Школа и педагогика в средние века и эпоху возрождения
Школа и педагогика в Средние века • Реформация • Педагогика эпохи Возрождения Средние века в Западной Европе это огромный временной пласт, охватывающий более двенадцати столетий. Обычно рассматриваются три периода: V–X вв. – раннее Средневековье; XI–XIV вв. – развитое Средневековье и XV–XVI вв. – позднее Средневековье, переходящее в эпоху Возрождения. На всех этапах осуществляла свое влияние религия и как идеология, и как культура, и как мораль, церковь как социальная структура. В оценке Средневековья оправдан формационно-классовый подход, ибо это феодальный строй, господствующей силой которого выступают светские и духовные феодалы, а на другом полюсе – зависимое крестьянство. Средневековье представляется в своем существовании как арена постоянной борьбы за власть и господство над умами и сердцами людей, как непрерывная цепь завоевательных войн, походов и т. д. Вместе с тем, это эпоха, когда создавались непревзойденные образцы во всех областях науки, культуры, искусства, особенно в период позднего Средневековья и эпоху Возрождения. Все это отражается в теории и практике воспитания, образования, обучения. Культура и образование Средневековья всегда вызывали интерес и широко освещались в истории педагогики. Еще до революции была издана книга Н. Сперанского «Очерки по истории народной школы в Западной Европе» (М., 1896), книга П. Г. Мижуева «Главные моменты в развитии западноевропейской школы» (М., 1913) и ряд других работ. Переведенная на русский язык в 1908 г. Н. Сперанским книга немецкого историка педагогики Ф. Паульсена «Исторический очерк развития образования в Германии» содержит огромное количество фактов, ярких описаний, оригинальных оценок.
Большое количество работ, посвященных этой эпохе, включает и советская, и постсоветская история педагогики и как наука, и как учебный предмет. Средневековое образование как утверждение религиозной морали, идеологии, культуры включало целостную систему школьного образования. В раннем Средневековье школы обычно существовали при приходах, как подготовка священника низшего ранга, и особенно при монастырях. Католическая церковь уделяла большое внимание распространению монашества, созданию монастырей и школ при них, как внешних, так и внутренних. Монастыри имели библиотеки, в которых были книги, главным образом, на латинском языке. Особенно плодотворным для развития школ и возрождения античной культуры был период правления (768–814) во Франкском государстве короля Карла Великого, который в 800 г. принял титул императора. Сосредоточием этой культуры и были монастыри. Монахами переписывались, а в монастырских школах изучались произведения Вергилия, Горация, Цицерона. Обучение в монастырских школах чтению и письму было наиболее важным. Овладев техникой чтения и письма, монахи могли читать и переписывать Священное писание, духовные стихи, имеющиеся в монастырях книги, что считалось богоугодным делом. Большое значение придавалось и обучению пению. Изучение нотной грамоты, которая была необходима для богоугодного пения псалмов, так же, как и вообще учение, не давалось легко. Удары палкой, кулаком со стороны недовольного учителя обрушивались непрерывно. Очень часто применялось и наказание розгой. Суровость, жестокость наказаний в средневековой школе – ее характерная особенность. В монастырских школах, а особенно в соборных (кафедральных), которые создавались при соборах, образование для некоторых учащихся переходило на уровень изучения «семи свободных искусств». В него входило изучение тривиума – грамматики, риторики и диалектики и квадривиума – арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Все обучение в школах раннего Средневековья происходило как индивидуальная работа ученика с учителем. Каждый ученик учился в полной независимости от своего соседа, свойственным ему темпом. От организации обучения на основе классно-урочной формы эту школу отделяют века.
