Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Д. Локк и его «мысли о воспитании»




 

Социально-педагогическая ситуация в Европе • Педагогические воззрения Д.Локка • Душа ребенка подобна «чистой доске». Роль опыта в теории Д.Локка • Воспитание характера и разума будущего джентльмена • Программа физического, нравственного и умственного воспитания

 

Веком небывалого для предшествующей истории взлета человеческого духа в самых разнообразных областях его проявления стал не только в Англии, но и в континентальной Европе XVII век. Современниками Д. Локка (1632–1704) были ученые Галилей, Бойль, Ньютон; философы Декарт, Гобсс Спиноза, Лейбниц; композиторы Гендель и Бах; писатели Мольер и Свифт. В XVII столетии человеческий гений воплотился в полотнах Рубенса и Рембранта, в скрипках Страдивари. В 1642 г. создан первый барометр, в 1662 г. основано Королевское общество, в 1675 г. построена Гринвичская обсерватория.

В Англии берет начало реалистически-гуманистическая педагогия, выраженная в идеях Томаса Мора; умы захватывает свободомыслящий эмпиризм (Ф. Бэкон), оказавший сильное влияние на педагогию XVII в. Возглавляемое Джоном Локком, в Англии начинается просветительное движение, главная характеристика которого – всепроникающий дух рассудочности, исходящий из убеждения в силе и могуществе разума: все определить, все найти, всему указать наилучший путь.

Духовное обновление в XVII в. всегда привлекало пытливую мысль потомков, особенно в те поворотные периоды их жизни, когда объективным ходом общественно-исторического процесса на повестку дня ставился вопрос о коренной ломке отживших свой век социально-экономических и политических порядков и окостеневших духовных – научных, нравственных, эстетических, философских – традиций.

Какое же место в духовной жизни человечества занимает Д. Локк? Почему почти 300 лет спустя после смерти его философские и педагогические идеи по-прежнему привлекают к себе внимание, вызывают споры? Каков он сам как человек?

В августе 1632 г. в Европе произошло два примечательных события. В солнечную Флоренцию прибыл приказ из Рима о конфискации только что увидевшей свет книги Галилео Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой». 29 августа в небольшом городе Рингтон, расположенном на западе Англии, недалеко от Бристоля, в семье адвоката родился Джон Локк.

Летом 1633 г. суд инквизиции в Риме заставил убеленного сединами Галилея стать на колени – отречься от коперниковских взглядов как от заблуждения и ереси. Локку было суждено внести большой вклад в теоретическое обоснование того духа свободомыслия, который церковь стремилась похоронить в казематах инквизиции.

Д. Локк – известный философ и педагог XVII в. «И в политике, как и в религии, является сыном классового компромисса 1688 г.», – говорил о нем Ф. Энгельс. Д. Локк родился в канун бурных событий английской истории. Воспитывался в пуританской семье, находившейся в оппозиции к господствующей в стране англиканской церкви и к произволу абсолютной монархии Карла I. Д. Локк испытал на себе влияние политических идеалов отца, который отстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент. В 1646 г. Локк был зачислен в Вестминстерскую школу; в 1652 г. поступил в Оксфордский университет. В ходе буржуазной революции в 1649 г. буржуазия и новое дворянство вступили в союз как против феодальной монархии, так и против «чрезмерных» революционных требований широких народных масс. Уступая давлению народа, они пошли на ликвидацию монархии, установление республики, однако последующая в 1660 г. реставрация монархии Стюартов, на которую буржуазия и новое дворянство согласились из боязни революционности народных масс, поставила под угрозу завоевания революции.

Период реставрации обострил борьбу между сторонниками феодализма и монархии и сторонниками буржуазии и нового дворянства. Остро встала проблема веротерпимости (пресвитериане пытались насильственно навязать всей стране кальвинизм). Если учесть, что основные экономические и политические коллизии английской буржуазной революции 1642–1649 гг. и периода реставрации преломлялись в сознании борющихся классов и социальных групп как религиозные в своих истоках, то станет понятным большой интерес Локка к проблеме веротерпимости. Уже после получения в Оксфордском университете степени бакалавра (1656), а затем магистра (1658), Д. Локк предпринял первую попытку в письменном виде изложить свою точку зрения по вопросу веротерпимости.

