Формы международного кредита.
1. По целевому назначению: Связанные кредиты - предоставляются на конкретные цели, оговоренные в кредитном соглашении, и могут быть: - коммерческие - которые предоставляются для закупки определенных видов товаров и услуг; - инвестиционные - для строительства конкретных объектов, погашение задолженности, приобретение ценных бумаг; - промежуточные - для смешанных форм вывоза капиталов, товаров и услуг, например, в виде выполнения подрядных работ (инжиниринг). Финансовые кредиты - это кредиты, которые не имеют целевого назначения и могут использоваться заемщиками на любые цели. 2. За общими источниками: Внутренние кредиты - это кредиты, предоставляемые национальными субъектами для осуществления внешнеэкономической деятельности другим национальным субъектам. Иностранные (внешние) кредиты - это кредиты, предоставляемые иностранными кредиторами национальным заемщикам для осуществления внешнеэкономических операций. Смешанные кредиты - это кредиты как внутреннего, так и внешнего происхождения. 3. По форме кредитования: Товарные кредиты - международные кредиты, предоставляемые экспортерами своим покупателям в товарной форме с условием будущего покрытия платежом в денежной или иной товарной форме. Валютные (денежные) кредиты - кредиты, предоставляемые в денежной форме в национальной или иностранной валюте. 4. По форме обеспечения: Обеспеченные кредиты - кредиты, обеспеченные недвижимостью, товарами, документами, ценными бумагами, золотом и другими ценностями как залогом. Бланковые кредиты - кредиты, предоставленные просто под обязательства должника вовремя погасить, документом при этом выступает соло-вексель с одной подписью заемщика. Разновидностями бланковых кредитов является контокоррент и овердрафт.
Контокоррент - одна из старейших форм банковских операций. Она является особой формой кредитного соглашения, согласно которой кредитная операция предусматривает отсрочку платежа, который должен был бы быть осуществленным за отсутствия контокоррентного соглашения. Это осуществляется с целью сохранения в определенных клиентов средств, которые они должны уплачивать для решения других проблем, что позволяет ускорить оборот их средств, расширить операции. 5. По срокам: Сверхсрочные - суточные, недельные, до трех месяцев. Краткосрочные - до 1 года. Среднесрочные - от 1 до 5 лет. Долгосрочные - свыше 5-7 лет. 6. По валюте займа: - в валюте страны-заемщика; - в валюте страны-кредитора; - в валюте третьей страны; - в международной денежной единице. 7. По форме предоставления различают: - финансовые (наличные) кредиты зачисляются на счет должника и поступают в его распоряжение; - акцептные кредиты - применяются в форме акцепта тратты импортером или банком; - депозитные сертификаты - документы, которые свидетельствуют о вложении денежных средств, помещении их на депозитный счет в банк под объявленную ставку процента; - облигационные займы и др. 8. По кредиторам: Частные кредиты - предоставляются частными лицами. Фирменные (коммерческие) кредиты - кредиты, предоставляемые фирмами. Банковские кредиты - кредиты, предоставляемые банками, иногда посредниками (брокерами). Правительственные (государственные) кредиты - кредиты, предоставляемые правительственными учреждениями от имени государства. Кредиты международных финансово-кредитных организаций Смешанные кредиты, в которых принимают участие частные предприятия и государство, государственные и международные учреждения. Фирменный (коммерческий) кредит является одной из старейших форм внешнеторгового кредита.
