4. Выявление объема кратковременной памяти.
4. Выявление объема кратковременной памяти. В течение 1 минуты испытуемый внимательно читает предложенный тест из 25 слов. Затем в течение 5 минут записывает все слова, которые ему удалось запомнить в любом порядке. Слова для теста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет.
Каждое слова 1 балл. По сумме баллов определяем, к какой категории относится объем памяти испытуемого.
6 и меньше Объем памяти низкий 7–12 Объем памяти чуть ниже среднего 13–17 Объем памяти хороший 18–21 Объем кратковременной памяти отличный Свыше 22 Память феноменальна
5. Определение объема образной кратковременной памяти. Испытуемому предлагается в течение 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой ему таблицы. Затем в течение 1 мин он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ).
Тест, используемый для определения объема образной памяти представлен на рисунке 2. По сумме балов определяем, к какой категории относится объем памяти испытуемого.
Определение характеристик объема образной памяти
6. Определение объема памяти при механическом и логическом запоминании. Исследователь зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова. Через 3–4 мин экспериментатор вновь зачитывает испытуемому ряд слов и механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.
Слова для логического запоминания – сон, умывание, завтрак, дорога, университет, пара, звонок, перерыв, зачет, дискотека.
Слова для механического запоминания – квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.
В результате сравнивается какой из способов запоминания преобладает.
7. Методы изучения памяти Инструкция: «Послушайте и воспроизведите в любом порядке услышанные вами слова в течение 2 минут». 1 класс. Логическая память (10) Кукла – играть Ножницы – резать Книга - учитель Курица – яйцо Лошадь - сани
2 класс. Логическая память (20) Барабан – мальчик Чернила – тетрадь Бабочка – муха Корова – молоко Щетка - зубы Снег – зима Паровоз – ехать Петух – кричать Груша – компот Лампа - вечер
3 класс. Логическая память (30) Собака – лает Мальчик – рисует Река – бежит Ветер – дует Попугай – говорит Кувшин – вода Небо – земля Пила - топор Птичка – поет Девочка – бежит Дерево – стоит Музыка – играет Гриб – растет Ковер – пылесос Шапка - пальто
1 класс. Механическая память (10) Жук – кресло Лампа – пчела Терка - море Мухомор – диван Рыба - пожар
2 класс. Спичка – стрела Колокольчик – овца Компас – клей Утка – бревно Лейка - трамвай Синица – глаз Пила – яичница Графин – рябина Ботинки – самовар Гребень - земля
3 класс. Листок – мельница Ноги – малина Загадка – сапоги Валенки – клубника
Горы – комната Чайник – самолет Пшеница – бумага Прогулка - весна Обруч – гроза Журнал – волк Мышка – нора Ручей – вода Металлы – страна Бабочка – коньки Снег - зима
8. Измерение объема зрительной памяти. 1 класс. Предъявляется 10 изображений различных предметов. Потом дети воспроизводят их в течение двух минут. 2 класс. Предъявляется 20 изображений. Дети воспроизводят увиденное в течение двух минут. 3 класс. Картинки с изображением предметов умственного и физического труда, природы, человека и быта окрашены в семь основных цветов по каждой теме. В инструкции детям говорят, что нужно запомнить то, что нарисовано, ничего не говоря о цвете. По истечении двух минут дети пишут словами названия тех предметов, что были нарисованы. И после того, как пройдет 2 минуты, детей просят вспомнить, в какой цвет была окрашена картина, и написать сверху или рядом одну букву, обозначающую тот или иной цвет. Тем самым проверяют непроизвольную память.
9. Измерение объема эмоциональной памяти 1 класс. Эмоциональная память (10) Жадность, радостный, горе, шутка, веселье, печаль, храбрый, ябеда, трус, анекдот. 2 класс. Эмоциональная память (20 слов – 10, 10 – т. е. половина приятных слов, половина – отрицательных, т. е. неприятных). Шоколад, двойка, качели, мороженое, единица, холод, Вини-Пух, злость, улыбка, солнце, сердитый, драчун, добрый, сладкий, болезнь, шутка, печаль, удар, слезы, песенка. 3 класс. Эмоциональная память (30-20) 10 слов – приятных, 10 – неприятных, 10 – эмоционально неокрашенных. Жизнерадостный, стена, дружба, антенна, грязь, стекло, тупица, конфеты, любовь, растяпа, газета, Родина, полотно, подарок, неряха, потолок, глупец, предатель, коридор, весна, чемодан, праздник, тюрьма, шкаф, преступник, бутылка, музыка, цветы, трусость, клевета.
Подсчитывают отдельно количество эмоциональных слов и общее количество, в которое входят и нейтральные слова. Объем памяти выражается в процентах.
10. Абстрактно-логическая память. 1 класс. Предъявляется 10 слов (5 из них – абстрактные понятия). Цветок, река, голубой, котенок, дорога, пушистый, лампочка, зеленый, бабочка, умный.
2 класс. Предъявляется 20 слов (10 из них – абстрактные понятия). Клен, листья, лето, красивый, сила, крыша, сложение, кукла, трудный, карандаш, цвет, надувной, чудо, глупость, машина, скорость, яркий, обезьяна, запах, чашка. 3 класс. Предъявляется 30 слов (14 из них – абстрактные понятия). Мебель, парта, стул, бодрый, смелый, магнитофон, рояль, мечта, мрачный, сигареты, ветка, приятель, время, лимон, часы, вилка, умный, скорость, виноград, камень, мелкий, способность, пространство, холодный, улица, плач, девушка, страх, черный, ребенок. Слова зачитываются, и в течение двух минут воспроизводятся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|