Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В человеке всё должно быть прекрасно.




О танцах, балете в том числе, как об искусстве, в традиционном классическом плане говорить вообще не приходится, это скорее обычная работа профессионального спортсмена или циркача — антиподиста, эквилибриста или жонглёра. Циркачам даже неизмеримо сложнее и опаснее, сравнить хотя бы мужественное сальто-мортале воздушного гимнаста и вычурный "раздедюх" (pas de deux) балеруна-педераста. Статус искусства, творчества здесь возникает лишь "со стороны" зрителя, и теоретически (да и реально) точно так же возможно любоваться работой токаря или краснодеревщика, землепашца или сталевара.

Сюда же можно отнести, с весьма небольшой натяжкой, и музыкальное исполнительство. Достаточно примера Мстислава Ростроповича, почитаемого гением всё тем же "богоизбранным" мировым жюри. Один из его самых "виртуозных" номеров — это выход на сцену голым, лишь в балетной пачке, и виртуозная игра на виолончели в таком мерзком виде, что может говорить только о его сексуальной извращённости. Конечно же, именно в таком "творческом неглиже" Ростроповичу наиболее пристало бы выступать по НТВ и рассуждать о российских проблемах, тогда бы наш зритель его лучше понял. "В человеке всё должно быть красиво". На "гениального" же маэстро жутко смотреть. Почему бы ему не выправить зубы и хоть както не улучшить дикцию? Или денег жалко на ортодонта и логопеда?

Было когда-то у демократов в ходу "благое пожелание": "перестройка должна быть с лицом Ростроповича", — что-то типа перефразированного затасканного лозунга о "социализме с человеческим лицом". Сейчас оно так и получилось, накаркали, — "перестройка" оказалась на самом деле именно с таковым обличьем и дикцией того же плана. Так, на российском телевидении уже практически не осталось дикторов и ведущих программ, которые бы не грассировали и имели бы несемитскую внешность.

Спортсмен-стрелок использует глазомер, остроту зрения и талант замирать в неудобной позе, сдерживать дыхание, и к тому же выполнять при этом тончайшее движение указательным пальцем руки, спуская курок. Музыкант-исполнитель так же ювелирно работает руками (и ногами, если у него рояль или орган) и использует музыкальный слух — природный или развитый тренировкой. Одним из его компонентов является талант запоминать последовательность звуков, но можно играть и по нотам, а петь с блокнотиком-песенником. Охотник-профессионал так же точно использует свой тончайший — наподобие музыкального — слух, острое зрение, навыки и опыт, что позволяет ему распознавать в шорохах леса тайные движения зверья, замечать малейшие следы его передвижения. Стрельба же на звук, или "македонская" (на бегу из двух пистолетов одновременно по нескольким мишеням) являются родственным занятием танцу глухой балерины или игре слепого музыканта.

Этими не совсем корректными, но реально существующими параллелями сделана попытка отразить самый негативный аспект — это родство бездуховной направленности иного представителя "высокого искусства" и безжалостного браконьера ("балерину и волка ноги кормят"). Согласно исследованиям психологов, именно среди музыкантов насчитывается аномально повышенное число индивидов, обладающих самыми неприятными чертами характера, для которых в "бытовых характеристиках" используются термины типа "сволочь", "гад" и т.п.

Это связано с отмеченным выше "акустическим" разрушением у них средних слоев психики. Так же примерно действуют технические шумы в экологически неблагоприятной обстановке иных "шумных" городских районов на психику людей, делая их невыносимыми в быту. Но если технические шумы воздействуют на организм тупо и безадресно, то музыка "бьёт по мозгам" прицельно, предельно точно и разрушительно. Классическая музыка оказывает, возможно, несколько меньшее негативное воздействие, но все эти рэпы, хард-роки и хэви-металлы — вред их преувеличить трудно.

Музыкальный слух, как и глазомер, являются качествами и свойствами тренируемыми. Но эта тренированность — уже не талант, а тяжёлая работа для добросовестного диффузного ученика. Но чаще всего его принуждают к учёбе родители на пару с педагогом или тренером (если "натаскивают" на спортивном поприще). Талант же врождённо определён и статистически чаще (во всяком случае в "пробивной" своей форме) говорит о принадлежности индивида к хищным видам, обычно — сутгесторному. Суперанималы практически всегда воплощают авторитарность, им лучше сваи в зоне вечной мерзлоты забивать, но — командовать при этом, чем играть на скрипке в ресторане. Несмотря даже на то, что там тепло, уютно, поклонники червонцы и стольники наслюнявленные на блестящую маэстрову лысину клеят. Шампанским, правда, иногда поливают, унизить пытаются, но это уже "издержки жанра", искусство ж, блин, требует жертв...