Монастырская школа X век
Повсюду вместе с бенедиктинскими монастырями возникали также монастырские школы, и они вместе со школами при соборах были единственными образовательными учреждениями того времени, откуда почерпали образование как высшие, так и низшие слои средневекового общества. Также и в нашем монастыре для школы есть две особых постройки, из которых каждая образует замкнутое целое, своего рода монастырь. В одной из этих построек, которая ближе к церкви и монашеским клаузурам, помещается «внутренняя» школа; в другой, расположенной ближе к монастырской стене, – школа «внешняя». В первую из этих школ направляется теперь через монастырский двор юный, но уже прославленный за свою ученость учитель Маркелл со свитком пергамента и толстым фолиантом в руках. Во внутренней школе живут частью дети, которые со дня рождения предназначены к монашеству, частью – юноши и взрослые, которые намерены вступить в монахи или приняты уже в монастырь. Во внешней школе большей частью учатся дети знатных родителей, которые, получив образование, возвратятся в мирскую жизнь. <...> Как в той, так и в другой школе образование почти одинаковое. Главная задача обеих школ – научить латинскому языку. Этот язык нужен, чтобы можно было читать латинские книги, отправлять божественную службу и разговаривать монахам между собой. Ученики наших школ уже затвердили на латинском языке «Отче наш», «Символ веры», молитву Богородице и весь Псалтырь (150 псалмов). Большая часть их теперь приступила к изучению азбуки, а некоторые перешли к чтению на латинском языке Священного писания, духовных стихотворений, постановлений соборов и творений святых отцов. <...> Некоторые ученики пошли еще далее. Овладев техникой чтения, они обратились к изучению письма и много времени посвящают каллиграфии. Не менее отдают они сил и пению. <...>
Но более способные, прилежные ученики, желавшие продлить свое образование, перешли к углублению в семь «свободных искусств». После изучения группы словесных наук – грамматики, риторики и диалектики (тривиума) – они посвятили свои силы арифметике, астрономии, музыке и геометрии (квадривиуму). Строго ведет школу Маркелл. Розга и палка нередко служат ему для поддержания дисциплины, особенно суровой во внутренней школе, откуда многие из учеников позднее вступят в монахи.* * Тарасов Н.Д., Моравский С. П. Культурно-исторические картины из жизни Западной Европы IV–XVIII вв. // Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Ф.Свадковский. – М., 1936.– Т. 1. –С. 70–71.
Организация и содержание образования сохраняются в основных чертах и в период развитого Средневековья (XI–XIV вв.). Вместе с тем, монархические режимы ряда стран Европы стремятся сосредоточить власть в своих руках, на известную самостоятельность претендуют города, усиливается роль городской культуры. И, как следствие, подвергаются сомнению незыблемые ранее религиозные догматы. В этих условиях служители церкви изыскивают новые способы утверждения веры не только путем расправы с инакомыслящими силами инквизиции, но и путем доказательств истинности самих божественных догм. Возникает новый вид средневековой учености – схоластика, цель которой и заключалась в том, чтобы представить вероучение в форме научного знания. Главным представителем и создателем этого направления в утверждении религиозных догм был Фома Аквинский (1225 – 1274). Уроженец Италии, он объездил всю Европу, выступал и преподавал в Париже, Кельне, Риме. В качестве основы для своих логических построений доказательства бытия Божия, бессмертности души он использует логику Аристотеля, строя на ее основе утверждение о незыблемости религиозных догм, о Боге как конечной цели всякого знания. Учение Фомы Аквинского, его постулаты были приняты церковью. Оно представляло собой как бы философию религии, способствовало связям религии и науки, хотя и довольно искусственным.