В период революции особое значение приобрели вопросы происхождения и сущности государства, собственности и морали. Установлены королевская власть и феодальная собственность Богом или возникли естественным путем в ходе развития самого общества? Эти и другие вопросы обсуждались в Англии на протяжении всей революции. Теория договорного происхождения государства Т. Гоббса отрицала божественный характер происхождения королевской власти и собственности, но она защищала абсолютную монархию и право короля на вмешательство в имущественные отношения граждан. В лице Д. Локка английская буржуазия нашла подлинного выразителя ее сокровенных дум и чаяний. Коренные интересы новой буржуазии Д. Локк выразил в своих экономических, политических, педагогических теориях и в общефилософской концепции.

Гуманитарная область знания в Новое время испытывала существенное влияние методологии естественных наук, немаловажное значение имело то, что Д. Локк принимал активное участие не только в политической, но и в научной жизни Англии. События его личной жизни оказались неразрывно связанными и со вторым этапом английской буржуазной революции, и с эпохой научных открытий XVII в. – у колыбели этой эпохи в Англии стоял Р. Бойль, а завершением ее было творчество И. Ньютона.

В Оксфорде Д. Локк сближается с энтузиастами нового научного направления, которое противостояло схоластической учености, господствовавшей в английских университетах. Особый интерес Локка вызывал Ричард Лоувэ, сторонник экспериментального изучения причин заболеваний, впервые применивший переливание крови. Он увлек Локка занятиями медициной. В Оксфорде же Локк становится другом Роберта Бойля и совместно с ним проводит и обсуждает естественно-научные эксперименты. Бойль пробудил у него интерес к философии Декарта и Гассенди. Этот интерес к науке не пропадает даже тогда, когда Локк становится домашним врачом и воспитателем сына лорда графа Шефтсбери. После знакомства с выдающимся врачом-новатором Гомасом Сиднэмом он начинает трактат «О медицинском искусстве» (1669).

В 1668 г. Локк избирается членом Королевского общества, в 1669 г. – членом совета этого общества. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, проблемы, связанные с отношением государства к церкви, в частности, проблема веротерпимости и свободы совести.

В многообразии научных интересов Локка постепенно выделяется центральная область – обоснование новой философской концепции происхождения и сущности знания. В 1671 г. Локк принимает решение осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума и тех шагов, которые совершает ум в своем движении к знанию (труд «Опыты о человеческом разумении» – работал над ним 16 лет). В «Опытах» Локк говорит о том мусоре, который находится на пути науки – это теологически-схоластические представления, которые сковывали естественный процесс человеческого познания. При исследовании путей познания объективного мира Локк порой идет на компромисс с религией. Объясняется это влиянием религии на общественную жизнь Англии XVII в.

Служба у Шефтсбери принесла Локку массу невзгод. 1675 – 1679 гг. он провел во Франции (ухудшилось здоровье). В 1683 г. эмигрировал в Голландию. Яков II требовал его выдачи как заговорщика против Англии. Только революция 1688–1689 гг. положила конец монархии Стюартов, а заодно и скитаниям Локка. В Англии был провозглашен королем Вильгельм Оранский на условиях резкого ограничения его власти парламентом. Были заложены основы того политического режима конституционной монархии, который существует в Англии и поныне. Локк был в контакте с королем, оказывал на него большое идейное влияние. Принятая «Декларация прав» гарантировала буржуазное развитие страны.

В 1689 г. он вернулся на родину; занимался правительственной службой, научной и литературной деятельностью. В 1690 г. в Англии издаются «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», в 1693 г. – «Мысли о воспитании», в 1695 г. – «Разумность христианства», в которой Локк отстаивает идеи отделения церкви от государства и веротерпимости, но последнюю он не распространяет на католиков и атеистов. Против Локка выступили церковники, многие оксфордские преподаватели, кембриджские платоники.