Восток — дело тонкое.

Ничто, наверное, так ярко не демонстрирует происхождение человека от обезьяны и именно только от неё, как искусство, в особенности кино, театр, балет, пантомима. Достаточно вспомнить бесчисленное количество дурашливых фильмов с "потешными" драками, начиная с приснопамятного Чарли Чаплина. Ну типичные обезьяны: дерутся, кувыркаются, строят рожи...

Очень многим животным присуще внешнее благородство, степенность — в повадках, в движениях. Домашняя кошка с места запросто прыгает в три своих роста. Человек еле-еле переваливается максимум через два с половиной метра, чуть выше своего роста, к тому же при этом сам центр тяжести тела прыгуна в высоту не поднимается выше планки, всё делается ухищрениями техники прыжка: руки, ноги, голова в апогее полёта поочерёдно расположены ниже планки. Изящный гепард мчится со скоростью 120 км/час, малосимпатичная гиена "выдаёт" 70 км/час. Человек же "вытягивает" лишь на коротком отрезке не более 37 км/час (10,5 м/сек — мировой рекорд скорости в беге на 100 метров), и тем не менее гордится и носится с этим, прямо как небезызвестный обладатель "писаной торбы". Но зато он может бежать, ползти, плыть, перебираться через преграды, пусть медленно и уродливо, но в итоге — успешнее, чем все животные вместе взятые. Подобное, кстати, характерно для всякого создания из рода фантастических чудовищ, которые тоже продвигаются к своей жертве медленно, неуклюже, переваливаясь с пятой ноги на десятую, но в итоге — неотвратимо.

Так что человеку благородство чисто физиологически, как всякому примату практически не присуще, обезьяна она и есть обезьяна. И лишь на культурном уровне человечеству с трудом удалось выработать это самое благородство, причём в весьма широком диапазоне: от этикета аристократического раута до духовных жертвенных подвигов великих подвижников. Но только нехищные люди — неоантропы и продвинутые диффузники — способны на истинное благородство. Хотя суперанималы также могут проявить чудеса мужества и честного, благородного (хотя часто и специфического) поведения. И лишь суггесторы органически не в состоянии подняться выше соблюдения этикета (тут они мастера) и имитации, мимикрии "под благородных". Для них наиболее естественно поведение именно обезьяньего типа: развязная клоунада, недобрая насмешка, умышленное снижение этической ценности всего, что только можно зацепить профанацией, уничижением и зубоскальством.

Чаплинова киноэкранная клоунада дорого обошлась человечеству. Она стоила Белому человеку репутации в глазах жителей стран Третьего мира. Чаплин снизил, опустил статус европейца — колонизатора, хозяина, миссионера. Народы колоний поняли, что и Белого человека тоже можно бить в морду, пинать под зад, унижать и т.п. Можно, конечно, посчитать это и вкладом в антиколониальную освободительную борьбу угнетённых народов, но вряд ли Чаплин преследовал столь возвышенные цели. И ущерб, нанесённый Чаплином европейской цивилизации трудно измерить.

Это — как дворовой шпане дискредитировать школьного учителя в глазах учеников, утрируя его мелкие личные недостатки, очень смешно передразнивая его привычки, и тем самым профанируя перед детьми заодно и учебный материал. Европейцы ведь действительно находились на более высокой ступени развития, при всех страшных изъянах западной цивилизации нужно всё же отдать им должное. Возможно, что без такой профанации европейцы более адекватно оценили бы свою цивилизаторскую значимость, конфронтация не приобрела бы такого размаха. Сипаев не привязывали бы к пушкам для расстрела. Махатме Ганди не пришлось бы поднимать индийский народ на борьбу с англичанами, а сами англичане мирно свели бы всё к "консенсусу". Но...

Но Великий Чарли неутомимо бил и бил во все эти гойские морды и задницы, как в победные кимвалы... Останавливаясь лишь ради смены жён.