Укрепление в период развитого Средневековья городов приводит к усилению роли в обществе такого социального слоя, как ремесленники и купцы. Для их детей и были созданы цеховые и гильдейские школы. Обучение в них проходило на родном языке; наряду с чтением и письмом преподавалась арифметика, а религия входила как обязательный предмет. Однако развитию этих школ мешало отсутствие квалифицированных учителей. Чаще всего в этой роли выступали недоучившиеся студенты, беглые монахи и т. д. Поэтому особое значение для детей ремесленников, купцов, а также крестьянства имела семья. Она передавала опыт, знания особенностей профессии, а также воспитывала нравственные качества, используя традиции, обычаи, обряды. Общие черты воспитания в семье заключались в том, что огромное влияние оказывала религиозная вера, непререкаем был авторитет родителей, старшего, господина в конце концов. Слово старших было основным источником знания, пример старших -образцом поведения. Воспитание строилось на непререкаемости требований, суровости, физических наказаниях. В период развитого Средневековья большое значение в развитии культуры и образования приобретают средневековые университеты. Сначала они возникают как корпорации (объединения) учителей и учащихся и лишь постепенно приходят к своей структуре высшего учебного заведения. Их возникновение было связано с потребностями экономического развития, укреплением городов, особенностями образования и науки. Первые университеты появились в XII в. в таких странах, как Италия, Франция, Англия: это Болонский, Парижский, Оксфордский, Кембриджский университеты. Позже были открыты университеты в славянских странах – Пражский и Краковский. Все университеты строили свою работу как бы по единому стандарту: они имели четыре факультета. Первый – артистический – был подготовительным, на нем студент изучал «семь свободных искусств» и продвигался от степени «бакалавра искусств» до степени «магистра искусств». Он получал право поступать на один из трех факультетов – богословский, медицинский, юридический, по окончании которого ему присваивалась степень бакалавра и магистра соответственно по богословию, медицине, праву. Сроки обучения были неопределенными, учение в целом могло продолжаться 11 – 12 лет, и не каждый студент выдерживал этот срок. Основное содержание и методы обучения в университете были как бы замкнуты в определенных рамках. Содержание определялось книгами по каждой специальности. Это творения Гиппократа и Галена на медицинском факультете, Аристотеля и средневековых схоластов на богословском, труды главным образом по римскому праву на юридическом. Их интерпретацию, толкование осуществляли профессор на лекции, студенты на диспутах. Эти два метода можно считать единственными, тем более что долгое время даже для студентов медицинского факультета прикосновение к мертвому телу, изучение его считалось богохульством.
Важнейшая особенность средневековых университетов – их постоянное стремление к независимости, «вольностям». Студентам было присвоено право подчиняться только студенческому, а не городскому суду, право свободного перехода из одного университета в другой. Широкое использование этого права Ф. Паульсен называет кочевничеством. Стандартизированность, одинаковость содержания и организации университетов порождали известный космополитизм, нарушение связей университета со страной, городом, равнодушие к жизни своих соотечественников. Эти черты западноевропейских университетов отмечал и критиковал К. Д. Ушинский. В то же время особенностью жизни, быта студентов и профессоров была приверженность университетским традициям, церемониям, знаменательным датам, строго установленной форме одежды и т.д. Деятельность университетов в период развитого Средневековья и более позднее время – яркая страница развития культуры и образования в Западной Европе. Рыцарское воспитание получали сыновья светских феодалов, которые готовились к выполнению своих главных функций – быть воинами, владеть оружием. Уже в раннесредневековый период сложилась, а позже окончательно оформилась известная система рыцарского воспитания, особенности которой позже обобщил и описал Винцент из Бове (1140 –1264) в своем сочинении «Об обучении детей благородных особ». До семи лет мальчики воспитывались дома, главным образом под наблюдением матери. Затем их отправляли ко двору сюзерена, и здесь до 14 лет они выполняли обязанности пажа, прислуживая, демонстрируя свою преданность хозяйке дома. После 14 лет они выполняли обязанности оруженосца при