Международное разделение труда
Основой интернационализации хозяйственной жизни является международное разделение труда (МРТ), как обмен между странами факторами и результатами производства в определенных количественных и качественных соотношениях. МРТ является непосредственным продолжением общественного разделения труда по роду деятельности и его пространственной дифференциации. Формами МРТ является международная специализация и кооперация. Международное разделение труда - специализация каждой страны на выпуске определенных изделий с целью удовлетворения потребностей как своих, так и стран-партнеров. Существует три вида международного разделения труда: общее МРТ - разделение труда между странами по значительным сферам общественного производства; частичное МРТ - разделение труда между странами в одной из сфер общественного производства; единичное МРТ - разделение труда между странами в пределах одного предприятия. Выделяют также несколько форм международной специализации производства: 2. Внутриотраслевая специализация - специализация стран по производству товаров одной отрасли. За объектом специализации различают: - в зависимости от вида товаров предметную специализацию - специализация каждой страны по выпуску определенных товаров; - в зависимости от участия страны в определенном этапе производства товара по детальную специализацию, то есть специализацию по выпуску определенных деталей; - агрегатную (узловую) специализацию - специализацию страны по производству отдельных узлов для машин и оборудования; - технологическую специализацию - специализацию страны на определенных этапах технологического цикла.
Экономическая интеграция - это процесс сближения и переплетения национальных хозяйств, перенос центра тяжести хозяйственных связей в сферу материального производства. Мировой рынок - отношения между субъектами мирового хозяйства по поводу купли-продажи товаров, капитала, рабочей силы, услуг, сырья, ценных бумаг, золота, валюты, интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, договоров о ноу-хау и т. д.), оружия. Внешнеэкономическая деятельность является совокупностью форм проявления МЭО.[9] МРТ по роду деятельности развивается по двум направлениям: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное - наблюдается, когда разные производители формируют однолинейную технологическую цепь и выполняют ряд последовательных производственных операций. Горизонтальное разделение труда предусматривает изготовление отдельными производителями компонентов, которые сочетаются в технологически и технически сложном изделии. Горизонтальное и вертикальное международное разделение труда на международном уровне реализуется как общее (между крупными группами отраслей), частичное (отделения крупных групп отраслей на менее агрегированные отрасли и подотрасли) и единичное (внутриотраслевой разделение и внутри предприятия). Таким образом, МРТ это взаимосвязанный процесс специализации отдельных стран, предприятий и их объединений на производстве отдельных продуктов или их частей с кооперированием производителей для совместного выпуска конечной продукции.[17]
Возникновение и дальнейшее развитие МРТ осуществляется под воздействием целого ряда разнообразных факторов, которые можно систематизировать по следующим признакам: • Природно-географические - различия в климатических условиях, экономико-географическом положении, наличие природных ресурсов; • Социально-экономические характеристики рабочей силы, научно-технический потенциал, производственный аппарат. Масштабы и серийность производства, темпы создания объектов производственной и социальной инфраструктуры, особенности исторического развития, производственных и внешнеэкономических традиций, социально-экономический тип национального производства и внешнеэкономических связей, политические факторы стран; • Научно-технологический прогресс - расширение и углубление научно-исследовательских и конструкторских работ, ускорение темпов морального износа, увеличение оптимальных размеров предприятий, технологическая диверсификация. Взаимодействие различных факторов в условиях цивилизационного развития определяет роль страны в МРТ и ее место в мировых хозяйственных связях. Значение и роль отдельных факторов на том или ином этапе глобального развития может иметь разнонаправленное влияние или неодинаковую силу этого влияния. Вопросы для самоконтроля:
1. Международная экономическая система и ее элементы.
Раздел 2
Тема 4. Общая характеристика международной торговли и базовые понятия План: 1. Значения международной торговли в системе международной экономики.
Внешняя торговля является важным и исторически первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами. Это торговля одной страны с другими странами мира. Она состоит из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров. В совокупности внешняя торговля разных стран образует международную торговлю. Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мировых хозяйственных связей - вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей. В результате интернационализации хозяйственной жизни, переплетения экономических процессов и явлений на глобальном уровне сформировался мировой рынок - сфера обмена между государственно обособленными хозяйствами. Как определенная целостность он сформировался к концу XIX - началу XX века, выступая производным от внутренних рынков национальных государств. Но это уже не только совокупность национальных рынков различных стран, экономические связи между которыми определены международной торговлей, совместным производством, международным перемещением товаров, капиталов и рабочей силы, но и качественно новое явление. Мировой рынок - способ, механизм обмена экономическими благами между отдельными национальными хозяйствами и их объединениями, что обусловливает возникновение и воспроизводство экономических отношений между ними.
