Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Организация функционирования системы социальной поддержки беспризорных детей в ростовской области




ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

3. 1. Анализ текущего положения в сфере социальной защиты беспризорных детей и системы мер, направленных на повышение эффективности их социальной поддержки в Ростовской области

 

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 02. 03. 2012 № 136 «Об утверждении Положения о едином областном банке данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних» органами социальной защиты населения ве­дется работа по сбору, обработке и хранению документированной информации о безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в Ростовской области. Органы социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов области являются операторами банка данных.

На основании заполненных карт учета безнадзорных, беспризорных несовер­шеннолетних, поступивших из комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов, органами социальной защиты населения представлены в министерство труда и социального развития области све­дения о безнадзорных несовершеннолетних, выявленных за период с 01. 01. 2012 по 31. 12. 2012.

Министерством труда и социального развития области обобщены и проанали­зированы сведения, поступившие из территориальных органов социальной защиты населения. Так, в 2012 г. в Ростовской области выявлено 858 безнадзорных детей (за 2011 год – 1028). Отмечается снижение уровня безнадзорно­сти на 16, 5 %.

При этом в городах области выявлено 412 детей, в сельских районах – 446. Наибольшее количество выявленных безнадзорных от­мечается в гг. Ростове-на-Дону (182), Шахты (50), Новочеркасске (35), Пролетарском (37), Константиновском (33), Егорлыкском (31), Семикаракорском (31) районах.

Анализ показывает, что в области выявлено 845 несовершеннолетних, посто­янно проживающих на территории Ростов­ской области, 8 – за пределами Ростов­ской области, 5 – за пределами Российской Федерации.

Количество регистраций безнадзорных несовершеннолет­них за 2012 год составило 890 (за 2011 год – 1058). Повторные регистрации установлены в городах Новочеркасске (18), Новошах­тинске (6), Донецке (2), Таганроге (1), Семикаракорском (3), Мартыновском (2) районах.

По данным сводного отчета 657 несовершеннолетних задержано по причинам, связанным с невыполнением родителями обязанностей по воспитанию детей: 219 - за бродяжни­чество, 11 – по причине жестокого обра­щения с детьми, 3 – за попрошайничество.

Из 890 зарегистрированных: 516 несовершеннолетних выявлено органами внутренних дел, 205 – органами образования, 75 - ор­ганами социальной защиты населения, 56 – комис­сиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, 32 – органами здравоохра­нения, 4 – администрациями сельских поселений, 2 – органами по делам молодежи.

Из общего числа зарегистрированных детей (в числе которых 40 – дети-си­роты) 221 несовершеннолетний возвращен в семью, 238 – помещены в социальные при­юты, 407 – в лечебные учреждения, 4 – в центры временного содержания несо­вер­шеннолетних правонарушителей, 10 – возвращены в государственные учрежде­ния, 10 – помещены в государственные учреждения. НА ОСНОВАНИИ ПРИВЕДЕННОЙ СТАТИСТИКИ СДЕЛАТЬ НЕСКОЛЬКО ДИАГРАММ, ОНИ УКРАСЯТ РАБОТУ И ПОСЛУЖАТ ХОРОШИМ БАЗИСОМ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

В ведении министерства труда и социального развития действуют 3 детских дома-интерната и 46 учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов и видов, в том числе:

- 6 центров социальной помощи семье и детям;

- 28 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

- 7 социальных приютов для детей и подростков;

- 1 комплексный центр социального обслуживания населения;

- 1 центр психолого-педагогической помощи семье и детям;

- 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Особое место в системе профилактики безнадзорности принадлежит специализированным учреждениям, предназначенным для комплексной реабилитации несовершеннолетних. К ним относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и социальные приюты. Общее количество мест в социальных приютах области – 817.

За 2012 год учреждениями обслужено 47, 8 тыс. несовершеннолетних, 43, 9 тыс. семей с детьми, оказано 270, 7 тыс. услуг, предоставлено 104, 9 тыс. консультации различного профиля. Выездные бригады специалистов обслужили 6, 3 тыс. семьи. Комплексную реабилитацию в социальных приютах области прошли 3007 несовершеннолетних; курс медико-социальной реабилитации в стационарных условиях – 756 детей с ограниченными возможностями; в отделениях дневного пребывания обслужено 1415 детей.