Вексельный кредит предусматривает, что экспортер заключает договор о продаже товара, а затем выставляет переводной вексель на импортера. Последний, получив коммерческие документы, акцептует его, т.е. дает согласие на оплату в срок, который на нем указан. Кредит по открытому счету проводят через соответствующие счета банков импортера и экспортера. В частности, в связи с долговым соглашением экспортер записывает на счет импортера его долг в сумме, эквивалентной общей стоимости отгруженных товаров с зачетом процентов, начисляемых. Импортер, в свою очередь, обязуется в срок, указанный в соглашении, погасить сумму обязательства кредита и уплатить проценты. По фирменному кредиту импортер часто платит так называемый аванс покупателя экспортеру в размере чаще всего 10-20% стоимости поставки в кредит. Таким образом, аванс покупателя выступает, как своего рода обязательства принять товары, которые поставляются в кредит. Связь фирменного кредита с банковским заключается в том, что хотя фирменный кредит и отражает отношения между поставщиком и покупателем, он все же предусматривает участие банковских средств. При продаже машин, оборудования фирменный кредит предоставляется на более длительные сроки (до 7 лет), что отвлекает на длительное время значительные средства экспортера и заставляет его обращаться к банковскому кредиту или рефинансировать свой кредит в банке. Банковский внешнеторговый кредит имеет для импортера определенные преимущества перед фирменным. В частности, они заключаются в том, что этот вид кредитования предоставляет больше возможностей для маневрирования при выборе поставщика определенной продукции, а кроме того, обеспечивает более длительные сроки кредита, большие объемы поставок по кредиту, сравнительно ниже и стоимость кредита. Банковские кредиты по целевому назначению подразделяют на: экспортные и финансовые; по технике предоставления: акцептные и акцептно-рамбурсные кредиты. Экспортный кредит заключается в том, что он предоставляется банком страны-экспортера банку страны-импортера (или непосредственно импортеру) для кредитования поставок машин, оборудования и т.п. Эти кредиты имеют «связанный» характер (то есть должник обязан использовать кредит для покупки товаров в стране кредитора).
Финансовый кредит дает возможность осуществлять покупку товаров на любом рынке, и таким образом возникают условия для выбора вариантов коммерческих сделок. Довольно часто финансовый кредит не связан с товарными поставками, и он может быть предназначен, например, для погашения внешней задолженности, поддержание валютного курса, пополнение авуаров (счетов) в иностранной валюте и т.д. Основными потребителями финансовых кредитов выступают ТНК и ТНБ, которые часто используют их для разного рода спекуляций и финансовых манипуляций. Финансовые кредиты могут брать также центральные банки промышленно развитых стран, которые используют их для погашения дефицита платежного баланса и осуществления валютных интервенций. Акцептный кредит выдается, если импортер согласен оплатить тратты экспортера. Перед наступлением срока оплаты импортер вносит в банк сумму долга, а банк в это время погашает его обязательства перед экспортером. Акцептно-рамбурсный кредит - банк импортера в пределах согласованных лимитов кредитования выставляет безотзывные аккредитивы в банк экспортера, который обязуется акцептовать расходы и оплатить их с наступлением срока. После отгрузки товара экспортер направляет платежные и товарные документы своему банку. Последний акцептует переводной вексель и выплачивает экспортеру стоимость товара. Нужные для этого средства банк экспортера получает через переучет траты на мировом денежном рынке. Когда наступит срок оплаты, последний держатель траты предъявляет ее к оплате банку экспортера, который осуществляет платеж в счет возмещения полученного от банка импортера. Кредитование внешней торговли охватывает кредитования экспорта и кредитования импорта. Кредитование экспорта может осуществляться в таких формах: -авансовые платежи, которые предоставляют страны-экспортеры иностранным производителям; - банковского кредитования: предоставление кредитов в пути; открытие кредитных линий; предоставление кредитов под товары или товарные документы в стране импортера; бланковые кредиты;
