Место курса «История образования и педагогической мысли» в системе профессиональной подготовки
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» __________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ Проректор по УМР _________________ /Л. П. Филатова/ «___»_______2011 г.
Программа учебной дисциплины ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование»
Нижний Тагил Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры педагогики «___» января 2011 г., протокол № ___
Заведующий кафедрой С.В. Лебедев
Составитель: Смирнов В.И., д.п.н., профессор
Настоящая программа раскрывает цель, задачи курса «История образования и педагогической мысли», характеризует принципы отбора содержания обучения по предмету, представляет «Учебно-тематический план» и содержание дисциплины, содержит общую характеристику технологического и ресурсного обеспечения реализации цели и задач историко-педагогической подготовки студентов, определяет формы и основные способы текущего и итогового контроля результатов и качества аудиторной и самостоятельной учебной работы студентов. Вместе с текстом программы учебного курса представлены: 1. Приложение №1: Программа практических занятий по курсу «История образования и педагогической мысли», включающая в себя планы-сценарии проведения каждого занятия, практические задания к занятиям, список рекомендуемой по теме занятия учебно-научной литературы. 2. Приложение №2: Примерное содержание текущего контроля учебной работы студентов в форме экспресс-опросов.
3. Формы регистрации самооценок студентов, отражающих основные результаты освоения материала курса, развития системы педагогических знаний, умений, способов деятельности. 4. Приложение №4: «Расчет успеваемости студентов на основе методики накопительной балльно-рейтинговой системы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель и задачи изучения учебной дисциплины Место курса «История образования и педагогической мысли» в системе профессиональной подготовки Курс «История образования и педагогической мысли» одновременно с курсом «Общая педагогика» открывает процесс изучения комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих дисциплин по отдельным отраслям педагогического знания и представляет собой важную составную часть этого комплекса. Дисциплины комплекса: - общая педагогика, - история образования и педагогической мысли, - теория обучения, - методика обучения и воспитания, - теория и методика воспитания, - управление образовательными системами, - субъекты педагогического процесса, - психолого-педагогические практикумы и курсы по выбору, формирующие готовность к определенным видам и способам практической деятельности. Курс «История образования и педагогической мысли» изучается во втором семестре одновременно с изучением «Общей педагогики»: это позволяет опираться при изучении историко-педагогических фактов и процессов на общепедагогические знания о факторах развития человека и педагогическом процессе. Эти знания составляют научно-методологическую основу педагогического образования. Вместе с тем курс «История образования и педагогической мысли» создает историко-педагогический фундамент для изучения на последующих этапах курсов «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Методика обучения и воспитания», которые построены материале, отражающем накопленный, переосмысленный и модернизированный многовековой опыт организации воспитания и обучения. Таким образом, при изучении любого педагогического феномена студент будет владеть информацией о его происхождении и исторической эволюции.
1.2. Целью освоения курса «История образования и педагогической мысли» является формирование системы историко-педагогических знаний и историко-педагогического мышления, обеспечивающих создание теоретического фундамента профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования. 1.3. Функции и задачи курса: 1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний: - о ходе развития мировой и отечественной системы образования, об исторических фактах, событиях, явлениях, составляющих содержание историко-педагогического процесса; - о причинно-следственных связях, определяющих развитие системы образования и педагогической мысли; - о тенденциях и перспективах развития педагогической теории и практики; - о людях – педагогах-практиках и педагогах-теоретиках, накопивших и ретранслировавших в будущее опыт обучения и воспитания. 2) Развивающая функция: - формирование у студентов критического стиля мышления на основе развития умений и навыков рефлексивно-оценочной деятельности при работе с источниками научно-учебной информации и специальной литературой, в процессе осмысления, обобщения, интерпретации зачастую противоречивых историко-педагогических фактов и явлений; - развитие историко-педагогического мышления, обеспечивающего осознанное овладение совокупностью психолого-педагогических знаний; - формирование целевой и мотивационной основы профессионального педагогического образования и самообразования. 3) Воспитательная функция: формирование у студентов: - уважения к мировой и отечественной истории образования и педагогики, являющейся неотъемлемой частью истории общества, истории Отечества, его культуры и традиций; - личностных качеств, свойств, убеждений, основанных на лучших нравственных и педагогических традициях учительства, духовном и профессиональном подвижничестве деятелей педагогики и просвещения;
- готовности к сохранению, рациональному применению и приумножению историко-педагогического опыта; - ценностного отношения к педагогической деятельности, педагогической науке, к будущей профессии. 1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «История образования и педагогической мысли»: На основе освоения курсов «Общая психология» и «История», в результате одновременного изучения курса «Общая педагогика» студент имеет и развивает необходимые для изучения «Истории образования и педагогической мысли» представления, знания, умения и навыки: - о ходе, фактах, причинах и следствиях развития мировой и отечественной истории; - о человеке, условиях и факторах его развития; - о структуре и логике образовательного процесса, что позволяет педагогически грамотно и логически обоснованно оценивать историко-педагогическую информацию. Особое значение имеет владение студентом понятийно-категориальным аппаратом педагогики, позволяющим понимать и воспроизводить историко-педагогическую информацию. 1.5. Ожидаемые результаты: Студент, выполнивший учебную программу курса «Истории образования и педагогической мысли» (с учетом результатов освоения курсов «Общая психология» и «Общая педагогика»), должен: обладать знаниями: - об истоках и ходе исторического развития педагогической мысли и образования; - об основных образовательных парадигмах и исторических причинах их смены; - об образовательных системах, причинах и следствиях прекращения их существования, видоизменения, развития; - об основных воспитательных и дидактических концепциях, их влиянии на развитие педагогической мысли и образовательной практики; - о способах постановки и решения проблем воспитания и обучения в разные исторические периоды у разных народов; - о выдающихся деятелях образования, педагогах-теоретиках, их вкладе в развитие педагогической науки и практики. уметь: - учитывать пространственно-временные контексты, в которых протекают процессы обучения и воспитания, при анализе и оценке педагогических феноменов прошлого;
- использовать теоретические знания в области общей педагогики как методологическую основу для анализа и оценивания историко-педагогического процесса и его отдельных явлений; - сознавать многообразие подходов в организации образования, обусловливать их спецификой социально-культурного и политико-экономического развития, соотносить с различными представлениями о природе человека, о смысле его бытия и познания; - ориентироваться в источниках научно-педагогической информации (учебная и научная литература, педагогическая периодика, образовательные порталы и т.д.) - анализировать научно-педагогическую информацию, оформлять ее в логически завершенные тексты, устные сообщения и доклады; - участвовать в обсуждении историко-педагогических проблем; в общественно-профессиональных дискуссиях; - взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса на учебных занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам и на практике; - осознанно оперировать психолого-педагогическими категориями и понятиями. владеть; - способами пропаганды важности педагогической профессии для социального и экономического развития страны; - различными средствами коммуникации в процессе обучения и в профессиональной педагогической деятельности; - способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей истории образования и педагогической мысли. иметь представление: - о предпосылках, условиях, факторах, движущих силах и тенденциях развития всемирного историко-педагогического процесса, о его единстве и многообразии; - о сущности, возможностях и границах образования, о путях и средствах его осуществления, о степени и условиях их эффективности; - о трактовках природы педагогического знания, цели и смысла образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|