Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Методы изучения памяти . 1. Определение типа памяти. 2. Изучение логической и механической памяти. 3. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания




II. Методы изучения памяти 

 

1. Определение типа памяти

 Цель: определение преобладающего типа памяти.

 

 Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

 

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

 

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

 

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

 

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и " записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

 

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, " записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

 

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого  можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C =, где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.

 

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

 

2. Изучение логической и механической памяти

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

 

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.  

Первый ряд:                                                             

кукла – играть

курица – яйцо

ножницы – резать

лошадь – сани

книга – учитель

бабочка – муха

снег – зима

лампа – вечер

щетка – зубы

корова – молоко       

жук – кресло

Второй ряд:

компас – клей

колокольчик – стрела

синица – сестра

лейка – трамвай

ботинки – самовар

спичка – графин

шляпа – пчела

рыба – пожар

пила – яичница

 

 

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд).

 

После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

 

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

  Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

 

Таблица 2

  Объем смысловой и механической памяти Объем смысловой  памяти          Объем механической  памяти  
Количество слов первого ряда (А)                 
Количество слов второго ряда (А)                 
Количество запомнившихся слов (В)               
Количество запомнившихся слов (В)      
Коэффициент смысловой памяти C=B/A      
Коэффициент механической памяти C=B/A      

 

       

 

3. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания

Ребенку предлагается ряд, состоящий из десяти простых слов, для их запоминания путем неоднократного повторения этого ряда.

 

После каждого очередного повторения определяется количество слов ряда, которое ребенок сумел безошибочно воспроизвести после данного повторения.

 

Для запоминания ребенку предлагается на выбор один из следующих наборов слов:

 

1. Дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свечa, стол.

 

2. Кот, ручка, синий, плохо, яблоко, пол, слабый, вилка, лампа, карандаш.

 

3. Кукла, ложка, красный, машина, высоко, кисть, мама, книга, курица.

 

4. Собака, окно, цветок, ковер низкий, конверт, небо, буква, сон.

 

5. Часы, ветер, рыба, звезда, слон, конфета, бумага, стул, веревка.

 

Замечание. При диагностике динамических особенностей процесса запоминания у детей, обучающихся в разных классах начальной школы и поступающих в школу, следует применять разные наборы слов для того, чтобы не сказывался эффект прежнего заучивания ряда.

 

Число повторных предъявлений ряда и последующих попыток его воспроизведения в данной методике ограничено шестью. С каждой попыткой воспроизведения соотносится число правильно воспроизведенных слов, а полученные в итоге данные представляются в виде графика заучивания

 

На основе анализа кривой заучивания, представленной на этом графике, определяются следующие два показателя динамики заучивания:

 

1. Динамичность заучивания.

 

2. Продуктивность заучивания.

 

Динамичность процесса заучивания устанавливается по характеру кривой. Если от повторения к повторению эта кривая плавно поднимается вверх, то процесс заучивания считается достаточно динамичным. Если от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне, то процесс заучивания характеризуется как среднединамичный. Наконец, если от повторения к повторению результаты то улучшаются, то ухудшаются, то это свидетельствует о нединамичном процессе заучивания.

Оценка результатов:

 

В соответствии с полученными данными о динамике процесса заучивания ребенок получает одну из трех оценок по следующей шкале:

 

Достаточно динамичный процесс заучивания - отлично.

Среднединамичный процесс заучивания - удовлетворительно. Нединамичный процесс заучивания - неудовлетворительно.

Продуктивность процесса заучивания оценивается иначе, в баллах при помощи следующей шкалы:

 

10 баллов - ребенок сумел запомнить и безошибочно воспроизвести все десять слов, затратив на это меньше, чем шесть повторений, т. е. не более пяти.

8-9 баллов - ребенок сумел воспроизвести все 10 слов ровно за шесть повторений.

6-7 баллов - за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно воспроизвести от 7 до 9 слов.

4-5 баллов - за шесть повторений ряда ребенок сумел верно воспроизвести  

4-6 слов.

2-3 балла - за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно вспомнить только 2-3 слова.

0-1 балл - за шесть повторений ребенок сумел воспроизвести всего лишь 1 слово или не вспомнил ни одного.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...