Восток вообще более чутко и тонко реагирует на искусство, он непосредственным образом связан с искусством даже в будничной жизни. В этом его ещё одно отличие от Запада (Европы и особенно США), где искусство коммерциализировано практически полностью. И эта связь естественна: яркие воздушные змеи, разноцветные китайские фонарики, икебана, танка, нецке — всё это многообразие просто трудно перечислить. Аккуратность, вызванная скученностью быта, сублимируется и проявляет себя в искусстве и народных ремёслах Азии в виде исключительной тщательности. И всё это не является делом для каких-то там избранных, как-то затронутых "божьей искрой" и аж обожжённых ею гениев, этим занимаются очень и очень многие. В Японии сочиняют стихи просто для себя, что называется для души, и не бегают и не унижаются по редакциям, лишь бы их напечатали, как это принято в странах Запада.

Азиатское коварство и утончённая жестокость — качества, давно уже ставшие притчей во языцех, вызваны гипертрофированной суггесторностью Азии. Герои восточных народных сказок, как правило, — обманщики, суггесторы. Суггесторность, воплотившаяся в форме повседневного, "уличного театрального искусства", это, в частности, восточные базары — прямо-таки церемониальные торговые спектакли, не идущие ни в какое сравнение с безумием панической толкотни бирж Запада.

Таким же проявлением отмеченной взаимосвязи по цепи Восток — суггесторность — обман — лживость является традиционная витиеватость, цветистость, метафоричность, образность восточной речи, чрезмерное использование в качестве аргументов пословиц, притч, иносказаний и псевдоисторических легенд и преданий. Эта лживость может быть и подсознательной, когда субъект уверен в своей правоте и эффект воздействия в таком случае достигается максимально возможный (патологическая лживость).

Артистизм полунищего торговца Востока на порядок выше профессионального лицедейства большинства актёров Запада и России. В сравнении с этим народным естественным искусством работа многих западных актёров (а теперешних российских — в особенности) предстаёт попросту жалким зрелищем — халтурой, выстроенной по типу похабных балаганных представлений, даваемых кривляками-пропойцами.

Подсознательная (патологическая) лживость имеет те же психологические корни, что и "патологическое остроумие" (по терминологии психиатров). В обоих этих явлениях присутствует неправильная (при остроумии — парадоксальная или нереальная) связь событий и/или понятий, представлений. В итоге излагаемое становится похоже на правду (при обмане) или смешным, блестящим (при патоостроумии).

Так же и упомянутые витиеватость и метафоричность речи, использование пословиц и притч, всё это многообразие призвано вместо логически чётко и корректно обоснованных ориентиров или вероятностно разработанных критериев, навязать аудитории или собеседнику (оппоненту) какую-то психологическую доминанту. О навязывании личного мнения здесь говорить не приходится, ибо его может и не быть у того, кто убеждает собеседника в своей "правоте". Здесь наличествует обходной метод убеждения: не с помощью доказательств, а уговариванием, обманом и яркой, притягательной ложью. Всё это не что иное, как основные приёмы искусства, взятые из его арсенала методы.

Огромное количество хитрящих (и хитрющих) азиатов является препятствием для поголовного их паразитирования на социальных организмах других народов. В этом "деле" самые хорошие и самые плохие вакансии уже давно заняли соответственно евреи и цыгане. Кроме них мировыми паразитами являются китайцы, проживающие за границей. В Индонезии начались именно китайские погромы при организованном "империей Сороса" свержении правительства генерала Сухарто. Правда, уже подтянулись на Запад суггесторы и Японии, и Кореи, и Вьетнама, но всё же китайцев здесь намного больше.

Будь в относительном выражении китайцев-сугтесторов даже. не так уж и много, но в абсолютном исчислении даже некий малый процент от 1,2 миллиарда составит десятки миллионов с гаком, это гораздо больше, чем всех евреев вместе взятых. На самом же деле их много-много больше. Восток по количеству суггесторов занимает "ведущие позиции" в мире. После реформ Дэн Сяопина китайское хищное паразитирование оформилось в виде "особых зон" в Китае, что отражено в лозунге "одно государство — две системы". Но постепенно сутгесторный Китай выходит и "на большую дорогу". Огромная китайская диаспора (свыше 200 миллионов!) проникла практически во все страны мира. В США с китайской мафией не в силах справиться ни полиция, ни ФБР, ни — самые там всесильные — налоговые службы.

