Созерцание, наслаждение, удивление, вкус к жизни, высшие переживания
Кроме эстетических переживаний источником удовольствия и наслаждениямогут стать и другие переживания, как, собственно, и жизнь как таковая.Такого рода удовольствие вряд ли можно назвать мотивированным феноменом,скорее оно является высшей целью мотивированной деятельности, эпифеноменомбазового удовлетворения. Мистический опыт, восторг, изумление, восхищение, благоговение передтайной ╬ все эти переживания родственны эстетическим; мы не стремимся и неготовимся к ним, они настигают нас внезапно, точно так же, как музыкаврывается в душу человека. И вместе с тем они, несомненно, представляютсобой высшие переживания, они не инструментальны, мы не ищем в них пользы,не пытаемся изменить с их помощью мир. Все сказанное справедливо и вотношении досуга, хобби, увлечений, если, конечно, правильно определить этипонятия (375). Наверное, было бы уместно выделить два аспекта такого рода высшихнаслаждений: 1) удовольствие от активности, как его понимал Бюлер, и 2)удовольствие от процесса жизни как таковой (животное, биологическоеудовольствие, вкус к жизни). Эти два вида наслаждения настолько тесновзаимосвязаны, что их практически невозможно различить в реальной жизни. Сособой наглядностью эта взаимосвязь проявляется у детей. Ребенок, узнавчто-либо или научившись чему-либо, азартно тренирует новый навык, без усталидемонстрирует свое знание или умение перед окружающими. Его подстегиваетудовольствие, которое доставляет ему его активность и оттачиваемоемастерство. Представьте хотя бы ребенка, обучившегося новому танцу. Чтокасается чисто животного, биологического удовольствия, то всякий, ктокогда-либо испытывал тошноту или страдал несварением желудка, знает, какоенаслаждение может принести избавление от недуга. Этот вид удовольствия ╬непременное следствие выздоровления, это немотивированный побочный продуктздоровья и жизни.
СТИЛЬ И ВКУСЫ
В главе 10 мы вслед за Олпортом (8), Вернером (464) и Вертхаймером(465, 467) определили стиль поведения как противоположность его функциям ицелям, как один из примеров экспрессии. Для иллюстрации и подтверждения данного тезиса я хотел бы привестинекоторые данные, опубликованные мною в 1939 году (305). Я пыталсяопределить, как на поведенческом уровне проявляет себя у женщин такая чертахарактера как доминантность или, выражаясь точнее, уровень доми-нантности. Яподразделил выборку на две группы ╬ группу высокодоминантных (сильных,уверенных в себе, с высокой самооценкой) женщин и низкодоминантных(пассивных, робких, с низкой самооценкой). Поведение женщин было настолькохарактерным, что в конце концов я смог безошибочно относить женщину к томуили другому типу, просто наблюдая за ее походкой, манерой говорить и т.п.Характер женщины проявлялся не только в функциональном, мотивированномповедении, но также и в ее вкусах, в манере одеваться, в улыбке. Остановлюсьна этом подробнее. Женщина с сильным характером склонна отдавать предпочтение пище ссильным, резким вкусом; она любит соленое, острое, пряное и горькое;например, из двух сортов сыра она выберет сыр с резким вкусом и запахом. Ейнравятся деликатесы, даже те из них, которые у некоторых людей могут вызватьотвращение, например, улитки. Она с удовольствием пробует новую, незнакомуюпищу ╬ например, жареных лягушек или мясо змеи. Этим женщинам не свойственныжеманство, мелочная требовательность, брезгливость; неаппетитный вид пищи невызывает у них отвращения. При этом они гораздо более чувственны и получаютбольшее наслаждение от вкусной еды, чем низкодоминантные женщины. По принципу физиогномического изоморфизма (464) эти же качестваобнаруживают себя и в других сферах жизнедеятельности доминантных женщин.Они резки, уверенны и решительны в высказываниях; они предпочитают мужчинсильных, твердых и решительных; они способны твердо и решительнопротивостоять любой попытке эксплуатации или манипуляции. Мои выводы были подтверждены исследованием Айзенберга (118). Онобнаружил, например, что женщины, набравшие наибольшее количество баллов потесту базовой безопасности (294), проявляли большую раскованность в общениис экспериментатором. Такие женщины нередко опаздывали к началу экспериментаи при этом не считали нужным как-то оправдаться или извиниться; их отношениек экспериментатору было лишено подобострастной почтительности; они непроявляли ни малейшего волнения или стеснения, непринужденно усаживались вкресло, спокойно принимали предложенную сигарету или чашку кофе, словом,чувствовали себя совершенно свободно. Еще более ярко сила характера этих женщин проявлялась в сексуальнойсфере (311). Их отношение к сексу можно назвать языческим. Понятие "девичьячесть" для них не более чем метафора, среди них почти не было девственниц.Такие женщины не выказывают отвращения к неконвенциональным формамсексуальности. Они не видели ничего постыдного в мастурбации илипромискуитете, могут позволить себе гомосексуальные эксперименты,куннилингус, фелляцию (fellatio), анальный секс. Иначе говоря, сильнаяженщина и в сексуальной сфере отличается твердостью, решительностью ирадикализмом. Советую также обратить внимание и на работы других авторов(107). В неопубликованном эксперименте Карпентера (79) изучались различия вмузыкальных вкусах высоко- и низкодоминантных женщин. Результаты, полученныев ходе эксперимента подтвердили предположение автора о том, что сильныеженщины открыты для восприятия странной, непонятной, незнакомой музыки.Немелодичная музыка, которую иные назвали бы какофонией, не раздражала и непугала их; больше, чем благозвучие, они ценят в музыке мощь. Эксперимент Мидоу (335) показал, что сильные женщины под воздействиемстрессогенных факторов обнаруживают гораздо меньшее подавлениеинтеллектуальных способностей по сравнению с женщинами с низкимипоказателями по тесту базовой безопасности (робкие, пассивные, неуверенные).В этой связи рекомендую обратиться к моим комментариям экспериментовМак-Клелланда, посвященным изучению потребности в достижении (297а). Во всех примерах, что я привел здесь, поведенческие характеристикииспытуемых немотивированы, экспрессивны по своей природе; они выражаютсущность характера в той же мере, в какой музыка Моцарта несет в себемоцартовское начало, они столь же индивидуальны, как сделанная Ренуаромкопия картины Делакруа, которая больше похожа на Ренуара, чем на Делакруа,так же экспрессивны, как рассказы по картинкам ТАТ и протоколы тестаРоршаха, как почерк и игра в куклы.
ИГРА
В современной литературе, посвященной игротерапии и диагностике спомощью игровых методов, мы находим все больше указаний на то, что в игреможно усмотреть и функциональные, и экспрессивные черты, что игра можетсодержать в себе одновременно и функциональное, и экспрессивное начало (см.стр. 122). Это умозаключение, столь умозрительное на первый взгляд, в скоромвремени заставит нас подвергнуть ревизии все ныне существующие теории игры,в соответствии с которыми игра рассматривается как функциональный,мотивированный феномен. Давайте применим предложенное намипротивопоставление между преодолением и становлением, междуфункциональностью и экспрессией в область зоопсихологии, ╬ это, как мнекажется, позволит нам прийти к более реалистическому пониманию феномена игрыу животных. Чтобы открыть новую главу в исследовании игры, требуется лишьпризнать, что игра может быть "бесполезной" и немотивированной формойактивности, может быть целью, а не средством достижения цели, феноменомбытия, а не инструментом адаптации. То же самое, вероятно, можно сказать отаких сугубо человеческих реакциях, как радость, веселье, смех, эйфория ит.п.