Таблица ХХХ. Виды ситуаций и решений в семьях. - семьи, находящиеся в социально опасном положении. . Основные субъекты системы профилактической работы с семьями и их функции
Таблица ХХХ Виды ситуаций и решений в семьях
В учреждении социальной защиты населения формируется база данных на выявленные семьи по направлениям: - семьи группы риска; - семьи, находящиеся в социально опасном положении. Одновременно в других органах, ведомствах и учреждениях системы профилактики организуется учет и индивидуально-профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с компетенцией: - орган опеки и попечительства - с семьями, где есть несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей либо находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; - орган внутренних дел - с семьями, где родители или законные представители жестоко обращаются с несовершеннолетними и (или) вовлекают их в совершение преступления или антиобщественные действия и совершают по отношению к ним другие противоправные действия;
- орган управления здравоохранением - с семьями, где несовершеннолетние нуждаются в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; - орган управления образованием - учет несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях; - органы управления культурой, по делам молодежи, центр занятости населения - с семьями, в которых дети находятся в социально опасном положении и нуждаются в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости. Организация профилактической работы с семьей осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних совместно со специалистами учреждений социальной защиты населения. На каждую семью, находящуюся в социально опасном положении, на консилиуме специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляются индивидуальные программы работы с семьей. Если в территории функционируют несколько видов учреждений системы социальной защиты населения (ЦСОН с отделением помощи семье и детям, СРЦ с приютом, центр " Семья" ), то семьи распределяются между ними в зависимости от сложности ситуации. При этом базой хранения всей информации о семьях, находящихся в социально опасном положении, являются отделения помощи семье и детям центров социального обслуживания населения или центры " Семья". Все органы и ведомства, работающие в соответствии со своей компетенцией по реализации индивидуальных программ комплексной реабилитации семей, по мере выполнения мероприятий обязаны сообщать о результатах выполнения мероприятий плана в учреждение социальной защиты населения для внесения данной информации в социальные паспорта.
Контроль за работой с семьями. Комиссия по делам несовершеннолетних проводит периодические выборочные проверки социальных паспортов семей и вносит замечания, предложения по выполнению индивидуальных программ комплексной реабилитации. Два раза в год на основе изучения актов обследования семей специалистами учреждений социальной защиты населения проводится анализ ситуации в семьях, ставится вопрос о снятии с учета или продолжении работы с семьей. Аналитическая информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних. Основы организации работы с семьями по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних на областном уровне проиллюстрированы табл. 2.
Таблица 2 Основные субъекты системы профилактической работы с семьями и их функции
Контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 1. Органы государственной власти области в пределах своей компетенции в установленном порядке осуществляют контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в вопросах работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
2. Ведомственный контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних осуществляется вышестоящими должностными лицами и органами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется соответствующими нормативными правовыми актами. 3. Прокурорский надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется прокуратурой в соответствии с Федеральным законом от 17. 01. 1992 N 2202-1 " О прокуратуре Российской Федерации". Кроме задачи предупреждения беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних стоит задача их реабилитации и реабилитации их семьи, находящейся в социально опасном положении. Во исполнение этой задачи принимаются соответствующие индивидуальные программы, которые должны неукоснительно исполняться. Ниже приводим пример такой программы. 4. В ходе всей деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних одной из основных задач является соблюдение и защита их прав и законных интересов, как родителями и иными воспитателями детей, так и органами, осуществляющими указанную деятельность. Права несовершеннолетних перечислены в комментарии к преамбуле настоящего Закона. Кроме того, несовершеннолетние имеют право на квалифицированную медицинскую, психологическую помощь, оказание материальной помощи, профессиональную подготовку, иные права, изложенные выше в комментарии к данной статье. Также несовершеннолетние, совершившие правонарушение, имеют право на юридическую помощь адвоката. 5. В процессе изложенной деятельности органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних также выполняется задача выявления и пресечения случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. О таких случаях немедленно должны информироваться территориальные органы внутренних дел и прокуратура, которые в соответствии с законодательством (УПК РФ, КоАП РФ) рассматривают поступившие к ним сообщения и принимают решение о возбуждении или отказе в возбуждении соответствующего дела. 6. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах: - законности, то есть неукоснительного соблюдения требований Конституции РФ, законов и подзаконных актов;
