Глава 2. Анализ деятельности органов государственной власти в сфере социальной защиты безнадзорных детей в Российской Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗНАДЗОРНЫХ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2. 1. Структура и полномочия органов государственной власти, ответственных за реализацию политики в сфере защиты прав безнадзорных детей
Основная совокупность прав несовершеннолетних детей предусмотрена Семейным кодексом Российской Федерации (далее - СК РФ), главой 11; некоторые имущественные права детей, например, совершать мелкие бытовые сделки, принимать имущество в дар и т. д., предусмотрены ст. ст. 26, 28 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ); административное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство также предусматривает права несовершеннолетних, как правонарушителей, так и свидетелей, потерпевших. Среди самых главных прав ребенка можно назвать право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, права на их заботу, на получение от них содержания, на обеспечение его интересов, на всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства, право на имя, отчество и фамилию, право на совместное проживание с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит интересам самого ребенка. Ребенок имеет право выражать свое мнение по всем касающимся его вопросам в семье. В случае наличия судебного спора, касающегося ребенка, он имеет право быть заслушанным в суде, а если он достиг возраста 10 лет, то суд обязан заслушать его при рассмотрении дела, связанного со спорами о детях. В некоторых случаях мнение ребенка является главным при разрешении определенного рода споров. Так, например, если ребенок возражает против восстановления родительских прав у родителя их лишенного, то суд независимо от причин, по которым ребенок высказал свои возражения, обязан отказать в удовлетворении заявленного иска.
Вся система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направлена на защиту их прав, контроль за надлежащим исполнением родительских обязанностей, коррекцию отрицательного поведения родителей и несовершеннолетних, оказание содействия в воспитании несовершеннолетних, исправлении асоциального поведения несовершеннолетних. Первой основной задачей деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних закон называет предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому. Все отклонения в поведении несовершеннолетних - безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ - имеют в своей основе один источник - социальную дезадаптацию, корни которой - в семье. Без изменения семейной ситуации в целом любые изменения в ребенке не носят стабильного характера. Поэтому любую деятельность по превенции безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних следует начинать с работы с той семьей, в которой он растет и воспитывается. ЭТО ВСЕ О ПРАВАХ РЕБЕНКА, Т. Е. НЕМНОГО В СТОРОНУ ОТ ТЕМЫ ПАРАГРАФА Для выполнения основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо следующее: 1) изучение явления дезадаптированности несовершеннолетних; выявление его особенностей, характерных для обстановки, в которой находится несовершеннолетний; 2) разработка и внедрение целостной структуры реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних и их семей (во взаимодействии всех учреждений, ведомств, организаций;
3) реализация межведомственного подхода к реабилитационному процессу, подчиненному единой логике, основанному на единой информационной базе. Этот момент связан с тем, что органы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся к разным ведомствам. При этом необходим обмен информацией, формирование баз данных несовершеннолетних, относящихся к группе риска; несовершеннолетних с девиантным поведением и социально дезадаптированных несовершеннолетних. Организатором данной деятельности являются комиссии по делам несовершеннолетних различного уровня. База данных формируется и хранится в отделении помощи семье и детям центра социального обслуживания населения или в центре " Семья" (при наличии на административной территории по месту жительства или нахождения несовершеннолетнего); 4) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; 5) формирование активной позиции населения территории к проблеме защиты прав детства. Организация работы с семьями на уровне районного центра муниципального образования, района в городе областного подчинения во исполнение задач профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и совершения антиобщественных действий несовершеннолетних отражается в нижеприведенной таблице основных субъектов системы профилактической работы с семьями и их функций. Комиссия по делам несовершеннолетних районного центра является организатором и координатором работы по составлению Плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Один из разделов Плана должен содержать мероприятия по работе с семьями группы риска и находящимися в социально опасном положении. Организация работы по выявлению и учету семей группы риска и находящихся в социально опасном положении: Комиссия по делам несовершеннолетних организует работу по выявлению семей группы риска и находящихся в социально опасном положении. Выявление семей может осуществляться в следующих формах: 1) выявление в ходе выполнения основных служебных обязанностей специалистами системы профилактики; 2) активное выявление: рейды по брошенным, полуразрушенным домам, подъездам, подвалам, чердакам, теплотрассам, в места массового отдыха, на рынках, ярмарках и т. д.
Факт неблагополучия в семье незамедлительно сообщается в комиссию по делам несовершеннолетних, фиксируется специалистами комиссии в журнале поступления информации. Сообщения о семьях, находящихся в социально опасном положении, могут поступать в комиссию в следующих формах: 1) акты первичного обследования жилищно-бытовых условий семьи - от глав окружных администраций, органов управления образованием, здравоохранением, молодежной политикой, культурой; 2) протоколы об административном правонарушении, отказные материалы, представления - от органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции; 3) устные, письменные сообщения в произвольной форме - от граждан, общественных организаций. В случае отсутствия объективной информации о ситуации в семье, недостаточности сведений о ней, комиссия по делам несовершеннолетних в течение 3-х дней со дня получения информации организует первичное обследование условий жизни указанной семьи, результатом которого должен быть акт обследования с рекомендациями по работе с данной семьей. Полученная информация анализируется специалистами комиссии, и в зависимости от ситуации принимается следующее решение. ГДЕ НАЗВАНИЕ И НОМЕР ТАБЛИЦЫ, А ТАКЖЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УКАЗАНИЕ НА ЭТУ ТАБЛИЦУ? НАДО ДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: В табл. ХХХ рассмотрены наиболее часто встречающиеся ситуации в семье, представляющие опасность для детей, и соответствующие разрешения данных ситуаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|