В 4 учреждениях действовали 28 семейных воспитательных групп, в которых прошёл реабилитацию 61 несовершеннолетний. По итогам года 10 несовершеннолетних переданы под опеку, 1 – устроен в приёмную семью, 28 – возвращены в родные семьи.

На социальном патронаже специалистов учреждений находилось 5, 4 тыс. семей в связи с отрицательным влиянием родителей на поведение и развитие детей; неисполнением родителями обязанностей по вос­питанию и жизнеобеспечению несовер­шеннолетних. По итогам реализации реабилитационных программ 44, 9% семей сняты с патронажа с положительным результа­том.

На базе 2 учреждений социального обслуживания семьи и детей функционирует детский телефон доверия с единым общероссийским номером: 8‑ 800-2000-122. За 2012 год на телефон доверия поступило 25115 обращений, в том числе 7843 обращения от несовершеннолетних.

 Социальное сиротство стало ключевой проблемой современной России, требующей кардинальных мер по совершенствованию государственной политики в сфере защиты детства. По официальным данным, на фоне сокращения общей численности детского населения страны число детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, продолжает увеличиваться.

Ежегодно в Ростовской области выявлялось около 3 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01. 01. 12 только в Ростовской области проживает 12697 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1, 7% от общей численности детей), из них 10007 - находятся на воспитании в замещающих семьях, 2690 - в учреждениях государственной поддержки детства (7 домов ребенка системы здравоохранения и 38 детских домов системы образования). При этом фактическими сиротами являются только 11% из этих детей.

В целях защиты прав и законных интересов детей в Ростовской области создана необходимая нормативно-правовая база, имеется развернутая инфраструктура органов и учреждений, позволяющая эффективно решать задачи помощи семьям с детьми.

В ведении министерства труда и социального развития действуют 46 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе 28 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних с приютами, 7 социальных приютов для детей и подростков. По итогам 2011 года учреждениями обслужено 48, 7 тыс. несовершеннолетних, 44, 7 тыс. семей с детьми, оказано 279, 1 тыс. услуг, пре­доставлено 105, 5 тыс. консультаций различного профиля. В отделениях дневного пребывания обслужено 1388 детей, на комплексной реабилитации в социальных приютах области находился 3131 несовершеннолетний, попавший в трудную жизненную ситуацию. После пребывания в приютах 1623 ребенка возвращены в родные семьи, 356 – направлены в государственные учреждения, 178 – переданы под опеку и попечительство, 45 – в приёмные семьи.

На социальном патронаже специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей в 2011 году находилось 5, 7 тыс. семей в связи с отрицательным влиянием родителей на поведение и развитие детей (алкоголизм роди­телей; асоциальнымповедением; конфликтными отношениями в семье); неисполнением родителями обязанностей по вос­питанию и жизнеобеспечению несовер­шеннолетних. По итогам реализации реабилитационных программ около 40% семей сняты с патронажа с положительным результа­том.

В оказании психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации задействованы 1343 педагога-психолога, 258 социальных педагогов общеобразовательных учреждений; специалисты 16 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС центров). За 2011 год консультационную помощь в ППМС центрах по вопросам профилактики и преодоления семейных конфликтов получили 7369 родителей (законных представителей), в образовательных учреждениях всех типов и видов консультационную помощь получили 17080 семей, коррекционная помощь оказана 4948 семьям.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31. 12. 2010 № 1234 «О порядке предоставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» и Временного порядка организации проведения диспансеризации указанного контингента, в 2011 году врачами-специалистами осмотрено 8854 воспитанников интернатных учреждений, из них 1541 детей-инвалидов (17, 4%). Проведены лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия в связи с заболеванием для 65 % детей из числа прошедших диспансеризацию (5755 воспитанников), в том числе, в стационаре федерального уровня – для 14 детей. По результатам проведенной диспансеризации воспитанники интернатных учреждений, отнесенные к I и II группам здоровья (т. е. практически здоровые дети) составляют только 30%.

С 2009 года в Ростовской области реализуется проект по введению в общеобразовательных учреждениях выборной должности школьного уполномоченного по правам ребенка, которых в настоящее время – более 609.

