Теория естественного свободного воспитания Ж. Ж. Руссо
Век просвещения и его вклад в развитие педагогической теории и практики • Французские просветители • Страницы жизни Руссо • Теория естественного свободного воспитания и ее социально-педагогическая значимость • Ориентация на личность ребенка и возрастная периодизация его развития • «Эмиль, или О воспитании»
В Центральной Европе – высокогорной Швейцарии, в изумительно красивой Женеве – есть маленький остров имени великого французского просветителя, философа, романиста, автора опер, драматических произведений, социальных и педагогических трактатов Ж. Ж. Руссо (1712–1778). Остров находится в середине широкой реки Рона. Когда Руссо жил в Женеве, он очень любил это место и много времени проводил на острове под сенью его высоких деревьев. Сейчас на острове стоит памятник Ж. Ж. Руссо: великий писатель восседает в кресле на пьедестале, держит перо, что-то пишет. За свою жизнь Ж. Ж. Руссо действительно много создал, он изумил человечество своими шедеврами: «Элоиза», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании», «Исповедь», трактатами и первым из них – рассуждением «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов», в котором Ж. Ж. Руссо бросил вызов общепризнанному мнению. Трактат Ж. Ж. Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права» привлек внимание К. Маркса. Энгельс писал, что «...уже у Руссо имеются не только рассуждения, как две капли воды схожие с рассуждением К. Маркса в «Капитале», но мы видим у Руссо и в подробностях целый ряд тех же самых диалектических оборотов: процессы, антагонистические по своей природе, содержащие в себе противоречие; превращение определенной крайности в свою противоположность и, наконец, как ядро всего – отрицание отрицания».
Энциклопедист по размаху своих интересов, своего дарования, Ж. Ж. Руссо оставил след в самых разнообразных отраслях человеческого знания. Он писал о театре, о музыке, создал фундаментальное пособие «Музыкальный словарь», написал много социально-политических работ «Рассуждение о науках и искусствах» (1750); «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1774) и др. Взгляды Ж. Ж. Руссо на цели, задачи, методы воспитания сыграли большую роль в развитии педагогики конца XVIII – начала XIX в. Уже во второй половине XVIII в. его имя стало известно в России. Интерес к Ж. Ж. Руссо в России никогда не увядал. Л. Н. Толстой в конце жизни признавался, что находился под сильным впечатлением Руссо. «Я прочел всего Руссо, да, все двадцать томов, включая "Музыкальный словарь". Я не только восхищался им, я боготворил его: в 15 лет я носил на груди медальон с его портретом как образок». Для Л. Н. Толстого «Руссо и Евангелие – два самые сильные и благотворные влияния» на всю жизнь. Творения Ж. Ж. Руссо за последние более чем 200 лет интересовали всех, кто мыслил. Даже его ошибки и парадоксы встречали интерес и понимание. Его могли и не любить, но считали наставником. Он покорял своим гуманизмом, демократизмом, человеколюбием. «В самих его заблуждениях сверкают искры страстного человеколюбия», – писал русский историк и писатель Карамзин. Ж. Ж. Руссо, как и французские просветители, был предшественником французской буржуазной революции. Якобинцы считали его своим учителем. В период их правления Руссо был поставлен памятник, когда якобинцев разбили, то уничтожили и памятник. Что же в учении Ж. Ж. Руссо может не устраивать одних и заставлять преклоняться других? Руссо родился в Швейцарии в семье часовщика. Его мать умерла при родах. Отец нежно любил сына, много времени проводил с ним. Но случаю было угодно, чтобы отец навсегда уехал из Женевы, оставив мальчика под опекой его дяди. У отца Руссо произошло столкновение с одним французским капитаном, который из мести обвинил его, будто тот обнажил шпагу в пределах города. Отца хотели посадить в тюрьму, он требовал, чтобы обвинитель был заключен вместе с ним (согласно закону). Не добившись этого, он уехал из Женевы и на всю жизнь оставил Родину, считая, что затронуты его честь и свобода.