Китайцы наверняка вскоре будут способны на равных бороться с международным финансовым еврейством. Некоторые экономисты и политологи полагают, что Китай уже сейчас может в мгновение ока обрушить мировую финансовую сионистскую систему. "Для этого китайцам достаточно просто начать массово скупать у Европы и Штатов за их "кровные" американские доллары что-либо жизненно важное... Едва ли не половиной конвертируемой валюты мира владеют не иудеи, которые в поте лица эту валюту печатают, а китайцы" (И.Д.Напечный). Это, конечно же, несколько наивное преувеличение, но реальные "китайские" предпосылки успешного "вызова финансовой лавины" наверняка существуют.

Так что международному еврейству, видимо, грозят три крупные беды. Распределены во времени они будут, скорее всего, по принципу т.н. "стековой памяти" в компьютерах: "вошедший последним выходит первым". И первым последует научно-интеллектуальный "штрафной удар" — грядёт скорое (максимум через пять-шесть лет) неминуемое официальное (де-факто это уже состоялось) развенчание, признание вопиющей ложности их основного предмета гордости: теории относительности.

Второй "выходящий" будет сопровождён, видимо, китайской "финансовой мешалкой". Произойдёт обрушение мировой фарисейской ростовщической системы, вогнавшей все государства Запада в абсурдные триллионные долги примитивным печатаньем обеспеченных лишь на 3% (!) американских долларов. Сейчас к этому прибыльнейшему "гешефту" подключились очень многие: ежегодно в мире выпускается на десятки миллиардов фальшивых, но неотличимых от настоящих долларов. Китайцы, вероятнее всего, пока что выжидают (и наверное погодят ещё лет этак 10-15) более основательного вползания в "бамбуковую клетку" невероятно хитрого финансового зверя и заодно уж — окончательной гибели удручающе бесхитростной России. Но может случиться и так, что обрушат эту систему как-то иначе. Есть предположение, что сделают это сами еврейские банкиры, и это для них действительно самый "благоразумный", чисто по-еврейски жульнический выход из положения.

И наконец, третий удар — теологический. Огромной части человечества предстоит через пару поколений (хотя необходимость в этом назрела уже давно) очнуться и избавиться от тяжкого библейского дурмана. Место — местами весьма поэтичной — Библии — в библиотеке, рядом с другими памятниками древневосточной литературы. А уже в плане дальнейших перспектив расставания с жутким прошлым видится покаяние сионистов. Безоговорочное признание этими слугами дьявола Торы и Талмуда сатанинским маревом, взятие ими на себя заодно и всех остальных (в сравнительном отношении их получится не так уж и много) грехов мира. И как яркий финал всей этой бесовской катавасии — весёлое "всесожжение" у Стены Плача (радость и грусть, как и всегда, соседствуют!) в Иерусалиме. Гигантские костры из всех иудейских (в соавторстве с руководителем проекта — Сатаной) "писаний", в том числе и всех финансовых. Впредь никто никому ничего не должен и никаких таких "избранных" нигде больше нет.

...Но на самом Востоке аборигенным хищным гоминидам особо не разгуляться. Там дело обстоит иначе, в частности, из-за жестокости, неумолимости и неотвратимости наказания. Последнее объясняется более удобным для поимки и выдачи убийц, воров и преступников общественным устройством восточных государств — прямых наследниц древних деспотий. Этому способствует и общинность, кастовость, племенно-родовая организация. Вспомним, как борются с наркотиками в ряде стран Азии: безоговорочная смертная казнь.

Однажды в Таиланде попался с наркотиками некий молодой голландец, имевший высокопоставленных влиятельных родственников, но и его не миновало наказание, несмотря на жуткий дежурный вой о правах человека, поднятый Западом. А каковы восточные тюрьмы, — загляденье! Некогда, в конце 1980-х годов восемь наших уголовников — матёрых рецидивистов — сбежали из сибирской колонии усиленного режима, угнали самолёт и прилетели в Пакистан. Свобода! Там их без особых судебных проволочек посадили в самую обычную тюрьму, — общего режима, как сказали бы у нас. По сравнению с этой кутузкой сибирский лагерь, из которого нашим "авторитетным людям" удалось сбежать, оказался подлинным курортом; все беглецы вскоре покончили с собой.

