Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3. Зарубежный опыт организации социальной поддержки детей-сирот




 

С середины ХХ века во многих странах мира социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства как явления, которое стало приобретать угрожающие масштабы. Проблема социального сиротства характерна для многих развитых и развивающихся стран. Стремительная урбанизация, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей.

Страны западной Европы и США шли несколько разными путями в развитии системы воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Историю общественного воспитания в США и странах Западной Европы можно разделить на четыре этапа.

Первый этап характеризуется стремлением извлечь из благотворительных приютов, работных домов и тюрем «эффективных», то есть социально сохранных, детей и поместить их в учреждения с более благоприятными для нормального развития условиями.

Второй этап характеризуется отказом от существующих крупных воспитательных учреждений и созданием воспитательных домов семейного типа, называемых «коттеджами».

На третьем этапе, с начала XX века, а в большей степени после Второй Мировой войны, начинает развиваться институт профессиональной семьи, который предполагает проживание приёмных детей непосредственно в семье и родительскую ответственность за детей на период патроната.

На четвертом этапе деинституционализация воспитания детей-сирот стала ведущей тенденцией в социальной политике стран Западной Европы и Америки. Детские дома и приюты практически прекратили своё существование. В оставшихся проживают дети, которые по медицинским показаниям не в состоянии удержаться в замещающих семьях. Подавляющее большинство детей, лишенных родителей, воспитывается в приемных семьях, в том числе и профессиональных.

С 18 века в Европе заботой о бездомных детях занимались монастыри, а также существовали приюты для брошенных детей при монашеских орденах. Государство открывало большие детские учреждения. Однако в европейском обществе росло осознание нужд и лишений детей-сирот, и желание найти более гуманные пути помощи вылилось в создание гуманитарных организаций, где одной из основных задач стало найти и отдать детей в семьи на воспитание, которые жили в больших детских домах. Так складывалась европейская система патронатного воспитания, которая привела к тому, что в настоящее время в Европе практически отсутствуют детские дома. Детей, оставшихся без родителей в большинстве случаев усыновляют, так как для граждан Европы, ребенок даже самого дальнего родственника, является родным, и отдать его в детский дом считается предательство.

В Европе без родителей остаются около 3 тыс. детей на 100 тыс. населения, но почти все сироты в ближайшее время обретают новые семьи.

Тем не менее, различные благотворительные организации стараются оказывать огромную поддержку различным учреждениям. В первую очередь, эти организации привлекают разные фонды и других спонсоров, которые выделяют огромные средства на операции и лечении больных детишек, на путешествия и обучение обездоленных детей. В Европе популярен сбор денежных средств у народа на нужды общественных организаций. Люди обходят дом за домом, набирая порой значительные суммы денег, граждане всегда идут навстречу благотворительным целям.

В Европе по-прежнему активно действует патронатная система устройства детей. Патронатное воспитание рассматривается, как профессия, существует система оценок – аттестация и лицензирование и повышения квалификации, карьерный рост, от воспитателя – до руководителя службы.

В свою очередь социальные службы еще более тщательно контролируют такие семьи, постоянно осуществляют медицинский контроль за больными ребятами, проводят обязательные регулярные встречи приемных родителей, на которых обсуждают проблемы особого воспитания таких детей.

Также в ряде европейских стран церковные общины до сих пор продолжают содержать сиротские приюты, в которых дети получают уход и религиозное воспитание, существенным минусом является то что, они не получают опыта жизни в семье.

В Швеции, если ребенок лишился родителей или от него отказались, то он быстро находит новых родителей, поскольку желающие стоят в очереди по несколько лет. Дети из неблагополучных семей контролируются семьями поддержки, где ребенок проводит по нескольку дней каждый месяц.

Основным направлением деятельности социальных служб является предупреждение социального сиротства: социальная поддержка и оказание психолого-педагогической помощи семьям группы риска, активное выявление дисфунциональных семей и вовлечение их в коррекционную работу. Патронатная семья рассматривается как форма временного устройства ребенка на период активного социального вмешательства в биологическую семью. В связи с этим после передачи ребенка в патронатную семью в максимально возможном объеме сохраняются его контакты с биологическими родителями, братьями или сестрами. В Великобритании около 85% детей после пребывания в патронатной семье возвращаются в родную семью. Столь высокий возврат детей в обусловлен развитием социальных служб, занятых реабилитацией семьи, а также наличием законодательства, позволяющего активно проводить социальную работу с семьей.

