Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика индивидуального действия




 

Сегодня я рассчитывал предложить вам вопрос об индивидуальном влиянии, о педагогике индивидуального действия. Переход от коллективного воздействия, от организации коллектива к личности, к организации личности особым способом мною в первые годы моего опыта был понят ошибочно. Я полагал, что нужно иметь в виду воздействие на целый коллектив, во-первых, и воздействие на отдельную личность как корректив к развитию коллектива, во-вторых.

В развитии моего опыта я пришел к глубокому убеждению, которое было подтверждено потом практикой, что непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива, специально организованного в педагогических целях. <...>

Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. <...>

В моем опыте я пришел к такой организации, что первичный коллектив не покрывал ни классных, школьных интересов, ни производственных интересов, а являлся такой ячейкой, в которой и школьные и производственные интересы приходили от разных групп. Вот почему я в последнее время остановился на отряде, в который входили и школьники разных классов, и работники разных производственных бригад. <...>

Так составлялся первичный коллектив. Тут, конечно, нужна была еще очень сложная инструментовка, чтобы такой первичный коллектив приносил наибольшую пользу. Она заключалась в тоне и стиле организации отряда.

Что такое первичный коллектив – отряд? В нашей практике в колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского мы пришли к такому положению. Я как центр коммуны, и все коммунарские органы, и комсомольское бюро, и совет командиров, и общее собрание обычно старались дела с отдельными личностями не иметь. Это формально. Мне очень трудно вам эту логику доказывать. Я называю эту логику логикой параллельного педагогического действия. Мне очень трудно объяснить, так как я никогда не писал об этом, поэтому не искал и не находил формулировок.

Что такое параллельное педагогическое действие?

Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности это есть форма воздействия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела.

Каким образом это получается? Мы не хотели, чтобы каждая отдельная личность чувствовала себя объектом воспитания. <...>

Для того чтобы работать с отдельной личностью, нужно ее знать и ее культивировать. <...>

В первый год я как начинающий педагог совершил обычную ошибку. Я обращал внимание на личность, выпадающую из коллектива. <...>

В последние годы я изменил такой тон. Я увидел, что наиболее опасным элементом в моей работе является не тот, который обращает на себя особое внимание, а тот, кто от меня прячется. <...>

Наблюдая такие случаи в первые годы своей работы, я пришел к глубокому убеждению, что именно тот, кто от меня прячется и старается не попадаться на глаза, тот является самым опасным объектом, на того я должен обратить особое внимание. <...>

Когда я пришел к известному успеху, когда меня перестали потрясать воровство и хулиганство, я понял, что цель моей воспитательной работы не заключалась в том, чтобы привести в порядок двух-трех воров и хулиганов, а положительная цель моей работы в том, чтобы воспитать определенный тип гражданина, выпустить боевой, активный, жизненный характер, и эта цель может быть достигнута только в том случае, если я воспитаю каждого, а не только приведу в порядок отдельную личность. <...>

Значит, чрезвычайно важным является вопрос о выборе воспитателя. Как же выбирать, по каким признакам? У нас почему-то на этот вопрос обращают мало внимания. У нас считают, что любой человек, любой, кто угодно, стоит его только назначить на должность воспитателя и заплатить воспитательское жалование, он может воспитывать. А между тем это работа самая трудная, в итоге, возможно, работа самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей. <...>

Я убежден, что научить воспитывать так же легко, может быть, как научить математике, как научить читать, как научить быть хорошим фрезеровщиком или токарем, и я учил.

В чем заключалась такая учеба? Прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить. Без этих умений не может быть хорошего воспитателя. <...> Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. <...>

Я убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом, и без такой работы я не представляю себе работы воспитателя. <...>

Важно, что воспитатель должен быть активно действующим организмом, сознательно направленным на воспитательную работу.

Во-вторых, ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса. <...>

Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением. <...>

Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред... Если он любви воспитанников не добивается, то он может быть требовательным и справедливым и по отношению к воспитанникам, и по отношению к самому себе.

Цель воспитания

 

<...> Мы должны выпускать из наших школ энергичных и идейных членов социалистического общества, способных без колебаний, всегда, в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для личного поступка, способных в то же время требовать и от других правильного поведения. Наш воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен выступать прежде всего как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей.

В особенности важна область дисциплины, в которой мы, педагоги, больше всего нагрешили. До сих пор у нас существует взгляд на дисциплину как на один из многочисленных атрибутов человека и иногда только как на метод, иногда только как на форму. В социалистическом обществе, свободном от каких бы то ни было потусторонних оснований нравственности, дисциплина становится не технической, а обязательно нравственной категорией. Поэтому для нашего коллектива абсолютно чужда дисциплина торможения, которая сейчас по какому-то недоразумению сделалась альфой и омегой воспитательной премудрости многих педагогов. Дисциплина, выражаемая только в запретительных нормах, – худший вид нравственного воспитания в советской школе.

Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. – М..,1958. – Т. 5.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса / Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1983. – Т. 1.

2. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания / Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1983. – Т. 4.

Литература

 

1. Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики / Под ред. Э.Д. Днепрова, О. Е. Кошелевой. – М., 1986.

