Двойственность природы человека
В самом начале наших бесед ты упоминал о том, что человек принадлежит трем природам: биологической, социальной и идеальной. Но тогда мы говорили подробно только о проявлении биологической природы в интересующей нас теме. Теперь, когда мы уже немало говорили и об особенностях проявления сексуальной потребности на фоне социальной природы, может быть, попробуем свести концы с концами? Все ведь настолько перемешано, что только попытка внести внятность допускает строгое разделение.
Человек чаще всего даже не знает, что в нем бушует неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте… Если же все это происходит на уровне бессознательного, тогда решение проблемы осуществляется через диалог: «Никакого другого нет — есть только я». «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу»… «Если я тебя придумал, стань такой, как я хочу». «И сотворил он возлюбленную по образу и подобию своему, и возрадовался». Такой способ — это представление другого, как части себя, то есть никакого другого психологически нет — это часть меня, и все! Вся проблема состоит в устройстве управления информационными потоками (то есть у людей нет необходимого устройства для управления информационными потоками), в результате чего большое количество очень простой, очень технологичной информации не доходит до людей. Социум не заинтересован в том, чтобы люди получили такую информацию, он еще не осознает этой необходимости. Социум культивирует «Я как Мы», а вот как конкретному человеку с самим собой разговаривать, эту информацию он не дает. Поэтому человек очень зависит от специалистов и псевдоспециалистов. Известно, какую власть имеют психоаналитики в Америке, какую власть имеют психотерапевты в Европе, сколько денег крутится в этом бизнесе. Поэтому вопрос-то простой, но какой же профессионал тебя отпустит с одной консультации: он же тогда глупый, его другие засмеют! Вместо того чтобы рассказать тебе просто, как, что и почему, он говорит: «Да, это очень сложная проблема, потому что она еще связана вот с той проблемой, но я тебе помогу их осознать». И ты уже из этих лап бархатных не выкрутишься, ты зависима. А зависима потому, что ничего не умеешь делать сама в этой области. И ты говоришь: «Сделайте со мной что-нибудь». Поэтому ликбез в области практической психологии необходим.
У людей есть две причины, чтобы поговорить — или чтобы его выслушали, или тогда это использование возлюбленного в качестве психотерапевта, или это поиск… Проблема диалога же существует независимо от разницы полов. Никаким, даже самым прекрасным словесным, общением потребность в эмоциональном контакте не удовлетворяется. Есть специфическая социальная потребность, потребность в общении, но это другая группа потребностей. В этом вся и сложность: пока не прижался, хоть мурлыкай, хоть чирикай, не удовлетворишься. А разговаривать — нет, не помогает… Человек как минимум двойственен. Кроме того что он погружен в природу биологическую, он еще погружен в природу социальную. И природа социальная тоже имеет свои законы, нарушение которых тоже чревато саморазрушением психики. Это тоже надо помнить! Социальная природа — это тоже во многом природа, то есть от воли людей, отдельно взятых или даже группой, не зависит. Скажем, социально осуждается зоофильство. Но, с другой стороны, в мусульманском мире, где существует сложная проблема отсутствия относительно дешевых проституток (там есть танцовщицы, но они дорогие), чтобы жениться, нужно иметь какое-то имущество, деньги на калым… Поэтому сексуальные взаимоотношения с осликами или козочками считаются нормой. Главное — это приводит к цели. Кукол стали делать резиновых с подогревом, и ничего плохого в этом нет. Но самое смешное, что это все из ряда социальных установок, потому что элементарный онанизм снимает проблему также успешно. Главное — снимается гормональное напряжение, и все.