Начинается время обучения мальчика ремеслом. Руссо рано стал зарабатывать на хлеб, был лакеем, секретарем. В своей работе «Исповедь» он пишет, как воспитывали и обучали его, как на долгие годы вошла в его душу мучительная боль, причиненная людьми, которых он любил и уважал больше всего на свете. Ощущение насилия и несправедливости глубоко запечатлелось в душе. Вот некоторые строчки «Исповеди». «Интересное чтение, разговоры, которые оно породило между отцом и мной, воспитали тот свободный и республиканский дух, тот неукротимый и гордый характер, не терпящий ярма и рабства, который мучил меня в продолжение всей моей жизни...» [3.5] Мальчика отдали для обучения к священнику. Он был очень разумным человеком. «Доказательством его умелого руководства служит то, что, несмотря на мою нелюбовь к принуждению, я никогда не вспоминал с отвращением о часах моих занятий, и если я усвоил у него не особенно много, то усвоенному научился без труда и ничего из этого не забыл. ...Пусть представят себе характер, робкий и непокорный в повседневной жизни, но пламенный, гордый, неукротимый в страстях, характер ребенка, всегда повиновавшегося голосу рассудка, всегда встречавшего обращение ласковое, ровное, приветливое, не имевшего даже понятия о несправедливости и в первый раз испытавшего столь ужасную несправедливость со стороны людей, которых он любил и уважал больше всего (его наказали за сломанную гребенку). Какое крушение понятий! Какое смятение чувств! Какой переворот в сердце, в мыслях, во всем его духовном и нравственном существе! Я испытывал только негодование, бешенство и отчаяние. Привязанность, дружба, уважение, доверие уже не соединяли больше учеников и воспитателей; мы уже не смотрели на них, как на богов, читавших в наших сердцах; мы уже меньше стыдились дурных поступков и больше боялись быть уличенными; мы стали скрываться, противоречить и лгать» [3.5, с. 191, 200, 201].
Из Швейцарии Руссо перебрался во Францию. Баронесса Варлен взяла над ним покровительство, обеспечила ему возможность учиться. В 1749 г., по совету Д. Дидро, он принял участие в конкурсе Дижонской академии, написал трактат «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». Ответив на этот вопрос резко отрицательно, Ж. Ж. Руссо показал, что прогресс общества только ухудшал нравы людей, в этом он усматривал определенный закон. Науки расцветают, а люди становятся все более безнравственными. Этот трактат принес 37-летнему автору имя и славу большого философа, за работу была присуждена первая премия. Вопрос о нравственности, о влиянии на нее наук, искусств, заинтересовал автора. Руссо глубоко изучил его и в 1775 г. вышел его новый трактат: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». В нем Руссо обращается к первобытному обществу и называет его золотым веком, так как в нем все равны, нет частной собственности, все голосуют в совете старейшин. Каждый в совете старейшин защищает интересы всех; тот первый человек, который огородил участок земли и сказал: «это мой участок», повинен во всех язвах общества. Частная собственность определена Руссо как корень зла. Вольтер, прочитав его трактат, сказал: «Мне страшно захотелось встать на четвереньки и залезть на дерево». Ж. Ж. Руссо много думал о будущем человеческого общества. В 1762 г. вышел новый трактат «Об общественном договоре, или Принципы политического права». В этой работе Руссо защищает мысль о справедливой, законной борьбе бедных с богатыми, борьбе, которая будет продолжаться до тех пор, пока не будет завоевана республика. Позже эти слова Робеспьер читал перед восставшим народом Парижа: «...править будут народные комиссары, которые будут защищать интересы всех». Для Ж. Ж. Руссо неприемлемо существующее общество, он отрицает феодальный строй с его лживостью и бедностью и защищает общество «свободы, равенства, братства», куда ведут два пути: путь революции и путь просвещения.
В том же 1762 г. выходит в свет новый трактат Руссо, его педагогический роман «Эмиль, или О воспитании». Педагогический роман «Эмиль» вызвал большой отклик в мире. Он резко обличал католических священников в корыстолюбии, жадности. Этот роман имел огромное значение в педагогике. Его автор никогда не был ни учителем, ни педагогом в общепринятом понимании (он даже собственных детей не воспитывал), но для него педагогические вопросы были вопросами преобразования общества на гуманистических, нравственных основах. В «Эмиле» Ж. Ж. Руссо дает идеал воспитания для того, чтобы войти в общество «свободы, равенства и братства». В романе два главных действующих лица – Эмиль (от рождения до 25 лет) и его воспитатель, почти все эти 25 лет проведший рядом с Эмилем, вплоть до его женитьбы на идеальной девушке Софье. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал в своем романе такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося сиротой с малолетства, и берет на себя все обязанности и права родителей. Эмиль таким образом является плодом многолетних усилий своего воспитателя. В двух системах воспитания – Эмиля и Софьи – раскрывается позиция Ж. Ж. Руссо. Эта позиция столь не отвечала взглядам господствующего класса, что роман «Эмиль, или О воспитании» был приговорен к сожжению, Руссо бежал из Франции в Швейцарию, а потом в Англию. Вернулся он во Францию в 1767 г. Период его жизни с 1767 по 1778 гг. изображен в романе Лиона Фейхтвангера «Мудрость чудака». Перед нами Ж. Ж. Руссо – сломленный, поникший, уже на склоне жизни. Но все слышатся слова историка и писателя Карамзина, восхищавшегося гением великого француза: «Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам, ты умер, но дух твой живет в "Эмиле", но сердце твое живет в "Элоизе"». Какими же были социальные взгляды Ж. Ж. Руссо? В основу своих взглядов он положил теорию естественного права Д. Локка: это было право на свободу и собственность, которое людьми было добровольно передано государству. Когда люди находились в естественном состоянии, они были свободны и равны перед природой. Разделение труда – начало неравенства, оно породило частную собственность, прежде всего на землю. При наличии частной собственности люди оказались в неравном положении, поэтому они договорились, что государство будет охранять их права. Современное государство, – считает Руссо, – самое несправедливое, и он провозглашает революционную борьбу и право человека на борьбу за свободу. В результате борьбы должен образоваться новый строй – государство мелких ремесленников, основой которого явится мелкобуржуазная трудовая собственность и общественное устройство, основанное на этой собственности, на труде каждого.