Мелкой "ячейкой" мирового рынка есть товары (услуги), удовлетворяющие личные и производственные нужды. Все существующее многообразие товаров мирового рынка нуждается в классификации. В последние десятилетия ХХ века различные международные организации активно работали над совершенствованием существующей унифицированной товарной номенклатуры. В системе мирового рынка категория конкурентоспособности является одной из ключевых, потому что в ней сконцентрировано выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие и иные возможности не только отдельной фирмы, но и экономики той или иной страны. Конкурентоспособная страна в XXI веке присутствует на рынках, как развитых стран, так и развивающихся стран, причем позиции страны на мировом рынке определяются, прежде всего, способностью ведущих отраслей выпускать товары и услуги, которые имеют ощутимые преимущества по сравнению с их зарубежными аналогами, то есть более конкурентоспособны. Конкурентоспособность на мировом рынке - способность функционировать в условиях рыночной экономики, получая при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания качества продукции на уровне, максимально удовлетворяющего потребности иностранного потребителя. В целом конкурентоспособность является синтетической характеристикой, а ее параметры в мировой практике определяются объективными статистическими показателями, дополняются субъективными факторами - опросу мнения руководителей крупных корпораций и ведущих экономических экспертов исследуемых стран. При этом интерпретация и использование понятия "конкурентоспособность" применяется в зависимости от объекта исследования. На мировом рынке различают конкурентоспособность продукции, предприятия, страны, группы стран. Международную торговлю характеризует большое количество показателей, которые можно систематизировать по следующим признакам: а) показатели объемов; б)показатели структуры; в) показатели динамики; г) показатели результатов. Показатели объемов международной торговли: • экспорт - это продажа с вывозом за границу товаров и услуг. К экспорту относят: товары, произведенные, выращенные или добытые в стране; товары, ранее ввезенные из-за границы, что были переработаны, а также товары, переработка которых осуществлялась под таможенным контролем; • реэкспорт - продажа и вывоз из страны ранее ввезенных на ее территорию товаров, которые не подвергались обработке;
• импорт - ввоз в страну товаров и услуг. К импорту относят: товары иностранного происхождения из страны-производителя или страны-посредника; товары для дальнейшей переработки под таможенным контролем; • реимпорт - ввоз ранее вывезенных за границу товаров, которые не подвергались обработке, т.е. это экспортные операции, что не состоялись. Сюда относят возврат покупателем бракованного товара, возврат товара, который не был продан через аукцион, возврат товара, реализованного через консигнационные склады. Основным признаком реимпортных операций есть пересечения отечественными товарами таможни дважды: при ввозе и вывозе. Товары, которые возвращаются с выставок и ярмарок, к реимпортируемым не относятся; • внешнеторговый оборот - сумма стоимостей экспорта и импорта страны за определенный период времени; • физический объем торговли - оценка экспорта или импорта в неизменных ценах одного периода (как правило, года); • генеральная (общая) торговля - принятое в статистике внешней торговли определения внешнеторгового оборота с включением транзитных товаров; • специальная торговля - чистый внешнеторговый оборот, то есть продукция, ввезенная в страну или вывезена из нее. Показатели структуры: • товарная структура - это показатели распределения экспорта и импорта по основным товарным позициям; • географическая структура - распределение товарного потока по странам, группам стран и регионам мира; • институциональная торговля - распределение торговли по субъектам и методам товарного обмена; • видовая структура - распределение торговли по видам товарного обмена. Показатели динамики: 1) темпы роста: - темпы роста экспорта: Тр.е. = Эо.г. / Эб.г. * 100%, Где: Тр.е - темпы роста экспорта; Эз.р - объем экспорта в отчетном году; Эб.г - объем экспорта в базисном году. - темпы роста импорта: Тр.и. = Ио.г. / Иб.г. * 100% Где: Тр.и - темпы роста импорта; Ио.г - объем импорта в отчетном году; Иб.г – объем импорта в базисном году. - темпы роста внешнеторгового оборота: Тр.вт.об. = ВТОо.р. / ВТОб.г. * 100, Где: Тр.вт.об. - темпы роста внешнеторгового оборота; ВТОо.р - объем внешнеторгового оборота за отчетный год; ВТОб.г. - объем внешнеторгового оборота за базисный год. 2) темпы прироста: - темпы прироста экспорта: Тпр.э. = Тр.э.о.г. / Тр.э.б.г. * 100 Где: Тпр.э - темпы прироста экспорта; Тр.э.о.г - темпы роста экспорта за отчетный год; Тр.э.б.