Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Три уровня реализации: федеральный, региональный, муниципальный.




ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ

Технология разработки культурных программ должна давать ответ на ряд вопросов.

1. Кому и зачем нужна конкретная программа?

2. Какая необходима программа (по объему и содержа_

нию)?

3. Кто будет разработчиком программы?

4. Как будет разрабатываться программа?

5. Кто будет реализатором программы?

6. Каким образом будет организована реализация про_

граммы?

С технологической точки зрения особый интерес — своей масштабностью, трудоемкостью разработки — представляют региональные перспективные программы поддержки и развития сферы культуры. Поэтому дальнейшее изложение ориентировано на разработку программ именно этого типа.

1. Кому и зачем нужна программа? В принципе, заказчиком разработки культурной программы могут быть самые различные социальные субъекты (органы власти, общественные организации и т. п.). Однако чаще всего необходимость в разработке программы возникает у местных органов государственного управления, нуждающихся в определении приоритетов развития культурной деятельности в регионе на определенную перспективу. Разработка программы может быть обусловлена также необходимостью координации и интеграции сил и средств различных субъектов для решения какой_то общей комплексной задачи (например, культурная программа Игр Доброй воли или Олимпийских игр). Кроме того, культурная программа является важнейшим условием и предпосылкой привлечения средств из различных источников, дает конкретный материал для организации рекламной деятельности, PR и т. д.

В любом случае заказчик программы должен четко и ясно отдавать себе отчет в том, какого рода программный документ и для чего он намерен получить, и принять по этому поводу решение. Отсутствие воли, неясность намерений очень часто обессмысливают разработку.

2. Какая программа необходима? Выше уже, фактически, были рассмотрены два крайних варианта культурной программы. Один — в «американском» духе — «мягкий» вариант (реализованный также в описанном петербургском

опыте) сводит программу к совокупности поступивших заявок и проектов. Эти заявки могут «раскассироваться» по определенным блокам (направлениям), различение которых носит скорее технически_вспомогательный, чем принципиальный характер.

Другой — «жесткий» — в духе описанного «постсоветского» опыта Ленинградской области предполагает трудоемкое исследование, конкретизацию приоритетов в расписанные по конкретным срокам виды работ на перспективу.

Следует только помнить, что в любом варианте материалы как «большой» программы (в «жестком» варианте), так и конкретные проекты в рамках схемы приоритетов (в «мягком» варианте) должны иметь не только полное

рабочее исполнение, включающее подробно прописанные проблему, идею, цели, задачи, содержание, обоснование обеспечения, схему контроля реализации и т. п. Необходимо также иметь аннотацию программных документов, их краткий вариант для использования в качестве раздаточного, рекламного материала, используемого в PR_акциях продвижения программы.

3. Кто будет разрабатывать программу? Разработкой программы могут заниматься непосредственно сами работники аппарата управления соответствующего государственного органа. И вроде бы, кто лучше них владеет материалом, знает проблемы и т. д.? Опыт, однако, показывает, что у такого пути имеются существенные недостатки. Во_первых, разработка перспективной программы требует серьезного отвлечения от текущих дел, что зачастую не идет на пользу ни текущим делам, ни разработке. И, во_вторых, чиновник, остающийся в кругу хорошо ему знакомых текущих проблем, с большим трудом может выйти за их горизонт, что принципиально необходимо при такой разработке. Поэтому в высшей степени целесообразно привлекать для такой разработки независимых специалистов, хорошо ориентирующихся в современных культурных процессах, их динамике, местных особенностях и традициях. Опыт показывает, что небесполезным оказывается привлечение специалистов из гуманитарных вузов, научных центров. Однако полностью перепоручать разработку сторонним специалистам не следует — разработка может оказаться излишне абстрактной и утопичной, вариантом безответственного прожектерства, игрой ума, представляющей, в лучшем случае, теоретический интерес — не более. Поэтому в группу разработчиков обязательно должны войти также местные работники культуры — как наиболее опытные и компетентные из них, так и молодые, инициативные и перспективные специалисты. Существенно облегчит разработку полноценной программы, а главное — последующую реализацию, привлечение к ее разработке представителей местной законодательной и исполнительной власти (депутатов — членов комиссии по культуре, ведущих чиновников соответствующих служб), а также представителей общественности (творческих союзов, общественных организаций), ведущих журналистов, интересующихся проблемами местной истории, традиций и культурной жизни.