Именно Д. Локк предложил в отличие от Я. А. Коменского другой вариант решения педагогических вопросов.

В 1690 г. вышел его главный философский труд «Воспитание разума», в котором отражаются философские взгляды Д. Локка:

а) будучи последователем английского материализма, он считал, что мир материален, познаваем через ощущения;

б) идеализм его проявлялся в признании существования идей, не зависящих от наших ощущений, являющихся творчеством души;

в) находился на позиции материалистического сенсуализма: главнейшее средство познания мира – органы чувств, путь познания через ощущения;

г) дуализм Д. Локка проявился в утверждении, что кроме внешнего опыта, существует опыт внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка;

д) по своим взглядам Локк был деистом. В деизме Бог рассматривается как безличная первопричина мира, не вмешивающаяся в закономерное течение его событий [1, 2].

Для характеристики социальных взглядов Д. Локка рассмотрим его идею о естественных правах человека. У человека есть право на свободу и собственность, он имеет право защищать это право. Но защищать право на свободу и собственность трудно, люди договорились между собой и передали это право государству. Таким образом, обосновывается идея возникновения государства в результате договора. Д. Локк считал, что современное ему государство и политический строй – самые лучшие, идеальные. Человек должен научиться жить при таком строе, а потому человека надо воспитывать.

Являясь представителем буржуазии, в социальном плане Д. Локк доказывал, что буржуазия законно пришла к власти. Выступая против врожденных качеств, дающих человеку привилегированное положение, он считал, что «человек родится с душой чистой как доска» (tabula rasa). Значит, от природы все люди равны, душа каждого ребенка – белый лист бумаги, на который воспитание пишет свои письмена. Таким образом, в развитии человека решающее значение имеет воспитание.

Девять десятых людей становятся тем, чем они есть, благодаря воспитанию. То, чем человек будет, определяется воспитанием. Это было очень важно – воспитание было поднято на щит. Но! Для каждой социальной категории определяется своя система воспитания, своя цель.

Цель воспитания – создание новой породы людей, джентльменов, наилучшим образом приспособленных к обществу. Джентльмен – предприимчивый человек, процветающий в обществе, утонченный в обращении, высшая мудрость которого – умение приумножить свое богатство. Ему необходимо свои цели согласовывать с целями других и этим, по мнению Д. Локка, пусть занимается Бог. Люди должны верить в Бога. Религию надо внедрить в воспитание детей как можно раньше.

Элитарность образования заключалась в стремлении Д. Локка у ребенка из состоятельной семьи сформировать характер, воспитать волю, дать ему реальные, практически полезные знания и воспитание в аристократическом духе, чтобы такой джентльмен-делец мог действовать в любой обстановке.

Таким образом, воспитание джентльмена – воспитание характера. Он должен получить всестороннее воспитание: физическое, нравственное, умственное и трудовое. Интенсивнее характер формируется дома, следовательно, джентльмен воспитывается дома, так как в школе – плебеи, уличные мальчишки, влияние их пагубно. Дело воспитания надо поручить подготовленному, солидному воспитателю. Дело благоразумных родителей найти такого, лучше, если это будет гувернер из разорившейся дворянской семьи.

В своей теории Д. Локк огромное значение уделяет физическому воспитанию. Надо воспитывать человека физически здоровым – это основа счастья. Для этого нужна разумная организация жизни ребенка, т. е. умеренность в питании, одежде, развлечениях. «В здоровом теле – здоровый дух», то что нужно для дел человека и его благополучия. Идеи Д. Локка о физическом воспитании (закалка, режим, гимнастика способствуют выработке мужества и настойчивости) оказывают влияние на современную Англию.

Основная задача воспитания – приобретение опыта, необходимого для практической деятельности, подготовка «добродетельного и мудрого» человека, светского и искусного в делах. Этот джентльмен должен быть способен отказаться от своих желаний, действовать наперекор собственным наклонностям и следовать разуму, хотя бы влечение тянуло его в другую сторону. В этом случае человек поступает мудро. Я. А. Коменский понимает мудрость в возвышенном смысле, а Д. Локк не в плане высокой нравственности, а в плане утилитарной, практической деловитости.