знатном рыцаре, нередко вместе с ним участвуя в походах. В 21 год они получали титул рыцаря. За все предшествующие годы будущий рыцарь должен был овладеть семью «рыцарскими добродетелями», к которым относились умения охотиться, ездить верхом, плавать, фехтовать, стрелять из лука, играть в шашки и слагать и петь стихи, прославляющие «даму сердца». Овладевали будущие рыцари и основами придворного этикета. Война, бог, любовь – вот основа жизни средневекового рыцаря. Верность «даме сердца», преданность сюзерену, рыцарская честь не исключали грубость нравов, унижение, притеснение зависимых, простых людей. Постоянная вражда знатных кланов между собой, войны, боязнь возмущения со стороны крепостных -- все это нередко оправдывало культ силы, хитрости, власти над людьми, что достаточно ярко отражено в великих произведениях литературы, посвященных этой эпохе. Воспитание рыцаря
Живет в замке несколько сыновей феодалов, которые с семилетнего возраста находятся здесь, чтобы получить воспитание под руководством опытного рыцаря, выучиться владеть мечом и копьем, лихо ездить верхом и усвоить то утонченное образование, которое требуется от настоящего рыцаря. <...> Вся молодежь направляется теперь в сад из тесных и душных замковых комнат. Нашелся музыкант, и под тенью развесистой липы устраиваются танцы, которым молодые люди отдаются со всем пылом. <...> Танцы сменяются бросанием мяча, затем – игры в жмурки, в прятки, в горелки. <...> Свободное пространство двора, лежащее налево от сада, назначается для воинских упражнений. На нем дети знатных обитателей замка с ранних лет учатся объезжать лошадей, владеть мечом, щитом и копьем, стрелять из лука, из арбалета, бросать копье. Развить свои телесные силы прыганьем, беганьем, лазаньем и другими упражнениями и приобрести ловкость – главная задача воспитания высшего класса в феодальное время. С летами эта любовь к бегу взапуски, к метанию копья, упражнениям в верховой езде и другим подобного рода не уменьшается, а еще больше растет, и взрослые охотно отдаются им здесь, на этой же площадке. Но эти упражнения – только подготовка к более серьезным состязаниям. Свою силу борцы показывают во всем блеске на турнирах, отвагу и ловкость – на охоте...* * Тарасов Н.Д., Моравский С.П. Культурно-исторические картины из жизни Западной Европы IV–XVIII вв. // Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Ф.Свадковский. - М., 1936. - Т. 1. - С. 86-87.
Девочки – дети знатных родителей – воспитывались в семье, а позже направлялись в женские монастыри, где обучались грамоте, основам ведения хозяйства и т. д. Приобщаясь к культуре, образованию, они утверждали гуманистические нормы поведения в обществе, могли смягчить, даже своим присутствием, жестокость рыцарей–мужчин. Известно, например, что платок, брошенный женщиной между двумя готовыми к поединку рыцарями, мог предотвратить дуэль и вызвать примирение. В период Средневековья религия выступает в первую очередь как идеологическая основа жизни общества и отношений в нем, а также как основа морали и культуры. И все же влияние церкви на все сферы жизни было достаточно противоречиво и не так уж безраздельно. Люди, представители разных общественных групп, находились как бы между небом и землей, между богом, силу и власть которого они полностью принимают, и земными помыслами и устремлениями, утверждением жизни здесь, на этом свете. В полной мере диалектика этих связей проявляет себя в новый период существования Западной Европы – в период Реформации и эпоху Возрождения. Реформация это религиозное движение, возникшее в XVI в. и направленное против католицизма, выступавшее, прежде всего, за изменение религиозных установлений и требований. Оно сформировалось на основе многочисленных антикатолических выступлений, идеологии братских общин, которые проявляли себя уже в XV в. В результате Реформации возникает новое направление в христианстве – протестантизм, основу которого составляет протест против жестокости требований к человеку в католической религии. Борьба за приоритеты в вере между протестантами и католиками -это кровавые страницы истории Западной Европы. Деятели Реформации выдвинули требование, чтобы содержание Библии, Священного писания было доступно людям, поэтому они утверждали необходимость перевода Библии на родной язык и сами этим занимались. В XVI в. центром протестантизма стала Германия, и связано было это движение с именем Мартина Лютера (1483 – 1546), который, по сути дела, заложил основы новой религии, нового религиозного учения, доступного