Отчужденность и индивидуализм
Тот факт, что самоактуализированные люди даже в любви способныоставаться отчужденными, сохраняют свою индивидуальность и личностнуюавтономность, может показаться парадоксальным, так как индивидуализм иотчужденность, на первый взгляд, абсолютно несовместимы с той особого родалюбовной идентификацией, которую мы обнаружили у само-актуалиэированныхиндивидуумов. Но это ╬ лишь кажущийся парадокс. Я уже говорил о том, чтоотчужденность здорового человека может гармонично сочетаться с егоабсолютной, полной идентификацией с предметом своей любви. Удивительно, но осамоактуализированных людях можно сказать, что они одновременно и самыебольшие индивидуалисты, и самые последовательные альтруисты, существа,крайне социальные и до восхищения способные любить. В рамках нашей культурыиндивидуализм принято противопоставлять альтруизму, эти два свойства приняторассматривать в качестве крайних пределов единого континуума, но мы ужеговорили о том, что Подобная точка зрения ошибочна и требует тщательнойкорректировки. В характере самоактуализированного человека эти качествамирно сосуществуют, на их примере мы в который уже раз видим разрешениенеразрешимой дихотомии. Мои испытуемые отличаются от обычных людей здоровой долей эгоизма исильно развитым чувством самоуважения. Эти люди не склонны без нуждыпоступаться своими интересами. Самоактуализированные люди умеют любить, но их любовь и уважение кдругим неразрывно связаны с самоуважением. Об этих людях нельзя сказать, чтоони нуждаются в партнере. Они могут быть чрезвычайно близки с любимымчеловеком, но они не воспримут разлуку с ним как катастрофу. Они нецепляются за любимого и не держат его на привязи, он не становится для нихякорем или обузой. Они способны на поистине огромное, глубочайшееудовлетворение от отношений с любимым человеком, но разлуку с ним онипринимают с философским стоицизмом. Даже смерть любимого не в состояниилишить их силы и мужества. Даже переживая очень бурный любовный роман, этилюди не отказываются от права быть самим собой, остаются единовластнымихозяевами собственной жизни и судьбы. Я думаю, что если мы сможем получить убедительные подтверждения этомунаблюдению, то это заставит нас пересмотреть или, по крайней мере, расширитьпринятое в нашей культуре определение идеальной, или здоровой, любви. Мыпривыкли определять ее как полное слияние двух Я, как утрату собственнойотдельности, как отказ от собственной индивидуальности. Все это верно, ноданные, которыми мы располагаем, позволяют нам предположить, что в здоровойлюбви наряду с утратой индивидуальности происходит и укреплениеиндивидуальности обоих партнеров, что слияние двух Я означает не ослабление,а усиление каждого из них. По-видимому, для самоактуализированного человекаэти две тенденции ╬ тенденция к самотрансценденции и тенденция к укреплениюиндивидуальности ╬ нисколько не противоречат друг другу, напротив, онидополняют и подкрепляют друг друга. Самотрансценденция возможна только приусловии сильной, здоровой самоидентичности. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ, "ХОРОШИЙ ВКУС" И ЗДОРОВАЯ ЛЮБОВЬ
ГЛАВА 13
ВСТУПЛЕНИЕ Изучение любого переживания, любого типа поведения и любого индивидуумаможет быть произведено двумя способами, с использованием одного из двухподходов. Психолог либо изучает переживание (поведение, человека) в егоцелостности и неповторимости, как уникальное и идиосинкратическое явление,отличное от любого другого явления в мире, либо он относится к нему как ктипичному переживанию, представляющему тот или иной класс, ту или инуюкатегорию переживаний. Второй способ изучения, собственно говоря, нельзядаже назвать "изучением" в строгом смысле этого слова, потому что в данномслучае психолог не исследует явление, не воспринимает его во всей егополноте, ╬ его действия подобны действиям клерка, который, пробежав документглазами, тут же определяет ему место в каталоге, заносит его всоответствующую рубрику. Деятельность такого рода я называю "рубрификацией".