В содержание воспитания Локк включает: разумность, скромность, умеренность, сдержанность, предусмотрительность, справедливость (связывает с собственностью), щедрость (связывает с богатством человека: самый щедрый - всегда самый богатый), мужество, храбрость, благовоспитанность (как внутренняя деликатность души), общую благожелательность и внимание ко всем людям, без небрежности, непочтительности, без сознания своего превосходства.

Принципами нравственного воспитания Локк считает:

1) природосообразность (у Я. А. Коменского этот принцип применен к процессу обучения, много аналогий с природой; у Д. Локка этот принцип нравственного воспитания освобожден от всяких аналогий);

2) глубокое изучение природы ребенка и индивидуальный подход к нему. Изучать природные задатки ребенка, чтобы их усовершенствовать. «Природные дарования каждого должны быть развиваемы до возможных пределов». Игнорирование задатков может сделать воспитание «бесплодным трудом».

Нравственное воспитание – это воспитание твердого характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Основой воспитания твердого характера являются привычки. Д. Локк ценит: сдержанность, мужество, умение владеть собой, благожелательность, щедрость, благовоспитанность (у джентльмена – хорошие манеры).

Привычки создаются и закрепляются упражнениями. Плохие привычки: лень, ложь, капризность можно преодолеть путем упражнения в хороших привычках. Лень можно преодолеть занятиями, ложь – уничтожив плоды лжи, капризы – путем наказания.

Важным средством воспитания считает пример. Причем первый пример – пример учителя, потом родителей, нельзя рассчитывать на пример товарищей. «Никакие слова не могут сделать столь ясными для детей, их понимания добродетели и пороки, как поступки других людей, если вы при этом руководите их наблюдением и фиксируете их внимание на той или иной хорошей или дурной черте в поведении этих людей. И положительные или отрицательные стороны многих вещей (при хорошем ли воспитании или дурном) будут лучше познаваться и глубже запечатлеваться из примеров других людей, чем из тех правил и наставлений, которые могут им даваться по этому поводу.

...Ибо ничто не проникает так незаметно и так глубоко в душу человека, как пример: какую бы дурную черту люди не проглядели в себе и не прощали себе самим, она может внушать им только отвращение и стыд, когда она выступает перед ними в других людях...» [4.1, с. 179].

Д. Локк развертывает широкую программу нравственного воспитания. Раскройте его произведение «Мысли о воспитании» (1693 г.) и вы поймете, почувствуете, как необычно представлены вопросы нравственного воспитания.

Раздел «Капризы» начинается с вопроса-утверждения: «...кто ставит своею целью управлять своими детьми, тот должен начинать это, пока те еще очень малы... По моему мнению, очень неправильно понимают должное обращение с детьми те, которые проявляют по отношению к ним снисходительность и фамильярность, пока они малы, и становятся суровыми к ним и держат их на известном расстоянии от себя, когда они выросли; ибо свобода и потворство не приносят пользы детям, а недостаток рассудительности создает необходимость для них ограничений и дисциплины, и, наоборот, властное и строгое отношение – плохой способ обращения с людьми, уже обладающими собственным разумом» [4.1, с. 170].

А вот рассуждения Д. Локка о побоях и наградах: «Обычный метод воздействия наказанием и розгой, который не требует ни усилий, ни много времени, этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан и доступен пониманию воспитателей, является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания...

Род рабской дисциплины создает рабский характер. Ребенок подчиняется и притворяется послушным, пока над ним висит страх розги, но как только этот страх отпал, ребенок, в отсутствии наблюдающего глаза, может рассчитывать на безнаказанность, он дает еще больший простор своей естественной наклонности.

Строгость, доведенная до крайней степени, приводит к исцелению от ранее прорывавшейся скверной наклонности, но результат часто достигается за счет насаждения другого, еще худшего недуга – душевной пришибленности» [4.1, с. 173].

