Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Анализ методики взаимодействия Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и учреждений социальной защиты населения




Государство, возлагая на родителей основную обязанность по воспитанию детей, заботе о них, в тоже время создало многочисленные инструменты, позволяющие пресекать нарушения прав несовершеннолетних.

В Российском государстве создана целая совокупность государственных органов, общественных объединений, которые обладают широкими полномочиями в области соблюдения прав несовершеннолетних и их реализации.

Наиболее полно эта совокупность указана в ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Указанные органы, например, проводят профилактическую работу с родителями, не осуществляющими должного надзора за своими детьми, не занимающимися их воспитанием. Сначала они действуют методами убеждения. Если не помогает, или если родители допускают, чтобы их несовершеннолетние дети совершали антиобщественные действия и тем более, если склоняют своих детей к совершению таких действий, то их привлекают к ответственности, предусмотренной семейным, административным, или уголовным законодательством.

В этот список можно отнести также и органы прокуратуры, местного самоуправления и иные органы государственной власти.

Для проведения анализа взаимодействия Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и учреждений социальной защиты населения как ключевых органов, осуществляющих защиту прав и свобод лиц, не достигших совершеннолетия, необходимо обратиться к выполняемым данными органами функциям.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

в) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Первое полномочие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав отражает основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Данное полномочие отражает само название этих комиссий. Меры по защите прав несовершеннолетних предпринимаемые комиссиями носят разнообразный характер и заключаются, в частности в информировании органов прокуратуры и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о нарушении прав детей; постановке на учет семей и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, оказание им методической и иной помощи, ведение разъяснительной работы.

Выявление несовершеннолетних, в отношении которых должна проводиться индивидуальная профилактическая работа может производиться различными путями, в том числе проведением подворных обходов семей, в которых проживают несовершеннолетние; сопоставлением фактического количества детей дошкольного и школьного возраста в соответствующем муниципальном образовании и количества детей, посещающих дошкольные и школьные учреждения и изучением причин, почему некоторые дети не посещают эти учреждения, условий их жизни в семье, состояние здоровья. Также ст. 9 ФЗ «О профилактике... » возлагает обязанности тех органов, которые выявили лиц, указанных в ст. 5 исследуемого Закона информировать об этом органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Статья 122 ч. 1 СК РФ содержит обязанность должностных лиц учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иных граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, в том числе и безнадзорных, беспризорных, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Несоблюдение такой обязанности влечет ответственность, установленную законом.

При системном анализе работы комиссий по делам несовершеннолетних можно выделить следующие формы выявления семей группы риска и семей, находящихся в социально-опасном положении:

- выявление в ходе выполнения основных служебных обязанностей специалистами системы профилактики;

- активное выявление: рейды по брошенным, полуразрушенным домам, подъездам, подвалам, чердакам, теплотрассам, в места массового отдыха, на рынках, ярмарках и т. д.;

- привлечение граждан и общественных организаций;

- проведение выступлений в СМИ по проблемам безнадзорных детей.

Комиссии по делам несовершеннолетних по каждому случаю выявления несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении координируют совместно с другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действия, связанные с соблюдением надлежащих условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних. В ходе такой координации составляется план индивидуально-профилактической работы с семьей находящейся в социально-опасном положении. В этом плане должна подробно расписываться роль и действия каждого органа или его должностного лица системы профилактической работы в отношении такой семьи. Периодичность предпринимаемых действий, сроки анализа результатов этих действий и т. д.

Если полученные сведения указывают на то, что выявлена семья группы риска, то семья ставится на учет в учреждение социальной защиты населения.

В случае грубого нарушения прав детей и подростков (физическое или сексуальное насилие) в течение 24 часов сообщается о данном факте в прокуратуру, органы внутренних дел.

В учреждении социальной защиты населения формируется база данных на выявленные семьи по направлениям: семьи группы риска; семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Одновременно в других органах, ведомствах и учреждениях системы профилактики организуется учет и индивидуально-профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с их компетенцией.