Если воспринимать чисто, то вся проблема состоит в том, что человек по своей социальной природе сам себя нагружает. Есть, например, люди, которые не могут есть определенную пищу. Им говорят: «Это пища съедобная!» Но социально не принято это есть, и он умрет с голоду рядом с едой. Вот это и есть двойственность природы человека. Игнорирование силы социальной природы так же опасно, как и игнорирование биологической природы. Но есть люди, которые находятся под влиянием такой сильной социальной суггестии, что просто не в состоянии додуматься до того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить другим способом, другим путем и ничего страшного в этом нет, никто даже за это не осудит. Человек сам себя заранее казнит. Так вот и секс… История превращения простого факта в очень сложную проблематику за счет двойственности человеческой природы. И это действительно так, хотя я лично никоим образом не пытаюсь что-либо осуждать. Единственное — существуют все же общечеловеческие ценности… Например, насилие я осуждаю, существует принуждение и тому подобные формы, которые отвратительны… А все остальное — бог с ним, кому это мешает? Коза от этого тоже не пострадает, даже не забеременеет…
Иллюзия управления
Существует широко распространенная иллюзия, что сексуальной энергией можно управлять. Мне всегда было интересно: а задумываются ли те, кто легко об этом рассуждает, о чем они в действительности говорят? Регулирование, управление сексуальной энергией — это в конечном итоге управление гормональными процессами в организме. Все рассуждения о сублимации сексуальной энергии, с легкой руки Фрейда внедрившиеся в европейское и американское сознание, — это рассуждения психотерапевта, который создавал инструмент для суггестирования своих пациентов. Если же мы будем в корень смотреть, то управление этой энергией есть управление гормональными процессами. Можно, конечно, на пике нарастания гормонального дисбаланса при потребности продолжения рода заняться бешено спортом, еще чем-нибудь, живописью, например, или другой какой-нибудь деятельностью и израсходовать тем самым часть гормональной энергии. Можно изменить отношения с этими процессами, но нельзя отменить сам процесс — это глупость, это плохо кончается.
На очередной конференции какой-то бодрый семидесятичетырехлетний мужичок со своей программой долголетия и поддержания здоровья, которая на нем действительно сработала, о чем прежде всего весело сообщает широкой публике? Что с «этим» у него все в порядке. Это очень существенный критерий здоровья мужчины — что с «этим» у него все в порядке. Хотя существует и другое высказывание, милое для мужчин: «Ну, наконец-то „это“ меня оставило, и я могу жить тем, что мне действительно интересно». Ни один истинный мудрец никогда не сказал, что «я с этим управился». Покушения на эти процессы приводят к расстройству гормонального баланса в организме. Ну, что такое — вмешаться в регуляцию гормонального баланса организма, можете себе представить?! Поэтому гораздо лучше тогда уже превратить секс в отдельное занятие. Сейчас очень модно, и можно, и даже поощряется: приглашают наших отечественных или заграничных так называемых тантристов, которые замечательно овладели сексом как занятием. Они развивают соответствующие мышцы, демонстрируют сексуальные подвиги, сексуальный контакт, например, продолжительностью 24 часа… Зачем, я не знаю. Им интересно, у них это, вроде, порождает смысл. Природное нужно трогать очень аккуратно, иначе вы получите просто гормональный дисбаланс. Надо понимать, что наши знания — это одно, а организм — он гораздо сложнее. У животных есть так называемый репродуктивный период. У них эта потребность включается, начинаются брачные игры, оплодотворение, появляется потомство, и все это выключается до следующей весны, скажем, или до следующей зимы… Понимаете? А у человека эта потребность все время работает, из-за чего секс и появился. Какой у животных секс? Включилось на три месяца, все сделали, и выключилось, живут без этих проблем. А тут же все время гормон в голову стучит, окрашивает наши мыслительные процессы… Это отдельная история, о ней столько всего написано…
Поскольку удовлетворение этой потребности до недавнего времени в истории человечества и до сих пор во многих регионах значительно затруднено, значит, в паузе между возникновением потребности и ее удовлетворением действует что? Творческий импульс по поиску способов удовлетворения, изобретение этих способов. Поэтому и создался огромный объем специфической информации о сексе, поскольку удовлетворение затруднено. Если бы затруднений не было, никаких бы проблем, разговоров особых тоже не было бы. Это естественно, это общий закон… Взрослый человек потому и взрослый, что он выпал из райского состояния, в котором находился в утробе, где каждая возникающая потребность мгновенно удовлетворяется… Задача, которая ставится человеку, себя сознающему, состоит не в том, чтобы у него не было секса (это глупость), а в том, чтобы эту кнопку не мог нажать никто и ничто извне. Это и есть управление.
