Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фестивальные крысы Венеции.




Что же происходит в сознании тех, кто занят художественными поисками и донесением полученных результатов до зрителя, слушателя, читателя? Понять это — значит подвергнуть рассмотрению сам фундамент, глубинные пласты творчества, что похоже на разведку полезных ископаемых при помощи аэрофотосъёмки или спутникового слежения.

Уже указывалось, что несоответствие между логическими возможностями мозга и сложностью обрабатываемой информации приводит к застреванию работы сознания творческой личности на этапе разрешения противоречий (безуспешной стадии поиска решения). При этом часто возникает ощущение собственной правоты и понимания предмета. На самом же деле это — реакция самозащиты мозга, в результате чего появляется это самое чувство обладания истиной. Но чаще всего эта "истина" ложна и беспочвенна, не соответствует действительности или неверифицируема (непроверяема), что-то типа занятного математического фокуса, — не больше.

Но некоторые индивиды проводят многие годы в подобном состоянии обладания якобы неким алгоритмом постижения Мира. Отважиться же на дальнейшее исследование и продвижение по "собственномозгао" начертанному пути они не осмеливаются, ибо интуитивно, подсознательно боятся потерять это ощущение своей правоты. Они рискуют натолкнуться на допущенную ошибку, что может кончиться прозрением — возникновением трагической ситуации "остаться у разбитого корыта". Поэтому они предпочитают лениво загорать на берегу, считая при этом себя отважными мореплавателями. Осознание того, что они взялись за дело, недоступное их силам, как интеллектуальным, так и духовным, — это действительно страшное разочарование, и оно может принять самые опасные формы. Эти опасения и впрямь небеспочвенны.

Так, результаты до некоторой степени аналогичных опытов на обезьянах действительно оказались весьма плачевными. Те особи, которым предлагались задачи, превышающие их возможности, но стимуляция была необоримой, часто погибали от кровоизлияния в мозг. Ведь они не могли, подобно нерешительному человеку, ограничить себя и не заниматься дальнейшими попытками предельно корректно разрешить проблему, а довольствоваться промежуточным результатом — "малой", но спасительной ложью самому себе.

В искусстве подобная ситуация является постоянной и неустранимой. Ведь пока нет вербального оформления используемых в искусстве аффектно окрашенных "мыслеобразов", включающих в себя чувства и инстинкты, до тех пор невозможно проверить их истинность. А так оно всегда и будет, если, конечно, искусство не переродится во что-то совершенно новое, что на нашем веку попросту невероятно — "увидеть то время прекрасное" доведётся кому-то ещё очень нескоро. Так как подобная "бессловесная идея" представляет собой субъективную уникальность, и она непригодна для разъяснения обычным путём, то искусство избрало единственно возможный путь. Это — принудительная выработка у аудитории, зрителей, читателей аналогичных или похожих ощущений для "доказательства", точнее, для демонстрации своей правоты. Примерно таково же обучение по методу "делай как я".

Если вызываются пусть и противоположные, но сильные и позитивные в плане принятия и одобрения произведения искусства, то автор остаётся довольным (в душе), хотя может и не подать вида, — обычно так ведут себя суггесторы. Хотя существуют и случаи действительного неподдельного горя у автора из-за того, что люди неверно понимают его произведение. Такие авторы — это самокритичные нехищные люди, что большая редкость в искусстве.

Но гораздо чаще начинаются досужие или позёрские рассуждения о непонимании или недопонимании автором собственного произведения и о трансцендентальности истоков творчества. Если удаётся выработка сильных ощущений, аналогичных тем, о которых пёкся автор, или — противоположных, то тогда говорят о силе произведения и мастерстве автора или исполнителя. Занимаются этим критики, ценители (духовные гурманы), а также рядовые разносчики — "автоматические конформисты". Эти последние подсознательно, как заразу, некритически подхватывают на веру чьё-то авторитетное мнение.

Всё сказанное относится, главным образом, к произведениям искусства честным, добросовестным и сильным. Иногда таковые не сразу признаются или бывают отринутыми ценителями той или иной эпохи, а их авторы часто умирают в нищете и безвестности (Винсент Ван-Гог, Андрей Платонов, Поль Сезанн). Но зачастую авторы действительно не вкладывают в свои произведения того смысла, который потом в нём находят "знатоки" и "ценители" искусства. Чужое восприятие практически всегда оказывается беднее, богаче или же совершенно не соответствующим смыслу произведения искусства, заложенному в него автором.