и понятного всем людям. Деятельность Лютера отмечена реформацией целого ряда законодательных актов в церковных требованиях. Широкое распространение идей реформации во многом объясняется как религиозным сознанием людей той эпохи, так и соответствием новых доступных и понятных массам духовно-религиозных установок повседневным интересам и чаяниям различных слоев населения [33*]. Нельзя не отметить прогрессивные реформы на основе протестантизма в области школьного дела. Многие идеи о значении образования, о доступности школы и равенстве прав на образование деятели Реформации заимствовали из учений и практики братских общин. В 1524 г. Лютер обратился ко всем немецким бургомистрам с призывом открывать доступные для всех начальные школы, в которых изучается Библия на родном языке, а также даются знания по географии, истории, природоведению, уделяется внимание преподаванию арифметики. Таким образом, в период Реформации выдвигается и в какой-то мере осуществляется требование о распространении начального обучения, причем на родном языке, о создании условий для равноправия в получении образования. Некоторые изменения вносятся и в высшее образование. Возрастает количество университетов, они становятся более национально-локальными, хотя содержание образования перестраивается медленно. Таким образом, Реформация оказала влияние на развитие школы и просвещения в Европе. Однако наиболее существенный прорыв в педагогической науке произошел в эпоху Возрождения. Необходимо связывать педагогический план эпохи Возрождения с изменением в экономических и культурных сферах. Это был период расцвета многих областей, науки, искусства, литературы. Совершаются великие географические открытия, против незыблемых религиозных догм о строении Вселенной направлены учения Коперника, Галилея, Джордано Бруно. Создаются великие произведения в области искусства, литературы, такие как величайшие творения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Петрарки, Боккаччо. Утверждаются новые жизненные идеалы. Характеризуя особые изменения в ценностях жизни, Ф. Паульсен утверждает, что главное в эпохе Возрождения это быстрый победоносный поворот в сторону земного мира, отступление на задний план забот об аде и рае, поворот от монастырского аскетизма к веселью и разгулу. Название эпохи – Возрождение – означает преемственность ее идей с античной культурой, ее возрождение на новых основаниях. Ее называют также эпохой гуманизма, ибо ее деятели утверждают ценность человека, право его на счастье, на земную любовь, право на радость жизни. Идеи эпохи Возрождения отражены в педагогических учениях ее представителей. Гуманизм как исходная основа определял ценность гуманитарного знания, особенно образцов античной культуры. Вместе с тем, в обучение включаются предметы, связанные с изучением природы, и природа рассматривается как сфера жизни и развития подрастающего человека. Гуманистические идеи реализуются практически отказом от жестокости в воспитании, как в школьном, так и в домашнем. Это отказ от жесткой дисциплины и телесных наказаний, введение таких средств воспитания, как игры, прогулки, развлечения. Обучение в школе должно было заложить фундамент общей культуры, подготовить человека к жизни в цивилизованном обществе. Практическую реализацию педагогических идей гуманизма обычно связывают в первую очередь со школой итальянского педагога Витторино да Фельтре (1378–1446). Эта школа была создана в поместье герцога Мантуанского, и обучались в ней не только дети знатных родителей, но и неимущие ученики, как мальчики, так и девочки. Эта «Школа радости», как называл ее сам Витторино, оправдывала свое название даже расположением – вдали от города, окруженная лесом, вблизи от реки. Школа давала гуманитарное образование, особенно знание древних языков. Но Витторино стремился к известной энциклопедичности знаний, поэтому в программу были включены «семь свободных искусств», особенно математические знания, ибо сам Витторино был выдающимся математиком; большое внимание уделялось музыке, пению, танцам. Но самым существенным в воспитании было общение с природой – прогулки, наблюдения, игры на воздухе. Обстановка школы – доброе отношение учителей к своим воспитанникам, уважение к ним, поощрение их самостоятельности – реализовала общую направленность педагогики гуманизма. Богатейший практический опыт Витторино да Фельтре, создаваемый и осуществляемый в течение почти четверти века, определил его ведущее место в теории и практике педагогики эпохи Возрождения.