Да, полный разгром устоявшихся иллюзий. Сколько лапши можно сварить из разговоров всяких «специалистов» и руководителей многочисленных групп, обещающих это самое управление, и, что самое смешное, из заверений о том, что это удается.
Человек — прекрасное изделие, я просто заостряю внимание на причинных моментах. Потому что они, вообще-то, в голове отсутствуют, а раз они в голове отсутствуют, нет возможности самостоятельно разобраться в своей проблематике. Я всегда хотел, чтобы у людей при желании была такая информация, которая позволит самостоятельно разбираться в своих проблемах и решать их.
А если всерьез, то такое понимание вопроса освобождает от массы комплексов и внутренних конфликтов. Сколько людей, замороченных разговорами не только о якобы существующей возможности этим управлять, но и об абсолютной необходимости такого управления для всякого мало-мальски достойного человека, чувствуют себя виноватыми и недостойными. А в результате невроз и чувство вины. Вот уж действительно управление. Но, как чаще всего и бывает, не наше, а нами. Мне кажется, что особенно от этого страдают женщины.
Женщины склонны направлять мортидо, то есть агрессию, на себя. Они склонны к самообвинениям, особенно в распущенности, даже если распущенность эта чисто умозрительная… Они склонны поддерживать инсинуации о грязной женской природе, о том, что у женщины сущность дьявола и проч. Потому что они боятся себя, они чувствуют в глубине свою силу и чувствуют осуждение этой силы со стороны социума. Именно поэтому положение женщины в социуме гораздо сложнее. «Я мыслю, следовательно, существую»! «А я вот не мыслю, следовательно, живу!» И пусть он там существует, влачит свое жалкое существование, а я чувствую.
Сексуальная проблематика — это объемная часть огромной проблемы взаимоотношений цивилизации с культурой, взаимоотношений цивилизации с природой… Прогресс — это очень опасная штука. Но, с другой стороны, если она есть (проблема), значит, нужно искать ее решение, не обличать, не возмущаться, а спокойно искать средства решения. А что касается психологического инструментария, то есть достаточно много психотехник. Во всяком случае в психологии активности с ее технологиями саморегуляции четвертого-пятого поколения даются очень большие возможности для самостоятельного решения человеком своих проблем. Надо отдать должное научной психологии — эта наука довольно молода по отношению к эмпирической психологии, но она, с одной стороны, сама очень резво развивается, а с другой стороны, она за последние 80–90 лет перемолотила огромное количество материала из эмпирической психологии и выработала довольно разнообразный инструментарий. К сожалению, у социума пока нет такой потребности — способствовать распространению знаний, предназначенных для общения человека с самим собой, потому что та самая знаменитая ценность — «Я как Мы» — заслоняет такую ценность, как персональный человек. И поэтому всегда есть напряжение!..
А поговорить?