Граничные (краевые) условия проблем искусства некорректны — "красота", "добро", "любовь" и т.п. "реальные эфемерности". Поэтому они обычно превращаются искусствоведами и эстетиками в какую-то невообразимую мешанину, больше всего — из-за откровенной никчёмности всех этих "художественных описаний" — имеющую сходства со свалкой или помойкой. Вербальное (словесное) оформление порождаемых аффектных мыслей показало бы всю недостаточность методов эстетического освоения Мира. Именно этим объясняются пошлость и неэтичность критики и искусствоведения, на что пока ещё, к сожалению, не обращают должного внимания.

Особенно ярко проявляется это в тех случаях, когда подобные эссе, паразитируя не теле обозреваемого предмета, сами вгоняются в эстетический раж. Можно вспомнить бессмысленную хаотичность, а то и откровенную шизофреничность обзоров абстрактной живописи, белых стихов или модернистской музыки. Тут вообще нужно было бы молчать, а не "светиться", не "определять туфту голосом". Но все эти "фирмы" только и делают, что виртуозно "вяжут веники", это и есть их "творчество".

Поэтому искусству для самосохранения приходится создавать иллюзию движения, которое подобно бешеной беготне белки в колесе, тем не менее остающейся всегда на одном и том же месте. Одновременно при этом хвастливо заявляется, что решение одних и тех же проблем якобы вызвано их "вечностью". Другой метод это — уводить аудиторию в маразматические и шокирующие тупики, используя для этого эпатаж, цинизм, наглость, бесстыжие выходки и т.п. приёмы морально невменяемых суггесторов. Полное отсутствие стыда в таких случаях является самым главным "орудием творчества".

Диапазон подобного "искусства", естественно, беспределен. Конечно же, легко при этом вызывать у зрителей, слушателей самые разные, достаточно индивидуальные, но сильные ощущения. Это позволяет искусству "разделять и властвовать", т.е. морочить людям головы и получать за это шарлатанство деньги. Объективные — как правило, негативные — оценки подобного творчества тонут в общей разноголосице мнений. На недавнем (1999г.) фестивале художников в Венеции победителем стали итальянские художники, предложившие (как будто не нашлось ничего более значительного) вниманию зрителей композиционное скопище огромных — ростом в холке со слона — серых крыс. Чем не Великое Произведение Искусства? Точнее — Стая Великих...

Ножницы хищных гоминид.

Чем же само искусство расплачивается за свою власть? Что происходит в таком несчастном (?) сознании, которое постоянно находится на стадии наблюдения явлений, не связанных обозримой логикой? При решении научных задач, разрешаемых проблем, требуется логика, усиленная работа мозга, пересмотр и систематизация фактов, их анализ и прочие стандартные приёмы научного мышления. В случае же обращения к принципиально нерешаемым задачам искусства ситуация иная: сознание творческой личности обычно не закалено логикой. Это есть результат несостоявшейся систематической учёбы из-за рано определившейся чёткой внутренней ориентации на занятие искусством (талант, призвание). Такое "недисциплинированное" сознание, сделав несколько псевдологических выпадов, а то и вовсе обойдясь без этакого "насилия над творческой индивидуальностью", обращается к чувствам и образам в виде воспоминаний, эксплуатируя жизненный опыт и бессистемную начитанность, либо создаёт произвольные фантазийные конструкции.

Сюда же по явной аналогии можно отнести и раннюю ориентацию на политическую деятельность, начинающуюся с подросткового лидерства (это тоже призвание) хищных гоминид. В советское время именно так взрастала "молодая поросль борцов за коммунизм", из которых затем формировался прославившийся невероятной подлостью комсомольский "актив", постоянная резервная смена партийно-хозяйственной номенклатуры. Именно эта буйная поганая нелюдская поросль сейчас губит нашу страну.

Поэтому и политическую агитацию тоже необходимо признать видом искусства, но "низким", ибо она является лишь модифицированным суггестивным приказом, обращённым к подсознанию, и лишь иногда — сложным манипулированием сознанием. Даже деятельность "напёрсточников" и базарных зазывал, особенно восточных, более артистична и ярка. От политиков же для успешной деятельности требуется лишь наглость и "хорошо" поставленная лживость.