Поэтому помимо очень "хорошо" организованной преступности и полукриминального бизнеса хищность Востока нашла себе ещё одно, весьма своеобразное русло. Часть хищных гоминид Востока обратила насилие на... самих себя, на собственный организм... Образно говоря, суггесторы, некогда не попавшие на вакансии визирей при деспотах, но побоявшиеся пойти в грабители, подались в дервиши и факиры, создав устойчивую и необычайно колоритную традицию Востока.

Этим и объясняется такое количество причудливых, доходящих до маразма, занятий на Востоке, направленных на собственные тело и психику. Сутками не двигаются, месяцами ползут вдоль Ганга, годами безвылазно сидят в гималайских пещерах. Глотают мечи, ходят по огню, едят стекло и вытворяют прочие художества. Здесь отчётливо прослеживается корреляция с садомазохизмом — несомненным "сексуально-социальным достижением и завоеванием" хищных гоминид. В Африке неким, но более страшным аналогом этому являются многочисленные колдовские и людоедские культы. Такие, как Вуду или же чудовищные тайные сообщества "людейтигров" и "людей-львов", которые на своих оргиях разрывают страшными крючьями живых людей на куски и поедают их.

В общем случае, занятие духовным усовершенствованием с помощью психофизических упражнений (считай "на халяву") достаточно определённый и верный признак хищности, в основном суггесторности.

Суперанималы довольствуются врождённым имманентным арсеналом психического подавления людей (у них часто имеются и гипнотические способности), обычно усиленным огнестрельным или холодным оружием. Существует и часть диффузников, занимающихся аутотренингом в том или ином оформлении. Но они обычно достаточно быстро бросают эти дела, не находя в себе никаких признаков каких-либо улучшений интеллектуально-психологического порядка, кроме повышенной раздражительности и бессонницы.

Часть таких занятий была в своё время подхвачена неприкаянными суггесторами Запада. В СССР это экзотическое увлечение (как и всякая другая иностранная новация) прошло несколько санкционированных сверху шараханий туда-сюда. То это дикость какая-то, то полезное донельзя дело, то вредное хуже некуда, даже стрихнин благодатнее. В конце концов оно угасло из-за того, что суггесторов здесь очень мало, и последние гуру с немытыми ногами ушли даже не попрощавшись, — как-то неуместно "поанглийски".

Сейчас лишь слоняющиеся по Москве группы бездельников — в яркожёлтых одеяниях бритоголовые кришнаиты свидетельствуют о наличии "духовного" Востока. Эти недоумки даже наверное не знают, что перспективы обрести нирвану у них нулевые. Как и многие иные религиозные культы, индуизм — предельно националистичен, его основной догмат гласит, что последним земным воплощением может быть исключительно индус! Так что и здесь русские оказываются на третьестепенных и опальных позициях. Нет нам счастья в жизни!

Такой же процесс мощного влияния на Запад Востока (и вообще "не-Запада") просматривается и в новом увлечении. Татуировки, различные уродования тела — накалывание ("пирсинг"), шрамирование, ношение всяческих металлических украшений и булавок в самых неожиданных местах (пупок, нос, гениталии, соски груди...) и прочая дикарская дурь. Серьга в ноздре смотрится как нестёртая, засохшая сопля-"коза". Вот только до губных пластин пока не дошли.

Но если эти придурки начнут уродовать с раннего возраста и своих детей, что вполне реально, то не замедлят появиться и "готтентотские передники" (растянутые до колен срамные губы), и сплющенные струбцинами головы, как некогда у знатных инка, и изуродованные, как у японских женщин, крошечные ноги, и длинные, как у тропических африканок, шеи с неснимающимися обручами, и мочки ушей, растянутые тяжёлыми серьгами до плеч и другие "красоты". Идиоты...

Спираль Гегеля.

Рассматривая проблемы искусства, невозможно обойти широко известный феномен "невыразимости истин", якобы несомых искусствами. Здесь подразумеваются честные попытки воздействия на людей с помощью средств искусства, — с гуманными, так сказать, намерениями. Этот феномен напрямую связан с другим явлением — с образным мышлением, которое, как уже указывалось, часто присуще многим деятелям искусства.