Организационно привлечение всего этого круга лиц может быть оформлено в виде комиссии по разработке программы, создания временного трудового коллектива и т. д. С активными участниками разработки могут быть заключены конкретные договоры подряда, трудовые соглашения, договоры на куплю_продажу интеллектуальной собственности и т. п. Иногда целесообразно оформление группы разработки проводить через другую организацию, что позволяет привлечь на хоздоговорной основе специалистов — представителей заказчика.

4. Как будет разрабатываться программа? Этапы разработки проекта или программы, в принципе, стандартны, те же, что были рассмотрены выше. Однако, имеется и специфика. Сама разработка проекта и программы должна начинаться с определения проблемы (проблем), на решения которой будут направлены действия, определяемые данным документом. Это могут быть наши творческие проблемы. Но лучше исходить из осознания более общих проблем: социальных (незащищенность каких_то групп населения,

молодежные проблемы), экономических (проблемы развития бизнеса — мелкого, среднего и крупного), политических (выборы), медицинских (профилактика СПИДа, борьба с наркотиками) и т. п. Главное — понять, в решении каких реальных проблем региона мы можем принять участие, кем мы можем быть востребованы, встроиться в решение этих общих проблем. Понимание реальных проблем выводит иногда на неожиданное социальное партнерство, открывает перспективы привлечения дополнительных ресурсов (см. разделы о вкладе сферы культуры в социально_экономическое развитие и о ресурсах сферы культуры). Информацию об этих проблемах могут давать СМИ, распорядительные документы и специальные исследования. Проект, предназначенный для решения ряда проблем, нуждается в ясной и четкой формулировке для придания ему убедительности, актуальности и значимости. Он перестает быть нужным только нам, фактом только нашей биографии. В нем оказываются учтенными интересы потенциальных доноров,

что обеспечивает реальную и прочную общность интересов, облегчает не только привлечение средств, но общую реализацию проекта или программы.

Следующим шагом в разработке проекта или программы является формулировка общей идеи проекта или программы. Это могут быть и наши творческие замыслы и идеи, и идеи организационного плана. Однако, креативкреативом, но более реальным будет проект, если он будет направлен на решение выделенных ранее реальных проблем. Действительно, в чем может состоять идея нашего участия в решении социальных и прочих проблем? Это может быть организация серии концертов, праздника, кон_

курса, фестиваля и т. п. Иначе говоря, речь идет о конкретной форме работы, комплексе мероприятий или акций. Понимание этого может дать новые и дополнительные импульсы, стимулирующие нашу творческую интуицию.

Товары и услуги в сфере культуры многомерны, напоминая то ли матрешку, то ли луковицу, а скорее — «жемчужину», состоящую из многих слоев «перламутра»: вдохновения и амбиций художника, удовольствия потребите_

лей, подтверждения их статусных амбиций и престижей, рекламные и имиджевые интересы спонсоров, карьерные амбиции чиновников и т. д.

Только после этого можно приступать к формулировке цели или (целей) программы или проекта, т. е. описанию конкретного желаемого результата. Для этого могут использоваться специальные методы целевого обоснования

(см. раздел о методах планирования). Из сказанного очевидно, что разработка может включать в себя анализ состояния сферы культуры в регионе,

проведение специального исследования (опросов, анкетирования, наблюдений, контент_анализа документов и прессы), проведение семинаров, конференций и т. п. Такой путь, однако, серьезно задерживает разработку и повышает ее стоимость. На основе исследований (по которым представляется аналитический отчет) надо выработать рекомендации, и только на их основе — собственно проектную часть программы. Существенно повышает эффективность и результативность разработки технология апробационно_поисковых деловых игр, хорошо зарекомендовавшая себя на практике. С ее помощью можно в сжатые сроки, за счет интенсивной

работы не только получить содержательный программный документ, но и сформировать группы поддержки и реализации этой программы. Центральными моментами применения этой технологии являются определение состава участников игры и ее сценария. О круге участников уже было сказано подробно (специалисты, работники культуры, представители общественности и т. д.). Оптимальным является проведение игры примерно с 25 участниками. В этом случае можно сформировать полноценные команды (5 команд по 5 человек) и организовать их конструктивную работу.