Организовать своевременный учет и индивидуальную профилактическую работу в органах, ведомствах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и есть одна из задач комиссии по делам несовершеннолетних.

При выполнении этой задачи комиссия по делам несовершеннолетних контролирует работу органов  системы профилактики.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав должны придерживаться следующих принципов своей работы:

- нельзя попрекать родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в создании кризисной обстановки для ребенка, необходимо искать выход из нее, привлекая к этому взрослых членов семьи и самого ребенка;

- необходимо индивидуально решать конкретные проблемы конкретной семьи и ребенка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания;

- должен назначаться куратор конкретных семей из числа социальных работников, которые отслеживают изменение ситуации в семье, координируют работу всех ведомств в рамках составленных программ комплексной реабилитации;

- в сочетании с принципом уважения норм и ценности семьи и детей необходимо добиваться доверительных отношений с членами семьи;

- выявление позитивного потенциала семьи, опора на него для развития способности к самопомощи;

- сочетание мер помощи семье и мер наказания родителей, в том числе административного. Нельзя бездумно еженедельно составлять протоколы на родителей по ст. 5. 35 КоАП РФ, тем самым отбивания у них желание выйти из кризисной ситуации, если идет реабилитационная работа с семьей

- необходим разумный срок на исправление ситуации (исходя из степени неблагополучия).

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в ходе осуществления своих полномочий по проведению индивидуальной профилактической работы:

- управляет процессом выявления семей, находящихся в социально опасном положении, по предложенной в методическом пособии схеме; регистрирует поступающую информацию о семьях;

- проверяет поступившие сведения о вновь выявленной семье, поручая специалистам органов социальной защиты населения составить первичный акт обследования условий проживания семьи с указанием причин неблагополучия, который является документом, обосновывающим постановку на учет;

- располагает статистикой, отражающей реальную картину в муниципальном образовании;

- формирует банк данных, который является главным информационным инструментом для работы с ведомствами (в виде списков с указанием основных данных: Ф. и. о. родителей, детей, даты рождения, адрес места жительства, место работы, учебы, причины неблагополучия, дата постановки на учет, куратор из числа социальных работников, ведомства, работающие с семьей);

- принимает постановление об организации индивидуально-профилактической работы с семьей и направляет в учреждение социальной защиты населения;

- координирует работу по составлению реабилитационной программы (программа реабилитации составляется под руководством комиссии специалистами органов социальной защиты населения при активном участии всех ведомств, составляющих систему профилактики);

- проверяет работу ведомств: не менее 2 раз в год проводит выборочную проверку личных дел, анализирует качество программ, выполнение мероприятий работы с семьями;

- ежемесячно отслеживает динамику банка данных на семьи данной целевой группы и направляет отчет о работе с семьями в областную комиссию до 1 числа.

Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:

1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

2) контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;

3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.

Первое и главное полномочие в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органов управления социальной защитой населения состоит в осуществлении ими мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организации индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

В ходе выполнения данной функции производится анализ сложившейся ситуации в области профилактики, прогноз возможных ее изменений, выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации; формируется база данных на них; реализуются мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реабилитации семей в соответствии с компетенцией, определенной действующим законодательством и ведомственными нормативными актами; составляются и направляются в КДН и ЗП отчеты о работе с семьями.

Главенствующая роль в организации профилактической работы с семьей комиссии по делам несовершеннолетних, которая осуществляет ее совместно со специалистами учреждений социальной защиты населения.

На каждую семью, находящуюся в социально опасном положении, на консилиуме специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляются индивидуальные программы работы с семьей.

Если в территории функционируют несколько видов учреждений системы социальной защиты населения (ЦСОН с отделением помощи семье и детям, СРЦ с приютом, Центр «Семья»), то семьи распределяются между ними в зависимости от сложности ситуации. При этом базой хранения всей информации о семьях, находящихся в социально опасном положении, являются отделения помощи семье и детям центров социального обслуживания населения или центры «Семья».