- демократизма, то есть простоты и доступности в обращении с окружающими; - гуманного обращения с несовершеннолетними, то есть проявления человечности и отзывчивости в обращении с ними; - поддержки семьи и взаимодействия с ней, то есть проведения комплекса мероприятий по выведению семьи из социально опасного положения; - индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, то есть достижение психологического контакта с несовершеннолетним, доверительных отношений с ним и неразглашение полученной от него информации другим лицам, за исключением случаев, когда это может нанести вред здоровью или жизни граждан, а также иные тяжкие последствия; - государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Такая поддержка может заключаться в материальной, методической, кадровой помощи, принятии нормативных актов, регулирующих вопросы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и облегчающих такую деятельность, и т. д.; - обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних перечислены в ст. 4 закона о профилактике. К ним относятся: - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; - органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием; - органы опеки и попечительства; - органы по делам молодежи; - органы управления здравоохранением; - органы службы занятости; - органы внутренних дел. Первым и, следовательно, наиболее главным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комментируемый Закон называет комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Так, ст. 11 настоящего Закона отводит комиссиям по делам несовершеннолетних роль, прежде всего, координирующего органа в системе остальных органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии по делам несовершеннолетних образуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Основными задачами этой Комиссии являются: - координация деятельности министерств и ведомств Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов; - подготовка предложений для Правительства Российской Федерации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов; - оказание организационно-методической помощи комиссиям по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Компетенция органов управления социальной защиты населения в области профилактики безнадзорности и правонарушения среди несовершеннолетних изложена в комментарии к ст. 12 Закона. Органы управления социальной защиты населения создаются при муниципальных органах власти. Их деятельность координируют и направляют Министерства труда и социального развития субъектов РФ и Министерство труда и социального развития РФ. Органы управления социальной защиты населения среди прочих полномочий контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений. К учреждениям социального обслуживания относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защиты населения относятся: 1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; 3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве. К следующей группе органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся органы опеки и попечительства. Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Компетенция органов опеки и попечительства определена положениями Семейного кодекса РФ, а также в ст. 16 Закона о профилактике. В числе основных задач органов опеки и попечительства в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних приведенные Законы субъектов РФ указывают обеспечение оптимальных условий жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, осуществление контроля за их содержанием, воспитанием и образованием. Защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних. К следующей группе органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся органы по делам молодежи. Компетенция данных органов в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних определена в ст. 17 Закона о профилактике. Деятельность органов по делам молодежи находится в ведении Министерства образования и науки РФ, что следует из п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280), согласно которому Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Согласно письму Минобразования РФ от 1 ноября 2002 г. N 5 " О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи" подростково-молодежные клубы (центры) являются образовательными учреждениями дополнительного образования детей. К следующей группе органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся органы управления здравоохранением. Компетенция органов управления здравоохранением в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних изложена в ст. 18 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 18 исследуемого Закона). Статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ " Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" закрепляет обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья осуществлять в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. Также указанный Закон в ст. 12 закрепляет обязанность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ осуществлять мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. Кроме того, закреплена обязанность устанавливать социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении. К следующей группе органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся органы службы занятости. Направления деятельности данных органов применительно к области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних изложены в ст. 19 комментируемого Закона. Правовую основу для деятельности органов службы занятости кроме исследуемого Закона составляет Закон " О занятости населения в РФ" и принятые в его развитие нормативные акты. К следующей группе органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся органы внутренних дел. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Итак, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны информировать нижеуказанные органы о следующих обстоятельствах: 1) орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 " О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, осуществляют уголовное преследование, координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а также исполняют иные полномочия, возложенные на них законами РФ. 2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 3) орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию. В соответствии с положениями действующего законодательства органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. 4) орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении. Необходимость информирования указанного органа о данных фактах должна способствовать исполнению этим органом его полномочий, изложенных в ст. 12 исследуемого Закона (см. комментарий к данной статье); 5) орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия. 6) орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. Данная информация помогает указанному органу своевременно оказывать несовершеннолетним помощь по их лечению от алкоголизма и наркомании и связанных с этими явлениями заболеваний; 7) орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях. Получение данной информации способствует исполнению данным органом его полномочий, изложенных в ст. 14 комментируемого Закона, а также его обязанности по контролю за оказанием образовательных услуг надлежащего качества; 8) орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости. Данные органы должны привлекать несовершеннолетних к проведению такого отдыха и досуга, которые являлись бы приемлемыми для общества, развивающими таланты детей, которые помогли бы им в будущем в получении профессии, становлении как личности. ВЫВОД
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|