Сценарий проведения игры может включать следующие этапы.

1) Определение места и времени проведения игры. Полноценная игра занимает 2–3 дня. Поэтому целесообразно участников игры оторвать от привычных дел, чтобы они могли активно участвовать в разработке практически в течение всех суток. Обеспечить это можно вывозом участников игры в пригородную зону, например, на базу отдыха, отвлекая их тем самым на время не только от текущих производственных, но и от прочих дел и забот.

2) Формирование первоначальных (стартовых) команд, в которых участники обычно работают первый день. Опыт показывает, что первоначально участникам легче входить в игровой рабочий режим в командах, сформированных по профессиональной принадлежности (музейные работники, библиотечные работники, учебные заведения, общественные организации, органы управления и т. д.). Кроме того, с такими командами легче решить первоначальные задачи игры (определение основных проблем, приоритетов и т. п.). Сценарием могут предусматриваться самоопределение команд (названия, девизы, конкурсы приветствий и т. п.).

3) Уже в игровом режиме команды участников (в качестве выполнения заданий) должны сформулировать: а) основные проблемы данного региона или организации, б) характеристику уникальной неповторимости культурного потенциала региона или организации, в) приоритетные

направления поддержки и развития сферы культуры. Выполнение каждого задания сопровождается обсуждением, дискуссией, взаимной критикой или поддержкой, подведением итогов. По итогам выполнения каждого задания

может быть предусмотрено присуждение различных призов. Выполнение последнего задания позволяет переформировать команды — уже не по профессиональной принадлежности, а по заинтересованности в том или ином приоритетном направлении.

4) В новом составе участники получают задание на разработку конкретных проектов по реализации отдельных направлений поддержки и развития сферы культуры региона на ближайшую перспективу. Выполнение этого задания (обычно на него уходит второй день игры) может быть также разбито на этапы с промежуточной и завершающей взаимной экспертизой и подведением итогов.

5) Поскольку все задания деловой игры выполняются с использованием схем, рисунков, диаграмм, подготовкой текстов, — материалы игры после их обобщения и оформления представляют конкретное содержание необходимой программы. Однако собственно оформление программы уже представляет собой во многом техническую процедуру.

Проекты (программы) выполняют ряд функций:

_представления о способе реального решения социально значимых проблем;

_ обязательства участников решения этих проблем;

_ убеждение возможных социальных партнеров и доноров в необходимости участия в проекте (программе).

Они должны отвечать ряду требований:

_ демонстрировать профессионализм разработчиков;

_ демонстрировать привлекательность, преимущества и

достоинства этого проекта;

_ быть конкретными, измеряемыми и реалистичными;

_ давать ясное представление о конечном результате;

_ учитывать реальное время и реальные ресурсы, необходимые для осуществления.

Этим обусловлены особенности проектов и программ как специфической плановой документации и требования к их оформлению. В наиболее общем и укомплектованном виде проект (программа) содержат:

_ титул, в котором указываются: название проекта; название организации и ее юридический статус; реквизиты (адрес, телефоны, факс, e_mail); фамилия, имя,

отчество и реквизиты руководителя организации; география проекта; срок реализации (начало и окончание); общая сумма бюджета проекта;

_ краткую аннотацию: кто (организаторы), для кого (аудитория), что (основное содержание) делает; _ обоснование актуальности проблем, идеи их решения;

_ цели и задачи проекта;

_ подробное описание проекта: стратегия, механизмы;

_ организационный план: рабочий план_график;

_ ожидаемые результаты и механизм (методика) их

оценки;

_ дальнейшее развитие проекта (программы), перспективы дальнейшего финансирования и долгосрочный

эффект от реализации;

_ бюджет (смету) проекта (программы).