Все органы и ведомства, работающие в соответствии со своей компетенцией по реализации индивидуальных программ комплексной реабилитации семей, по мере выполнения мероприятий обязаны сообщать о результатах выполнения мероприятий плана в учреждение социальной защиты населения для внесения данной информации в социальные паспорта.

Социальный паспорт семьи, находящейся в социально опасном положении содержит следующие документы.

1. Акт первичного обследования жилищно-бытовых условий.

2. План работы с семьей.

3. Акты контрольных посещений семей.

4. Записи о решении консилиума специалистов при главе администрации при проведении анализа изменения ситуации в семье (не реже 2 раз в год).

По требованию комиссии по дела несовершеннолетних орган управления социальной защитой населения предоставляет им для проверки социальные паспорта.

Два раза в год на основе изучения актов обследования семей специалистами учреждений социальной защиты населения проводится анализ ситуации в семьях, ставится вопрос о снятии с учета или продолжении работы с семьей. Аналитическая информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних.

Орган управления социальной защитой населения субъекта РФ в лице Министерства труда и социального развития субъекта РФ или иного ведомства, к которому он относится, организовывает возможность осуществления органами управления социальной защиты на территории соответствующего региона своих функций следующими путями:

- создание в системе социальной защиты населения комплекса учреждений социального обслуживания семей и детей, оказывающих социально-экономические, медико-социальные, психологические и другие виды услуг семьям, женщинам и детям с учетом различных социально-экономических характеристик семей;

- содействие развитию государственных, муниципальных, частных и иных социальных служб помощи женщинам, семье и детям, координация их деятельности;

- разработка и осуществление целевых программ в сфере социальной защиты женщин, семьи и детей.

Меры, предпринимаемые органом социальной защиты населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организации индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними состоят в следующем:

- организуются контрольные посещения семей работниками органа;

- о выявленных семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении ставятся в известность другие органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совместно с которыми разрабатываются индивидуальные программы их реабилитации;

- семьи и несовершеннолетние, находящиеся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации ставятся на внутриведомственный учет;

- о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними немедленно ставятся в известность органы прокуратуры, милиции, опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних;

- производится сбор информации о семье, профилактические беседы с родителями, наблюдение и контроль над несовершеннолетними по месту учебы, жительства;

- оказывается социально-педагогическая и психологическая помощь совместно с образовательными учреждениями. При этом производится индивидуальное и семейное консультирование, проведение тренингов, диагностика личности и родительских и детских отношений, коррекция эмоционально-волевой сферы, поведения несовершеннолетних;

- осуществляется правовая защита членов семей совместно с другими органами системы профилактики. Правовая помощь может выражаться в бесплатных юридических консультациях, составлении исковых заявлений в суд, выступлении в суде с исковыми требованиями по защите прав несовершеннолетних членов социально-неблагополучных семей, контроле за закрепленной за детьми жилой площадью;

- решается вопрос о выплате детских пособий, предоставлении материальной и иной помощи через центры социального обслуживания населения, обеспечение одеждой из банка одежды; помощь из фонда благотворительных пожертвований и т. п.

- принимается участие в организации досуга и отдых несовершеннолетних и родителей (обустройство праздников, соревнований, дискотек, турниров, походов, вовлечение в клубы, секции, кружки;

- предоставляются бесплатные путевки в загородные оздоровительные лагеря и на детские площадки;

- совместно с медицинскими учреждениями осуществляются программы планирования и репродукции семьи, лечения от алкогольной и наркотической зависимости, профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и в их семьях;

- при необходимости осуществляется помещение несовершеннолетних в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Кроме того, при возвращении в территорию несовершеннолетних из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, в работе с условно осужденными подростками совместно с органами образования, здравоохранения, молодежной политики, спорта, служба занятости населения органами социального обслуживания населения производятся дополнительно следующие действия:

- осуществляется постановка несовершеннолетних на ведомственный учет в качестве находящихся в социально опасном положении.

- составляются и направляются в комиссию на утверждение программы реабилитации несовершеннолетнего в течение 3 суток с момента поступления информации о появлении несовершеннолетнего данной категории.