Был у меня период в жизни, когда я приняла сознательное решение перечитать некоторое количество «дамских романов». И занялась этим вполне обстоятельно. Выяснила, кто из авторов наиболее популярен, какие их произведения считаются лучшими, причем как среди наших авторов, так и среди американских и европейских. Разделила их на любовные и детективные — и вперед. Должна признать, что надоело быстро, гораздо быстрее, чем закончилась накупленная куча этих книг, правда, только любовных. Детективные нескольких особо полюбившихся наших авторов почитываю в свободное время и сейчас. Но суть не в этом. Конечно, среди всех этих книг есть написанные талантливо, есть просто профессионально, есть и совсем нечитаемые, но разбор этих качеств и свойств — дело литературной критики. Меня сам феномен заинтересовал. Только ленивый не ругает «дамскую литературу», только ленивый не находит повода для подколок и насмешек не только над авторами, но и над читательницами. Ну, и что? Под давлением общественного мнения люди смущаются, иногда даже стесняются сказать, что читали эту литературу, но сопротивляются социальному давлению, и читают, и плачут, и переживают. В чем дело-то? Что там есть такое в этих томиках, напечатанных для дешевизны на плохой бумаге и разваливающихся в руках еще на половине? Эдакие одноразовые книжки для метро, путешествий или одинокого свободного вечера. Что они там ищут и, очевидно, находят? И тут после наших бесед до меня дошло — они читают про отношения. Не про страстные объятия и не про физическое наслаждение. Они находят там описание того, что им не хватает больше всего. Описание красивых и гарантированных (с обязательно счастливым концом) отношений. Понимаешь, людям, конечно, наслаждение необходимо, но без отношений оно вряд ли покажется им полным. Шутка, конечно, но какая всем понятная: а поговорить?
Ты заметила, что пока мы разбирались в структурных особенностях секса, то по дороге выяснили замечательную вещь: оказывается, секс — это совсем не плохо, а очень даже хорошо, просто и понятно. И если бы человек говорил только об этом, то на этом бы и закончилось. Но, напоминаю, человек не только биологическое существо, он еще и существо социальное, он принадлежит к социальной природе. Я называю это природой потому, что социальная жизнь человека подчиняется также независящим от него самого законам, как и в случае с жизнью биологического существа. Мы говорили, что социум использует секс как стимул. Давай посмотрим, что происходит с самим сексом, именно потому, что человек еще обладает и социальной природой. Итак, в основе сексуального влечения биологическое удовольствие, самоудовлетворение. Может ли человек ограничиться только этим? Нет, не может. В этом его основная беда. Не может, потому что физиологическое удовольствие как таковое оказывается человеку недостаточным. Проблемы человека в этом месте начинаются с того, что, оказывается, ему недостаточно физиологического удовольствия.
А я о чем говорю?
Исходя из социальной природы человеку к биологическому удовольствию нужно присовокупить еще и психологическое удовольствие. Психологическое удовольствие — это удовольствие, получаемое от переживания. Значит, человек хочет от секса, кроме физического удовольствия, еще и приятных позитивных переживаний, а содержание переживания у человека зависит от людей, так как он из них сделан. Поэтому секс на уровне социальной природы означает психологическое переживание плюс удовлетворение другого потому, что для получения положительного переживания мы должны каким-нибудь образом получить от другого человека информацию о том, что он тоже доволен, что ему хорошо. Таким образом, возникает секс как проблема общения. Поэтому получить физиологическое удовольствие и самоудовлетворение — просто, а вот соединить это еще и с психологическим удовольствием, и с удовольствием от удовлетворения другого человека — это уже проблема. Главная сложность заключается в том, что человек не владеет механизмами получения психологического удовольствия. Нет такого центра в голове. Нет физиологического центра получения психологического удовольствия. Про физические удовольствия мы знаем: да, такие центры есть. Простейший пример — онанизм, мастурбация. Срабатывает этот механизм, включаются центры получения физиологического удовольствия — все в порядке! А что надо чесать или массировать для получения психологического удовольствия — этого не знает никто. У души нет физических органов. Но все знают, что ее состояние зависит от другого. Поэтому, даже онанируя или мастурбируя, человек вызывает образ другого человека, и в этом аспекте онанизм и мастурбация могут стать вредными, потому что перегружается нервная система. Таким образом, в сексе, как на лакмусовой бумажке, отражается двойственность человеческой природы. Человек — дважды природное явление: как биологическое существо и как социальное существо. Вспомни, мы говорили, что социум использует физиологическое удовольствие как стимул, как пряник в своей системе управления кнута и пряника. Для этой цели изобретены многие товары. На протяжении длительного периода времени основным носителем товара считалась женщина, но, логически рассуждая, точно таким же носителем товара является мужчина, поскольку как женщина без мужчины не может, так и мужчина без женщины.