В вопросе о восприятии окружающего нас мира Руссо был сенсуалистом: все, что есть в сознании человека, получено через органы чувств, при посредстве ощущений. Он отрицал официальную религию и был сторонником «религии разума», т. е. он считал, что каждый человек волен верить по-своему. Позиция эта приближает Руссо к деистам. (Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.) Итак, социальные взгляды Ж. Ж. Руссо отличались противоречивостью, почти во всем у него проявляется: диалектичность и односторонность, широта взгляда и крайность мысли; одни его идеи обладали огромной перспективой развития, другие --не имели будущего. Столь же противоречивы были и педагогические взгляды Руссо, наиболее полно и последовательно представленные в «Эмиле». Цель воспитания определяется на основе теории естественного права, т. е. права личности на свободу, которую она умела бы защищать. «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека» – эта первая строчка «Эмиля» [3.1] свидетельствует о том, что Ж. Ж. Руссо не хотел бы доверить воспитание современному ему обществу, так как оно уродует человека и не достигает цели. Целью же воспитания является воспитание настоящего человека, свободного от предрассудков, гуманного, который бы ни от кого не зависел, а жил бы плодами своего труда, ценил бы и умел защищать свою свободу, уважал свободу других, основанную на труде. Детей тружеников, считал Руссо, воспитывать не нужно, поскольку они воспитаны самой жизнью, надо перевоспитывать феодалов, правильно воспитывать их детей, и тогда мир изменится в лучшую сторону. Поэтому героем своего романа он берет мальчика из знатной семьи, причем, по теории Руссо, до двух лет ребенку нужна мать, поэтому в руки воспитателя Эмиль попадает в двухлетнем возрасте. Оберегая ребенка от дурного, развращающего влияния города, Руссо помещает его (и его воспитателя) на лоно природы, в деревню. Таким образом, воспитывая человека для общества, Руссо воспитывает его вне общества. Руссо считает, что человек формируется под влиянием трех факторов воспитания: I. Природа – та наследственность, с которой ребенок приходит в жизнь. II. Вещи – в широком понимании -это среда, окружающая Эмиля. III. Люди. Идеальная система воспитания та, в которой все три фактора действуют в одном направлении, поддерживая и дополняя один другой. Природа ребенка идеальна, прекрасна. Ребенок рождается свободным, любознательным, правдивым, добрым и отзывчивым. Вещи – окружающая среда несправедлива, уродлива, противоречива. При столкновении идеальной природы и уродливых вещей ребенок портится, следовательно, его надо изолировать. Люди – современное общество не может сформировать гражданина, так как нет Отечества. Таким образом, главным фактором воспитания Ж. Ж. Руссо считает природу; вещи и люди лишь создают возможности для воспитания. Основываясь на принципе природосообразности, Руссо утверждает, что воспитание: 1) раскрывает внутренние, природные силы детей: ничего нельзя вносить извне, надо помогать ребенку раскрывать внутренние качества. Эта система получила название педагогического централизма, в котором на первом месте ребенок, раскрытие его внутренних качеств; 2) главный воспитатель – природа, люди-воспитатели создают для этого условия. «Есть единственная профессия в мире, которая не покупается и не продается, – профессия воспитателя». Воспитатель косвенно влияет на воспитание, он воздействует через создание условий, не прибегая к насилию, главная его функция – так руководить интересами ребенка, чтобы ребенок этого не замечал. Ж. Ж. Руссо обосновал идею естественного свободного воспитания. Естественное воспитание – это воспитание сообразно с природой; необходимо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», – писал Руссо. А еще каждый ребенок рождается свободным – это его естественное право, а потому не допустимы зубрежка, суровая дисциплина, телесные наказания, так как это насилие над личностью. Руссо требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами – в этом прогрессивность его идеи свободного воспитания. Руководствуясь идеями естественного свободного воспитания, целью воспитания нового человека, Ж. Ж. Руссо предлагает свою возрастную периодизацию, подробно разрабатывая содержание воспитания в каждый период (см. табл.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|