Те, кто питают неприязнь к неологизмам, могут использовать другое название ╬"абстрагирование по типу Бергсона43 и Уайтхеда" (475). Именно эти двамыслителя особенно подчеркивали опасность абстрагирования.46 К необходимости четко обозначить границы, отделяющие эти два способапознания, нас подталкивает анализ теоретических концепций, составляющихбазис современной психологии. В американской психологии отмечаются следыопасной тенденции: психологи чаще всего склонны воспринимать реальность какнечто постоянное и дискретное, им проще расчленить действительность намножество отдельных, не связанных между собой феноменов и изучать каждый изних по отдельности, как некую четко очерченную категорию. Им в тягостьвыявлять сложный паттерн внутренних взаимосвязей психологического феномена,прослеживать его динамику и развитие. Другими словами, они воспринимаютреальность не как процесс, а как состояние. Очень многие слабости и ошибкиакадемической психологии объясняются именно этой слепотой к динамическому ихолистическому аспектам процесса. Акт внимания может отличаться от актачистого, свежего восприятия, который всецело детерминирован природойвоспринимаемой реальности. Предпосылки для акта внимания могут находиться нетолько в природе реальности, но и в индивидуальной природе оизма, винтересах человека, в его мотивах, предубеждениях, прошлом опыте и т.д. Однако в контексте нашей дискуссии уместно было бы провести различия нестолько между процессами внимания и восприятия, сколько между двумядиаметрально противоположными типами внимания. О внимании можно говоритьлибо как о свежей, идиосинкратической реакции индивидуума на уникальныесвойства объекта, либо как о попытке индивидуума подчинить внешнююреальность некой предустановленной в сознании индивидуума классификации. Вовтором случае мы имеем дело не с познанием мира, а с распознанием в нем техчерт, которыми мы сами же и наделили его. Такого рода "познание" слепо кдинамике, к флуктуациям и новизне, это скорее рационализация прошлого опыта,попытка сохранить status quo. Сохранить status quo можно, обращая вниманиетолько на знакомые аспекты реальности или же облекая новые формы реальностив знакомые очертания. Положительные и отрицательные стороны рубрифицированного вниманияодинаково очевидны. Ясно, что рубрификация позволяет проще относиться кобъекту, позволяет не перенапрягать внимание. Рубрификация гораздо менееутомительна, чем истинное внимание, она не требует от организма напряжения иусилий, не требует мобилизации всех ресурсов организма. Концентрациявнимания, необходимая для верного восприятия и сущностного понимания важнойили незнакомой проблемы, чрезвычайно утомительна, и потому человек редкопозволяет себе такую роскошь. Примерами рубрифицирующего внимания могутстать чтение "по диагонали", краткие сводки новостей, дайджесты, "мыльныеоперы", разговоры о погоде. Очень часто мы отдаем предпочтение всемувышеперечисленному в стремлении избежать столкновения с реальнымипроблемами, соглашаясь ради этого даже на стереотипные псевдорешения. Рубрифицированное внимание не воспринимает объект в его целостности,оно обращено лишь к той его характеристике, которая может послужить дляотнесения объекта в ту или иную категорию. Рубрификация дает человекувозможность автоматизировать поведение, возможность для рефлекторногоисполнения простых действий, что в свою очередь помогает сберечь энергию дляосуществления более сложных поведенческих актов, позволяет заниматьсянесколькими делами одновременно. Другими словами, человек освобождается отнеобходимости замечать уже известное, он уже не должен быть стольбдительным, он оставляет эту обузу рубрифицированному вниманию, исполняющемуобязанности швейцара, привратника, официанта, лифтера и прочих людей вуниформе.47 Но тут же перед нами во весь рост встает следующий парадокс. Несмотряна то, что мы склонны не замечать нового, отвергать то, что не укладываетсяв имеющийся набор рубрик, именно оно, это новое, необычное, незнакомое,опасное, угрожающее притягивает к себе особое наше внимание. Незнакомыйстимул может быть нейтральным (новые занавески на окне), но может таить всебе угрозу (крик в темноте). Большее внимание притягивают к себе"опасно-незнакомые" стимулы, гораздо меньше внимания мы уделяем стимулам"безопасно-знакомым". "Безопасно-незнакомые" стимулы либо привлекают к себеумеренную долю нашего внимания, либо мы заставляем их стать"безопасно-знакомыми", то есть рубрифицируем их.48 Эта любопытная