Такие состояния сознания действительно существуют. Это когда при полном понимании предмета осмысливания, все попытки его словесного изложения и объяснения не только неточны, но даже существенно искажают смысл. Фридрих Ницше отмечал, что при изложении мысли (на бумаге) она умирает, как приколотая к картону гербария бабочка. "Мысль у них не идёт в слова", — писал Герцен о русских крестьянах. Прямо как в шутке об умной собаке: всё, мол, понимает, но сказать вот только не может.

Понятно, что лишь бессловесное мышление и может быть присуще высшим животным, способным к рудиментарной рассудочной деятельности, что называется, сообразительным. В сферах религии и искусства образное мышление полагается более высоким уровнем функционирования интеллекта, в сравнении с мышлением абстрактным. Рассмотрение этого "невербального" вопроса позволяет пролить свет на подсознательные механизмы творчества, в том числе и в "сотворении и вытворении" произведений искусства.

Наиболее подходящим объектом для рассмотрения и изучения невербального мышления явились бы высшие животные. Но, к сожалению, не существует коммуникативных каналов достаточного для подобных исследований информативного уровня. Даже появление разговаривающих на языке жестов шимпанзе ("революция Уошо") не меняет ситуации, ибо к человеческому языку, ко второй сигнальной системе эта жестикуляция отношения не имеет. Человеческая речь противоположна первой сигнальной системе, в первую очередь она тормозит и подавляет её импульсы, а уже затем навязывает сознанию словесный приказ. Словесное обращение — это суггестивное вербальное приказание (прескрипция) принять к сведению информацию, вопрос — повеление ответить.

Достаточно известны существующие в религиозном сознании экстазийные состояния, со своими кульминационными аналогами художественных образов — видениями. Но они тоже недоступны изучению, уже хотя бы в силу неэтичности исследования сознания верующих, да и вряд ли те согласились бы на подобные — не иначе бесовские — исследования.

В то же время искусство настоятельно, а чаще даже назойливо предлагает не только огромное количество манифестов и публичных демонстраций возможностей образного мышления, но и к тому же располагает готовыми результатами своего творчества в самых различных оформлениях. Всё это делает искусство наиболее пригодным для изучения перспектив описания Мира "языком эстетики".

Возникновение новой идеи, мысли, в общих чертах, является результатом процесса столкновения сознания с чем-то для него новым, с каким-то фактом, событием, явлением, противоречащим предыдущему опыту. Например, в результате исследовании обнаруживается дополнительный факт или феномен, опровергающий господствующее мнение или же. наоборот, разъясняющий что-либо доселе неясное. Можно добиться разъяснения, понимания чего-либо или опровержения некой догмы путём напряжённой сознательной работы мозга: расчёт, построение модели, "измышление" гипотез... Иногда подобное случается в виде подсознательного "выброса" ответа: интуитивная догадка, решение задачи во сне, "ага-эффект"...

После своего появления готовая идея может быть выражена в той или иной вербальной форме. Обычно — в виде умозаключения, если только данный язык имеет все необходимые для этого понятия (лексический тезаурус). Несколько реже она оформляется (при условии своей актуальности и важности) как новое понятие с присвоением идее собственного слова. В других случаях появившаяся идея может существовать неопределённое время в виде назидания, афоризма, пословицы, выражая какую-то связь между явлениями Мира. К примеру, скажем, старинное народное (эмпирическое социологическое) правило "каждый сверчок — знай свой шесток" и подоспевший позднее бюрократический термин — "субординация".

Процесс возникновения новой идеи можно описать терминами диалектической логики Гегеля: тезис — антитезис — синтез. Это даёт возможность представить развитие (общественного) сознания в виде некоего спиралеобразного процесса, при котором разрешение противоречий одного уровня знания выводит на иные, более сложные непонятности. Некий тезис Т, существующего уровня знаний опровергается, входит в противоречие с антитезисом А1, — неким новым положением или выявившимся фактом. В результате теоретической или практической работы это противоречие разрешается ("снимается" по Гегелю) с помощью выработанного, найденного нового утверждения — синтеза C1, объединяющего оба противоречащих положения, объясняющего все прежние непонятности. Но этот синтез неминуемо становится тезисом Т2 нового уровня знания. И т.д. до бесконечности ("дурной", опять же по Гегелю): 1-ый уровень: Т1 => А1 => С1 => T2 2-ой уровень: T2 => A2 => С2 => Т3 3-ий уровень: Т3 => А3 => С3 => Т4 и т.д. до бесконнечности. Именно таким образом Т.Кун строит свою теорию научных парадигм, сюда же структурно относится и знаменитая теорема Гёделя: для объяснения всех связей системы необходим "взгляд" из системы более высокого уровня. В лингвистике это соответствует понятию метаязыка. Знаменитые парадоксы философа Бертрана Рассела ("цирюльник", "лжецы" и т.п.) тривиально разрешимы на метаязыковом уровне.