При воспитании людей мы хотим сделать их разумными, добрыми и талантливыми, поэтому побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими мерами дисциплины, и эти меры следует применять очень редко и притом только по серьезным основаниям и лишь в крайних случаях.

«Чтобы сделать из него хорошего, разумного и добродетельного человека, нужно научить его противостоять своим влечениям и отказывать в удовлетворении своему вкусу к богатству, щегольству, лакомству и пр., когда разум его советует, а долг от него требует противоположного...» [4.1, с. 173].

Вопросам нравственного воспитания Д. Локк уделяет огромное внимание, в отличие от умственного образования, так как цель образования – воспитание человека не столько ученого, сколько делового. «Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств» [4.1, с. 187].

В практических целях Д. Локк считает необходимым дать своему воспитаннику достаточно широкий круг знаний, но только то, что полезно, необходимо (принцип утилитаризма): чтение, письмо, знание родного языка, арифметика, география, финансы, законоведение, история, астрономия, французский язык и плюс три новых предмета: бухгалтерия, танцы и верховая езда.

В умственном воспитании следует опираться на любознательность, интерес ребенка и давать ему те знания, которые пригодятся в жизни. Он рекомендует музыку, танцы, манеры хорошего тона, фехтование, верховую езду, легкий ручной, ремесленный труд. Главное не знания, а умение на их основе мыслить. Важнее правильно мыслить, чем много знать. Д. Локк исключил из образования предметы: риторику, диалектику, латинский язык.

Дети должны учиться радостно, обучать детей необходимо, основываясь на их интересе, любознательности. Если детей что-то заинтересовало и они спрашивают, то их надо выслушивать и отвечать обстоятельно и ласково. Любознательность в детях надо заботливо поощрять. Надо уметь побуждать их к вопросам, а часто воспитатели убивают это желание своим поведением. В обучение нужно вводить игру.

Важное место в теории Д. Локка занимают ремесло, ручной труд, являющиеся предметом образования. Ручным трудом дети должны овладеть в совершенстве. Особенно ценит Д. Локк столярное ремесло. Вот как он объясняет причины введения труда:

а) хорошее знание ремесла делает человека независимым. (Например, разоряется человек, его торговые суда потерпели крушение, что остается ему делать, если он не владеет никаким ремеслом? Погибнуть или превратиться в нищего, а тот, кто владеет каким-то ремеслом, сможет устоять перед превратностями судьбы.)

б) труд предупреждает праздность, дает прекрасное занятие, воспитывает личность. «...Отдых заключается не в безделье (как может убедиться каждый), а только в облегчении утомленного органа переменой занятия» [4.1, с. 192]. Д. Локк подробно раскрывает идею овладения ремеслом (садоводство, шлифование, обработка драгоценных камней). Ремесло, выбранное человеком, помогает ему укреплять здоровье, особенно это касается работ на воздухе. Только в редких случаях при правильном воспитании молодой человек пожелает оставаться в полной праздности и безделье, если это имеет место, то перед нами порок, который нужно исправлять [4.1, с. 193].

Локк приводит в пример знатного венецианца, сын которого утопал в богатстве своего отца. Расходы сына росли сверх меры, и отец приказал выдавать ему столько денег, сколько он в состоянии сосчитать. Сын гнался только за удовольствиями, поэтому приказ отца был серьезным затруднением. Поразмыслив, он решил: если мне так трудно сосчитать те деньги, которые предстоит истратить, то сколько труда и усилий стоило моим предкам наживать их [4.1, с. 195].

Такие воспитание и образование должны быть организованы в семье, никаких школ, воспитателя надо подбирать, причем на него не надо жалеть денег. Нельзя рассчитывать на то, что ваш сын будет относиться с уважением к человеку, к которому его отец и мать, по его наблюдениям, относятся пренебрежительно. Поэтому тщательным образом надо подбирать учителя-воспитателя, чтобы он занял высокое положение в доме. Следует найти человека, который знал бы, как можно благоразумно сформировать характер мальчика; отдайте его в такие руки, которые смогут, в пределах возможного, охранить его невинность, любовно поддерживать и развивать в нем хорошие начала, мягкими приемами исправлять и искоренять все дурные наклонности и прививать ему хорошие привычки. Это самое главное.