г.. - темпы роста экспорта за базисный год. - темпы прироста импорта: Тпр.и. = Тр.и.о.г. / Тр.и.б.г. * 100* 100%, Где: Тпр.и - темпы прироста импорта; Тр.и.о.г - темпы роста импорта за отчетный год; Тр.и.б.г - темпы роста импорта за базисный год. - темпы прироста внешнеторгового оборота: Тпр.вто = Тр.вто.о.г. / Тр.вто.б.г. * 100% Где: Тпр.вто - темпы прироста внешнеторгового оборота; Тр.вто.о.г. - темпы внешнеторгового оборота за отчетный год; Тр.вто.б.г - темпы внешнеторгового оборота за базисный год. Показатели результатов: 1) сальдо торгового баланса - это разница между стоимостным объемом экспорта и импорта товаров отдельной страны; 2) сальдо баланса услуг - это разница между стоимостью услуг, которые предоставляет страна, и стоимостью услуг, которые она импортирует; 3) сальдо некоммерческих операций - это разница между доходами от инвестиций, денежных переводов, взносов, перемещение денежных средств по наследству, при решении семейных проблем. По каждому из этих направлений движения денежных средств составляется баланс; 4) сальдо баланса текущих операций - это сумма сальдо торгового баланса, баланса услуг, некоммерческих операций; 5) индекс “условия торговли” - отношение индекса средних цен экспорта определенного товара, страны в целом, группы стран до индекса средних цен импорта за определенный период времени. “Условия торговли” отражают соотношение взаимного спроса и взаимного предложения на экспорт и импорт каждой страны. Этот показатель является важным ориентиром для внешнеэкономической политики страны. Для расчетов “условий торговли” определенной страны сравниваются индексы ее экспортных и импортных цен, которые публикуются в сопоставленной для всех форме в ежемесячном издании МВФ “International Financial Statistics”; 6) экспорт на душу населения: Эд.н. = Эо.г. / населения, Где: Эд.н. - объем экспорта на душу населения в отчетном году; Эо.г. - объем экспорта в отчетном году; 7) импорт на душу населения: Ид.н. = Ио.г. / населения, Где: Ид.н. - объем импорта на душу населения в отчетном году; Ио.г - объем импорта в отчетном году; 8) экспортная квота: Эк.в. = Эо.г. / ВВП * 100%, Где: Эк.в. - экспортная квота; Эо.г. - объем экспорта в отчетном году; ВВП - валовый внутренний продукт; 9) импортная квота: Ик.в. = Ио.г / ВВП * 100%, Где: Ик.в - импортная квота; Ио.г - объем импорта в отчетном году; ВВП - валовый внутренний продукт; 10) квота внешнеторгового оборота: ВТОк.в. = ВТОо.г. / ВВП * 100% Где: ВТОк.в - квота внешнеторгового оборота; ВТОо.г. - объем внешнеторгового оборота в отчетном году; ВВП - валовой внутренний продукт.
Виды международной торговли Для современной международной торговли характерно разнообразие ее видов, которые можно систематизировать по следующим признакам: 1. По специфике объекта: - торговля товарами; - торговля услугами. 2. По специфике взаимодействия субъектов: - традиционная (простая) торговля - экспортные и импортные операции товаров и услуг, которые не обусловлены кооперационными связями и обязательствами относительно сбалансированного обмена товаров; - торговля кооперированной и специализированной продукцией, которая осуществляется на основе долгосрочных соглашений; - встречная (компенсационная) торговля - торговля, основанная на встречных обязательствах экспортеров по закупке у импортеров части или полностью экспортируемых товаров. 3. По специфике регулирования: - обычная торговля и соответствующий торговый режим возникают в условиях отсутствия торговых, торгово-экономических соглашений и договоренностей между странами. Кроме повышенной ставки таможенного обложения, в торговых отношениях по условиям обычной торговли применяются и более жесткие инструменты регулирования товарных потоков - количественные ограничения, административные формальности, обычная (не льготная) система налогообложения импортных товаров и т.п.; - торговля по режиму наибольшего благоприятствования предусматривает, что государства, которые договариваются, на взаимной основе предоставляют друг другу привилегии и льготы относительно ставок пошлины и таможенных сборов, а также других правил и механизмов осуществления внешнеторговых операций. Режим наибольшего благоприятствования является одним из главных принципов деятельности стран, присоединившихся к ГАТТ-ВТО. - дискриминационная торговля возникает в результате применения в торгово-экономических отношениях жестких ограничительных мероприятий (эмбарго, торговый бойкот, торговая блокада) или других инструментов, дискриминирующие права торгового партнера; - преференциальная торговля предусматривает предоставление одним государством другому на взаимной основе или в одностороннем порядке льгот в торговом режиме. Особую группу образуют преференции, которые применяются в отношении развивающихся стран.[11]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|