Методическое пособие. Диагностика познавательных. процессов младших школьников. I. Методы изучения внимания. II. Методы изучения памяти
Стр 1 из 7Следующая ⇒
Методическое пособие ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (для преподавателей начальных классов ОУ)
(Пособие составлено педагогом-психологом Айдаралиевой Б. Ж. )
Рассмотрено на заседании методического совета и рекомендовано к использованию в образовательном процессе. Председатель МС __________ Иванова Л. А.
СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………… 4 I. Методы изучения внимания 1. Изучение переключения внимания……………………………….. 5 2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы…5 3. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т. Е. Рыбакова) ………………………………………………………… 6 4. Определение объема внимания 1………………………………….. 6 5. Определение объема внимания 2 …………………………………. 7 6. Методика «Какое слово длиннее? » ………………………………. 8 7. Методика " Красно-черная таблица" ………………………………. 9 8. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера)……………………………………………… 9
II. Методы изучения памяти 1. Определение типа памяти ………………………………………….. 10 2. Изучение логической и механической памяти 1 …………………. 11 3. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания …………………………………………………………… 12 4. Выявление объема кратковременной памяти …………………….. 14 5. Определение объема образной кратковременной памяти ………14 6. Определение объема памяти при механическом и логическом запоминании …………………………………………………………… 15 7. Изучения логической и механической памяти 2…………………. 15
8. Измерение объема зрительной памяти ……………………………. 16 9. Измерение объема эмоциональной памяти ……………………….. 17 10. Абстрактно-логическая память ………………………………….. 17 11. Диагностика опосредствованной памяти ……………………….. 18 12. Оценка оперативной слуховой памяти …………………………... 19
III. Методы изучения мышления 1. «Простые аналогии» 1 ……………………………………………… 22 2. " Исключение лишнего" ……………………………………………... 23 3. " Изучение скорости мышления" …………………………………… 24 4. «Изучение гибкости мышления» …………………………………… 24 5. «Анализ отношений понятий» (ИЛИ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ») 26 6. «Матрица Равена» …………………………………………………… 28 7. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет (по Зимбвя) ……………………………………………… 29 8. Нахождение лишнего понятия ……………………………………… 30 9. Осуществление умозаключений ……………………………………. 31 10. Обобщение группы предметов ……………………………………. 32 11. Подбор противоположностей ……………………………………... 32 IV. Стимульный материал …………………………………………….. 35 V. Литература …………………………………………………………... 45
Пояснительная записка
Познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь, сознание, которые выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Школьный, в большей степени младший школьный возраст являются периодами интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Именно в младшем школьном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сенситивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию познавательных процессов. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.
Сегодня тестирование прочно вошло в практику работы школьного психолога. Готовность к обучению, уровень сформированности различных познавательных процессов и ряд других характеристик развития ребенка определяются уже на подступах к школе – во время приема в первый класс. Представленные в пособии тестовые методики позволяют диагностировать различные интеллектуальные, личностные особенности ребенка. Полученные таким способом знания дают возможность понять, спрогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели.
Диагностика познавательных процессов младших школьников I. Методы изучения внимания 1. Изучение переключения внимания Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.
Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа: а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного - в убывающем (например, 1 - черная, 12 - красная, 2 - черная, 11 - красная и т. д. ). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.
Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.
2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы Цель: исследование устойчивости внимания учащихся. Оборудование: стандартный бланк теста " Корректурная проба", секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.
Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.
Экзаменатор выдает ему бланк " Корректурной пробы" (см. рис. 1) и разъясняет суть по следующей инструкции: " На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы " к" и " р" и зачеркивай их (бланки могут быть с различными знаками). Задание нужно выполнить быстро и точно". Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.
Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой - ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K= m: n * 100 %, где К - точность, n - количество букв, которые необходимо было n вычеркнуть, m - количество правильно вычеркнутых во время работы букв.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|