Дети трудящихся должны учиться в школах. Д. Локк выходит в парламент с запиской о рабочих школах, говорит о необходимости заставлять детей рабочих посещать эти школы. Детей там не надо ничему учить, кроме ремесла и религии.

Д. Локк в основу своей теории обучения положил определенную социально-политическую концепцию, которая имеет более яркую, более определенную классовую направленность и носит менее демократический характер, чем у Я. А. Коменского. Для Я. А. Коменского свобода, счастье, гуманизм и образование – взаимосвязанные понятия, у Д. Локка нет такого яркого гуманистического понимания обучения.

Исходным понятием философской системы Д. Локка является понятие об опыте. Все знание основывается на опыте и происходит от него. Опыт образуется из ощущений и рефлексий. Рефлексия (отражение) – деятельность ума. В противовес Декарту Д. Локк утверждает, что в нас нет никаких врожденных идей и принципов, что нет априорного знания. Так называемое априорное знание – это продукт индивидуального опыта.

Задачи педагогики (в частности, дидактики) значительно расширяются. Нужно организовать этот опыт, расширить, углубить его. Первичными для всей познавательной работы в школе являются ощущения, поступающие из внешнего мира и постепенно преобразуемые благодаря опыту в более сложные умственные результаты.

Огромную роль Д. Локк отводит воспитанию. Различия между людьми объясняются не столько природными особенностями, сколько различиями в воспитании, в жизненном опыте. «...Различия, которые можно наблюдать в разуме и способностях людей, обусловливаются не столько природными задатками, сколько приобретенными привычками» и «...то, что всецело приписывается природе, в гораздо большей мере является результатом упражнения и практики».

Не только физические, но и духовные способности вполне воспитуемы. Посредством управления их можно довести до высокой степени совершенства. «Если вы хотите, чтобы человек хорошо рассуждал, вы должны приучить его с ранних лет упражнять свой ум в анализе связи и в прослеживании их последовательности». «...Наши душевные способности совершенствуются и делаются полезными для нас таким же способом, как и наши тела».

Д. Локк считал: «Задача воспитания... заключается не в том, чтобы сообщить детям основательное знание в любой науке, а в том, чтобы дать такое развитие и благорасположение их уму, которое в наибольшей мере сделало бы их способными к любой науке, когда они самостоятельно ею займутся». Таким образом, Д. Локк понимал важность проблемы материального и формального образования.

Обучение по Д. Локку важное дело, но не главное. Оно существенно только тогда, когда оно содействует развитию не только умственных, но и нравственных сил. «...Отдайте его в такие руки, которые смогут мягкими приемами исправлять и искоренять все дурные наклонности и прививать ему хорошие привычки. Это самое главное».

Содержание обучения сочетает в себе следующие черты:

а) борьбу против словесных знаний, оторванных от жизни, практической действительности, против остатков схоластического учения;

б) некоторую ориентировку на передовую науку эпохи («натурфилософию» И. Ньютона);

в) совмещение общего и прикладного образования с уклоном в ярко выраженный утилитаризм;

г) направленность на решение задач воспитания джентльмена (умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического воспитания).

Главная задача обучения по Д. Локку – воспитание мышления (охарактеризована в работах «О воспитании разума»; «Об учении»). Ведущий принцип: выработка умения самостоятельно мыслить. Следующие операции обучения: различие между вещами – это наша собственная операция деления (быстрота и ясность наблюдения помогают разуму); группировка вещей по различным классам («Эта операция сообщает уму более общие и более широкие точки зрения»); обобщения. То есть у Д. Локка в основе методики обучения лежит идея развивающего обучения, развития мысли, а не механическое заучивание. Детей надо приучать к сосредоточенной самостоятельной умственной деятельности. Самообразование он определял как почти единственный способ усовершенствования разума в полную меру его способностей.