Ежегодно органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимают участие в оперативно-профилактических мероприятиях «Лидер», «Подросток», «Дети Юга», «Подросток-Алкоголь», «Улица и дети», всероссийских акциях «За здоровье и безопасность наших детей», «Сообщи, где торгуют смертью! », в ходе которых выявляются семьи, находящихся в социально опасном положении; проверяются факты ненадлежащего исполнения родительских обязанностей либо жестокого обращения с детьми. По результатам таких мероприятий за 2011 год органами внутренних дел оформлен 12891 материал на родителей за совершение административных правонарушений, из них 6695 – привлечено к административной ответственности, оформлено 1314 административных материалов на взрослых лиц – за совершение административных правонарушений в отношении несовершеннолетних.

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 02. 03. 2012 № 136 «Об утверждении Положения о едином областном банке данных безнадзорных и беспризорных детей» в области сформирован областной банк данных безнадзорных и беспризорных детей, оператором которого является министерство труда и социального развития области. В формировании банка данных участвуют все заинтересованные органы и учреждения системы профилактики. По состоянию на 01. 05. 2012 в едином областном банке данных зарегистрированы 297 несовершеннолетних указанной категории, что на 27 % меньше предыдущего года.

Указанные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних участвуют и в формировании банка данных семей, находящихся в социально опасном положении, ведение которого в соответствии с решением областной комиссии по делам несо­вершеннолетних и защите их прав от 23. 03. 2007 № 1 возложено на министерство общего и профессионального образования области.

По итогам 1 квартала 2012 года на учете стоит 2545 семей и 5056 детей в них, в том числе: 1251 – за неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних, 645 – за отсутствие контроля за обучением ребенка, 27 – за жестокое обращение с детьми со стороны членов семьи, 62 – за вовлечение детей в противоправные действия, 621 – за отрицательное влияние родителей на поведение и развитие детей.

Вместе с тем, в ряде муниципальных образований области в результате отсутствия системности и комплексности в действиях органов и учреждений системы профилактики, недостаточной роли комиссий в объединении их усилий, эффективность предпринимаемых мер существенно снижена.

Для повышения эффективности профилактики социального сиротства необходимо обеспечить максимально раннее выявление ребенка, проживающего в неблагополучной семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью; организацию профилактической и реабилитационной работы с такой семьей на начальной стадии возникновения проблем; проведение коррекционной работы с родителями (иными законными представителями), оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи.

Важным направлением профилактической деятельности является также недопущение «рецидивного» сиротства, когда дети повторяют судьбу своих родителей. Постановлением Правительства Ростовской области от 06. 10. 2011 № 29 «О реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - В СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ утверждена Комплексная программа мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2014 годы, утверждено Положение и создан Координационный совет, в состав которого вошли представители заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций. Реализация данной программы и деятельность Координационного совета позволят оперативно решать вопросы успешной социализации и жизнеустройства лиц указанной категории, будут способствовать снижению рисков их дезатаптации в обществе.

В целях дальнейшего повышения результативности профилактической деятельности органов опеки и попечительства Губернатором Ростовской области В. Ю. Голубевым принято решение о поэтапном увеличении численности специалистов в 2012-2013 годах на 158 человек, что позволит установить на территории области норматив штатной численности специалистов из расчета – 1 штатная единица на 3 тысячи несовершеннолетних, но не менее 2-х штатных единиц на муниципальное образование.

Для недопущения роста социального сиротства в Ростовской области, необходим ряд дополнительных мер:

- активизация деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав,

- разработка и реализация на территории Ростовской области программ и проектов, направленных на формирование семейных ценностей,

- широкое использование социальных стимулов, включающих долгосрочные социально-экономические гарантии для семей с детьми.

 В области реализуются организационно-практические меры, направленные на стабилизацию криминальной обстановки в подростковой среде, предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактику семейного неблагополучия.

В 2013 году из регионального бюджета в рамках областных долгосрочных целевых программ профилактической направленности выделено около 198 млн рублей. Кроме того, на период с 2014 по 2020 годы правительством Ростовской области приняты государственные программы «Молодежь Ростовской области» и «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности».

Общий объем финансирования программных мероприятий по профилактике правонарушений в 2010 - 2015 годах составляет около 790 млн. рублей. Комплексные программы профилактики правонарушений приняты и реализуются во всех 55 муниципальных образованиях области.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...