Профилактика социального сиротства начинается с момента рождения ребенка. Представители социальных служб (здравоохранения или социальной защиты) посещают семьи всех новорожденных и при выявлении факторов риска социального сиротства вовлекают их в профилактическую работу (Австралия, Великобритания, Дания, Китай, ЮАР, Эстония). Широко распространены родительские тренинги, направленные на улучшение взаимоотношений в семье, формирование или совершенствование навыков воспитания ребенка (Великобритания, Германии, Новая Зеландия, Сингапур, США). Коррекционная работа по сохранению семьи может осуществляться по запросу родителей, на основании рекомендации социальных работников, а также по решению суда, выступая в качестве альтернативы привлечения к ответственности или лишения родительских прав.

Главная особенность усыновления заключается в том, что приемные родители не скрывают факта усыновления (отсутствие биологического родства). В законодательстве зарубежных стран нет такого понятия как «тайна усыновления», соответственно, нет уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления.

Но и с отказницами должна проводиться серьезная психологическая работа, и в большинстве зарубежных стран она давно и успешно проводится. Так, программа предупреждения социального сиротства в Швеции, США и ряде других стран предусматривает наличие при роддомах специальных женских кризисных центров, где с матерями-отказницами работает целый штат опытных психологов и социальных работников. Посетительницы таких центров могут пользоваться их услугами до четырех месяцев. Кроме того, государство обычно предоставляет одиноким матерям крупные ежемесячные пособия, позволяющие им не работать и сидеть с ребенком от трех до одиннадцати лет.

В США ситуация с детьми противоположна нашей российской «проблеме сиротства». В стране за сиротами огромная очередь. Детей вывозят из России, Китая, Румынии, Вьетнама и России. В случае, если американская женщина не хочет воспитывать малыша, через несколько дней приемные родители забирают его. Детей постарше определяют в патронатные семьи (находится более 500 тыс. детей). Государство выплачивает семье пособие и освобождает ее от налогов.

В Соединенных Штатах Америки осуществляется эффективная политика, направленная на решение проблемы профилактики социального сиротства, реализации права ребёнка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье. Число детей, помещенных в приёмную семью в США в 2011 году, составило более 450000 человек. Число воспитанников, попадающих на постоянное проживание в семьи, составило в этом же году 250972 ребёнка.

В США разработан и реализуется Стратегический план 2020 года, который предусматривает:

1. Сократить число детей в приёмных семьях к 2020 году на 50%.

2. Использовать сэкономленные средства на разработку и применение более эффективных методов, способствующих укреплению семьи.

3. Расширить доступ к образовательным услугам, возможностям трудоустройства и психиатрической помощи для уязвимых детей.

В Израиле около 80% детей, оставшихся без родительского попечения, помещается в малокомплектные интернатные учреждения.

По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. Страшно, когда в результате террора страдают дети, но ещё страшнее, когда террор направлен против детей. Арабо-израильский конфликт давно уже является полигоном для отработки методик террористической войны, в том числе по использованию детей-смертников. The Iraq Aid Association (IAA), помогающая в Багдаде детям, пережившим стрессовые ситуации, связанные с войной, столкнулась с сетью боевиков, готовящих детей к смерти во имя Аллаха. Организация выяснила, что уже как минимум 15 детей стали шахидами, но в отличие от палестинских детей-шахидов, большинство иракских - сироты.

Интересным решением проблемы сиротства в Европе стала первая Детская деревня - SOS основана Германом Гмайнером в 1949 году в городе Имств Австрия. Герман оказывал помощь нуждающимся детям, которые в годы Второй мировой войны потеряли родителей. Благодаря поддержке многочисленных спонсоров и сотрудников на сегодняшний день организация оказывает помощь детям в 1799 учреждениях в 132 странах мира. В Детских деревнях SOS на все есть программы. Специальная программа матерей профессионально готовит женщин, где она является сотрудником организации и получает зарплату. Существует специальный конкурс на эту должность. Серьезное анкетирование, тесты, собеседования и практика в школе матерей. Чтобы дети не просто произносили слово «мама», а чувствовали ее близким человеком. Материнство - это внутренняя работа женщина, умение приласкать и согреть ребенка.

В небольшом государстве Австрии, где численность населения меньше чем в Москве, располагаются девять Деревень SOS, но, тем не менее, есть и государственные детдома. Постепенно их планируют переорганизовать по семейному типу, используя опыт таких деревень.

Таким образом, проблема безнадзорности является более, чем актуальной для многих развитых и развивающихся стран в виду расслоения общества на различные социальные группы и формирования определенных социокультурных условий жизнедеятельности граждан. Как показал анализ приведенного выше материала, успех государственной политики в сфере защиты детства во многом определяется сформированной политической и экономической доктриной, управленческой волей и синтезом различных механизмов и инструментов экономического и социального регулирования.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...