Повысить привлекательность проекта и шансы на его

поддержку и финансирование может ряд факторов:

1) социальная значимость проекта, включая:

_ актуальность решаемых проблем;

_ долгосрочность перспективы значимого результата;

_ возможность дальнейшего самостоятельного развития;

_ уникальность (идеи, реализации);

_ общественный резонанс проекта, в том числе в СМИ;

2) политическая привлекательность, включая:

_ созвучие проекта актуальным политическим проблемам, присутствие в них ангажированности (в некоторых случаях этот критерий носит обратный характер—когда привлекательна именно политическая неангажированность проекта);

_ политкорректность, отсутствие дискриминации отдельных групп населения;

_ партнерство как стратегия, развитие и укрепление социального партнерства как фактора формирования гражданского общества;

3) финансово_экономическая привлекательность, в том числе:

_ экономическая эффективность (малое время и малые ресурсы);

_ встречное финансирование;

_ некоммерческий характер проекта;

_ творческое использование имеющихся собственных ресурсов.

Бюджет проекта, помимо общей суммы, должен содержать следующие статьи:

_ оплата труда — отдельно штатных и привлекаемых работников и специалистов;

_ гонорары (с обоснованием необходимости выплаты);

_ налоги и единый социальный налог от общей суммы зарплаты;

_ прямые основные расходы: аренда, оборудование, расходные материалы, командировочные, транспортные расходы, затраты на связь, типографские услуги и т. д.;

_ непрямые расходы;

_ натуральные вклады, в том числе— добровольческий труд;

_ сумма уже изысканных средств, в том числе — собственных.

Кроме того, к бюджету прикладывается детальный расчет каждой из статей.

К проекту (программе) могут прикладываться дополнительные материалы и документы:

_ сопроводительное письмо;

_ заверенные копии устава организации, регистрации, присвоенных кодов, бухгалтерского баланса за последний год, отчета об аудите;

_ протокол создания творческого коллектива;

_ резюме (CV) участников проекта;

_ не менее двух рекомендаций (ФИО, должности, реквизиты рекомендателей);

_ письма поддержки;

_ прочие материалы (фотографии, видеозаписи, CD, DVD

и т. п.).

5. Кто и как будет осуществлять программу? Поскольку к участию в игре привлекались специалисты_практики сферы культуры и сопряженных с нею сфер деятельности, между ними в процессе игры сложились определенные контакты и даже сотрудничество на стадиях поиска решения реальных проблем, выработки конкретных проектов таких решений, то одним из важных результатов игры является не только получение проекта программного документа, но и формирование инициативных групп, коллективов единомышленников, что зачастую решающим образом сказывается на ходе и результатах внедрения программ. Собственно проект программы после его оформления должен пройти традиционные стадии согласования и утверждения. Целесообразно также провести презентацию

программы с широким привлечением СМИ. Однако успех дела в реализации проекта или программы в конечном счете, разумеется, прежде всего зависит от средств, аккумулированных для ее осуществления. Решение этой важнейшей задачи отнюдь не сводится к борьбе за выделение бюджетных средств и предполагает интенсивные усилия в духе фандрейзинговой технологии.

78 (8) Элементы моделирования и конструирования в социокультурных технологиях. Базовые социокультурные технологические системы (рекреационные, зрелищные, игровые, информационные, просветительские, коммуникативные, творческой и социальной деятельности).

 

Для меня суть вопроса не понятна! Суть понятий «моделирование» «конструирование» и «система» применительно к СК технологиям. На мой взгляд:

Первая часть вопроса из планирования и проектирования (вопрос уже рассмотрен выше).

Вторая часть – типология технологий, применительно к учреждениям культуры – их функциям.


[1] Тульчинский Г.Л. PR в сфере культуры: учебное пособие/ Г.Л. Тульчинский. – М.: Лань, 2011. – с.88

[2] Там же с.88

[3] Там же с. 89

[4] Там же с. 82

[5] Тульчинский Г.Л. PR в сфере культуры: учебное пособие/ Г.Л. Тульчинский. – М.: Лань, 2011. – с.87

[6] Тульчинский Г.Л. PR в сфере культуры: учебное пособие/ Г.Л. Тульчинский. – М.: Лань, 2011. – с. 89

 

[7] Тульчинский Г.Л. PR в сфере культуры: учебное пособие/ Г.Л. Тульчинский. – М.: Лань, 2011. – с. 120

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...