тенденция, выражающаяся в том, что новые стимулы либововсе не привлекают нашего внимание, либо приковывают его, наводит меня навесьма интересные размышления. Мне кажется, что большая часть нашего (неслишком здорового) населения склонна обращать внимание только на угрожающиестимулы, как если бы функция внимания состояла исключительно в том, чтобыпредупреждать нас об опасности и запускать реакцию бегства. Мы не замечаемявлений, не представляющих угрозы, словно эти явления не заслуживают нашеговнимания или любой другой реакции, когнитивной или эмоциональной. Такимобразом, сама жизнь представляется либо вечным столкновением с опасностью,либо передышкой между угрожающими ситуациями, следующими одна за другой. Но есть и иные люди, люди, совершенно иначе взирающие на эту жизнь.Обладая базовым чувством безопасности и уверенностью в себе, они могутпозволить себе такую роскошь, как наслаждение жизнью. Их внимание незашорено задачей выживания, эти люди способны воспринимать жизнь во всем еемногообразии, они умеют испытывать приятное возбуждение, радость и восторг.Подобного рода позитивная установка, неважно, умеренно она выражена илиинтенсивно, сопровождается она легким возбуждением или головокружительнымэкстазом, столь же мощно, как и реакция на угрозу, мобилизует вегетативнуюнервную систему, задействует висцеральные и другие функции организма.Основное различие между позитивной реакцией и реакцией на угрозу состоит втом, что одна несет с собой приятные переживания, в то время как другая ╬одни лишь неприятные ощущения. Можно сказать иначе ╬ одни люди пассивноприспосабливаются к реальности, тогда как другие способны радоваться жизни иактивно взаимодействовать с действительностью. Главным фактором стольразличного отношения к жизни является, по-видимому, душевное здоровье.Внимание высокотревожных людей может быть возбуждено главным образомкритическими ситуациями, ситуациями угрозы, эти люди воспринимают мирисключительно в терминах "опасность-безопасность". Пожалуй, абсолютной противоположностью рубрифицирующему вниманиюявляется так называемое "произвольное внимание", о котором говорил Фрейд.49Заметьте, Фрейд советует терапевту слушать пациента пассивно, ибо активноевнимание замутняет восприятие реальности, собственные ожидания терапевта поотношению к реальности могут заглушить ее голос, особенно если он слаб иневнятен. Фрейд рекомендует пассивно и смиренно внимать голосу реальности,подчинить свое восприятие внутренней природе воспринимаемой реальности. Этозначит, что к любому явлению мы должны относиться как к уникальному инеповторимому, не пытаясь втиснуть его в рамки теории, схемы или концепции,напротив, подчиняясь его собственной природе. Другими словами, Фрейдсоветует нам встать на позицию проблемоцентризма в противовес эгоцентризму.Если мы хотим воспринять эмпирический опыт per se, постичь его сущность, мыдолжны стряхнуть с себя ограничения собственного Я, освободиться от своихнадежд, ожиданий и страхов. В контексте нашей дискуссии любопытно было бы оценить затасканноепротивопоставление художника ученому. Настоящий ученый и настоящий художниксовершенно по-разному воспринимают реальность. Ученый стремитсяклассифицировать ее ╬ всякое новое явление он соотносит с другими, ужеизвестными ему, старается найти для него место в единой картине мира,пытается выявить его общие и частные аспекты, на основе которых даетопределение этому явлению, обозначает его тем или иным понятием, навешиваетна него ярлык, то есть классифицирует его. Художник же, если он истинныйхудожник, как разумели это понятие Бергсон, Крое и др., заинтересовануникальной, идиосинкратической природой представшего его взору явления. Вовсем он видит особость. Каждое яблоко для него уникально, каждый человек,каждое дерево и каждая гипсовая голова воспринимаются им в их неповторимомсвоеобразии. По меткому выражению одного критика, художник "видит то, на чтодругие только смотрят". Ему не интересна процедура классификации, он нераскладывает по полочкам свои впечатления, не систематизирует их. Задачахудожника состоит в том, чтобы сохранить впечатление от реальности и затемперенести его на холст, запечатлеть его так, чтобы другие, менеевосприимчивые люди могли получить столь же свежее впечатление, какое получилон. Хорошо сказал Симмел: "Ученый видит, потому что знает, тогда какхудожник знает, потому что видит."10 Хочу поделиться еще одним наблюдением, которое находится в прямой связис предложенным нами разграничением. Люди, которых я называю истиннымихудожниками, отличаются от обычных людей по меньшей мере одной способностью.