Искатели Абсолюта.

В этом процессе возникновения новой идеи следует выделить этап разрешения противоречия, — это наиболее важное звено творческого поиска. И если теперь обратить внимание на такое обстоятельство, как застревание работы сознания на этом "противоречивом" этапе, то окажется, что многие творческие моменты, присущие различным видам искусства, самым естественным образом включаются в определённый ряд вопросов, которыми традиционно занимается патопсихология.

Конечно же, задержка работы сознания при творческом поиске (или даже при разрешении бытовых неурядиц) может привести к психическим девиациям, подобным душевным травмам или сильному стрессу. Подобные явления характерны и для научно-технического творчества, с его такими "романтическими" атрибутами, как мучительные раздумья и чрезмерные умственные нагрузки. Но в большинстве своём они переходят в конце концов в озарение, интуитивную догадку. Совершается неосознаваемый переход к полному пониманию проблемы, её решению, что в значительной степени компенсирует предыдущие психосоматические издержки организма.

Но предметом большинства научных изысканий являются в принципе разрешимые вопросы. Часто учёные занимаются уже кем-то решённой проблемой, но решение это пока неизвестно другим заинтересованным, но конкурирующим научным группам. Например, решение засекречено, но по косвенным признакам ясно, что оно уже найдено. Сейчас во многих областях интеллектуальной деятельности, особенно в научно-технических, иногда проще самостоятельно решить ту или иную проблему, нежели искать в безбрежном океане информации её уже имеющееся решение.

Правда, всегда делались и делаются попытки разрешения принципиально не решаемых научно-технических задач или же это могут быть проблемы иного уровня знаний. Философский камень, вечный двигатель, множество теорий великого объединения (ТВО, первой из которой явилась попытка создания А.Эйнштейном теории единого поля), теория гравитации, глубинное строение материи, происхождение Вселенной. В таких случаях полная поглощённость поисками не существующего и в помине решения, при отсутствии какого-либо отвлекающего занятия (игра на скрипке, банджо или женщины, карты, вино), с неизбежностью превращает такого исследователя в чудака, а то и в настоящего сумасшедшего.

Частным случаем является нахождение верного, но преждевременного разрешения проблемы иного, более высокого уровня знаний, недоступного пониманию современников и бюрократических официалов. Но в любом случае влияние выходок подобных чудаков и безумцев — искателей Абсолюта — на общество несущественно. Их проекты отвергаются, ибо всем очевидны (или "очевидны") как условия задач над которыми они работают, так и полученные результаты.

Совершенно иная, поистине трагическая ситуация складывается при исследованиях проблем с некорректными граничными (краевыми) условиями — задач с неполными исходными данными. То же самое происходит и при анализе явлений, заранее постулируемых непостижимыми. В лучшем случае возникает неразбериха, в полном соответствии с поговорками "кто во что горазд", "своя рука владыка" и т.п. Часть исследователей подобных проблем выдают "готовые" результаты в виде вербальных формулировок и невнятных теорий, якобы понятных лишь им самим и их приверженцам, совершившим те же первоначальные нарушения логики или принявшим на веру те же постулаты, что и сами эти авторы.

Другие "исследователи" используют силу воздействия метафор, навязывают своё видение Мира и создают теории-призывы. Использование подобных навязчивых метафор в политике и пропаганде может приобрести неконтролируемую силу воздействия, в особенности на молодёжь. При объективной же оценке такие теории скорее относятся к поэзии, и не должны иметь отличный от стихов статус (таковы некоторые произведения Ф.Ницше). Если же подобным "исследователям" указывают на расхождение их теорий с реальностью, то ответом обычно бывает высокомерный хлёсткий лозунг-тирада или резонёрский аргумент — порождение той же теории, не несущий реального смысла, но ситуативно достаточный для "победного" прекращения дискуссии. Такова, например, знаменитая фраза Гегеля, брошенная им в ответ на замечание, что некоторые "упрямые" факты противоречат его теории: "Тем хуже для фактов!". Эта фраза не украсила великого мыслителя, она лишь дала великолепный (пусть и ложный) аргумент его оппонентам.