-факторинг (от англ. Factor - агент, посредник) - покупка банком или специализированной факторинговой компанией права требования относительно выплат по финансовым обязательствам в основном в форме дебиторских счетов за поставленные товары или услуги. Экспортер уступает факторинговой фирме право получения платежей от плательщиков за поставленные товары. Последняя в свою очередь обязуется возвращать ему деньги по мере их поступления от должников или оплатить ему всю сумму сразу. За осуществление факторинговых операций экспортер вносит предусмотренную соглашением плату, которая может быть несколько выше процентов за кредит. Если факторинг удобнее для финансирования экспорта товаров потребления со сроком кредитования от 90 до 180 дней, то такой вид кредитования, как форфейтинг используется при финансировании экспорта товаров производственного назначения со сроком кредитования до нескольких лет. В то же время, факторинг, как правило, не покрывает всех политических и переводных рисков, тогда как форфейтинг при форфейтировании любого требования за эти риски несет ответственность. Во многих странах пришли к выводу, что форфейтирование может быть относительно недорогим альтернативным другим формам экспортного финансирования, применяемые сейчас; - форфейтинг (от франц. “a forfait” - отказ от прав) - кредитование экспортера путем приобретения векселей, акцептованных импортером, или других долговых требований. В обмен на приобретенные ценные бумаги банк выплачивает экспортеру эквивалент их стоимости наличными за вычетом фиксированной учетной ставки, премии за риск неоплаты обязательств и разового сбора за обязательство купить векселя экспортера. Форфейтинг - одна из новых форм кредитования внешней торговли. Ее появление обусловлено быстрым ростом экспорта дорогостоящего оборудования с длительным сроком производства, усилением конкурентной борьбы на мировых рынках и ростом роли кредита в развитии мировой торговли; - лизинг (от англ. Leasing - долгосрочная аренда) - кредитование покупки машин, оборудования, сооружений производственного назначения на основе заключения арендного соглашения, по которой арендатор уплачивает арендную плату частями и арендодатель сохраняет право собственности на товары до конца срока. Лизинг предполагает отношения купли-продажи и аренды, но основой отношений является кредитная операция - лизинговая компания предоставляет арендатору финансовую услугу;
- компенсационные соглашения - форма долгосрочного кредитования, при которой в счет погашения кредита осуществляются встречные поставки продукции, произведенной на оборудовании, под покупку которого был выдан кредит. [28] По сути, международные кредиты, которые предоставляются в валюте, это форма трансформации коммерческого кредита в банковский, вследствие которой экспортер получает ряд преимуществ. Прежде всего, ускоряется получение им денежных средств за товар, что экспортирован, а значит и оборот всего капитала. Экспортер освобождается от риска неплатежа и валютного риска, а также риска, связанного с колебаниями процентных ставок. Упрощается баланс предприятия за счет частичного освобождения от дебиторской задолженности. Еврокредиты - кредиты, которые предоставляются в валюте, являющейся иностранной для банка - евровалюте, еврокредиты выдаются на еврорынке. Этот рынок свободен от национальной системы государственного регулирования, его особенностью является льготный (регистрационный налоговый, валютный) режим для банковских операций. Появление еврорынка относится к 60-х годов, когда банковские депозиты в крупных европейских банках в значительной степени были представлены в долларах - так называемых евродолларах, что связано с массовым отливом долларов США. На депозитах многих европейских банков находились и другие валюты, которые были иностранными для страны расположения банка. Эти депозиты получили название евровалюты. Банки начали использовать эти средства для кредитования клиентов из разных стран. Банки США, развивая сеть филиалов за рубежом, приняли активное участие в становлении этих рынков. До 90-х годов прошлого столетия объем евродолларового рынка превысил 2 трлн долл., а сейчас по разным оценкам составляет 7-8 и даже 10 трлн долл. Примерно 75% этих средств находится на банковских депозитах. Банки, имеющие такие депозиты и предоставляющие кредиты в евродолларах и евровалютах, называются евробанки. Самые крупные банки имеют широкую сеть зарубежных филиалов и отделений, через которую они контролируют финансовые операции на международном уровне. Это - транснациональные банки (ТНБ), среди которых лидируют американские. В 1960 г. только 8 банков США имели филиалы за рубежом, их активы составляли не менее 4 млрд долл. В 90-е годы зарубежные филиалы уже имели более 100 американских банков с общими активами более 500 млрд долл. Основная клиентура ТНБ - промышленные ТНК, которые сами принимают активное участие в мировых финансовых операциях. В международном кредитовании широко применяются синдицированные кредиты, которые предоставляются несколькими банками одному заемщику. Создание синдиката банков позволяет объединить ресурсы его участников для проведения крупных кредитных операций. Объемы синдицированного кредита, как правило, достигают нескольких миллиардов долларов, а сроки достаточно длительные - в среднем 7-10 лет. Такие условия кредитования позволяют с одной стороны, собрать такую сумму кредита, которая не под силу одному банку, а с другой - распределить кредитный риск между всеми его участниками пропорционально их доли в сумме кредита.