«Школа радости» Витторино да Фельтре Маркиз Мантуанский предоставил для Витторино и его учеников один из своих любимых дворцов, носивших название «Casa Giojosa», т. е. «Дом празднества». Витторино дал ему название «Casa Giocosa», т.е. «Дом игр». Как выражается один итальянский историк, «бывший дворец стал действительно домом литературных игр и умственных наслаждений, после того как перестал быть домом роскошных празднеств». Местоположение школы было великолепно. Она стояла на возвышенности с чудным видом на реку Минчио, на одной из окраин города. Вероятно, согласно указаниям Витторино, дом был заново декорирован, стены были украшены фресками, изображавшими играющих детей. Вообще все помещение школы и ее положение были настолько привлекательны, что вполне оправдывали название «Casa Giocosa». Под этим названием эта школа перешла и в историю. Мы будем ее называть «Счастливый дом», или «Дом счастья». «Дом счастья» имел внушительные размеры: все комнаты были высокие с обилием света и воздуха, коридоры были также светлые и широкие. Витторино полагал, что красота и привлекательность обстановки содействуют здоровой умственной работе. В этом отношении он стоял на точке зрения, резко противоположной той, которая доминировала в середине века, когда полагали, что нездоровая, некрасивая местность особенно пригодна для устройства университетов или вообще учебного заведения. «Счастливый дом», наоборот, был окружен с трех сторон прекрасным большим лугом, примыкавшим одной своей частью к реке. Луг пересекало несколько широких дорог, вдоль которых были посажены чудные деревья. Витторино весьма ценил этот луг, так как он служил для игр воспитанников. Не следует забывать, что в школе Витторино все учащиеся были пансионерами и что это входило, по-видимому, в планы Витторино, так как только при таком условии он считал возможным достижение вполне успешных результатов. Хотя «Счастливый дом» по своей внешности и оставался дворцом, Витторино убрал из него всю роскошную по тому времени обстановку и вообще все лишние украшения, так что дети и юноши жили в сущности в скромной обстановке. Наиболее замечательным обстоятельством было, однако, то, что все ученики жили совершенно в одинаковых условиях и что с ними как сам Витторино, так и его помощники обращались совершенно одинаково. Лень, дерзость или непослушание, кто бы ни оказывался в этом виновен, наказывались одинаково, без каких-либо послаблений для детей знати. Впрочем, Витторино приходилось весьма редко прибегать к наказаниям. Он жил со своими воспитанниками как отец со своими детьми, и даже отдавался им гораздо более, чем это может сделать отец. В самом деле, Витторино не имел других интересов кроме детей: он их учил, вместе с ними ел, вместе с ними играл, вместе с ними отправлялся на экскурсии и т. п. Дети любили его и, вообще говоря, беспрекословно ему повиновались. Бывало, однако, что тех или иных приходилось подвергать наказанию, причем Витторино не отказывался принципиально даже от физического наказания, представляя его как альтернативу удаления из школы. <...> Задача Витторино как пропагандиста гуманитарного воспитания заключалась в гармоническом развитии всего человека – его тела, ума, характера, и в этом отношении он стоит выше других замечательных педагогов своего времени, хотя бы Гуарино, который стремился, главным образом к тому, чтобы сделать из своих учеников знатоков латинского и в особенности греческого языка. Витторино считал главной своей задачей приготовить будущих граждан, людей жизни, людей дела, таких людей, для которых литературные или научные интересы не могли бы заслонить очередных животрепещущих задач окружающей действительности. Само собой разумеется, его ученики употребляли много времени на изучение латинского и греческого языков – ведь мы находимся на эпохе полного расцвета идей и увлечений Возрождения. Однако подобно другим даровитейшим выразителям идей этой достопамятной эпохи и даже в большей мере, чем многие из них, Витторино не закрывал глаз на важность других областей знания помимо классических языков. У него замечалось даже стремление к сообщению своим ученикам известной энциклопедичности знаний. <...> Еще замечательнее практиковавшиеся в «Счастливом доме» методы обучения. Первоначальные сведения по арифметике сообщались детям посредством игр, причем, как говорил Витторино, он в этом случае шел по стопам древних египтян. Геометрии он учил вместе с черчением, с работами по измерению площадей и объемов по съемке. Напомним, кстати, читателям, что Витторино был выдающимся математиком. Далее в школе Витторино учили алгебре, астрономии, которой Витторино заменил прежнюю астрологию. Даже естественная история не была забыта Витторино, хотя, конечно, она проходилась в таком виде, который соответствовал младенческому состоянию этой отрасли знаний в описываемое нами время. В центре всех школьных занятий были все-таки классические языки, причем латинский язык изучался как язык живой, разговорный, каким он в то время в значительной степени и был, особенно в Италии. Есть основание думать, что и греческий язык изучался так же, как живой язык, причем применялся разговорный метод...* * Мижуев П. Г. Главные моменты в развитии западноевропейской школы // Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Ф. Свадковский. – М., 1936. – Т. 1. – С. 105-107.