Это не может не радовать. Вот еще один очажок равноправия обнаружили.
Здесь и начинается сексуальная проблематика. Мы говорили с вами, что есть один хороший рецепт — резонанс живого с живым. Значит, и здесь должен быть такого же рода рецепт — психологический резонанс. А психологический резонанс — это уже влюбленность, а влюбленность — это уже опасно, потому что предполагает некоторую зависимость. И как раз в растяжке между желанием получить стопроцентное удовольствие и страхом зависимости укладывается вся проблематика, накрученная вокруг секса. Вот почему до сих пор актуальна проблема платного секса, вот почему в платном сексе важен не сам физиологический аспект. Платят не за это. Платят за исполнение ожиданий в области отношений с другим. В публичном доме — это главная работа проститутки. Но все равно это суррогат, а раз суррогат, то требуется все больше и больше внешнего стимула, а потом — наркотическая зависимость вплоть до саморазрушения.
Мечта о гейшах, романтизация гетер, восхищение куртизанками. Мечта о гарантированной любви, обязательном, но естественном на вид восхищении, и главная мечта — свобода проявлений и самовыражения, без страха, что упрекнут, не примут, разлюбят, осудят. Если удастся хоть на время забыть, что глубина и продолжительность всех этих прекрасных переживаний зависит от счета в банке.
Размышляя о психологической составляющей секса, очень важен, если мы продолжаем преследовать нашу основную цель — добиться хоть некоторой внятности в вопросе взаимоотношений между мужчинами и женщинами, ответ на вопрос: чем измеряется качество секса в этом аспекте? Конечно, качеством переживаний. А что такое качество переживания? Это степень моего погружения в переживание — от частичного переживания к тотальному. Так, оргазм в физиологическом аспекте секса есть тотальное физиологическое ощущение. И в этом есть диапазон от массажа половых органов, как пишет один автор, до оргазма, о котором пишут многие. Также естественно стремление к психологической тотальности, и если секс — это еще и общение, взаимодействие, то мы можем ввести следующую градацию.
Ступени секса
Нулевая ступень — секс как помощь партнеру. Это означает пойти навстречу желаниям партнера ради отношений. Первая ступень — снятие напряжения. Это может быть снятием гормонального напряжения, это может быть снятием психологического напряжения от неудовлетворения какой-то потребности, например в эмоциональном контакте, в признании от какого-либо «Мы» и т. д. Сняли напряжение — и все хорошо! Вторая ступень — взаимный оргазм, что случается не всегда, но если происходит, то такое тотальное физиологическое переживание вызывает достаточно сильное психологическое переживание. Третья ступень — взаимная страсть. Итак, третья ступень — взаимная страсть. Что здесь имеется в виду? Взаимная страсть возникает прежде всего от сочетания биологического и психологического резонанса. Это редкая вещь, очень редкая — взаимный резонанс… Односторонняя страсть — это другое, она весь спектр не охватывает. Четвертая ступень — назовем ее тотальный резонанс. Спонтанно он не возникает. С этого момента требуется сознание. Следовательно, мало биологического резонанса, мало психологического резонанса, нужна еще сознательность. Как минимум нужна хотя бы договоренность, что оба формируют определенное психоэнергетическое состояние, входят в резонанс и только потом вступают в контакт. С одной парой был такой случай: они набрали состояние, куда-то там улетели, говорят, что было потрясающе, но больше — никогда! Испугались… Это понятно, потому что с этого момента включается не только физическая и социальная природа человека, но и духовная. Человек, как я уже говорил, принадлежит трем природам. Особенности духовной природы человека — это тема отдельной беседы… Пятая ступень — трансценденция. Трансцендентальный акт позволяет пережить смерть в другом. То есть смерть самого себя как эго. Причем взаимно. Шестая ступень — дематериализация. Это такое сексуальное взаимодействие, при котором происходит переживание смерти эго и смерти физического тела, то есть выход в ноль, в нулевое пространство. И седьмая ступень — выход в бесконечное. Здесь велик риск, так как можно и не вернуться, сойти с ума. Можно сказать, что нумерация ступеней обозначает то состояние, в котором находится человек. Я как-то в большой аудитории уже говорил о существовании семи ступеней, я честно сказал, что вообще-то есть семь ступеней, но вы мечтали пока о второй, и, похоже, был недалек от истины. Естественно, что степень взаимодействия с партнером изменятся в зависимости от задач, которые человек перед собой ставит… Какая гнетущая пауза. Ты услышала то, что не хотела услышать?