В творчестве наиболее важна роль подсознания, степень включения его в общую мыслительную работу, что является сверхиндивидуальным, чрезвычайно детерминирующим всю деятельность индивида свойством. На Рис. ь1 приведена весьма упрощённая, но достаточно корректная типологическая классификация человечества (для вящей полноты охвачено всё животное царство) по этим двум характеристикам: по степени включения в работу мозга сознания и подсознания. Существенна здесь и корреляция с уровнем интеллекта (рассудка!) — IQ (intelligence quotient) — он является дополнительной характеристикой, но сопряжённой с первыми двумя. По горизонтальной оси отложена — в условных величинах — степень проявления работы подсознания (subconsciousness), во взаимосвязи с уровнем интеллекта — S & IQ. По вертикальной оси — уровень деятельности сознания (consciousness), опять же в "связке" с интеллектом — С & IQ.

И вот примечательно то, что при такой систематизации проявляются и видовые различия! Оказывается, что "зона влияния суперанималов" располагается вдоль вертикальной оси координат, а "зона распространения суггесторов" примыкает к горизонтальной координате. Хищные гоминиды тяготеют к определённым людским занятиям (артист, поэт...) и охищняют эти сферы, но многие "рабочие места" они создают и самостоятельно (киллер, "авторитет"...), втягивая сферу своего негативного влияния и нехищных людей. А всё остальное — нехищное — человечество как бы пытается выскользнуть из этих "хищных ножниц" злобности и коварства. Но даётся им это необычайно трудно — "ножницы" эти тысячи уже лет в людской крови.

Понятно, что здесь нет жёсткой взаимосвязи видовой принадлежности и "места на схеме", но корреляция всё же достаточно высокая. Например, поэт — не обязательно суггестор, но из сотни таковых хищных авторов окажется не десяток, как было бы при гауссовом нормальном распределении, а этак, с учётом гибридов, — с полсотни. Из политиков — тоже может где и наберётся с десяток порядочных людей, но — уже из сотни тысяч.

"Догматик" может возглавлять тоталитарную секту, но это, возможно, — и партийный начётчик ("жёсткий" политик), и главарь террористов. В области "артист" может быть и "гибкий" политик, и научный шарлатан, и благостный, сладкоречивый религиозный проповедник. Например, в "артисты" "великолепно" вписывается А.Эйнштейн: и хороший скрипач, и с богемными к тому же замашками — неопрятный, неряшливый в быту бабник.

Зомби золотого миллиарда.

При усиленной работе сознания над определённым и достаточно узким классом задач подсознание включается в такой же усиленной, но индивидуально варьируемой степени. Это стабилизирует работу мозга и приводит его обладателя к печально известному, и распространённому в корыстных трудовых коллективах (равно эксплуататорского толка или рваческих), феномену "профессионального кретинизма". Расширение класса задач ничего, в принципе, не меняет, разве что делает отмеченный специфический кретинизм более полноводным и менее сдерживаемым волнорезами универсализма.

Чтобы этого не произошло, необходимо вмешаться в работу сознания либо подсознания. В первом случае, надо или снизить деловую активность, или же переключиться на принципиально нерешаемые задачи. Таковыми могут быть и многие философские проблемы, и любые религиозные искания — это тоже в достаточной мере бесплодное в плане логического поиска дело. Но возможно прибегнуть и к активизации подсознания — избрать приключения, секс, алкоголь, наркотики. Все эти меры приводят к дисбалансу работы мозга. И хотя это и избавит от вышеупомянутого профессионального недуга, но может самым плачевным образом сказаться на карьере и личной жизни, вызвать душевную опустошённость.

Следует отличать профессиональный кретинизм, роботообразную исполнительность от "трудоголизма" — одержимой увлечённости своей работой, своим любимым делом, это — именно творческая деятельность, когда "хобби" совпадает с производственными обязанностями. По Гумилёву — это аттрактивность, или увлечённость, в отличие от пассионарности, эмоциональной страстности, похоже, часто действительно вызванной "пассионарными толчками", то только не космического свойства, а чисто земного: например, упомянутыми ранее "ударами мочи в голову".