Значительный вклад в педагогику эпохи Возрождения внес знаменитый французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1483 – 1553). Представив в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» едкую, красочную сатиру на бесплодность и беспомощность средневековой учености, он выстраивает систему нового воспитания. В него входят средства физического воспитания, прежде всего режим, прогулки, некоторые физические упражнения. Особое значение он придает знакомству ученика с явлениями природы, наблюдениям, беседам о виденном. Он отбрасывает средневековое учение о греховности плоти, едко высмеивает лицемерие и ханжество в поведении служителей церкви, утверждает религию как любовь к людям. Сочинения Франсуа Рабле пользовались большой популярностью и были переведены на многие европейские языки. Представитель северной части Европы, выходец из Голландии Эразм Роттердамский (1469–1536) снискал себе славу своим сочинением-памфлетом «Похвальное слово глупости». Это высмеивание бесплодности схоластических дискуссий, показ отупляющего их влияния на человека. Гуманист утверждал нравственное значение приобщения к урокам античности, глубокого знания древних языков, истории, литературы. Оценивая в целом значение учений педагогов-гуманистов в истории педагогической мысли, можно утверждать, что хотя влияние идей педагогов эпохи Возрождения на последующую практику школьного дела в Европе было сравнительно невелико, однако они внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли своей критикой схоластической учености, идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активности способов обучения, гуманистических основаниях организации процесса учения, уважения личности ребенка. Их сочинения вошли в золотой фонд развития педагогики, обогатили ее не только своим содержанием, но и как блестящие образцы оригинальной и яркой формы педагогического знания. Фрэнсис Бэкон О схоластической науке
Этот род выродившейся учености господствовал среди схоластиков: обладая острым и сильным умом и обильным досугом, они могли лишь очень мало разнообразить свое учение; их ум был заключен в узкий мир немногих авторов (главным образом Аристотеля, их властителя), подобно тому как они сами были заключены в кельи монастырей или учебных заведений; они почти не знали ни истории природы, ни истории человечества, и их ум из количественно ограниченного материала, но при непрерывном напряжении остроумия начал ткать трудолюбиво ту научную паутину, которую мы находим в их произведениях. Ведь остроумие и рассудок человека, если он обрабатывает материал, полученный им из созерцания творений Бога, приноравливается к предмету, который ставит ему известные границы; но если он имеет себя самого своим объектом и все черпает изнутри, как паук паутинные нити, тогда его работа бесконечна, тогда он ткет паутину учености, поражающую тонкостью ткани, но несущественную и бесполезную.
Публ. по: Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Ф.Свадковский. – М., 1936. – Т. 1. – С. 99. Рекомендуемая литература
1. Безрогое В. Г., Мошкова Л. В., Огородникова И. И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе // Всемирный историко-педагогический процесс: Концепции, модели, историография. – М., 1996. 2. Евстафьев П. В. Начальные основания педагогики: Учебник для институтов, гимназий и учительских семинарий: Настольная книга для родителей и воспитателей. – СПб., 1880. 3. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. – М., 1989-1990. - Вып. 1. -Ч. 1-2. 4. Культура Возрождения и Средние века / Под ред. Л. С. Чиколико. – М., 1992. 5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / Под ред. К. И. Салимовой. – М., 1988. – Ч. 1. - Гл. 4. 6. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – Л., 1938. – Кн. 1. – Гл. 14, 15, 21-24. 7. Хофман Ф. Мудрость воспитания: Пер. с нем. – М., 1979. 8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. - М., 1991.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|