Они умеют любой чувственный опыт, будь то закат солнца или цветок, встречатьс таким восторгом, с таким восхищением и трепетным вниманием, как если быэто был первый в их жизни закат или первый увиденный ими цветок.Среднестатистическому человеку достаточно пару раз встретиться с чудом,чтобы привыкнуть к нему, в то время как истинный художник не устаетудивляться чуду, даже если сталкивается с ним каждый день. "Из всех людей,не устающих удивляться миру, он единственный видит его красоту".РУБРИФИКАЦИЯ И ВОСПРИЯТИЕ
РУБРИФИКАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ Если человек пытается решить актуальную проблему с помощью готовогонабора решений, можно говорить о шаблонности его мышления. Решение проблемыс помощью шаблона проходит два этапа: 1) отнесение конкретной проблемы копределенной категории проблем, и 2) выбор решения, наиболее эффективногодля данной категории проблем. Таким образом, мы вновь имеем дело склассификацией или рубрификацией. Одна из тенденций, свойственных рубрификации, проявляющаяся и впроцессах внимания, и в восприятии, и в мышлении, и в экспрессивных актах, снаибольшей наглядностью проступает в феномене привычки. Эту тенденцию можноназвать стремлением "заморозить реальность".52 Мы знаем, что реальностьнаходится в вечном, непрерывном движении. Теоретически, в мире нет ничегопостоянного (хотя в практических целях многие вещи подлежат рассмотрению внединамики), и если следовать этой теории, то мы должны признать, что всякийопыт, всякое событие, всякое поведение так или иначе, в том или ином своемкачестве (либо существенном, либо несущественном) отличаются от любогодругого опыта, события и поведения, уже представленных или еще непредставленных в реальности.55 Этот базовый, непреложный факт, как неоднократно подчеркивал Уайтхед,должен стать основой и житейского здравого смысла, и научной теории, ифилософии науки в целом. Но мы почему-то склонны забывать о нем. Несмотря нато, что стараниями древних мудрецов и философов наука освободилась отархаичного представления о предвечной и неизменной материальности изначальнопустого пространства, в быту, в наших житейских малонаучных поступках этопредставление до сих пор живо. Факт изменчивости мира, его непостоянства идвижения признается нами только на словах и не вызывает у нас радостногоэнтузиазма. Мы по-прежнему в глубине души остаемся верными последователямиНьютона (287). Таким образом, всякую реакцию, названную нами рубрифицирован-нои, можносчитать "попыткой заморозить, запретить постоянное изменение окружающейреальности, предпринимаемой для удобства взаимодействия с ним", как если быизменчивость чем-то мешала этому взамодействию. Наверное, самым нагляднымвоплощением этой тенденции является дифференциальное исчисление ╬ ловкийприем, изобретенный математиками-атомистами, позволяющий им рассматриватьдвижение и изменение в статичном виде. Однако в контексте нашей проблематикиболее уместными будут примеры из области психологии. Очевидно, что привычка,как, собственно, любая разновидность репродуктивного научения, можетпослужить прекрасным примером вышеописанной тенденции, свойственнойограниченным, ригидным людям. Неспособные взаимодействовать с постоянноменяющейся реальностью, они с помощью привычек пытаются ограничить ее. Похоже, нам следует согласиться с Джеймсом, определившим привычку какконсервативный механизм (211). Тому есть несколько оснований. Во-первых,привычка, как всякая условная реакция, уже самим фактом своего существованияблокирует формирование других реакций на актуальную проблему. Но есть идругое, не менее важное основание, которое, несмотря на его важность, редкоучитывают сторонники теории научения. Я говорю о том, что процесс научения ╬это не только выработка тех или иных мышечных реакций и навыков, но также ипроцесс формирования аффективных предпочтений. Когда ребенок учитсяговорить, он не только