Международные инвестиции - это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Различают две основные формы иностранных инвестиций: прямые иностранные инвестиции; портфельные иностранные инвестиции. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - капиталовложения в иностранные предприятия, которые обеспечивают контроль над объектом размещения капитала и соответствующий доход. По международным нормам доля иностранного участия в акционерном капитале фирмы, которая дает право такого контроля - 25%, а по американским - 10%, австралийским и канадским - 50%. Прямые иностранные инвестиции осуществляются в форме создания дочерних компаний, ассоциированных (смешанных) компаний, отделений, совместных предприятий и т.д. Сегодня чаще всего создаются смешанные компании с участием местного капитала. Смешанные компании, в которых иностранному инвестору принадлежит более половины акций, называют компаниями преимущественного владения, а если 50% - иностранному инвестору и 50% - местному - компаниями одинакового владения, если иностранный инвестор имеет менее чем 50% акций - смешанным предприятием с участием иностранного капитала. ПИИ по международной классификации подразделяются на: а) вложения компаниями за рубеж собственного капитала (капитал филиалов и доля акций в дочерних и ассоциированных компаниях); б) реинвестирования прибыли; в) внутрикорпоративные перемещения капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором и дочерними, ассоциированными компаниями и филиалами. Портфельные инвестиции - вложения в иностранные предприятия или ценные бумаги, которые приносят инвестору соответствующий доход, но не дают право контроля над предприятием. Такими ценными бумагами могут быть акционерные или долговые ценные бумаги (простые векселя; долговые обязательства; инструменты денежного рынка и другие). Четкой границы между прямыми и портфельными инвестициями нет. Вывоз предпринимательского капитала имеет большое значение для обеих стран. Вместе с тем, характерной чертой последних лет является преобладание портфельных инвестиций. Если в 80-х годах прямые иностранные инвестиции составляли примерно 50% всего международного движения капитала, то в конце 90-х - уже 25%. Доля портфельных инвестиций выросла с 20% до 60%. Опережающий рост портфельных инвестиций объясняется тем, что, с одной стороны, организацию и размещение их за рубежом все чаще осуществляют институты, которые не обладают значительными денежными ресурсами и широкой информацией о состоянии мирового рынка ценных бумаг (трастовые и страховые компании, пенсионные фонды, банки и другие финансовые учреждения), а с другой - тем, что портфельные вложения часто используют не только как дополнительный источник прибыли, сколько для проникновения в высоко монополизированные отрасли, крупные и крупнейшие корпорации. Следует различать понятия “ввоз капитала” и “иностранные инвестиции”. Ввоз капитала - периодический приток иностранного капитала; иностранные инвестиции - общая сумма накопленного иностранного капитала в национальной экономике за определенный период. Эта сумма может возрастать независимо от того, ввозится новый капитал или нет. В первую очередь это касается прямых инвестиций. Инвестирование может осуществляться различными методами: - через развитие контрактных форм сотрудничества; - слияния и приобретения предприятий; - создание собственных филиалов, дочерних компаний, совместных предприятий. Контрактные (неакционерные) формы инвестирования: - Экспорт-импорт - торговля товарами и услугами - простейшая форма проникновения на международные рынки. - Лицензирование - купля-продажа права на нематериальную собственность (патенты, авторские права, программы, торговые марки, ноу-хау) на определенный период. Этот способ организации производства за рубежом, который сводит к минимуму капитальные затраты, обеспечивает получение в обмен на лицензию активов других фирм или доходов с рынков, недоступных для экспорта и инвестиций. Плата за лицензию может быть в форме роялти - периодических платежей в виде фиксированных ставок (3-5%) от дохода, связанного с коммерческим использованием лицензии, или паушальных платежей - одноразовых платежей за лицензию. - Франчайзинг - это передача продавцом (франчайзером) права на использование своей торговой марки покупателю (франчайзе). Торговая марка для бизнеса покупателя является наиболее важным активом, благодаря чему продавец предоставляет постоянную помощь покупателю в его бизнесе. История франчайзинга начинается с XIX века. В США 35% оборота розничной торговли - это франчайзинг (в Европе - 10%). Эта система охватывает почти все виды услуг, в том числе рестораны и кафе, автосервис и т.