насколько систематически и тщательно изучаются особенности характера, личные увлечения, жилищные условия, отношение к трудовым обязанностям, выполнение родительского долга, взаимоотношения в семье, товарищеские

связи, участие в общественной жизни тех, на кого будет направлено воспитательное воздействие. Словом, активисту необходимо изучить все стороны жизни людей, с которыми ему предстоит вести индивидуальную работу, и тщательно продумать план своих действий.

Необходимым условием методики индивидуальной культурно- досуговой деятельности является создание в учреждении культуры возможностей для удовлетворения повседневных интересов и запросов посетителей, формирования потребностей в общении, ознакомления с культурными ценностями.

 

ПО СОДЕРЖАНИЮ У МЕНЯ НЕТ КОНКРЕТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – НЕ НАШЛА ЧЁТКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ:-(КАК ВАРИАНТ ПРЕДЛОГАЮ РАССМОТРЕТЬ «КУЛЬТУРНУЮ ИНДУСТРИЮ»

 

НА МОЙ ВЗГЛЯД, СРЕДСТВА = РЕСУРСЫ СКД (МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА+ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПЕРСОНАЛ)

Сущность метода в

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...