Подобные увёртки в гораздо большей степени присущи политике и подконтрольным ей СМИ. Но политика, в свою очередь, неотделима от идеологии, которая использует безотказную часть деятелей и функционеров искусства для создания актуальных политических текстов. Это — красочные и хлёсткие лозунги, трибунные речи, "пламенные" стихи, песни "протеста и призыва". Подобные произведения всегда содержат анимистические (дикарские, пралогические) утверждения, свойственные мышлению их создателей, что прямо указует на образно, а не научно мыслящих представителей искусства. Обладание научным мышлением делает невозможным ни понимание (восприятие, воздействие) лозунгов, ни их создание. Уже отмечалось, что многие политики, в том числе и самые крупные, одинаково успешно сочиняли не только лозунги, но и стихи.

Напрямую связаны с искусством и другие сферы общественного сознания. Там тоже исследуются принципиально неразрешимые и одновременно некорректные в задании граничных своих условий проблемы (относящиеся по праву к разряду вздорных). Это, например, бесчисленные эстетические системы, не имеющие никакого смыслового отношения друг к другу. Все они паразитируют на других общественных явлениях, находящихся в поле зрения искусства, которые, в свою очередь, зачастую также имеют паразитарный, а то и совершенно безнравственный характер, вплоть до прямой асоциальности и антигуманности. Чёрный юмор, некрофильская тематика, садомазохизм, сатанизм и т.п.

Существует также круг проблем, не разрешимых на данном уровне знаний, тем паче — с помощью средств искусства, но куда оно всё же тянет свои щупальца: это поток психологических объяснительных теорий и философий личности. Все эти теории находятся в отношениях недоброжелательной общительности между собой, точно так же, как и сами объекты этих теорий — люди. Они (так же, как и люди) всегда кое в чём по-своему правы, но и все до одной во многом заблуждаются. Все их рекомендации далеко не универсальны, однобоки, хотя часто и претендуют на всеохватность решения проблемы человека.

Характерной особенностью указанных теорий человека является игнорирование кантовского предупреждения в отношении перспектив исследования механизмов познания самим познанием. "Нельзя научиться плавать, не плавая". И хотя практические достижения психологии (и психиатрии) впечатляют своими возможностями воздействия на сознание, тем не менее необходимо признать, что эти воздействия являются всего лишь модифицированными методами — достаточно высокого уровня — шаманского камлания, хотя в то же время часто успешного и привлекательного для людей.

Поэтому значительная часть огромного количества психологической литературы, вместе с футурологической и фантастической и с кое-какой философской литературой по праву начинают занимать место отжившей своё т.н. "серьёзной" художественной литературы, превратившейся ныне в безграмотный халтурный почти никем не читаемый анахронизм. Хотя некоторые авторы и пытаются делать вставки высокогуманного и философского звучания, но они обычно являются самыми жалкими, откровенно ханжескими фрагментами текста, никак не сравнимыми с великолепными, прямотаки поэтическими зарисовками природы или животных в тех же книгах (таковы, например, "Плаха" Ч.Айтматова, "Царь-рыба" В.Астафьева).

В то же время существующая смена литературно-психологических "династий" и течений не является принципиальной, она не дотягивает даже до уровня смены очередной парадигмы (до сих пор всегда остающейся ложной) в психологии и философии личности. Таким образом, кантовское предостережение приобретает обнадёживающее звучание. Полное раскрытие механизмов психической деятельности человека ему самому недоступно, ибо явилось бы опасным, а то и гибельным знанием на данном этапе развития человечества.

Политика в ряду некорректных занятий человечества имеет одну очень страшную, опасную особенность. Она сама себе создаёт неполноту краевых условий при решении собственных задач. Делается это путём утаивания и искажения информации, с целью оказать давление на постоянно созидаемого политиками образа противника. В результате, правительства го

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...