Помнишь анекдот: «Дорогая, то, что мы всю жизнь называли оргазмом, оказывается просто одышка»? Ты полагаешь, такая информация вдохновляет? Такое ощущение, что жизнь положил на то, чтобы забраться на гору, где сокровища спрятаны, и, забравшись, вдруг обнаруживаешь, что ключ от сокровищницы остался у подножия горы. Вот уж действительно, меньше знаешь — крепче спишь.
Нулевая ситуация, я полагаю, знакома всем. Первая и вторая — тоже, третья — это мечта. Четвертую степень те, кто хочет, тоже могли и могут освоить. Теоретически это несложно. Правда, возникает вопрос: а надо ли? Не лучше ли таблеточку принять или уколоться, чем пережить Бога живого? Хорошо, я понимаю, что эта информация не совсем обрадовала. Ну, извини!
Я вот все думаю, почему же она так задела и не обрадовала? Не берусь судить, как на нее отреагируют мужчины, но мне кажется, что реакция женщин вполне может быть сродни моей. Первая-то мысль самая простая — с партнером не повезло, ведь несомненно, большинство женщин ощущает свою недораскрытость, недореализованность в этом. Но эта мысль не слишком утешает, потому что легко представить, как он в ответ думает: эх, послал бы Бог подходящую партнершу! Так что стыдно как-то препирательствами пустыми заниматься. А вот мысль о том, чтобы учиться в этой области, она действительно неожиданна. Она просто не присутствует в нашей культуре. Может быть, именно это огорчает.
И снова проблемы общения
Если рождается желание через взаимодействие мужского и женского получить какие-то тотальные переживания, то нужны осознанные отношения между партнерами. Кроме любви, влюбленности нужна еще осознанность. Стихийно тотальность не возникает. Конечно, в области физиологии необходимо убрать элементарную безграмотность, знать, что такое физиологический стимул, как он работает и что он делает… Это нужно, чтобы контакт происходил максимально эффективно. И для этого совершенно достаточно элементарных знаний, и не надо ссылаться на невозможность узнать что-то заоблачное. Так, что и здесь мы возвращаемся все к тому же: большая часть сексуальных проблем — это не проблемы сексуального взаимодействия, это проблемы общения. Удивительно, как люди не хотят это понимать. Они лечатся от потери потенции, от фригидности, от всяких разных болезней, вместо того чтобы понять: если у тебя проблемы в сексе, то у тебя проблемы в общении. В сексе как в физиологическом механизме вообще нет никаких проблем. Так что не дурите себе голову! Все так называемые сексуальные проблемы есть проблемы общения. И никуда от этого не деться. Хоть вы Ален Делон, хоть вы Бриджит Бардо… Не поможет! Никакой сексуальный гигант, никакая сексуальная гигантка не помогут решить ваши сексуальные проблемы, потому что проблема — в общении. Но люди этого не понимают и стучатся друг о друга, как вещь о вещь, и придумывают бог знает что… В одной парочке, например, чтобы завестись, мужчина раздевался догола, надевал роликовые коньки, и женщина должна была его возить по всей квартире, взявшись за причинное место. За что он ей и платил. Мне кажется, это символ того, насколько человек может быть глуп, чтобы довести себя до такого состояния. Проблема не в том, чтобы возбудиться физиологически, проблема в общении, в эмоциональном контакте. Но ведь даже тем, кто столько говорит о пользе и необходимости всяческих практик, в голову не приходит сформировать определенное психоэнергетическое состояние в резонанс с интересующей вас особью да и сойтись в экстазе. Потому что человек идиотичен в этом месте, он думает, что тогда это будет ненастоящим. Потому что он думает: настоящее — это