1. Простые аналогии. Обработка и анализ результатов. Обработка результатов. Образец бланка. 5. «Анализ отношений понятий»
1. Простые аналогии Цель: исследование логичности и гибкости мышления. Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.
1. Бежать – стоять; Кричать – а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня
2. Паровоз – вагоны; Конь – а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня
3. Нога – сапог; Глаза – а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос
4. Коровы – стадо; Деревья – а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник
5. Малина – ягода; Математика – а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь – поле; Яблоня – а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья
7. Театр – зритель; Библиотека – а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож
8. Пароход – пристань; Поезд – а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы
9. Смородина – ягода; Кастрюля – а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар
10. Болезнь – лечить; Телевизор – а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер
11. Дом – этажи; Лестница – а) жители, б) ступеньки, в) каменный,
Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.
Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном - 4-5, о низком - менее чем 5.
2. " Исключение лишнего" Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. 3. Собака, лошадь, корова, лось. 4. Стол, стул, пол, кровать. 5. Сладкий, горький, кислый, горячий. 6. Очки, глаза, нос, уши. 7. Трактор, комбайн, машина, сани. 8. Москва, Киев, Волга, Минск. 9. Шум, свист, гром, град. 10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 11. Береза, сосна, дуб, роза. 12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя " кастрюля" - это посуда, а остальное - еда). 3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т. д. ). Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.
3. " Изучение скорости мышления"
Цель: определение скорости мышления.
Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.
Слова: п-ра д-р-во п-и-а п-сь-о
г-ра з-м-к р-ба о-н-
п-ле к-м-нь ф-н-ш з-о-ок
к-са п-с-к х-кк-й к-ш-а
т-ло с-ни у-и-ель ш-ш-а
р-ба с-ол к-р-ца п-р-г
р-ка ш-о-а б-р-за ш-п-а
п-ля к-и-а п-е-д б-р-б-н
с-ло с-л-це с-ег к-нь-и
м-ре д-с-а в-с-а
д-р-в-
Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
Обработка и анализ результатов: 25-30 слов - высокая скорость мышления; 20-24 слова - хорошая скорость мышления; 15-19 слов - средняя скорость мышления; 10-14 слов - ниже средней; до 10 слов - инертное мышление.
Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов - высокий уровень мышления; 10-15 слов - хороший; 5-9 слов - средний; до 5 слов - низкий.
4. «Изучение гибкости мышления» Методика позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предъявляется бланк с записанными на нем анаграммами (набор букв). В течение 3 мин они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.
Обработка результатов Подсчитывается количество верно составленных слов в течение 3 мин. Количество составленных слов: показатель гибкости мышления:
5. «Анализ отношений понятий» (ИЛИ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ») Испытуемому предъявляется бланк, на котором в первой строке представлена исходная пара слов, находящихся в определенном отношении (напр., лес — деревья), и затем во второй строке слово (например библиотека) и 5 других слов (напр.: сад, двор, город, театр, книги), из которых только одно (книги) находится в том же отношении, как и в паре исходных слов (в лесу — деревья, в библиотеке — книги). Его и следует подчеркнуть. Всего предъявляется 20 заданий на 3 мин. Оценка выставляется либо в условных баллах по таблице, либо подсчитывается количество правильных и ошибочных аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями — конкретные, логические, категориальные связи. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого — преобладании наглядных или логических форм. Кроме того, можно обнаружить нарушения последовательности суждений, когда он на время перестает следовать нужному способу решения задачи. Аналогии в разных заданиях строятся по различным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания — такие испытуемые в последующей задаче пытаются выдел аналогию по принципу предыдущей задачи:
A. Школа — обучение. Больница — доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.
B. Песня — глухой. Картина — хромой, слепой, художник, рисунок, больной.
C. Нож — сталь. Стол — вилка, дерево, стул, пища, скатерть.
D. Рыба — сеть. Муха — решето, комар, комната, жужжать, паутина.
E. Птица — гнездо. Человек — люди, птенец, рабочий, зверь, дом
F. Хлеб — пекарь. Дом — вагон, город, жилище, строитель, дверь.
G. Пальто — пуговица. Ботинок — портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.
Н. Коса—трава. Бритва — сено, волосы, сталь, острая, инструмент.
I. Нога — сапог. Рука — калоша, кулак, перчатка, палец, кисть.
J. Вода — жажда. Пища — пить, голод, хлеб, рот, еда.
К. Электричество — проводка. Пар — лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.
L. Паровоз — вагоны. Конь — поезд, лошадь, овес, телега, конюшня.
М. Алмаз—редкий.
Железо — драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый. N. Бежать — стоять. Кричать — молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.
О. Волк — пасть. Птица — воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.
Р. Театр — зритель. Библиотека — актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель.
Q. Железо — кузнец. Дерево — пень, пила, столяр, кора, ветка.
R. Нога — костыль. Глава — палка, очки, зрение, нос, слезы.
S. Утро — ночь. Зима — мороз, день, январь, осень, сани.
Т. Спортсмены — тренеры. Студенты — институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители.
6. «Матрица Равена» Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.
Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена (см. рис 7).
Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т. е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл1.
Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий 8-9 баллов – высокий 4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий 0-1 балл – очень низкий Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая - на правильный ответ [номер выбираемого флажка]): 1 - 7, 2 - 6, 3 - 6, 4-- 1, 5 - 2, 6 - 5, 7 - 6, 8 - 1, 9 - 3, 10 - 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|