При занятости сознания спонтанным перебором воспоминаний, созданием аллофенических (химерических) образов на фоне свободного чувствования, включение подсознания происходит в такой же точно степени и подобной же манере — это его "стиль". Невербальные виды искусства здесь самые главные "помощники", и особенно — музыка. И сознание как бы тонет, втягивается в "чарусу" вытесненных, и забытых образов, оно "подтапливается" и замутняется. Часто это помутнение доходит до того, что делает совершенно невозможным функционирование сознания индивида по человеческому типу, и его психика тогда постепенно возвращается к своему естественному животному состоянию, этологическому уровню сознания.

Животных отличает именно практически неразрывное единство подсознания с сознанием. Подсознание существует у них лишь на уровне нечёткого различения сна и бодрствования и долговременной памяти образов — вкусовых, обонятельных, зрительных... Но в нём не происходит той постоянной автономной работы по "перемешиванию ассоциаций и аналогий", которая имеет место у человека, благодаря второй сигнальной системе, "упаковавшей" подсознание в некий огромный мешок и постоянно его перебирающей — и машинально, и осознанно. И всё же такое единое сознание у животных высших видов достаточно высоко, его хватает для квазирассудочной деятельности и достижения уровня "непосредственной веры". Это — 4-й уровень по классификации французского психолога Пьера Жане. Например, у собак — это "вера в хозяина", у лошадей и дельфинов — "вера в человека".

На подобном уровне находится и значительная часть людей в сообществах самого различного уровня достигнутой социальности, это никак не коррелируется с пресловутой "цивилизованностью". В экономически развитых странах таких людей с сознанием животного уровня может оказаться в процентном отношении больше, чем в каком-нибудь затурканном колдунами первобытном племени.

Указанный переход к животному состоянию психики, в результате "утягивания на дно" и угнетения работы сознания (подсознание при этом тоже "затихает"), не всегда замечается обществом своевременно, а в большинстве случаев вообще остаётся незамеченным — из-за маскирующего эффекта сохранности сознательной, рассудочно-логической минимального уровня деятельности. Последствия этого весьма печальны — общество наводняется человекообразными существами, конструктивный диалог с которыми невозможен. Это собственно некая — "без шприцев" — разновидность наркомании: человек тупеет и наслаждается "простотой и ясностью мыслей". Это оскотинивание коснулось всех стран "золотого миллиарда", но особенно — США. Столь злонамеренное оболванивание масс, в первую очередь, осуществляют полностью сионизированные СМИ. В этом же ключе, но более изощрённо и целенаправленно орудует дианетика. Сейчас подобный же негативный процесс "тупого" озверения общества набирает силу в России и других странах бывшего СССР. Вот в чём нам очень скоро удастся догнать и перегнать Америку!

На подобные состояния обладания нечеловеческой психикой (это ещё называют состоянием "зомби") могут указывать некоторые определённые признаки. Такие, например, как стремление к примитивным порокам, типа чревоугодия. Возможно, что именно таково происхождение эпидемии ожирения в США: 60% "штатников" больны ожирением, а остальные охвачены "спортоманией" от панического страха растолстеть, что, впрочем, мало кому помогает. Индикатором могут послужить и неожиданные для окружающих проявления удивительной бесчувственности, США и в этом плане иллюстративны. Но возможны и самые чудовищные проявления, такие как некромания или сексуальная агрессивность вплоть до некрофилии и труположства.

В общем случае, отмеченное воздействие действительно полностью подобно угнетению нравственных нейромеханизмов алкоголем или наркотиками. Другими словами, сублимация хищности при этом приобретает более выраженные, "яркие" формы. То сдерживание хищного поведения, которое осуществляет культура, цивилизация, при этом исчезает, растворяется.

Конкретнее говоря, "безобидный" должностной садист от систематического посещения филармоний или поп-концертов становится в конце концов садистом истинным, некрофилом. "Озверение искусством" диффузных людей не достигает таких форм — агрессивность, сексуальность "на трезвую голову" не доходят до крайних своих асоциальных форм, и никогда не превышается тот уровень хищной деформации сознания, который возможен при алкоголизме или наркомании. Понятно, что если принята на дискотеке "доза эйфориака", то можно ожидать чего угодно и от диффузного человека, он уже "не ведает, что творит".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...