то, что со мной случается, а не то, что я делаю. И это так называемое сознательное существо. Однажды у меня была пациентка, красивая, умная, интересная, биологически полноценная. У нее была проблема. В детстве ее покалечили католическим воспитанием, причем покалечили до такой степени, что когда она ходила в туалет, ей казалось, что Бог за ней подглядывает, а ведь он же мужчина. Ей сказали, что Бог все видит, все знает. Пришлось ей рассказывать, какой Бог на самом деле и как он к этим делам относится. «Плодитесь и размножайтесь». Она поняла и тут же стала предлагать мне себя. Я сказал, что не могу — есть медицинская этика, и спросил, нет ли у нее на примете какого-нибудь интересного человека. Она закричала: «Есть!» Через две недели я встретил ее на улице — это был другой человек. И социум, конечно, и здесь не упускает своей выгоды. Поскольку секс есть также и общение, то почему бы ему, социуму, не поруководить, регламентируя это общение — раз и выдавая товар на эту тему — два. Секс перестает быть товаром, только если существует влюбленность, то есть некая тонкая психологическая настройка друг на друга. Без этой психологической настройки друг на друга получится в лучшем случае взаимный массаж органов, в худшем — взаимное психологическое травмирование. Когда мы говорим о сексе в его человеческом аспекте, мы приходим к такому понятию, как эротика. В строгом смысле слова, эротика, чистая эротика — это получение психологического удовольствия, не обязательно включающее физиологические моменты. Таким образом, можно вернуться к первоначальному тезису, что секс есть общение полов. Отсюда же и глобализация проблемы, идущая от Георгия Ивановича Гурджиева, который сказал, что всякое общение разнополых уже есть секс.
Три ступени секса
Существуют всякие игры вокруг секса, например дистанционный секс. Я имею в виду не умозрительный секс, а реальное физическое взаимодействие на расстоянии с использованием для этой цели всяких специфических энергетических потоков. Таким образом, имеет место своеобразный творческий, научно-исследовательский подход к сексу (по правде говоря, не совсем исследовательский и совсем не научный) и разные прочие сексуальные игры. И еще масса всего, о чем написано и не написано. Для меня важно, раз уж я заговорил об этом, чтобы прозвучало и было воспринято понимание трехступенчатости секса. • Во-первых, секс как часть физиологической природы. • Во-вторых, секс как единство физиологической и социальной природы. • В-третьих, секс как проявление духовной природы. На языке духовного сообщества, естественно, — сексуальное взаимодействие между мужчиной и женщиной (извините, я сторонник традиционного подхода: между мужчиной и женщиной) предполагает включение всех трех природ человека. Этому надо учиться. И этому трудно учиться. Это совсем не то, что показывают по телевизору, то есть не физкультурно-исследовательские упражнения. Это совсем другое. Это тотальное любовное переживание. Что бы я рекомендовал? Первое: выбросить из головы всякую дурь типа самонаказания. Раз такой физиологический механизм существует, значит, он — естественная часть нашей жизни и требует естественного к себе отношения. Второе: сделать усилие и увидеть в конкретной ситуации своей жизни, что все, что вы считали проблемами в сексе, — это проблемы общения, а не физиологии. Третье: принять, что, строго говоря, для секса достаточно влюбленности, совсем не обязательно наличие любви вечной, неизменной, духовной. Вполне достаточно просто влюбленности, и ничего греховного в этом нет.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|