2. Антология педагогической мысли: В 3 т. / Сост. К.И. Салимова, Г. Б. Корнетов. – М., 1988.

3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв./Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М., 1985.

4. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И. А Соловков. – М., 1985.

5. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П. А. Лебедев. – М., 1987.

6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / Сост. П. А Лебедев. – М., 1990.

7. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. / Авт.-сост. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. – М., 1994.

8. Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах образования: Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. – М., 1996.

9. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М., 1979. - Т. 1, 2.

10. Буторина Г. С. М.В.Ломоносов и педология. – Архангельск, 1994.

11. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России. – М., 1954.

12. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М., 1995.

13. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М., 1998.

14. Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. – М., 1983.

15. Демков М.И. Очерки по истории русской педагогики. – М., 1909.

16. Джуринскш А. Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992.

17. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.

18. ДистервегА. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Избр. пед. соч. – М., 1956.

19. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. – М., 1998.

20. Егоров С. Ф. Развитие педагогической теории в России конца XIX – начала XX в. // Советская педагогика. – 1982. – № 6.

21. Егоров С. Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в.: Историко-педагогический очерк. – М., 1987.

22. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963.

23. ЗаболотныхВ.А. Человек разумный. – СПб., 1996.

24. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1996.

25. Зейлигер-Рубинштейн Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. – Л., 1986.

26. История педагогики и современность / Под ред. Ш. И. Ганелина, Н.С. Зенченко. – Л., 1979.

27. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1999.

28. История педагогики: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997. – Ч. 1 (От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.).

29. История педагогики: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Пискунова. – М., 1997. - Ч. 2. (С XVII до середины XX в.).

30. Каменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1988.

31. Константинов Н.А., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. – М., 1953.

32. Корольков А. Русская духовная философия. – СПб., 1998.

33. Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики: Учеб. пособие. – М., 1994.

34. КочетоваА.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – СПб., 1997.

35. Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учеб. пособие. – М., 1998.

36. Лихачев Д. С. Предварительные итоги тысячелетнего опыта // Книга беспокойств. – М., 1991.

37. Ломоносов М.В. //Антология гуманной педагогики. – М., 1996.

38. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1983. – Т. 1,4.

39. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры: В 3 т. – М., 1994. – Т. 2. – Ч. 2 (Искусство. Школа. Просвещение).

40. Модзалевкий Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Под ред М. В. Захарченко. – СПб., 2000. – Ч. 1,2.

41. Монтень М. Опыты: В 3 кн. – М., 1991.

42. Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности). – СПб., 1996.

43. Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. – М., 1990.

44. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. Э.Д. Днепрова. – М., 1989.

45. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А. И. Пискунов. – М., 1976.

46. Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Авт.-сост. Б. М. Бим-Бад. - М., 1998.

47. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811-1817).-М., 1993.

48. Пряникова В.Г., Равкин 3. И. История образования и педагогической мысли. – М., 1995.

49. Российская модернизация и перспективы. Материалы круглого стола // Вопросы философии. – 1993. – № 7.

50. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т. 1–2.

51. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в.-М., 1954.

52. Соколов П. История педагогических систем. – Петроград, 1916

53. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. – М., 1989. – Т. 2.

54. Стеклов М. Русские педагоги. – М., 1997.

55. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учеб. пособие. – М., 1999.

56. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / Сост. В. Я. Струминский. - М., 1954. - Т. 2.

57. Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Б.Л.Вульфсона. – М., 1990.

58. Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М., 1997.

59. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие / Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. – М., 1981.

60. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1980.

61. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

 

Содержание

Предисловие. 3

Введение. Методологические основания истории педагогики как науки. 3

Раздел I ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДО XVII ВЕКА.. 8

1. Наследие классической древности. История древнейших школ на земле. 8

2. Воспитание у древних греков и римлян. 23

3. Школа и педагогика в средние века и эпоху возрождения. 31

4. Зарождение и развитие педагогических традиций в древней Руси и московском государстве (Х-XVI вв.) 38

Раздел II ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII-XVIII ВЕКОВ.. 48

5. Педагогическое учение Я. А. Коменского. 48

6. Д. Локк и его «мысли о воспитании». 58

7. Теория естественного свободного воспитания Ж. Ж. Руссо. 70

8. Демократизм педагогической системы И. Г. Песталоцци. 80

9. Развитие просвещения и педагогической мысли в московском государстве XVII в. 91

10. Школьное дело в россии XVIII в. 101

11. Просветительная педагогика России XVIII в. М.В.Ломоносов. 113

Раздел III ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX - XX ВЕКОВ.. 128

12. Развитие образования и ведущих педагогических идей в Западной Европе XIX в. 128

13. Становление образовательной системы и общественно-педагогическое движение в России XIX в. 141

14. Предпосылки развития научно-педагогических теорий в россии. 152

15. К.Д. Ушинский - основоположник научной педагогики. 163

16. Педагогические взгляды и деятельность Л. Н.Толстого. 175

17. Реформаторская педагогика и ее представители в Западной Европе и США (конец XIX - начало XX в.) 188

18. Педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX в. 200

19. Опыт и теоретические предпосылки создания системы образования в Советской России (XX в. 1917-1940-е гг.) 215

20. Педагогическая деятельность и воспитательная система А. С. Макаренко. 230

Литература. 240





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.