Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания и как учебный предмет
Лекция (2 час.) История педагогики как область педагогической науки: ее задачи, функции, место в системе научно-педагогического знания. Становление истории педагогики как науки. Объект и предмет, источники и методы историко-педагогических исследований. Место истории образования и педагогической мысли в истории мировой цивилизации. Изучение истории педагогики как способ освоения и культурно-образовательной интерпретации истории человечества. Историко-педагогический процесс как единство исторического развития образовательной практики и педагогической мысли. Место, роль и задачи курса «История образования и педагогической мысли» в системе педагогического образования, в формировании педагогического мировоззрения и педагогического мышления студентов. Различные подходы (парадигмально-педагогический, антропологический, цивилизационный и др.) к изучению историко-педагогического процесса. Источники историко-педагогического знания: специфика и способы работы с ними. Логика построения и структура учебного курса «История образования и педагогической мысли»; особенности организации учебных занятий и самостоятельной работы по истории педагогики. Тема 2. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ, У НАРОДОВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И В АНТИЧНОМ МИРЕ Лекция (2 часа) Воспитание в первобытном обществе: возникновение первобытного воспитания, обособление воспитания как вида деятельности, семейное воспитание первобытной эпохи, появление организованных форм воспитания. Семейное воспитание и ученичество – основные формы ближневосточной воспитательной практики в древности.
Образование в Древнем Египте и Месопотамии. Становление иудаистской педагогической традиции. Основные черты буддистской педагогической традиции. Индуизм и конфуцианство – духовно-религиозные основы древнеиндийского и древнекитайского образования. Воспитание и образование в Древней Греции. Общая характеристика античности, ее истоки и педагогические идеалы. Гомеровское образование, спартанская воспитательная система, афинское воспитание. Античная школа. Семейное воспитание и школьное обучение в Риме. Тема 3. МЫСЛИТЕЛИ ДРЕВНОСТИ О ВОСПИТАНИИ Практическое занятие (2 часа) Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире. Человек и воспитание в индуистской духовно-религиозной традиции. Видья (знание) и винайя (воспитание) – ключевые понятия педагогической традиции индуизма. Педагогические идеи Конфуция: идеал человека, смысл его существования. Канон и ритуал как стержень педагогики Дальневосточной цивилизации. Учения Гераклита и Демокрита. Софисты. Искусство диалога и метод майевтики (помощь рождению мысли) Сократа. Платон: суждения о человеке, познании, целях и способах образования, воспитания. Социальный характер философско-педагогической концепции Платона. Педагогические взгляды Аристотеля. Цицерон, Сенека, Плутарх, Квинтиллиан: педагогические идеи. Тема 4. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И В СТРАНАХ ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (ДО XVII В.) Основы христианского воспитания, педагогические идеи христианских мыслителей. Ветхий и Новый завет о воспитании: противоречивость ветхозаветных и новозаветных воспитательных установок и традиций. Влияние церковной культуры на развитие образования. Воспитание и образование в Византии: значение византийского влияния на развитие просвещения.
Взаимообусловленность европейского и арабского образования. Сравнительная характеристика западного и восточного образования и воспитания. Формирование исламской традиции в воспитании. Мусульманская педагогическая концепция. Брахманская и буддийская педагогические традиции. Воспитание и школа в средневековом Китае. Новые типы школ в средневековой Европе. Рыцарское воспитание. Университеты. Структура университетов, содержание, методы обучения. Развитие схоластики Формирование иезуитской системы образования. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения: педагоги-просветители эпохи Возрождения, школы гуманистического образования. Реформация и ее влияние на образование и воспитание. Тема 5. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ Практическое занятие (2 час.) Педагогические идеи Ф. Аквинского. И. Златоуст об образовании и воспитании. Педагогические идеи исламских просветителей: Авиценна (Ибн-Сина), Аль Фараби, Аль Бируни об идеале человека, смысле его жизни, нормах и способах воспитания. Истоки гуманистических идей в средневековой педагогической мысли. Педагогическая мысль Византии (Михаил Пселл, Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности). Теоретическое обоснование идеала нового человека, содержания образования, новой школы в трудах гуманистов Ф. Рабле, М. Монтеня, Р. Агриколы, Х.Л. Вивеса, Э. Роттердамского, Т. Мора. Тема 6. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ У ДРЕВНИХ СЛАВЯН, В КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ Воспитание и обучение у древних славян. Воспитание и обучение в Киевской Руси. Роль христианства в распространении просвещения. Воспитание и обучение на Руси в XIV – XVI вв. Религиозное воспитание. Домострой. Азбуковники. Первые печатные учебники. Образование в Русском государстве в XVII веке: начальное обучение, школы братств, Киево-Могилянская академия, монастырские школы, Типографская школа, московская Славяно-греко-латинская академия. Основные подходы к воспитанию и обучению во второй половине XVII века. Тема 7. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ В XI – XVII ВВ. Практическое занятие (2 час.) «Поучения» Владимира Мономаха детям – крупнейший памятник древнерусской педагогической мысли. Суждения Мономаха о связи воспитания с образованием, роли опыта старших в воспитании, значении активной деятельности человека, о способах и средствах воспитания.
Афоризмы из сборников «Пчела», «Мудрость Менандра»: интерпретация и этико-педагогическое значение. «Домострой» протопопа Сильвестра о значении и способах воспитания. «Домострой» Кариона Истомина о воспитании. Сравнительная педагогическая характеристика источников. «Школьное благочиние» - крупнейший памятник древнерусской педагогической литературы: характеристика основных идей. Мысли о воспитании и образовании детей Симеона Полоцкого («Слово», «Труд», «Учение», «Учитель», «Учитися и учити», «Учай, а не творяй», «Наказание чадом»): интерпретация текстов, оценка педагогических суждений с современных позиций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|