Педагогические идеи Д. Локка были подхвачены и развиты передовыми мыслителями предреволюционной Франции XVIII в., они нашли продолжение в педагогических взглядах Ж. Ж. Руссо и французских материалистов XVIII в., затем --в педагогических взглядах и деятельности И. Г. Песталоцци, а также русских просветителей XVIII в.

Джон Локк

Мысли о воспитании

 

1. Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, того лишь в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека большей частью является делом его собственных рук. Тот, чей дух – неразумный руководитель, никогда не найдет правильного пути, а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути.... Но примеры такого рода немногочисленны, и можно, мне думается, сказать, что девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми. Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на нашу нежную организацию в детстве, имеют очень важные и длительные последствия. <...>

Физическое здоровье

§ 4. Мои дальнейшие рассуждения о здоровье относятся не к тому, что должен врач делать с больным и хилым ребенком, а к тому, что должны делать родители, не обращаясь к помощи медицины, для оберегания и для укрепления здоровой или по меньшей мере неболезненной конституции своих детей.... Джентльмены должны закалять своих детей так же, как это делают честные фермеры... природа большинства детей портится или по меньшей мере терпит ущерб от баловства и изнеживания.

Тепло

§ 5. Первое, о чем следует заботиться, – это чтобы дети ни зимой, ни летом не одевались и не прикрывались слишком тепло. Когда мы появляемся на свет, наше лицо не менее чувствительно, чем любая другая часть тела. Только привычка закаляет тело и делает его более выносливым к холоду... Наше тело будет переносить все, к чему оно приучено с самого начала.

§ 7.... Обмывать ему ежедневно ноги холодной водой, а обувь делать настолько тонкой, чтобы она промокала и пропускала воду, когда ему случится ступать в нее.

Пища

§ 13. Что касается пищи, то она должна быть совсем обыкновенной и простой;... до двух- или трехлетнего возраста, вовсе не давать ему мяса.

§ 14. На завтрак и ужин очень полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку... нужно только заботиться о том, чтобы все эти блюда были просты, без обильных примесей и очень мало приправлены сахаром, а еще лучше совсем без него. Особенно же тщательно следует избегать всяких пряностей и других вещей, которые могут горячить кровь. Следует также умеренно солить их пищу и не приучать их к сильно приправленным блюдам.

Постель

§ 22. Постель ребенка должна быть жесткой, и стеганое одеяло лучше перины; жесткое ложе укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в перины изнеживает и расслабляет тело и часто является причиной слабости и предтечей ранней могилы....кто привык спать дома на жестком ложе, не будет страдать бессонницей во время своих путешествий... Единственное, что необходимо, – это сон сам по себе.

Ранний возраст

§ 34. Большая ошибка... в деле воспитания детей, заключается в том, что родители редко уделяют достаточное внимание тому, чтобы сделать душу ребенка послушной дисциплине и разуму, и в тот наиболее подходящий для этого период, когда юная душа наиболее нежна и легче всего подвержена воздействию. Родители, которым природа мудро внушила любовь к детям, очень склонны, если разум не контролирует этой естественной привязанности со всей бдительностью,... позволять ей переходить в слепую влюбленность...

§ 35.... Родители, поощряя капризы детей и балуя их, когда они малы, портят в них природные задатки, а потом удивляются, что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус. <...>

§ 36....Только в отношении собственных детей мы... проявляем небрежность; и, сделав их дурными детьми, мы неразумно надеемся, что из них выйдут хорошие люди.... Порок заключается не в том, чтобы иметь желания, соответствующие этим различным возрастам, а в неумении подчинять их правилам и ограничениям разума... Тот, кто не привык подчинять свои желания разуму других, когда он молод, вряд ли будет вслушиваться и подчиняться голосу своего собственного разума, достигши того возраста, когда он способен им пользоваться. <...>