осваивает навыки произношения и понимания слов,одновременно с этим он приобретает основания для предпочтения родного языка(309).54 Научение нельзя считать эмоционально нейтральным процессом. Мы не можемсказать: "Если мы научаемся неверной реакции, мы всегда можем отказаться отнее и заменить ее на адекватную реакцию". Процесс научения всегда требует отнас определенных эмоциональных и личностных трат, и в какой-то мере мыстановимся рабами приобретенного навыка. Очевидно, что если вы хотитенаучиться говорить по-французски, но у преподавателя, который беретсяобучить вас, дурное произношение, то вам лучше не торопиться, а постаратьсяподыскать учителя получше. Следуя этой же логике, нам не следует соглашатьсяс чрезмерно легким, поверхностным отношением к научной теории, воплощенным врасхожей поговорке: "Лучше ложная теория, чем никакая". Если вышеприведенныерассуждения хоть сколько-нибудь верны, то все не так просто, как кажетсянекоторым ученым, очень может быть, что лучше и не мнить себя труженикомнауки, если становишься рабом ложного посыла. Как гласит испанская мудрость:"Паутина привычек крепче железных оков". Мне бы не хотелось, чтобы вы подумали, что я критически отношусь ксамому процессу научения, мой критицизм распространяется только на научениеатомистическое и репродуктивное, то есть на такой вид научения, при которомчеловек запоминает и воспроизводит изолированные ad hoc реакции. Ксожалению, слишком многие психологи склонны рассматривать только этот типнаучения, словно это единственный механизм, с помощью которого прошлый опытможет влиять на реальные проблемы, встающие перед человеком, словновзаимодействие прошлого с настоящим ограничивается лишь механическимвоспроизведением прошлого опыта для решения актуальной проблемы. Наивностьтакой точки зрения очевидна. Ведь самые важные уроки, из тех, чтопреподносит нам жизнь, ни в коей мере не атомистичны, не репродуктивны.Самое важное влияние прошлого опыта и самый важный тип научения, ╬ этонаучение характеру или сущностное научение (311а). В процессе этого наученияпрошлый опыт формирует саму характерологическую структуру индивидуума.Человек не копит опыт как монеты в копилке; если в опыте есть хоть что-тосущественное, то опыт изменяет самого человека. Так, трагическое переживаниеспособствует обретению зрелости, мудрости, терпимости, мужественности,способности решить любую проблему взрослой жизни. (В соответствии же склассической теорией научения, опыт не дает индивидууму ничего, кроме некойтехники разрешения определенной проблемной ситуации, например, ситуациисмерти матери.) Такой тип научения куда как более важен, полезен ипоучителен, нежели классические примеры научения, вроде слепой ассоциациимежду бессмысленными слогами, ╬ эти эксперименты, на мой взгляд, страшнодалеки от реальной жизни.'5 Если жизнь ╬ это непрерывное движение, непрерывный процесс, то каждыйее миг непохож на все, что было раньше, он нов и уникален. Теоретически,любая проблема, встающая перед человеком, ╬ это новая проблема. Согласившисьс неповторимостью каждого мгновения жизни, мы должны будем согласиться и стем, что типичной можно счесть каждую проблему, которая еще не стояла перединдивидуумом и которая существенно отличается от любой другой проблемы. Инаоборот, проблему, схожую с прошлыми проблемами, согласно этой же теории,следует рассматривать как особый случай, как исключение из правила. Если нашподход верен, то апелляция к прошлому опыту и использование готовых ad hocрешений могут быть так же опасны, как и полезны. Я убежден, что будущиеисследователи подтвердят не только теоретическую, но и практическую правотуэтого предположения. Во всяком случае, каких бы теоретических взглядов мы нипридерживались, приходится признать, что, по крайней мере, некоторыежизненные проблемы новы и потому им следует искать новых решений.36 С биологической точки зрения навыки (они же привычки) играют двоякуюроль в адаптации ╬ они так же необходимы, сколь и вредны. В основе всякогонавыка лежит ложный посыл, заключающийся в том, что мир постоянен,неизменен, статичен, но, несмотря на это, мы продолжаем считать навыки однимиз самых эффективных средств адаптации к изменчивым, непос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|