д. - Контракты на управление - являются средством, с помощью которого фирмы могут отправить часть своего управленческого персонала для оказания поддержки фирме в другой стране или предоставления специализированных управленческих функций на определенный период за установленную плату. Талантливые менеджеры - важнейший актив фирмы. - Подрядное производство - связи на основе внутриотраслевой специализации. В его основе лежит углубление международного разделения труда и внутриотраслевой специализации (не конечной продукцией, а деталями, узлами, комплектующими изделиями, технологическими процессами). В современном машиностроении только 15-20% всех деталей являются оригинальными, остальные - взаимозаменяемы, их производство выделяется в процессе развития промышленной кооперации. - «Проекты под ключ” - это заключение контрактов на строительство предприятий, которые передаются владельцу для эксплуатации в состоянии полной готовности. Это могут быть фирмы-производители промышленного оборудования, строительные фирмы, консалтинговые фирмы, государственные учреждения по производству определенного вида продукции.[18] Привлекательность контрактных форм инвестирования заключается в том, что они способны защитить активы фирм. Однако, они могут порождать проблемы: а) потерю контроля; б) возможно неадекватное использование лицензий; в) могут порождать будущих конкурентов. Поэтому, приобретая опыт, фирмы увеличивают свое непосредственное участие в международных операциях за распространение инвестиционной деятельности, главным образом через создание собственных зарубежных фирм и в форме совместного предпринимательства. Собственные зарубежные фирмы создаются за рубежом в виде: - дочерней компании (subsidiary) - регистрируется как самостоятельная компания и имеет статус юридического лица с собственным балансом. Контролирует ее родительская компания, которая владеет частью акций или всем капиталом; - ассоциированной(смешанной) компании (associate) - отличается от дочерней меньшим влиянием родительской фирмы, которой принадлежит существенная, но не основная часть акций. Смешанные компании, в которых иностранному инвестору принадлежит более половины акций, называют компаниями преимущественного владения, а если 50% - иностранному инвестору и 50% - местному - компаниями одинакового владения, если иностранный инвестор имеет менее чем 50% акций - смешанным предприятием с участием иностранного капитала. - отделения (branch) - не являются самостоятельными компаниями и юридическими лицами и на все 100% принадлежат отцовской фирме. Отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом, партнерства, в том числе и с местными предпринимателями, движимого имущества (корабли, самолеты, нефтяные платформы), принадлежащей головной компании и функционирует за рубежом не менее 1 года. Страна, в которой располагается головная компания, называется страной базирования, а страны, где находятся компании-филиалы - принимающими странами. Совместное предпринимательство - это деятельность, основанная на сотрудничестве с предпринимателями, предприятиями и организациями страны-партнера и их совместном распределении доходов и рисков от осуществления этой деятельности. Совместное предприятие - это организационно-правовая форма объединения усилий партнеров разных стран с целью осуществления совместной предпринимательской деятельности. Преимущества совместного предпринимательства: 1 - это реальный способ функционирования на рынках стран, в которых запрещена или ограничена деятельность иностранных фирм без участия местного партнера; 2 - возможности объединения капиталов; 3 - возможности получить определенные льготы, преимущества местного партнера; 4 - возможности быстрого приспособления, понимание местной среды с помощью местного партнера; 5 - возможности минимизировать риск в условиях меняющейся политической и экономической ситуации в разных странах; 6 - обострение конкуренции на мировых рынках. Недостатки: 1 - столкновение интересов партнеров; 2 - сочетание двух и более корпоративных культур не всегда дает возможность преодолеть противоречия. В развитых странах совместное предпринимательство чаще всего обусловлено такими причинами, как жесткая конкуренция на мировых рынках и объединения ресурсов для совместных научно-исследовательских и научно-производственных проектов. Все большее распространение среди компаний различных стран приобретают стратегические альянсы - доверительные долгосрочные взаимовыгодные отношения между фирмами, которые позволяют каждой из них эффективно достигать долгосрочных целей, координировать и оптимизировать использование общих ресурсов и минимизировать трансакционные издержки. Цели стратегических альянсов разные, но чаще всего - это объединения научного потенциала корпораций, производственное кооперирование и распределение рисков. Распространены в таких отраслях: автомобильное производство, ЭВМ, авиакосмическая, фармакологическая, оборонная промышленность. Основные причины формирования стратегических альянсов: получение доступа к рынкам партнеров, использование новых технологий, сокращение времени для нововведений. Альянсы обычно происходят без поглощений. Для альянсов в сфере НИОКР характерно то, что на рынках готовой продукции их участники конкурируют друг с другом, однако дороговизна научных исследований заставляет компании идти на союз с конкурентами с тем, чтобы снизить затраты и провести наиболее эффективные исследования. Некоторые виды стратегических альянсов рассчитаны на расширение ассортимента продукции и круга потребителей. К таким видам относятся альянсы по проведению совместных маркетинговых исследований, использованию общих сбытовых каналов, источников информации и проведения совместных рекламных кампаний. В условиях обострения конкурентной борьбы совместные усилия в области НИОКР, производства и сбыта продукции уменьшают расходы и расширяют сбыт, открывая новые рынки. В последнее время возросло число стратегических альянсов, связанных с приобретением части акций компаний Слияния и приобретения - формы концентрации капитала, которые получили широкое распространение в современных условиях. Основными причинами слияний и приобретений компаний выступают: 1. Глобализация экономики и либерализация мировой торговли. Вступая в борьбу за передел рынков, компании стремятся усилить свои позиции. 2. Перенесение центра тяжести международной конкуренции в сектор высокотехнологичных товаров и услуг, что обуславливает необходимость роста расходов на НИОКР. 3. Проблема перепроизводства и поиски рынков сбыта. Большинство слияний происходило по горизонтали, то есть внутри одной отрасли. Цель такой стратегии - концентрация усилий на профильном направлении деятельности (путем продажи части компании или при помощи единения с партнерами). С целью активизации инвестиционной деятельности, притока инвестиционных ресурсов в страну в мировой практике применяются различные средства, одним из которых выступает создание свободных экономических зон. Свободные экономические зоны (СЭЗ) - это территория одной страны, на которой товары не подлежат обычному таможенному контролю и соответствующему налогообложению. В литературе существует много определений СЭЗ, что объясняется разнообразием их видов, каждый из которых имеет свои особенности функционирования и играет свою роль в экономике страны. Первые СЭЗ в современном виде возникли в 30-х годах в США в период выхода страны из “великой депрессии”. Тогда было начато создание свободных внешнеторговых, а впоследствии и деловых зон. Интенсивно СЭЗ начали создаваться в странах Западной Европы и Америки в 50-х годах ХХ ст., и уже в 70-х они получили широкое распространение. В то же время, начали возникать особые экономические зоны. Первую особую экономическую зону, которая включала аэропорт и город Шеннон (Ирландия), было создано в 1960 г. Именно опыт ее деятельности стал исходным при массовом распространении таких формирований во всем мире. Сейчас в мире насчитывается около 500 экспортно-производственных зон в 60 странах. Объем их экспорта составляет более 20 млрд долл., а занятость - около 4 млн. чел. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон вывоз из страны товаров и услуг увеличивается в среднем за год на 7%, при наличии же их - на 20%. Типы СЭЗ: 1 ) беспошлинные торговые зоны - зоны приграничной торговли, порты, склады, транзитные зоны, таможенные зоны на предприятиях; 2 ) экспортно-промышленные зоны, туристско-рекреационные - ориентированы на внешнюю торговлю; 3) импортно-промышленные зоны или импортозамещающие - их цель - обеспечить потребителей импортной продукцией или стимулировать производство по замещению импорта; 4) парки технологического развития - создаются на основе существующего научно-технического потенциала для привлечения иностранного капитала с использованием оборудования, ноу-хау, иностранного управленческого, коммерческого и маркетингового опыта; 5) банковские и страховые беспошлинные зоны - создан льготный режим осуществления банковских и страховых операций; 6) комплексные зоны - большие по территории, имеют признаки различных СЭЗ. По размерам СЭЗ бывают: - территориальные - совпадают с административно-территориальной единицей; - точечные - создаются на небольшой территории и имеют четко выраженный функциональный характер: город, небольшой район, предприятие, склад, порт и т.п. В Китае все предприятия СЭЗ имеют льготную ставку налога на прибыль в размере 15% (при средней ставке 55% для предприятий, расположенных на остальной территории страны), причем в первый год предприятие совсем освобождается от уплаты налога, а в последующие 4 года платит его в половинном размере. В Южной Корее предприятия СЭЗ полностью освобождаются от налога на 5 лет, а затем еще три года уплачивают его в 50-процентном размере. В Шри-Ланке налогообложения может отменяться на срок до 10 лет в зависимости от специфики предприятия, с учетом численности занятых работников, количества притока конвертируемой валюты, применяемой технологии. Подобные территориальные образования стали важным элементом структурных преобразований в мировой экономике. Например, остров Мэн в Великобритании, который оказался в сложном экономическом состоянии: пресной воды не было, животноводство сокращалось. Англия создала на нем СЭЗ: практически все налоги были сведены к нулю, за короткое время остров “расцвел”. В целом в мире существует около 2 тыс. зон: преимущественно производственно-экспортные, технопарки, оффшорные. К последним относится Кипр, на территории которого зарегистрировано около 800 филиалов банков. Кипр привлекает банкиров тем, что на этом острове налоги в 5-10 раз ниже, чем в США. Некоторые СЭЗ часто называют “ оффшорные зоны ”, в которых правительства с целью создания благоприятного предпринимательского климата предоставляют компаниям ряд льгот. Оффшорные компании имеют практически неограниченную свободу в распоряжении заработанными средствами, могут совершать любые торговые и финансовые операции по всему миру без ограничений, к ним применяется упрощенный таможенный режим и сведен к минимуму режим регистрации. Льготы, предоставляемые правительством для компаний в оффшорных зонах: - низкий уровень налоговых ставок и упрощенная схема их начисления и уплаты; - простые процедуры заключения торговых контрактов на льготных условиях; - простые процедуры трансферта требований при осуществлении торговых операций; - упрощен порядок списания расходов, связанных с заключением соглашений; - анонимность владельцев, что значительно упрощает выдачу различных разрешений и лицензий; -предоставление эксклюзивных прав, предусматривающих льготный порядок продажи продукции как в стране, где функционирует оффшорная компания, так и в других странах; -право ведения упрощенного бухгалтерского учета и отчетности. Из стран, которые регистрируют оффшорные компании, можно назвать: Либерию, Лихтенштейн, Панама, Гонконг, Швейцарию, Ирландию и т.