- реализуются мероприятия программы индивидуальной профилактики в сроки, указанные в программе.

- направляются сведения о выполнении мероприятий программы в ПДН РОВД для внесения в учетно-профилактическое дело по мере выполнения мероприятий.

Итак, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются организатором и координатором работы по составлению Плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Один из разделов плана должен содержать мероприятия по работе с семьями группы риска и находящимися в социально опасном положении.

Организация работы по выявлению и учету семей группы риска и находящихся в социально опасном положении:

Комиссия по делам несовершеннолетних организует работу по выявлению семей группы риска и находящихся в социально опасном положении.

Выявление семей может осуществляться в следующих формах:

1) выявление в ходе выполнения основных служебных обязанностей специалистами системы профилактики;

2) активное выявление: рейды по брошенным, полуразрушенным домам, подъездам, подвалам, чердакам, теплотрассам, в места массового отдыха, на рынках, ярмарках и т. д.;

Факт неблагополучия в семье незамедлительно сообщается в комиссию по делам несовершеннолетних, фиксируется специалистами комиссии в журнале поступления информации.

Сообщения о семьях, находящихся в социально опасном положении, могут поступать в комиссию в следующих формах:

1) акты первичного обследования жилищно-бытовых условий семьи - от глав окружных администраций, органов управления образованием, здравоохранением, молодежной политикой, культурой;

2) протоколы об административном правонарушении, отказные материалы, представления - от органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции;

3) устные, письменные сообщения в произвольной форме - от граждан, общественных организаций.

В случае отсутствия объективной информации о ситуации в семье, недостаточности сведений о ней, комиссия по делам несовершеннолетних в течение 3-х дней со дня получения информации организует первичное обследование условий жизни указанной семьи, результатом которого должен быть акт обследования с рекомендациями по работе с данной семьей.

В учреждении социальной защиты населения формируется база данных на выявленные семьи по направлениям:

- семьи группы риска;

- семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Одновременно в других органах, ведомствах и учреждениях системы профилактики организуется учет и индивидуально-профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с компетенцией:

- орган опеки и попечительства - с семьями, где есть несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей либо находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

- орган внутренних дел - с семьями, где родители или законные представители жестоко обращаются с несовершеннолетними и (или) вовлекают их в совершение преступления или антиобщественные действия и совершающие по отношению к ним другие противоправные действия;

- орган управления здравоохранением - с семьями, где несовершеннолетние нуждаются в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

- орган управления образованием - учет несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

- органы управления культурой, по делам молодежи, центр занятости населения - с семьями, в которых дети находятся в социально опасном положении и нуждаются в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Организация индивидуально-профилактической работы.

Организация профилактической работы с семьей осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних совместно со специалистами учреждений социальной защиты населения.

На каждую семью, находящуюся в социально опасном положении, на консилиуме специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляются индивидуальные программы работы с семьей.

Если в территории функционируют несколько видов учреждений системы социальной защиты населения (ЦСОН с отделением помощи семье и детям, СРЦ с приютом, Центр «Семья»), то семьи распределяются между ними в зависимости от сложности ситуации. При этом базой хранения всей информации о семьях, находящихся в социально опасном положении, являются отделения помощи семье и детям центров социального обслуживания населения или центры «Семья».

Все органы и ведомства, работающие в соответствии со своей компетенцией по реализации индивидуальных программ комплексной реабилитации семей, по мере выполнения мероприятий обязаны сообщать о результатах выполнения мероприятий плана в учреждение социальной защиты населения для внесения данной информации в социальные паспорта.

Из всего вышесказанного следует, что преследуя цель защиты прав и свобод несовершеннолетних, органы разной компетенции, а именно - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и учреждения социальной защиты населения – должны тесно взаимодействовать для наиболее эффективного выполнения возложенных на них обязанностей. Слаженная работа органов по защите прав и свобод несовершеннолетних в дальнейшем, безусловно, приведет к достижению поставленных на высшем уровне целей всего государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...