Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность




Поговорим о такой характеристике самоактуализированного человека,которая во многом похожа на уже перечисленные нами. Я имею в видусвойственную этим людям относительную независимость от физической исоциальной среды. Главными мотивами самоактуализированного человека являютсяне потребности дефициентных уровней, а мотивы роста, и потому эти люди почтине зависят от внешних обстоятельств, от других люден и от культуры в целом.Источники удовлетворения потребности в росте и развитии находятся не вовнешней среде, а внутри человека ╬ в его потенциях и скрытых ресурсах. Какдерево нуждается в солнечном свете, воде и питании, точно так же всякийчеловек нуждается в безопасности, любви и уважении, и получить их он можеттолько извне. Но в тот момент, когда он получает их, когда внешниеудовлетворители утоляют его внутренний голод, вот тут-то и встает перед нимистинная проблема человеческого бытия, проблема роста и саморазвития, тоесть проблема самоактуализации. Независимость от среды означает более высокую устойчивость перед лицомнеблагоприятных обстоятельств, потрясений, ударов судьбы, депривации,фрустрации и тому подобных вещей. Мои испытуемые умудрялись сохранятьмужество и самообладание даже в самых тяжелых ситуациях, даже в таких,которые обычного, среднестатистического человека могли бы натолкнуть намысль о самоубийстве; эту способность я определил как способность ксамовосстановлению. Люди, не достигшие уровня самоактуализации, движимые потребностямидефициентных уровней, нуждаются в других людях, поскольку только от другихлюдей они могут получить столь необходимые им любовь, безопасность иуважение. Совсем другое дело ╬ самоактуализированные индивидуумы. Для того,чтобы испытать истинное счастье, им не нужны другие люди; напротив, другиемогут даже мешать им, могут стать препятствием на пути развития. Источникиудовлетворения самоактуализированного человека интраиндивидуальны и никак неопосредованы социумом. Эти люди достаточно сильны, чтобы не зависеть отмнения других людей; они не ищут одобрения, похвалы, не ищут даже любви.Признание, популярность, слава, почести, любовь ╬ несущественны для них; всеэти вещи не идут ни в какое сравнение с гложущей их потребностью всаморазвитии, с неутолимым стремлением к внутреннему росту (209, 360, 388,403). Однако, несмотря на все вышесказанное, мы ни на секунду не должнызабывать о том, что самая верная, хотя и не единственная, дорога, ведущая ктакого рода автономности, к свободе от любви и уважения, ╬ это полноеудовлетворение потребностей в любви и уважении.

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ

Самоактуализированные люди обладают удивительной способностьюрадоваться жизни. Их восприятие свежо и наивно. Они не устают удивляться,поражаться, испытывать восторг и трепет перед многочисленными иразнообразными проявлениями жизни, к которым обычный человек давно привык,которых он даже не замечает. Колин Уилсон назвал эту способность чувствомновизны (483). Для такого человека закат солнца, пусть даже он видит его всотый раз, будет так же прекрасен, как и в тот день, когда он увидел еговпервые; любой цветок, любой ребенок может захватить его внимание, можетпредстать перед ним как чудо природы, пусть даже он перевидал на своем векутысячу цветов и сотни детей. Ощущение великого счастья, огромной удачи,благоволения судьбы не покидает его даже спустя тридцать лет после свадьбы;его шестидесятилетняя жена кажется ему такой же красивой, как и сорок летназад. Даже повседневность становится для него источником радости ивозбуждения, любое мгновение жизни может подарить ему восторг. Разумеется,это не означает, что они постоянно пребывают в экстатическом состоянии илиприлагают осознанные усилия, чтобы добиться этого; столь интенсивные чувстваони испытывают лишь время от времени, и эти чувства настигают их внезапно.Человек может десяток раз переправиться через реку, а в одиннадцатый раз кнему вдруг возвращается то чувство трепетного восторга, которое он испытал,впервые увидев живописный ландшафт, открывшийся ему с парома (115). Люди, которых я обследовал, умеют ценить прекрасное, хотя прекрасноекаждый из них понимает по-своему. Для одних источником красоты становитсяприрода, другие обожают детей, третьи получают наслаждение от музыки; новсех их объединяет одно ╬ они черпают вдохновение, восторг и силу в базовых,основополагающих ценностях жизни. Так, например, никто из них неисповедовался мне в том, что испытал восторг от посещения ночного клуба иливечеринки, никто не назвал в качестве источника вдохновения деньги. И еще одно впечатление, которое я вынес из общения с этими людьми. Длянекоторых моих испытуемых секс и все связанные с ним плотские удовольствия ╬не только источник чувственного удовлетворения, но и источник возвышенных,обновляющих и воодушевляющих переживаний, подобных тем, что дарят им музыкаи природа. Подробнее я остановлюсь на этом феномене в следующем разделе. Очень может быть, что причиной для такой насыщенности субъективногоопыта, для такой пронзительности восприятия является особая эффективность ихвосприятия, умения воспринимать реальность в ее конкретных проявлениях,восприятие реальности perse. Можно, пожалуй, сказать, что именно склонностьк рубрификации замыливает нам глаза; если явление, человек или ситуация неинтересны нам, не содержат в себе прямой выгоды или угрозы, мы отмахиваемсяот них, торопимся наклеить какой-нибудь ярлык и забросить в дальний уголпривычной категоризации (46). Я все более и более укрепляюсь во мнении, что неспособность радоватьсяжизни ╬ один из главных источников зла, человеческих трагедий и страданий.Мы с легкостью привыкаем к хорошему, мы воспринимаем его как само собойразумееющееся и потому недооцениваем; как часто мы отказываемся от радостейжизни, без сожаления и раскаяния меняя их на чечевичную похлебку. Как это ниприскорбно, но мы не бережем своих родных, друзей, детей и раскаиваемся вэтом только тогда, когда теряем их. А ведь то же самое можно сказать и онашем отношении к своему здоровью, об отношении к политическим правам иматериальному благополучию, ╬ только лишившись их, мы начинаем понимать ихистинную ценность. Рассуждения Герцберга о производственной "гигиене" (193), понятие St.Neot margin, предложенное Уилсоном (481, 483), равно как и результаты моегособственного исследования "жалоб низших уровней, жалоб высших уровней имета-жалоб" (291) ╬ все говорит нам за то, что жизнь наша станет несравненнолучше, счастливее, если мы научимся радоваться ей, если мы испытаем поотношению к ней такое же глубокое чувство благодарности, которое испытываютсамоактуализированные люди.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...