д. Эти компании здесь или вообще не облагаются налогом, например, в Либерии или Ирландии, либо облагаются небольшим паушальным налогом, как в Лихтенштейне, Панаме или Антильских островах. Паушальный налог - это общая сумма налога без дифференциации его на составные части. В некоторых странах налоги оффшорной компании имеют такую же структуру, как и обычных фирм, но ставки налогов значительно уменьшены, например в Швейцарии. Оффшорные компании могут иметь самые разнообразные структуру и уставные виды деятельности. Так, они могут быть представлены владельцами вкладов и счетов в банках, коммерческими организациями, инкассаторскими фирмами для сбора роялти, процентных отчислений и комиссионных вознаграждений, компаниями с торговой недвижимостью, финансово-кредитными организациями, инвестиционными компаниями и т.д. Через оффшорные компании осуществляют производственную деятельность, транспортные перевозки. Известно, что значительная доля морских перевозок приходится на компании, которые работают под флагом Либерии. Международная корпорация - форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые иностранные инвестиции в различные страны мира. Международные корпорации бывают двух основных видов: Транснациональные корпорации - корпорации, в которых головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы находятся во многих странах. Многонациональные корпорации - их головная компания принадлежит капиталу двух и более стран, а филиалы находятся в разных странах. Этот раздел является несколько условным, поскольку в современных условиях большее значение имеет не то, капиталу скольких стран принадлежит главная компания корпорации, а глобальный характер ее деятельности, инвестирования и получения прибыли. Количество ТНК достигает 40 тыс., а филиалов за пределами стран базирования - 206 тыс. Годовой объем продаж иностранных филиалов ТНК вырос до 14 трлн. долл. в конце 90-х годов ХХ века (для сравнения: в 1980 г. он составлял лишь 3 трлн. долл.). Транснациональными корпорациями контролируется 50-60% мировой торговли, 80% патентов на новую технику и технологию, 70% валютных и ликвидных ресурсов на рынке развитых стран. На внутрифирменные операции ТНК приходится около 1/3 всей мировой торговли. На их предприятиях занято около 50 млн. человек, или каждый десятый занятый в развитых странах и странах, которые развиваются. На приблизительно 100 самых крупных ТНК приходится треть всех прямых иностранных инвестиций, 80% обмена научно-технической продукцией. Среди них: 26% работают в области электронной промышленности, 24% - горно - и нефтедобывающей, 19% - автомобильной, 15% - химической и фармацевтической, 9% - пищевой, 4% - торговли, 4% - металлургической. ТНК характеризуются следующими основными чертами: 1) интернациональный характер функционирования и применения капитала; 2) огромный материальный и финансовый потенциал; 3) возможность осуществлять значительные расходы на НИОКР; 4) это многономенклатурные фирмы, деятельность которых сильно диверсифицирована; 5) присущая высокая независимость движения собственного капитала по сравнению с процессами, происходящими в национальных рамках. Транснациональные банки - это крупные банки, которые достигли такого уровня международной концентрации и централизации капитала, который позволяет им участвовать в экономическом разделе мирового рынка ссудных капиталов и кредитно-финансовых учреждений. Их деятельность стала важной чертой интернационализации хозяйственной жизни, о чем свидетельствуют следующие данные: внешние активы банков США составляют 430 млрд долл., Японии - 101 млрд.долл., Германии - 62 млрд.долл. Крупнейшие банки имеет Япония, из банков США только один входит в двадцатку крупнейших банков мира. Вопросы для самоконтроля:
1. Факторы международного движения капитала
Тема 7. Международная миграция рабочей силы План: 1. Сущность, структура и основные черты мирового рынка труда. 2. Миграционные процессы и их основные формы. 3. Экономические причины меж Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|