Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания и как учебный предмет




Лекция (2 час.)

История педагогики как область педагогической науки: ее задачи, функции, место в системе научно-педагогического знания. Становление истории педагогики как науки. Объект и предмет, источники и методы историко-педагогических исследований.

Место истории образования и педагогической мысли в истории мировой цивилизации. Изучение истории педагогики как способ освоения и культурно-образовательной интерпретации истории человечества. Историко-педагогический процесс как единство исторического развития образовательной практи­ки и педагогической мысли.

Место, роль и задачи курса «История образования и педагогиче­ской мысли» в системе педагогического образования, в формировании педагогического мировоззрения и педагогического мышления студен­тов.

Различные подходы (парадигмально-педагогический, антропологический, цивилизационный и др.) к изучению историко-педагогического процесса.

Источники историко-педагогического знания: специфика и способы работы с ними.

Логика построения и структура учебного курса «История образо­вания и педагогической мысли»; особенности организации учебных занятий и самостоятельной работы по истории педагогики.

Тема 2. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ, У НАРОДОВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И В АНТИЧНОМ МИРЕ

Лекция (2 часа)

Воспитание в первобытном обществе: возникновение первобытного воспитания, обособление воспитания как вида деятельности, семейное воспитание первобытной эпохи, появление организованных форм воспитания.

Семейное воспитание и ученичество – основные формы ближневосточной воспитательной практики в древности.

Образование в Древнем Египте и Месопотамии. Становление иудаистской педагогической традиции. Основные черты буддистской педагогической традиции. Индуизм и конфуцианство – духовно-религиозные основы древнеиндийского и древнекитайского образования.

Воспитание и образование в Древней Греции. Общая характеристика античности, ее истоки и педагогические идеалы. Гомеровское образование, спартанская воспитательная система, афинское воспитание. Античная школа.

Семейное воспитание и школьное обучение в Риме.

Тема 3. МЫСЛИТЕЛИ ДРЕВНОСТИ О ВОСПИТАНИИ

Практическое занятие (2 часа)

Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире.

Человек и воспитание в индуистской духовно-религиозной традиции. Видья (знание) и винайя (воспитание) – ключевые понятия педагогической традиции индуизма.

Педагогические идеи Конфуция: идеал человека, смысл его существования. Канон и ритуал как стержень педагогики Дальневосточной цивилизации.

Учения Гераклита и Демокрита. Софисты. Искусство диалога и метод майевтики (помощь рождению мысли) Сократа. Платон: суждения о человеке, познании, целях и способах образования, воспитания. Социальный характер философско-педагогической концепции Платона.

Педагогические взгляды Аристотеля.

Цицерон, Сенека, Плутарх, Квинтиллиан: педагогические идеи.

Тема 4. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И В СТРАНАХ ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (ДО XVII В.)

Основы христианского воспитания, педагогические идеи христианских мыслителей. Ветхий и Новый завет о воспитании: противоречивость ветхозаветных и новозаветных воспитательных установок и традиций. Влияние церковной культуры на развитие образования.

Воспитание и образование в Византии: значение византийского влияния на развитие просвещения.

Взаимообусловленность европейского и арабского образования. Сравнительная характеристика западного и восточного образования и воспитания. Формирование исламской традиции в воспитании. Мусульманская педагогическая концепция. Брахманская и буддийская педагогические традиции. Воспитание и школа в средневековом Китае.

Новые типы школ в средневековой Европе. Рыцарское воспитание. Университеты. Структура университе­тов, содержание, методы обучения. Развитие схоластики Формирование иезуитской системы образования.

Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения: педагоги-просветители эпохи Возрождения, школы гуманистического образования.

Реформация и ее влияние на образование и воспитание.

Тема 5. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ

Практическое занятие (2 час.)

Педагогические идеи Ф. Аквинского. И. Златоуст об образовании и воспитании.

Педагогические идеи исламских просветителей: Авиценна (Ибн-Сина), Аль Фараби, Аль Бируни об идеале человека, смысле его жизни, нормах и способах воспитания.

Истоки гуманистических идей в средневековой педагогической мысли.

Педагогическая мысль Византии (Михаил Пселл, Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности).

Теоретическое обоснование идеала нового человека, содержания образования, новой школы в трудах гуманистов Ф. Рабле, М. Монтеня, Р. Агриколы, Х.Л. Вивеса, Э. Роттердамского, Т. Мора.

Тема 6. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ У ДРЕВНИХ СЛАВЯН, В КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ

Воспитание и обучение у древних славян.

Воспитание и обучение в Киевской Руси. Роль христианства в распространении просвещения.

Воспитание и обучение на Руси в XIV – XVI вв. Религиозное воспитание.

Домострой. Азбуковники. Первые печатные учебники.

Образование в Русском государстве в XVII веке: начальное обучение, школы братств, Киево-Могилянская академия, монастырские школы, Типографская школа, московская Славяно-греко-латинская академия.

Основные подходы к воспитанию и обучению во второй половине XVII века.

Тема 7. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ В XI – XVII ВВ.

Практическое занятие (2 час.)

«Поучения» Владимира Мономаха детям – крупнейший памятник древнерусской педагогической мысли. Суждения Мономаха о связи воспитания с образованием, роли опыта старших в воспитании, значении активной деятельности человека, о способах и средствах воспитания.

Афоризмы из сборников «Пчела», «Мудрость Менандра»: интерпретация и этико-педагогическое значение.

«Домострой» протопопа Сильвестра о значении и способах воспитания. «Домострой» Кариона Истомина о воспитании. Сравнительная педагогическая характеристика источников.

«Школьное благочиние» - крупнейший памятник древнерусской педагогической литературы: характеристика основных идей.

Мысли о воспитании и образовании детей Симеона Полоцкого («Слово», «Труд», «Учение», «Учитель», «Учитися и учити», «Учай, а не творяй», «Наказание чадом»): интерпретация текстов, оценка педагогических суждений с современных позиций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...