Капризы

§ 40. Итак, кто ставит своей целью всегда управлять своими детьми, тот должен начинать это, пока те еще очень малы, и следить за тем, чтобы они полностью подчинялись воле своих родителей... очень неправильно понимают должное обращение с детьми те, которые проявляют по отношению к ним снисходительность и фамильярность, пока они малы, и становятся суровыми к ним и держат их на известном расстоянии от себя, когда они выросли; ибо свобода и потворство не приносят пользы детям, а недостаток рассудительности создает необходимость для них ограничений и дисциплины, и, наоборот, властное и строгое отношение – плохой способ обращения с людьми, уже обладающими собственным разумом, чтобы им руководствоваться, если только вы не хотите стать в тягость своим детям, когда они вырастут. <...>

§ 41.... Когда дети подрастут, мы должны смотреть на них как на равных нам, как на людей с такими же страстями, с такими же желаниями, как наши страсти и желания. <...>

§ 42. В этом заключается общее правило для установления вашего авторитета над вашими детьми. Страх и почтительность должны дать вам первую власть над их душами, а любовь и дружба должны закрепить ее, ибо должно прийти время, когда они перерастут розгу и исправительные меры воздействия, и тогда – я вас спрошу, – если любовь к вам не сделает их послушными и не внушит им чувства долга, если любовь к добродетели и желание поддержать свою репутацию не будет их удерживать на достойном пути, – какое у вас будет в отношении их средство повернуть их на этот путь? <...>

Побои

§ 48.... Я не могу поэтому признать полезным для ребенка какое бы то ни было наказание, при котором стыд пострадать за совершенный проступок не действует на него сильнее, чем само страдание. <...>

Награды

§ 52. Побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими мерами дисциплины при воспитании детей, которых мы хотим сделать разумными, добрыми и талантливыми людьми; эти меры следует поэтому применять очень редко и притом только по серьезным основаниям и лишь в крайних случаях. С другой стороны, нужно тщательно избегать поощрения детей посредством награждения их вещами, которые им нравятся. <...> Ибо, потворствуя таким образом этим дурным наклонностям, которые они должны были бы ограничивать и подавлять, они закладывают основу будущих пороков, которых можно избежать, лишь подавляя наши желания и с ранних лет приучая их подчиняться разуму.

Правила

§ 64. Здесь позвольте мне обратить внимание на одну вещь, которую я считаю ошибкой обычного метода воспитания; она заключается в обременении детской памяти всевозможными правилами и предписаниями, которые часто бывают недоступны их пониманию и всегда детьми забываются сейчас же, как только они их получили. Если вы желаете, чтобы дети выполнили какое-либо действие или сделали это иначе,... следовало бы их поучить и поупражнять. Но воспитателю гораздо легче приказывать, чем учить. <...>

§ 65. Я видел родителей, которые наваливали на своих детей такую кучу правил, что бедным малышам невозможно было запомнить и десятую их часть, и еще менее они могли их выполнять. И несмотря на то, за нарушение этих многочисленных и часто совершенно нецелесообразных предписаний дети подвергались брани и побоям....Поэтому пусть этих правил, которые вы даете своему сыну, будет возможно меньше....Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они, будучи раз созданы, соблюдались. <...>

. § 66 -... Детей не следует учить при помощи правил, которые всегда будут ускользать из их памяти. Заставляйте их все, что, по вашему мнению, они должны уметь делать, усваивать путем необходимой практики, приурочивая эту практику к каждому подходящему случаю, а если возможно, сами создавайте эти случаи. Это будет порождать у них привычки, которые, раз установившись, будут действовать сами собой, легко и естественно, без помощи со стороны памяти. <...>

Практика

Этот метод обучения детей путем повторной практики, путем многократного выполнения, под наблюдением и руководством воспитателя, одного и того же действия до тех пор, пока дети не привыкнут делать это хорошо...

Поэтому тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности и при помощи частных испытаний следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что к ним подходит, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться. <...>

Обязательные задания

§ 73. 1. Ни один предмет, который они должны изучить, не следует превращать в бремя для них или навязывать им как нечто обязательное. Все, что предлагается в такой форме, немедленно становится скучным, душа проникается отвращением к этому даже в том случае, если оно раньше было для нее приятно или безразлично. <...>

Думайте о детях как вам угодно, но им также хочется показать, что они свободны, что их хорошие поступки и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...